Исследование проблем предпринимательства в России

Центр политических технологий одним из первых начал изучение проблем российского предпринимательства. В 1991-1994 годах было проведено масштабное исследование нарождающегося предпринимательского класса (источники формирования, социальные связи, мотивы деятельности, психологические установки) - первое исследование такого рода в постсоветский период. Итоги работы нашли отражение в вышедшей в 1994 г. книге «Бизнесмены России: 40 историй успеха». Издание включает беллетризованные биографии первопроходцев российского бизнеса, добившихся успеха в различных предпринимательских сферах. Руководитель исследовательского коллектива и автор итоговой аналитической статьи - Бунин И.М.

В 1996-1997 годах при финансовом содействии Центра международного частного предпринимательства ЦПТ осуществил проект, целью которого было изучение предпринимательских ассоциаций, действующих на общенациональном и региональном уровнях (численности, организационной структуры, региональной сети, характера представительства в органах власти и взаимоотношений с ними), выявление тенденций развития, а также примеров наиболее и наименее успешно действующих организаций. По итогам исследования в 1997 г. вышли две публикации: отчет «Система представительства российского бизнеса: формы коллективного действия» и справочник «Общественные (некоммерческие) объединения предприятий и предпринимателей России».

В 1997-1998 годах осуществлен крупный проект «Россия: бизнес, демократия, бюрократия», включавший следующие программы исследований:

C 2005 по 2006 год Центр политических технологий провел масштабное исследование предпринимательской культуры современной России. В ходе исследования было опрошено 70 известных российских бизнесменов. И в 2006 году вышла книга «Бизнес несмотря ни на что. 40 историй успеха», в которой представлены подробные интервью с успешными бизнесменами, которые были в дальнейшем переработаны в монологи. В книгу также вошла аналитическая статья, написанная генеральным директором ЦПТ Игорем Буниным.

Книга издана при содействии Ассоциации российских банков, Ассоциации менеджеров России, Национального Совета по корпоративному управлению и при участии компании «Интеррос» и группы «СУАЛ».

В 2013 - 2014 годах Центр политических технологий реализовал третий этап исследования российской бизнес-среды, завершившийся выходом книги «20 лет спустя. Портрет отечественного бизнеса» в марте 2015 года. Книга представляет собой результат двух десятилетий работы и наблюдений Центра политических технологий за тем, как зарождалось и менялось российское предпринимательское сообщество.

В общей сложности за годы исследования было проведено более 200 бесед с представителями российского бизнеса, из которых в третье издание вошли 40 уникальных историй. Задача книги – познакомить читателя с представителями отечественного бизнеса и осмыслить их опыт, ценный для понимания процессов, происходящих в обществе и экономике современной России.

Книга издана при содействии Ассоциации российских банков, МОО «Ассоциация менеджеров», Фонда «Династия» и при участии ГК «Прогресстех», ГК «Волка-Днепр», ГК IBS, УК «Алюминиевые продукты», ФБК Grand Thornton.

На данный момент мы продолжаем заниматься изучением проблем российского предпринимательства.