22.05.2018 00:00:00

Полит.Ру / Казаки и безнаказанность

Скандал с избиением участников несанкционированной акции на Пушкинской площади Москвы нагайками не утихает, несмотря на сообщения, что позволившие себе такие выходки казаки сами были наказаны точно так же. Многие публикации в СМИ и обсуждения в социальных сетях посвящены тому, кто такие казаки, почему их стало так много и почему власть почти никогда не одергивает их.

Комментарий Алексея Макаркина:

Надо сказать, что и в предоставлении властью свобод «своим» тоже есть определенные пределы. Допустим, с казаками мы их еще не видели, но когда ребята из неофициальных организаций, так называемые общественные активисты (их можно называть по-разному, и оппозиция называет их провокаторами, например), пришли на политическую фотовыставку с мочой наводить порядок и показывать, кто у нас тут в Москве хозяин, их остановили. Мол не надо, это уже слишком. Это официальное разрешенное мероприятие, не оппозиционная акция, и вы тут не особо активничайте.

Тут есть еще один момент, о котором стоит сказать. Сейчас проводится много параллелей деятельности казачества в настоящее время с его деятельностью во времена царской России - мол, казаков прежде тоже использовали против тогдашней оппозиции, против революционеров. Но есть принципиальная разница: тогда казаки были все-таки на военной службе, это были люди, подчиняющиеся воинской дисциплине. В настоящее же время мы видим, что казачьи войска, которые можно мобилизовать и которые могут пойти и в Крым, и против оппозиции — это организации, которые состоят из обычных граждан, надевших в соответствующую форму.

Когда в интернете начали выяснять, что же такое и кто же такие казаки, оказалось, что это люди в обычной жизни вполне себя гражданские, только, по сути дела, очень идеологизированные. Это нужно учесть. И эти люди могут серьезно превысить полномочия, которыми располагают по закону. Это также надо учитывать. Поэтому такие эксперименты с казаками носят достаточно опасный характер. У них есть нагайки, которые фактически являются холодным оружием. и как они их будут применять в ситуацию фактической безнаказанности, большой вопрос. При наличии идеологического фактора у них претензий к современным горожанам может быть очень много.

Они и сами, кстати, не какие-нибудь там люди из станиц, если говорить о Центральном рееестровом казачьем войске. Но они настроены достаточно архаично. И поэтому современный город, современные нравы вызывают у них сильное неприятие. Они считают, что молодежь слишком свободно себя ведет, что люди стали многое себе позволять, чего не было в советское время, и так далее. Ведь казаки могут надевать любую форму, но, по сути, в морально-нравственной сфере ориентир для них - Советский Союз. Они либо сами там жили, либо там жили их родители. Поэтому все, что выходит за рамки этого образца, вызывает у них сильное неприятие.

Но если нечто вызывает сильное неприятие у людей, не обладающих оружием, это одно. Они могут возмущаться, и это их право - у нас свобода слова. Если у них есть при себе моча, допустим, они могут обливать ею кого-то. Это плохо, некрасиво, противно, но это не причиняет повреждений. Это не может изувечить человека. Если же у таких людей появляется в руках нагайка, это куда опаснее. Такой вот диссонанс между своего рода подчеркнутой архаикой их убеждений и на самом деле довольно модернистской жизнью в мегаполисе — это тоже достаточно серьезная проблема, вероятно, выходящая за рамки отношение казаков и оппозиции.