03/06/2019
Председатель Госдумы Вячеслав Володин совершает рабочий визит в Сербию. По мнению экспертов, поездка главы российского парламента сейчас особенно важна в связи с обострением в Косово
Комментарий Алексея Макаркина:
С одной стороны, Сербия — это страна, которая не хочет вступать в НАТО. В этом отличие от Черногории, которая уже вступила в североатлантический блок, и от Македонии, которая сейчас оформляет свое членство. Так как Россия выступает против любого расширения НАТО, у нас с Сербией отношения существенно лучше, чем с целым рядом других балканских стран. Это раз.
Второе. Есть история. Я бы не преувеличивал ее значение, но все равно этот фактор не стоит сбрасывать со счетов. Россия и Сербия никогда друг против друга не воевали, в обеих мировых войнах страны были союзницами. Есть общий фактор православия, есть духовные связи, есть общие святые, почитаемые сербской и русской православными церквями. Когда встала проблема украинского церковного раскола, то сербская церковь поддержала позицию РПЦ.
Третий фактор состоит в том, что Россия поддерживает позицию Сербии по Косово, и Сербия по этому поводу весьма благодарна России. В Белграде рассматривают Москву, как серьезного внешнеполитического партнера.
Четвертое — это экономика. Сербия заинтересована в том, чтобы получать стабильно газ от России, в Сербии есть экономический интерес Газпрома. И если говорить о том, что сейчас внешняя политика в значительной степени зависит от экономики, то это важный фактор.
Но отношения тем не менее противоречивые, потому что есть и другая сторона. Сербия собирается вступать в ЕС. Она давно ведет переговоры, и большинство населения страны выступает за такое вступление, равно как и политический класс страны. Есть противники — это сербская радикальная партия. Но их роль в сербской политике не очень велика.
Фактор притяжения ЕС есть. Фактор важный для более молодой части сербского общества, и важный для элит страны, которые тоже хотят стать частью Европы. И если в Старой Европе сейчас усиливаются евроскептики, то в Сербии, наоборот, политики хотят выйти на европейский уровень, хотят войти в состав еврокомиссии и так далее.
Конечно, речь идет и о том, что они хотели бы получить материальную поддержку от ЕС как новый участник. Ведутся переговоры по конкретным положениям, и велика вероятность, что в середине 20-х годов Сербия станет членом ЕС. Соответственно, это ведет к целому ряду проблем с Россией.
Пока Сербия может не присоединяться к санкциям в отношении России. Но чем дальше, тем больше ЕС будет настаивать на том, что раз Сербия пытается вступить в ЕС, значит она должна быть солидарна с другими европейскими странами. Такая уникальная роль Сербии, с одной стороны она стремится в ЕС, а с другой стороны она сохраняет отношения с Россией.
На сегодняшний момент страна может откладывать выбор. Но чем ближе вступление в ЕС, тем больше будет проблем. Если Сербия станет членом ЕС, тогда ей придется следовать общеевропейской дисциплине. Отношения Европы и России непростые, и вряд ли в ближайшем будущем что-то изменится.
Проблема как раз в том, что Сербия пытается совместить европейскую интеграцию и добрые отношения с Россией. Пока это удается, но сколько времени это будет удаваться сказать сложно. И в этой связи отмечу особою роль Госдумы в российско-сербском диалоге. Сербия - президентско-парламентская республика, взаимоотношения с сербским парламентом весьма значимы. Взаимоотношения с сербским парламентом - это по сути отношения с влиятельным институтом, отношения с политическим классом, тем более что в парламенте представлены разные политические силы (есть и те, кто ориентируется на Запад, и те, кто ближе к России, есть те, кто старается искать баланс).
Отношения между парламентами России и Сербии – это важное направление двухсторонних российско-сербских отношений. И этот визит председателя Госдумы Вячеслава Володина можно рассматривать как сугубо положительный.
Борис Макаренко о правительстве Джо Байдена
Комментарий Бориса Макаренко:Дублеры начинают действовать. Название старого советского фильма приходит в голову при размышлениях о первых назначениях в администрации победившего на выборах президента США Джозефа Байдена. Ровно 40 лет в Америке не случалось, чтобы партия возвращала себе контроль над Белым домом спустя всего четыре года после поражения на предыдущих выборах: это значит, что очевидными кандидатами на руководящие посты становятся те, кто в предыдущей администрации той же партии был на ролях весьма заметных, хотя и не первых. Правительство дублеров? Ведь и сам будущий президент был «вторым номером» в администрациях Обамы. →
Парламент Армении отказался отменять военное положение, которое было введено в стране 27 сентября на фоне эскалации конфликта в Нагорном Карабахе
Комментарий Алексея Макаркина:Тот факт, что военное положение в стране сохраняется, свидетельствует только о том, что премьер-министр Пашинян контролирует парламент. Если бы этот режим был отменен, появилось бы больше возможностей для протеста у оппозиции. А Пашиняна и без того активно критикуют за потерю территорий. Это самое большое поражение Армении во всех Карабахских войнах за 30 лет. →
Партия «Яблоко» намерена начать подготовку молодых политиков
Комментарий Алексея Макаркина:На самом деле, здесь идет конкуренция за молодых политиков в рядах оппозиции. Есть Навальный, «Яблоко», Партия Народной Свободы, партия Андрея Нечаева, и другие проекты. →
Довыборы в гордуму покажут настроение общепротестного электората
Комментарий Алексея Макаркина:Не стоит подозревать несистемщиков в попытках сговора с властью, обилие черных технологий как раз свидетельствует о конкурентности кампании. Хотя рейтинги ЕР по стране равны 30% и, следовательно, у оппозиции вместе взятой около 70%, не следует каждые конкретные выборы рассматривать с арифметической точки зрения таких рейтингов. Результаты могут быть непропорциональны, особенно если кандидат провел яркую кампанию. Тогда за него идут голосовать уже не только как за идейно близкого, но и как за проходного. →
Эксперты РСМД проанализировали новые вызовы для российской внешней политики
Комментарий Бориса Макаренко:Вакцина может стать элементом российской мягкой силы. Воздействие мягкой силы на международные отношения, конечно, есть, но оно не радикальное. При этом США вряд ли будут большими потребителями российской вакцины. →
20 ноября Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) и Федеральное агентство связи (Россвязь). Их функции были переданы Министерству цифрового развития
Комментарий Алексея Макаркина:Нынешняя ликвидация ведомств — это продолжение ревизии административной реформы 2004 года, когда была создана трехступенчатая модель исполнительной власти (министерства, службы, агентства). Тогда было создано огромное количество разных ведомств, но возникла одна очень русская проблема. Непонятно стало, кто за что отвечает и с кого спрашивать. Полномочия ведомств порой пересекались. И там, где это было престижно, где управление сулило хорошее финансирование и пр., ведомства боролись друг с другом в ущерб делу, чтобы взять контроль над ним в свои руки. А там, где дело сулило большие проблемы, наоборот, все спихивали ответственность друг на друга. В целом опыт такой реформы был признан неудачным. →
Какая судьба ждет общину Виссариона
Комментарий Алексея Макаркина:Складывается впечатление, что государство просто не знает, что делать и чего ждать от таких религиозных организаций, как Церковь последнего завета. Поэтому и пытается либо усилить контроль над такими общинами, либо вовсе прекратить работу этих структур. У чиновников подход утилитарный. Те, кто конкурирует с РПЦ, вызывают опасение. Организации, подобные общине Виссариона, воспринимаются как наносящие ущерб православной церкви и уводящие от нее потенциальных верующих. Государство не может выдвигать конфессиональных аргументов, потому что официально церковь отделена от государства, но реально отношение к этим организациям во многом негативное не только потому, что их сложнее контролировать, чем РПЦ, но они воспринимаются как аномальные и исторически не свойственные России и русскому народу. А раз они не наши, значит, и не нужны. →
Оптимизация штата государственных служащих, которую предлагает осуществить премьер-министр Михаил Мишустин, является логичным и разумным шагом в сложившейся ситуации, полагают эксперты
Комментарий Бориса Макаренко:Сокращение служащих не кажется радикальным шагом - скорее всего, при масштабах от 5 до 10% это произойдет при имеющихся вакансиях, может быть, работниках пенсионного возраста. Он последовательно оптимизирует все ресурсы - на это надо смотреть в совокупности и с кадровыми перестановками в правительстве, и с цифровизацией, потому что, по идее, при широкой цифровизации она должна заменять человека какими-то автоматизированными приемами. Главное, что Мишустин - человек, который по определению умеет считать, раз он пришел из ФНС, оптимизирует все ресурсы, и все это не случайно. На правительстве лежит колоссальная ответственность, пожалуй, настолько, насколько этого давно не было: ему нужно продолжать возглавлять борьбу с коронакризисом и перезапускать национальные проекты. При этом ресурсов мало, поэтому все считается. →
Партии «Народ против коррупции» больше не существует – политологи прокомментировали «Блокноту» это событие
Комментарий Алексея Макаркина:По поводу этой партии у меня брали комментарий только один раз – когда стало известно, что ее возглавил родственник Владимира Путина. Вот теперь, когда ее ликвидировали, о ней второй раз в СМИ спросили. Но сказать тут нечего. Абсолютно ничем себя не показавшая партия, никаких результатов она не добилась. Кремль, в свою очередь, никакого интереса к ней не проявлял, никаких ставок на нее не делал. Родственник Путина, вероятно, возглавил ее для каких-то своих личных интересов. Возможно, это нужно было ему для некоторых карьерных моментов. Так что все существование этой партии сводится к абсолютному нулю. →
Сноб поговорил с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко о методологии составления карты и возможности системы выборщиков в России
Комментарий Бориса Макаренко:Такая система противоречит всей исторической и современной традиции в России. Американский принцип идет от американской концепции федерализма, где штаты наделены немалым объемом властных полномочий в самых разных сферах. У нас федерализм, мягко говоря, очень универсалистский - права регионов крайне ограничены. Если ввести непрямые выборы при отсутствии реального федерализма, то будут все те же эффекты - завышение доли малых субъектов федерации над большими. Одного порока американской системы у нас бы не было: у них республиканцы имеют преимущество, потому что округа в сельской местности в среднем имеют меньшее число избирателей, то есть сельская местность имеет преимущество в голосовании. У нас такого явления почти нет. →