21/03/2018
В Кремле не намечают массовых отставок губернаторов к Единому дню голосования, утверждают СМИ. В «Единой России» также не ждут перемен после выборов президента и рассчитывают, что премьер-министр Дмитрий Медведев останется во главе партии. В то же время президент Путин, победивший на выборах 18 марта, анонсировал изменения в правительстве.
Комментарий Алексея Макаркина:
Массовые отставок губернаторов накануне Единого дня голосования, видимо, не будет, потому что волна массовых отставок уже прошла. Губернаторский корпус «почистили» достаточно серьезно: в нем появились знаменитые уже технократы, о которых так много говорят. Поэтому проводить новую «чистку» незачем. Ее проведение в таком формате напомнило бы если не конец 1930-х годов (где, понятно, такие процессы заканчивались иначе, не столь комфортно, как сейчас - не в Совете Федерации, а в совсем другом месте), то конец 1980-х. По количеству вылетающих со своих постов было бы что-то похожее.
Да, в конце 1980-х первые секретари обкомов вылетали, появлялись, исчезали, сменялись новыми - и новые тоже исчезали с большой скоростью. Но сейчас, наверное, такой чехарды все-таки не будет. Однако это не значит, что губернаторы полностью защищены. Сейчас выяснилась достаточно интересная вещь: если в центральной России голосование носит достаточно гомогенный характер, то в Сибири и на Дальнем Востоке ситуация иная.
Интересно, что в гомогенность Центра вошли уже и Москва, и Петербург - они сейчас очень мало отличаются от других регионов Центра России. Понятно, что есть отличие: что выше процент голосов, отданных за Собчак и Явлинского, однако все равно в той же Москве в сумме отдали голосов намного меньше за обоих этих кандидатов, чем отдавали за одного Прохорова в 2012 году. То есть эти отличия носят даже меньший характер, чем ожидалось.
Словом, с Центральной Россией ситуация является более или менее однообразной. С некоторыми нюансами, как я уже сказал, если говорить о либералах, но они не очень здесь значимы для решения судеб в том числе. Но есть проблема Сибири и Дальнего Востока. Она не столь велика по сравнению с проблемами в целом ряде регионов в 2012 году, но она есть. И состоит она в том, что в этих регионах внезапно оказался достаточно высокий процент проголосовавших за Грудинина.
Рекорд здесь установила Якутия, но есть проблемы и еще целого ряда регионов, где Грудинин получил больше 20%. И понятно, что с этим надо будет что-то делать.
Ну, ясно, что есть разные регионы: есть, например, Алтайский край, где губернатор занимает свой пост уже очень давно - по нынешним меркам давно, как минимум. Но есть и регионы такого сорта, где кто-то встал у власти совсем недавно. Вот, например, есть Омская область, где Грудинин получил достаточно много голосов. Но туда только что был назначен и.о. губернатора, который пойдет на выборы в сентябре. Значит, там менять главу региона не будут. Точно так же, как и в Приморском крае, где и.о. губернатора назначен недавно.
Но есть Якутия, есть Республика Алтай, есть Хабаровский край. Эти регионы, как говорится, находятся «в зоне особого внимания». Или тот же Алтайский край, где губернатор занимает свой пост в течение длительного времени. Там все возможно, если найдется дееспособный мотивированный претендент на замену. То есть, подводя итоги, можно сказать, что не исключены точечные замены, связанные именно с Сибирью и Дальним Востоком - в отдельных регионах именно, не во всех. Да, где-то у Грудинина и в этой части России получился результат, близкий к результатам в Центральной России.
Кроме того, есть регионы, где при совсем иной картине тоже могут быть приняты кадровые решения. Самый яркий пример тут - это Кемеровская область. Там у президента Путина по результатам голосования все замечательно, а у коммунистов традиционно все плохо - там Аман Тулеев ситуацию контролирует. Но, как я понимаю, с ним ведутся переговоры о вопросе преемника, о формате транзита в этом регионе - сообщений по этому поводу очень много. И не исключено, что здесь тоже вскоре придется принимать решения.
Словом, выборы, как я уже сказал, могут влиять на кадровую политику по губернаторскому корпусу, но они не будут единственным критерием, как это у нас часто бывает. Нет, тут будет действовать совокупность причин.
Что касается «Единой России»… Ну, если говорить о Дмитрии Медведеве, то думаю, у него и вправду хороший шанс остаться премьером - а значит, и лидером ЕР. Конечно, если он уходит с поста премьера, то он теряет и пост главы «Единой России». Но если остается, то остается и в партии.
И там я не думаю, что будут какие-то перемены. Турчак там назначен недавно; Грызлов в последнее время активизировался как председатель Высшего совета. Так что вряд ли и тут можно ожидать каких-то больших изменений. В сущности, по «Единой России» изменение может быть связано главным образом с Медведевым. Но уходит ли он, мы узнаем только в мае. И в любом случае это будет вторично по отношению к возможному уходу с поста премьера.
Борис Макаренко о правительстве Джо Байдена
Комментарий Бориса Макаренко:Дублеры начинают действовать. Название старого советского фильма приходит в голову при размышлениях о первых назначениях в администрации победившего на выборах президента США Джозефа Байдена. Ровно 40 лет в Америке не случалось, чтобы партия возвращала себе контроль над Белым домом спустя всего четыре года после поражения на предыдущих выборах: это значит, что очевидными кандидатами на руководящие посты становятся те, кто в предыдущей администрации той же партии был на ролях весьма заметных, хотя и не первых. Правительство дублеров? Ведь и сам будущий президент был «вторым номером» в администрациях Обамы. →
Парламент Армении отказался отменять военное положение, которое было введено в стране 27 сентября на фоне эскалации конфликта в Нагорном Карабахе
Комментарий Алексея Макаркина:Тот факт, что военное положение в стране сохраняется, свидетельствует только о том, что премьер-министр Пашинян контролирует парламент. Если бы этот режим был отменен, появилось бы больше возможностей для протеста у оппозиции. А Пашиняна и без того активно критикуют за потерю территорий. Это самое большое поражение Армении во всех Карабахских войнах за 30 лет. →
Партия «Яблоко» намерена начать подготовку молодых политиков
Комментарий Алексея Макаркина:На самом деле, здесь идет конкуренция за молодых политиков в рядах оппозиции. Есть Навальный, «Яблоко», Партия Народной Свободы, партия Андрея Нечаева, и другие проекты. →
Довыборы в гордуму покажут настроение общепротестного электората
Комментарий Алексея Макаркина:Не стоит подозревать несистемщиков в попытках сговора с властью, обилие черных технологий как раз свидетельствует о конкурентности кампании. Хотя рейтинги ЕР по стране равны 30% и, следовательно, у оппозиции вместе взятой около 70%, не следует каждые конкретные выборы рассматривать с арифметической точки зрения таких рейтингов. Результаты могут быть непропорциональны, особенно если кандидат провел яркую кампанию. Тогда за него идут голосовать уже не только как за идейно близкого, но и как за проходного. →
Эксперты РСМД проанализировали новые вызовы для российской внешней политики
Комментарий Бориса Макаренко:Вакцина может стать элементом российской мягкой силы. Воздействие мягкой силы на международные отношения, конечно, есть, но оно не радикальное. При этом США вряд ли будут большими потребителями российской вакцины. →
20 ноября Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) и Федеральное агентство связи (Россвязь). Их функции были переданы Министерству цифрового развития
Комментарий Алексея Макаркина:Нынешняя ликвидация ведомств — это продолжение ревизии административной реформы 2004 года, когда была создана трехступенчатая модель исполнительной власти (министерства, службы, агентства). Тогда было создано огромное количество разных ведомств, но возникла одна очень русская проблема. Непонятно стало, кто за что отвечает и с кого спрашивать. Полномочия ведомств порой пересекались. И там, где это было престижно, где управление сулило хорошее финансирование и пр., ведомства боролись друг с другом в ущерб делу, чтобы взять контроль над ним в свои руки. А там, где дело сулило большие проблемы, наоборот, все спихивали ответственность друг на друга. В целом опыт такой реформы был признан неудачным. →
Какая судьба ждет общину Виссариона
Комментарий Алексея Макаркина:Складывается впечатление, что государство просто не знает, что делать и чего ждать от таких религиозных организаций, как Церковь последнего завета. Поэтому и пытается либо усилить контроль над такими общинами, либо вовсе прекратить работу этих структур. У чиновников подход утилитарный. Те, кто конкурирует с РПЦ, вызывают опасение. Организации, подобные общине Виссариона, воспринимаются как наносящие ущерб православной церкви и уводящие от нее потенциальных верующих. Государство не может выдвигать конфессиональных аргументов, потому что официально церковь отделена от государства, но реально отношение к этим организациям во многом негативное не только потому, что их сложнее контролировать, чем РПЦ, но они воспринимаются как аномальные и исторически не свойственные России и русскому народу. А раз они не наши, значит, и не нужны. →
Оптимизация штата государственных служащих, которую предлагает осуществить премьер-министр Михаил Мишустин, является логичным и разумным шагом в сложившейся ситуации, полагают эксперты
Комментарий Бориса Макаренко:Сокращение служащих не кажется радикальным шагом - скорее всего, при масштабах от 5 до 10% это произойдет при имеющихся вакансиях, может быть, работниках пенсионного возраста. Он последовательно оптимизирует все ресурсы - на это надо смотреть в совокупности и с кадровыми перестановками в правительстве, и с цифровизацией, потому что, по идее, при широкой цифровизации она должна заменять человека какими-то автоматизированными приемами. Главное, что Мишустин - человек, который по определению умеет считать, раз он пришел из ФНС, оптимизирует все ресурсы, и все это не случайно. На правительстве лежит колоссальная ответственность, пожалуй, настолько, насколько этого давно не было: ему нужно продолжать возглавлять борьбу с коронакризисом и перезапускать национальные проекты. При этом ресурсов мало, поэтому все считается. →
Партии «Народ против коррупции» больше не существует – политологи прокомментировали «Блокноту» это событие
Комментарий Алексея Макаркина:По поводу этой партии у меня брали комментарий только один раз – когда стало известно, что ее возглавил родственник Владимира Путина. Вот теперь, когда ее ликвидировали, о ней второй раз в СМИ спросили. Но сказать тут нечего. Абсолютно ничем себя не показавшая партия, никаких результатов она не добилась. Кремль, в свою очередь, никакого интереса к ней не проявлял, никаких ставок на нее не делал. Родственник Путина, вероятно, возглавил ее для каких-то своих личных интересов. Возможно, это нужно было ему для некоторых карьерных моментов. Так что все существование этой партии сводится к абсолютному нулю. →
Сноб поговорил с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко о методологии составления карты и возможности системы выборщиков в России
Комментарий Бориса Макаренко:Такая система противоречит всей исторической и современной традиции в России. Американский принцип идет от американской концепции федерализма, где штаты наделены немалым объемом властных полномочий в самых разных сферах. У нас федерализм, мягко говоря, очень универсалистский - права регионов крайне ограничены. Если ввести непрямые выборы при отсутствии реального федерализма, то будут все те же эффекты - завышение доли малых субъектов федерации над большими. Одного порока американской системы у нас бы не было: у них республиканцы имеют преимущество, потому что округа в сельской местности в среднем имеют меньшее число избирателей, то есть сельская местность имеет преимущество в голосовании. У нас такого явления почти нет. →