09/01/2018
В среду, 9 января, в Государственной думе России торжественно открылась весенняя сессия 2019 года
Комментарий Алексея Макаркина:
Работа Госдумы ведется несмотря ни на какие падения рейтингов доверия.
Контроль над выполнением законов должен быть в независимости от того, какие рейтинги. Бывает всякое, рейтинги то падают, то растут. Был интересный случай после принятия пенсионной реформы, когда в начале осени рейтинги правительства и ГД пошли вверх. И можно спорить, с чем это связно. Рейтинги - вообще вещь не очень стабильны. Политики, конечно, имеют в виду рейтинги, степень популярности при принятии решений, но в данном случае речь идет о другом. Об авторитете института. Он является фактором, который важен при любых рейтингах, и контроль за принятием законов позволяет укрепить авторитет института, в данном случае Госдумы. Контроль позволяет выстраивать обратную связь с гражданами.
Среди россиян существуют неприятный для власти феномен - отчужденность граждан от власти. Люди исходят из того, что они живут сами по себе, что у них свои проблемы, а у властей свои. И не редко принимаются законы, которые для обычных людей подчас непонятны. Есть два направления, по которым будет вестись работа, чтобы снизить роль этого негативного фактора. Целиком преодолеть отчужденность невозможно, она есть везде во всех странах. Есть разные способы, как уменьшить отчужденность. Здесь, как я понимаю, предлагается два варианта - концентрация внимания на законах, которые важны гражданам, которые касаются их и понятны им.
Например, важный закон о паллиативной помощи, потому что тема грустная и тема, которая затрагивает многих россиян. Ведется активная работа со структурами гражданского общества, с людьми, которые занимаются организацией хосписов. И это тот закон, значимость которого могут почувствовать граждане. Другие, упомянутые Володиным законы, из этого же ряда. Это тоже законы для обычных людей, которые решают их конкретные и значимые проблемы.
Второе направление — это контроль. Можно принимать хорошие законы, в том числе и народные законы, о которых мы только что говорили, но в России есть печальная поговорка - строгость законов компенсируется их слабым исполнением. Слабо исполняются не только строгие законы, слабо исполняются самые разные законы, и если закон не исполняется, то это дискредитирует и сам закон, и опосредовано деятельность законодателя. Поэтому логично, что идет речь о механизме контроля. Исполнение законов у нас контролируют различные структуры, но такая роль парламентского контроля здесь тоже будет весьма полезной.
Потому что именно депутаты принимали закон, они хорошо знают его особенности, его тщательно прорабатывали на уровне комитетов, и им здесь удобнее видеть механизм исполнения этого закона. Также у нас депутаты напрямую связаны с избирателями. Через депутатов идет обратная связь, граждане могут информировать их о тех или иных проблемах, связанных с реализацией законов.
Я думаю, что и принятие народных законов, и контроль за выполнением законов - это значимые функции ГД, при чем значимые постоянно, в независимости от колебания рейтингов.
Борис Макаренко о правительстве Джо Байдена
Комментарий Бориса Макаренко:Дублеры начинают действовать. Название старого советского фильма приходит в голову при размышлениях о первых назначениях в администрации победившего на выборах президента США Джозефа Байдена. Ровно 40 лет в Америке не случалось, чтобы партия возвращала себе контроль над Белым домом спустя всего четыре года после поражения на предыдущих выборах: это значит, что очевидными кандидатами на руководящие посты становятся те, кто в предыдущей администрации той же партии был на ролях весьма заметных, хотя и не первых. Правительство дублеров? Ведь и сам будущий президент был «вторым номером» в администрациях Обамы. →
Парламент Армении отказался отменять военное положение, которое было введено в стране 27 сентября на фоне эскалации конфликта в Нагорном Карабахе
Комментарий Алексея Макаркина:Тот факт, что военное положение в стране сохраняется, свидетельствует только о том, что премьер-министр Пашинян контролирует парламент. Если бы этот режим был отменен, появилось бы больше возможностей для протеста у оппозиции. А Пашиняна и без того активно критикуют за потерю территорий. Это самое большое поражение Армении во всех Карабахских войнах за 30 лет. →
Партия «Яблоко» намерена начать подготовку молодых политиков
Комментарий Алексея Макаркина:На самом деле, здесь идет конкуренция за молодых политиков в рядах оппозиции. Есть Навальный, «Яблоко», Партия Народной Свободы, партия Андрея Нечаева, и другие проекты. →
Довыборы в гордуму покажут настроение общепротестного электората
Комментарий Алексея Макаркина:Не стоит подозревать несистемщиков в попытках сговора с властью, обилие черных технологий как раз свидетельствует о конкурентности кампании. Хотя рейтинги ЕР по стране равны 30% и, следовательно, у оппозиции вместе взятой около 70%, не следует каждые конкретные выборы рассматривать с арифметической точки зрения таких рейтингов. Результаты могут быть непропорциональны, особенно если кандидат провел яркую кампанию. Тогда за него идут голосовать уже не только как за идейно близкого, но и как за проходного. →
Эксперты РСМД проанализировали новые вызовы для российской внешней политики
Комментарий Бориса Макаренко:Вакцина может стать элементом российской мягкой силы. Воздействие мягкой силы на международные отношения, конечно, есть, но оно не радикальное. При этом США вряд ли будут большими потребителями российской вакцины. →
20 ноября Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) и Федеральное агентство связи (Россвязь). Их функции были переданы Министерству цифрового развития
Комментарий Алексея Макаркина:Нынешняя ликвидация ведомств — это продолжение ревизии административной реформы 2004 года, когда была создана трехступенчатая модель исполнительной власти (министерства, службы, агентства). Тогда было создано огромное количество разных ведомств, но возникла одна очень русская проблема. Непонятно стало, кто за что отвечает и с кого спрашивать. Полномочия ведомств порой пересекались. И там, где это было престижно, где управление сулило хорошее финансирование и пр., ведомства боролись друг с другом в ущерб делу, чтобы взять контроль над ним в свои руки. А там, где дело сулило большие проблемы, наоборот, все спихивали ответственность друг на друга. В целом опыт такой реформы был признан неудачным. →
Какая судьба ждет общину Виссариона
Комментарий Алексея Макаркина:Складывается впечатление, что государство просто не знает, что делать и чего ждать от таких религиозных организаций, как Церковь последнего завета. Поэтому и пытается либо усилить контроль над такими общинами, либо вовсе прекратить работу этих структур. У чиновников подход утилитарный. Те, кто конкурирует с РПЦ, вызывают опасение. Организации, подобные общине Виссариона, воспринимаются как наносящие ущерб православной церкви и уводящие от нее потенциальных верующих. Государство не может выдвигать конфессиональных аргументов, потому что официально церковь отделена от государства, но реально отношение к этим организациям во многом негативное не только потому, что их сложнее контролировать, чем РПЦ, но они воспринимаются как аномальные и исторически не свойственные России и русскому народу. А раз они не наши, значит, и не нужны. →
Оптимизация штата государственных служащих, которую предлагает осуществить премьер-министр Михаил Мишустин, является логичным и разумным шагом в сложившейся ситуации, полагают эксперты
Комментарий Бориса Макаренко:Сокращение служащих не кажется радикальным шагом - скорее всего, при масштабах от 5 до 10% это произойдет при имеющихся вакансиях, может быть, работниках пенсионного возраста. Он последовательно оптимизирует все ресурсы - на это надо смотреть в совокупности и с кадровыми перестановками в правительстве, и с цифровизацией, потому что, по идее, при широкой цифровизации она должна заменять человека какими-то автоматизированными приемами. Главное, что Мишустин - человек, который по определению умеет считать, раз он пришел из ФНС, оптимизирует все ресурсы, и все это не случайно. На правительстве лежит колоссальная ответственность, пожалуй, настолько, насколько этого давно не было: ему нужно продолжать возглавлять борьбу с коронакризисом и перезапускать национальные проекты. При этом ресурсов мало, поэтому все считается. →
Партии «Народ против коррупции» больше не существует – политологи прокомментировали «Блокноту» это событие
Комментарий Алексея Макаркина:По поводу этой партии у меня брали комментарий только один раз – когда стало известно, что ее возглавил родственник Владимира Путина. Вот теперь, когда ее ликвидировали, о ней второй раз в СМИ спросили. Но сказать тут нечего. Абсолютно ничем себя не показавшая партия, никаких результатов она не добилась. Кремль, в свою очередь, никакого интереса к ней не проявлял, никаких ставок на нее не делал. Родственник Путина, вероятно, возглавил ее для каких-то своих личных интересов. Возможно, это нужно было ему для некоторых карьерных моментов. Так что все существование этой партии сводится к абсолютному нулю. →
Сноб поговорил с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко о методологии составления карты и возможности системы выборщиков в России
Комментарий Бориса Макаренко:Такая система противоречит всей исторической и современной традиции в России. Американский принцип идет от американской концепции федерализма, где штаты наделены немалым объемом властных полномочий в самых разных сферах. У нас федерализм, мягко говоря, очень универсалистский - права регионов крайне ограничены. Если ввести непрямые выборы при отсутствии реального федерализма, то будут все те же эффекты - завышение доли малых субъектов федерации над большими. Одного порока американской системы у нас бы не было: у них республиканцы имеют преимущество, потому что округа в сельской местности в среднем имеют меньшее число избирателей, то есть сельская местность имеет преимущество в голосовании. У нас такого явления почти нет. →