Добавить в избранноеНа главнуюEnglish   


Рейтинг@Mail.ru



Комментарии экспертов ЦПТ - ноябрь 2008

Интервью сотрудников ЦПТ в печатных изданиях см. в разделе Статьи и интервью в СМИ 2003 - 2008 гг.

   25.11.08, КоммерсантЪ Daily / Регионы предъявляют укрупненный счет
Новые субъекты РФ недовольны результатами объединения

Комментарий Ростислава Туровского:
Практических результатов укрупнение не дало. Никто не задумывался о том, как будут жить и управляться упраздняемые территории. Обещания о социально-экономическом развитии объединяемых регионов, омытых "золотым дождем", не были исполнены. Регионы по-прежнему недофинансируются, а само укрупнение стало примером виртуальной политики, игры чиновников на федеральном и региональном уровнях.

   21.11.08, Гудок / Отступление с оговорками
НАТО разрывается между Россией и Грузией

Комментарий Алексея Макаркина:
С одной стороны, НАТО не хочет бросать Грузию, которая играет существенную роль в планах альянса. С другой - у организации нет желания конфликтовать с Россией, потому что это дорого обойдётся. Запад, конечно, заинтересован в ослаблении позиций Москвы. Но там прекрасно сознают выгоду нормальных отношений с нашей страной. Особенно в сфере поставки энергоносителей. А в период глобального экономического кризиса взаимодействие с нами приобретает ещё большее значение. Кроме того, у европейцев появилось понимание, что в конфликте с Южной Осетией президент Грузии был не прав. Многие политики в США и Евросоюзе начали воспринимать эту войну как ошибку Саакашвили. И если в августе на Западе однозначно поддерживали грузинского лидера, то теперь всерьёз задумались, нужен ли такой союзник.

   21.11.08, Время новостей / "Гнилые местечки"
После того как президент Дмитрий Медведев в своем послании предложил внести изменения в порядок формирования Совета Федерации, этот вопрос буквально не дает покоя заинтересованным лицам

Комментарий Алексея Макаркина:
Это устраняет самые одиозные моменты нынешней системы, которых было два. Раньше человек мог приехать в регион в семь утра, посидеть на заседании, за него автоматически голосуют, и он улетает в Москву уже в статусе делегированного сенатора. Чтобы это минимизировать, ввели другую крайность, не менее одиозную: ценз оседлости. А теперь нашли что-то среднее: формально ценз отсутствует, но кандидат должен быть связан с регионом и пройти согласование с местными элитами. В Англии парламент был создан в расцвет Средневековья, и избирательные округа с тех пор почти не менялись.В стране шли изменения, создавались новые промышленные центры, а города, которые в ХIII столетии процветали, позднее обезлюдели и утратили свое значение, но, как и прежде, посылали в парламент своих представителей. Они получили названием "гнилых местечек". Кого посылать в парламент от такого гнилого местечка - решал землевладелец, который контролировал эту территорию. Там было мало населения - где 100, где 20 человек, и он им указывал, за кого голосовать. Эта система была ликвидирована только реформой 1832 года. Инициатива Бориса Грызлова вызвана именно желанием предотвратить формирование таких "гнилых местечек" в России. Купить голоса электората легче, когда избирателей мало. Зато в городах это сложнее, потому что со всеми не договоришься и всех не проконтролируешь, у всех есть разные интересы. И если какой-то человек из Москвы пойдет на выборы в обход городской администрации, он может сильно об этом пожалеть.

   21.11.08, Время новостей / Съест победителей?
Выступая на Х съезде "Единой России", ее лидер - премьер-министр Владимир Путин впервые заявил, что "политические перспективы" партии будут "напрямую зависеть от того, как мы справимся сегодня с проблемами, с которыми сталкивается страна и ее граждане"

Комментарий Татьяны Становой:
"Единая Россия" последнее время становится все более и более безальтернативной, теперь это "наше все". Поэтому речь идет не о том, чтобы как-то передать ответственность ей, это просто попытка задействовать все имеющиеся ресурсы, привлечь партию власти к выработке основных решений. Много лет уже Путин, разговаривая о "Единой России", отмечает, что она должна в большей степени принимать участие, разрабатывать программы и так далее. Это стало достаточно рутинной вещью, не думаю, что тут какая-то интрига. Равно как и не вижу "перевода стрелок" в вопросе об ответственности за финансовый кризис. Как можно перевести стрелки на партию, которую он сам же и возглавил, которая утверждает решения Путина? Это было бы очень сложно объяснить. Тем более что у нас ответственные за финансовый кризис уже есть - Соединенные Штаты Америки. Это официальная позиция российских властей, звучащая абсолютно во всех их выступлениях. Кстати, вот именно в речи Путина на съезде этого не было - даже удивительно! Возможно, решили после победы Обамы эту тему не поднимать, пока не прояснится ситуация.

   19.11.08, Время новостей / Магия чисел
В Государственной думе сегодня состоится второе чтение конституционных поправок, внесенных президентом России Дмитрием Медведевым

Комментарий Бориса Макаренко:
Что там семь лет, вон Рамзан Кадыров высказался за пожизненное президентство. Во всем этом есть элемент услужливости перед центром. Цифры берутся ниоткуда, потому что даже шесть лет - это много. Когда у нас говорят, что четыре года в России мало для президентского срока, это фиксирует слабость госаппарата, который не может эффективно работать, в результате чего глава государства управляет страной в ручном режиме. Во Франции от семилетнего срока президентских полномочий уже отказались, а в Мексике глава государства хотя и избирается на семь лет, но не более одного раза. Кстати, член фракции КПРФ в Госдуме Виктор Илюхин уже предлагал разрешить главе государства шестилетнее правление, но при условии однократного избрания на этот пост. Поправка была отклонена профильным комитетом. Я не думаю, что кто-то разумно планировал сценарий, при котором сначала предлагается срок шесть лет, а потом депутаты или сенаторы голосуют за семь. В этом нет никакого смысла, все бы сразу поняли, откуда на самом деле исходит инициатива. Так что законодатели могут безо всяких последствий соревноваться в выражении президенту своей преданности, полагает эксперт: пакет поправок наверняка будет принят в том виде, в каком его предложил г-н Медведев.

   19.11.08, Газета / Европа ищет альтернативу "Газпрому" в обновлении своего энергобаланса
Опрос

Комментарий Алексея Макаркина:
Думаю, что альтернатива Европой будет найдена скорее поздно, чем рано, потому что сейчас там кризис и вкладывать средства в диверсификацию или переориентацию на другие источники достаточно сложно. Другое дело, что когда-нибудь это все-таки может случиться. А здесь может возникнуть большая проблема, потому что у нас, как и у многих других, часто наблюдается инерция, что статус-кво сохранится в течение неопределенно длительного времени или что изменения будут идти в более выгодную для нас сторону.

   18.11.08, Известия / Было два послания. Одно сказано, а другое услышано
Сегодня Госдума рассмотрит во втором чтении законопроекты, которые изменяют многие институты политической системы

Комментарий Игоря Бунина:
Если я продолжу линию Дмитрия Орешкина, то мы будем говорить только об имитационной демократии. Это занятно, но всей картины не описывает. Попытаемся все таки разобраться в мотивациях. Во-первых, проблема срока. Когда Борис Николаевич создавал Конституцию, задачи были очень краткосрочными. Для него и 4 года - огромный срок. Новое поколение мыслит категориями оптимального прогноза. Например, программа-2020. Для молодого здорового организма желательно находиться у руководства не два срока по четыре года, а хотя бы два срока по шесть. Эта идея скорее всего была имплантирована в последний момент. Это видно просто по тексту. Там нет никаких обоснований этой реформы, а все остальные хорошо обоснованы. Все это является следствием некоего контракта Путина и Медведева. Для кого? А бог его знает! Они сейчас сами-то не знают для кого!

   18.11.08, Известия / Лужков поверил в народ
Став в понедельник вечером первым гостем новой программы Владимира Познера на "Первом канале", Юрий Лужков порадовал ведущего мини-сенсацией

Комментарий Алексея Макаркина:
Я думаю , что Лужков поменял свою точку зрения из соображений, что в ситуации кризиса именно избранный губернатор способен обеспечить стабильность в регионе. Но, возможно, были и другие причины? В любом случае, когда Лужков уйдет со своего поста (и при нынешней системе, и в случае возвращения прямых выборов), следующим мэром Москвы будет человек Лужкова. Конечно, согласованный с Кремлем.

   18.11.08, Независимая Газета / И целых шести лет мало
Завтра Госдума примет окончательное решение по поправкам к Конституции, инициированным Дмитрием Медведевым

Комментарий Алексея Макаркина:
Должны же они чем-то отличаться от "Единой России". Если бы СР и ЛДПР предложили срок меньше, чем шесть лет, то это бы выглядело крайне оппозиционно. Предложение именно семилетнего президентства связано с мировым политическим опытом. "Справедливую Россию" и ЛДПР станут упрекать, что, выдвигая инициативу о семилетнем сроке, они хотят сделать пост главы государства в нашей стране чуть ли не пожизненным. Однако у этих двух партий есть прекрасный аргумент: во Франции, к примеру, долгое время глава государства правил именно семь лет

   17.11.08, Гудок / Будет время поработать
Депутаты приняли поправки об увеличении срока полномочий президента и Госдумы

Комментарий Алексея Макаркина:
Думаю, политическое решение об увеличении сроков полномочий в Кремле было принято ещё до президентских выборов. На исходе своего пребывания на высшем посту государства Владимир Путин говорил о целесообразности такого шага. Сейчас пришла молодая команда. И четыре года - явно мало для проведения задуманных реформ. Планы-то строятся до 2020 года! Поправки ориентированы именно на политическую команду, которая ныне у власти. А кто конкретно станет кандидатом Кремля на следующий президентский срок, будет понятно ближе к 2011 году.

   13.11.08, Независимая Газета / За посланием следили не все
Эксперты отмечают снижение интереса к выступлению главы государства и винят в этом финансовый кризис

Комментарий Алексея Макаркина:
Послание транслировалось по телевидению в рабочее время. Люди трудятся и на речи власти не отвлекаются. Интерес к политике просыпается в населении лишь в сложные для страны периоды жизни. Пока у людей нет ощущения кризиса, все надеются, что мы его как-нибудь проскочим. Этим же вызвано и отсутствие массовых негативных реакций респондентов на Послание. В целом народ доверяет политике Медведева-Путина, поэтому в подробности не вникает. Правда, лишь до тех пор, пока людей не коснутся трудности во внутриполитической либо финансовой сферах.

   12.11.08, Новые Известия / Нежданная любовь
Депутаты могут дать прессе немного свободы

Комментарий Алексея Макаркина:
В Послании президент особо подчеркнул, что миром нельзя управлять из одной столицы, а те, кто отказывается это понять, будут лишь создавать проблемы для себя и других. По сути, это означает, что нас не устраивает та система международных отношений, в которой роль единоличного "регулировщика" пытаются взять на себя США. Партия власти "просто транслирует либеральный посыл сверху". Достаточно посмотреть на послание Дмитрия Медведева Федеральному собранию. В нем прослеживается целый ряд либеральных направлений. Думаю, что в таком контексте общих либеральных предложений власти можно рассматривать и инициативы, связанные со СМИ. Если эти инициативы будут приняты в таком виде, какие они сейчас, то это поспособствует потеплению отношений между властью и СМИ.

   12.11.08, Гудок / Свои интересы надо отстаивать

Комментарий Сергея Михеева:
В Послании президент особо подчеркнул, что миром нельзя управлять из одной столицы, а те, кто отказывается это понять, будут лишь создавать проблемы для себя и других. По сути, это означает, что нас не устраивает та система международных отношений, в которой роль единоличного "регулировщика" пытаются взять на себя США. Мы видим, к каким перекосам приводит стремление одной, пусть и сильной страны доминировать в глобальной политике и экономике, да ещё используя при этом откровенно силовые приёмы. Нельзя не учитывать и то, что Россию исподволь, но настойчиво вытесняют не только из отдалённых регионов и стран, где она традиционно имеет свои интересы, но даже из постсоветского пространства. У нас нет другого выхода, как противостоять всеми доступными способами такому давлению. Разумеется, речь идёт в первую очередь о политическом противостоянии. Не случайно Дмитрий Медведев говорит о снижении фактора жёсткой силы и утверждении коллективного образа действий. В одиночку с этими проблемами справиться не удастся. Поэтому России важно активнее работать в международных организациях, опираться на своих союзников в таких объединениях, как ШОС, БРИК, АТЭС. В то же время необходимо демонстрировать и мускулы. НАТО все настойчивее продвигается к нашим границам, элементы американской противоракетной обороны собираются разместить в Восточной Европе. В конце концов может встать вопрос о территориальной целостности России. В речах некоторых западных политиков уже проскальзывали намёки на то, что "несправедливо" одной стране занимать такие огромные пространства. Думаю, заявление президента о перебазировании в Калининградскую область ракетных комплексов "Искандер" и создании там радиолокационной станции для подавления американского радара в Чехии - хороший холодный душ для "горячих голов" на Западе.

   11.11.08, Новые Известия / Им дали срок
Новому руководству страны нужны свои надежные партии

Комментарий Алексея Макаркина:
Государство утратило надежду на то, что Зюганов уйдет сам. Остальным партиям это не страшно: Жириновский заменит себя на сына, как это уже сделано в парламентской фракции, и при этом останется реальным главой ЛДПР, "Справедливая Россия" только что создалась, Григорий Явлинский только что ушел, правая партия вообще еще не конституировалась. Наверное, есть такое ощущение, что Зюганов укоренился навсегда и, наверное, есть желание стимулировать его замену. Я исключаю, что Зюганов, допустим, станет генеральным секретарем.

   11.11.08, Время Новостей / Послабления на всякий случай
Отныне не будут лишаться государственного финансирования политические партии, прошедшие через процедуру реорганизации

Комментарий Татьяны Становой:
Я бы тоже связала принятие этих поправок с тем, что происходит на партийном поле. Но я не припомню случая, когда бы у нас партии реорганизовывались. К парламентским партиям это точно не относится. Это один из тех редких законопроектов, которые принимаются без скрытого подтекста. Возможно, поправки изначально и задумывались для аграриев. Это одна из старейших, сильнейших и очень амбициозных партий, и не исключено, что на ранних этапах обсуждались какие-то иные варианты присоединения АПР к "Единой России", однако потом от них могли отказаться, а законопроект остался. Подписанные вчера Дмитрием Медведевым поправки будут полезны отечественной партийной системе. Сейчас система очень жесткая, а этот законопроект делает ее чуть более гибкой. Вот только воспользоваться предоставленной поблажкой пока что некому.

   10.11.08, Российская газета /Сколько у вас костюмов?
Опрос

Комментарий Игоря Бунина:
Хотите пересчитаю? Так, вижу штук восемь-десять. В последнее время приходится их часто менять. Покупаю в разных магазинах. Иногда за границей, но чаще - в Москве. На мою фигуру костюм подобрать трудно. Но удается. Люблю темно-синие или светло-синие ткани.

   06.11.08, Московский Комсомолец / Ноябрьская революция
Путин сможет править до 2024 года. Если захочет...

Комментарий Игоря Бунина:
Медведев пытался донести, что у него есть некая жизненная программа, которая включает основные ценности, что он может быть и патриотом, и бороться с американским гегемонизмом, и быть архитектором глобального порядка, и способен гуманизировать пенитенциарную систему, вступить на путь демократизации. Медведев получает 10 лет на руководство страной и реализацию своей программы. Эта идея была и у Путина, Медведев ее развивает и расширяет. Хотя 12 лет - это очень много. 14 - был средний срок монархии или президентских выборов во Франции. Миттеран отсидел 14 лет - это многовато. Давайте считать, что 12 лет - это не 14. Дмитрий Медведев - молодой человек, у него гигантские планы, он хочет быть архитектором мирового порядка. За 8 лет с этим справиться сложно. За 10, впрочем, не легче.

   06.11.08, Новые Известия / "Это несправедливо и должно быть исправлено"
Страну ждут масштабные политические реформы

Комментарий Алексея Макаркина:
Никто не ожидал, что в самом первом послании Медведев предложит поменять Конституцию. В оценке финансового кризиса впервые было произнесено слово "кризис", потому что до этого говорилось только о мероприятиях по борьбе с финансовыми проблемами, но не формулировалось, что же именно у нас происходит. В первом послании обычно формулируются идеи на президентский срок, и в дальнейших выступлениях они лишь конкретизуются. Нынешнее послание, безусловно, носит программный характер.

   06.11.08, Время Новостей / "Все зависит от того, как будет выполняться"
Первое президентское послание Дмитрия Медведева Федеральному Собранию

Комментарий Сергея Михеева:
Послание достаточно решительное и местами даже жесткое. В плане внешней политики четко обозначены претензии и амбиции России на восстановление части своего влияния. Было четко заявлено, что Россия не принимает концепцию однополярного мира, в котором США играют ведущую роль. Ничего нового тут нет, но интересно, что это подтвердил именно г-н Медведев. Что касается внутриполитических инициатив, тут наиболее значимо увеличение срока президентства. Можно понять эту логику: для выстраивания более долгосрочной стратегии Кремлю нужны более длинные сроки действия исполнительной и законодательной власти, чтобы заниматься стратегией и быть более уверенными в своем будущем. Интересна также инициатива, что сенаторами могут становиться только избирающиеся в местные законодательные собрания и что кандидатуры на пост губернатора будут выдвигаться также партиями, победившими на местных выборах. Однако непонятно, приведет ли это к усилению административного давления или действительно будет стимулировать партийную конкуренцию -- будем надеяться на последнее. Вообще все предложения, которые озвучил Дмитрий Медведев, достаточно интересны, они могут усилить политическую конкуренцию и оживить политическую жизнь. Все зависит от того, как это будет выполняться: ограничится ли все декларациями, подкрепленными мерами административного ресурса, или это будет искреннее желание Кремля стимулировать развитие партийной деятельности и заодно слегка оживить "Единую Россию". Ведь любые из названных мер можно повернуть так, как вам хочется.

   05.11.08, Московский комсомолец / Кадр дня
Президенты России, Азербайджана и Армении подписали декларацию об урегулировании карабахского конфликта

Комментарий Сергея Михеева:
Декларация не решает проблемы, поскольку Баку по-прежнему требует возвращения Карабаха в состав Азербайджана, а Ереван настаивает на суверенитете непризнанной Республики. Плюсом саммита является то, что и Азербайджан, и Армения расписались: они признают роль России в качестве главного посредника в урегулировании на Кавказе. Попыток силового разрешения проблемы скорее всего больше не будет

Архив комментариев 2008 г.

 Январь   Февраль   Март   Апрель   Май   Июнь   Июль   Август   Сентябрь   Октябрь 

Архив комментариев 2007 г.

 Январь   Февраль   Март   Апрель   Май   Июнь   Июль   Август   Сентябрь   Октябрь   Ноябрь   Декабрь 

Архив комментариев 2006 г.

 Январь   Февраль   Март   Апрель   Май   Июнь   Июль   Август   Сентябрь   Октябрь   Ноябрь   Декабрь 

Архив комментариев 2005 г.

 Январь   Февраль   Март   Апрель   Май   Июнь   Июль   Август   Сентябрь   Октябрь   Ноябрь   Декабрь 

Архив комментариев 2004 г.

 Январь   Февраль   Март   Апрель   Май   Июнь   Июль   Август   Сентябрь   Октябрь   Ноябрь   Декабрь 

Архив комментариев 2003 г.

 Январь   Февраль   Март   Апрель   Май   Июнь   Июль   Август   Сентябрь   Октябрь   Ноябрь   Декабрь