22/03/2018
На фоне сообщений СМИ о том, что «чистки» губернаторского корпуса и кадровых перестановок в «Единой России» не планируется, особый интерес вызывают предстоящие изменения в правительстве, которые анонсировал президент России Владимир Путин. Путин победил на выборах главы государства 18 марта 2018 года.
Комментарий Алексея Макаркина:
Если бы премьера определяли бы сегодня-завтра, то, скорее всего, это был бы Дмитрий Медведев. Правда, что будет к маю, сказать пока сложно - там возможны неожиданные решения. Но на сегодняшний момент это - наиболее вероятный сценарий. Медведев оправился от удара, полученного весной 2017 года в связи с разоблачениями Алексея Навального - сейчас они уже ушли в историю, в них уже нет остроты. Плюс Медведев лоялен, понятен и предсказуем в своих решениях, к нему не надо привыкать. Так что как вариант это - вполне реально. Что, впрочем, не говорит о вероятности в 100%.
Насчет других решений по правительству я бы тут пошел от стоящих перед ним проблем к людям. Есть, в частности, проблема, кто будет курировать военно-промышленный проект, о котором говорил президент Владимир Путин в его Послании Федеральному Собранию. Итак, кто будет главным куратором промышленности, в том числе - промышленности оборонной? В этой связи говорят о Рогозине, говорят о Мантурове (оба они являются членами действующего правительства, так что тут никакой неожиданности по большому счету нет). Ну, о Мантурове в связи с этим возможным назначением говорят чаще.
Кто будет руководить макроэкономическим блоком? Тут пока нет ясности. Кто будет отвечать за все это? Если говорить о министре экономического развития, министре финансов, то у них хорошие возможности сохранить свои посты. Но кто будет главным куратором блока? В 2017 году говорили о возможности повышения в статусе Орешкина как о варианте развития событий. Мол, допустим, министр экономического развития получит статус вице-премьера, то есть произойдет не переход его куда-то из министерства, а только повышение статуса. Такая вероятность обсуждалась.
Далее, если мы идем по президентскому Посланию и предвыборным месседжам, стоит вопрос образовательной политики. Образовательной политики - и вообще в целом политики будущего России, инвестиций в будущее. Это не только образование, по сути: это и оно, и медицина. Чтобы попытаться инициировать здесь достаточно серьезные перемены, возможно, потребуются новые фигуры. Центр стратегических разработок Алексея Кудрина тоже об этом говорил. Словом, под эти перемены также возможны перемены и кадровые.
Причем если говорить о социальном блоке, то в ходе кампании внимание акцентировалось на положительных, хорошо воспринимаемых обществом изменениях в зоне его ответственности (что вполне понятно). Например, когда люди видят новые школы для талантливых детей, прорывные образовательные технологии, «Сириус», «Кванториум», то, конечно, у людей повышается оптимизм. Что в ходе избирательной кампании обязательно. Но социальному блоку придется отвечать и за другие вещи - не столь духоподъемные, о которых в ходе кампании не говорилось. Например, что делать с пенсионным возрастом, с пенсионерами, которые досрочно выходят на пенсию.
Есть «окно возможностей» для проведения реформ - с 2018 по 2020 годы. В сентябре 2021 года пройдут парламентские выборы, значит, где-то в 2021 году «окно возможностей» закрывается. Под это дело тоже нужны люди - чтобы они проводили эти изменения. На самом деле эти две большие задачи социального блока, наверно, приведут к достаточно существенным переменам в этом блоке. Причем для решения этих задач нужны новые технологии, а у нас новые технологии обычно связываются с новыми фигурами.
Ну, и есть любимая многими тема - Министерство культуры. У нас есть достаточно серьезный диссонанс в отношении немалой части культурного сообщества и Министерства. Это видно, в том числе, по истории с Константином Райкиным.
В целом возникла достаточно необычная для многих последних лет (уже точно не скажу даже, для скольких - может быть, что и начиная с окончания советского периода) ситуация: вокруг министерства собрались, к нему близки люди подчеркнуто консервативных взглядов. Эти люди играют заметную публичную роль и в Общественном совете при Министерстве. И риторика Министерства, конкретные его решения у той части культурной общественности, которая традиционно является немейнстримной, вызывают сильное неприятие.
Поэтому здесь тоже могут быть перемены, чтобы ситуацию как-то выровнять - и чтобы этих людей, которые в большинстве своем настроены достаточно конформистски, не против власти, успокоить.
Ну, а если брать силовые структуры и так называемые «министерства со звездочкой», то здесь главная интрига - в Министерстве иностранных дел. Слухов на эту тему очень много самых разных. Предпоследние слухи были - что министр остается. Потом появились новые слухи, связанные с аргентинской историей, наркотиками и российским посольством, снова пошли сомнения. В общем, это, наверное, тоже будет очень интересная история.
На заседании Госдумы в среду фракции проголосовали за бюджет на 2026 год. Несмотря на ярые возражения со стороны левых партий, что документ недостаточно социально ориентирован, кнопку «против» не нажал ни один депутат. Зато каждый пятый голосовавший воздержался, воздержавшихся была пятая часть всего зала. Поименного голосования в открытом доступе пока нет, но, похоже, молчаливый протест выражали только две партии – КПРФ и «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП). Их лидеры Геннадий Зюганов и Сергей Миронов жестко раскритиковали проект документа и внесли свои предложения.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что рамки политического консенсуса все время расширяются и партии вынуждены поддерживать политику власти, причем критерии все время добавляются. Если раньше это была внешняя политика и политика по безопасности и обороне, то теперь к этому добавилось и голосование за бюджет. «Голосование «против» добавило бы партиям несколько процентов пунктов поддержки, но могло испортить отношения с властью. Во-первых, голосование против бюджета – это и голосование против пунктов по обороне и безопасности. Это может быть расценено как подрыв авторитета государства. Во-вторых, попытка выйти из своей электоральной ниши, а это тоже становится если не допустимым, то нежелательным поведением», – подчеркнул он. Кроме того, сами партии не надеются всерьез на принятие собственных альтернативных бюджетов, а значит, и голосовать против большого смысла нет. Можно оказаться и за пределами консенсуса и при этом ничего от этого не приобрести. →
Угледобывающая индустрия продолжает погружаться в полномасштабный кризис. Шахты закрываются, шахтерам не платят зарплату, само полезное ископаемое перестает пользоваться спросом. Не повторится ли история с выходом отчаявшихся работяг на Горбатый мост у Белого дома?
Комментарий Алексея Макаркина:
«Шахтеры могут «греметь касками», когда они сильны, как это было в Англии при Маргарет Тэтчер, как это было в 1989 году в Советском Союзе, – комментирует первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Но тогда роль отрасли и возможности ее представителей были совсем другими». →
Руководство фракции «Единая Россия» в начале минувшей недели встретилось с депутатами и предложило им подумать о том, планируют ли они пойти в новый, IX созыв. А тем, кто на выборы не пойдет, пообещали найти новую работу.
Комментарий Ростислава Туровского:
Практика показывает, что системных решений по поводу трудоустройства не бывает, только сильнейшим удается найти себе «запасные аэродромы, не потеряв во влиянии», говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. →
Но впереди голосование за бюджет. Первый кабинет Лекорню просуществовал сутки и рухнул по двум причинам. Во-первых, стало ясно, что ему сразу же будет объявлен вотум недоверия. Во-вторых, вспыхнули разногласия между макроновцем Лекорню и одним из ключевых министров – главой МВД и лидером «Республиканцев» Брюно Ретайо. Назначение министром обороны макроновца Брюно Ле Мэра вызвало неприятие Ретайо, так как Ле Мэр долгое время руководил французской экономикой, оказавшейся в ситуации бюджетного кризиса.
Комментарий Алексея Макаркина:
После отставки Лекорню у Макрона было несколько вариантов действий, но все плохие. Можно было распустить парламент с последующим усилением позиций «Национального объединения». Еще один вариант – назначение премьером Жордана Барделла – был бы капитуляцией перед «Национальным объединением». Вариант собственной отставки Макрон не рассматривал – это был бы полный крах. →
Волна «революции зуммеров» – молодых людей в возрасте меньше 25 лет (тех, кто родился с 1995 по 2012 годы) докатилась до Перу. До этого были Непал и Мадагаскар. Теперь массовые протесты поколения Z охватили страну в Южной Америке. В претензиях к власти у них ничего нового нет: пенсионная реформа, коррупция, обогащение элиты. Зуммеры активно используют для организации протестов современные средства коммуникации, в том числе соцсети и другие цифровые платформы. В Непале ответственность за акции протеста взяла на себя не партия или политическое движение, а молодежная организация Generation Z (»Поколение Z»). Нечто подобное происходит и в Перу. Чего от этого тренда социальных протестов ждать в ближайшем будущем? И кто запустил эту волну? Ситуацию для «МК» прокомментировал политолог Алексей Макаркин.
Комментарий Алексея Макаркина:
– Алексей Владимирович, «революции зуммеров» инспирированы кем-то? →
Федеральная кампания 2026 года скорее всего будет сопровождаться максимальным переходом выборов в цифровой формат. Как выяснила «НГ», КПРФ – главный противник дистанционного электронного голосования (ДЭГ), видимо, лишь немного смягчит свое негативное отношение. Коммунисты ДЭГ по-прежнему не доверяют, но скажут избирателям, что лучше голосовать онлайн, чем не ходить на выборы. На корректировку позиции, похоже, повлияет и исследование аномалий оппозиционного волеизъявления в ДЭГ этого года. Пока каких-то определенных выводов в КПРФ не делают, возможно, чтобы не признавать наличия в федеральной платформе ДЭГ признаков объективности.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Вручную модерировать такую систему как федеральная платформа ДЭГ было бы слишком сложно. При этом админресурс вообще плохо делится, его нельзя отдать нескольким кандидатам или партиям. Он всегда рассчитан на одного кандидата или одну партию. Потому-то и мечты некоторых политиков «о второй партии власти» или «о второй ноге власти» оказались несбыточными». По его мнению, указания типа «где-то повысить результаты губернатору, а где-то – понизить» слишком сложны для исполнителей, система лучше воспринимает максимально простые указания. Так что повышенное местами голосование за оппозицию через ДЭГ как раз и говорит в пользу объективности электронных выборов. Кстати, как и более активное голосование за власть, что тоже традиционно для ДЭГ. →
Противостояние официального Таллина с русскоязычным населением вышло на финишную прямую: скандальный закон о запрете местной православной церкви поступил на рассмотрение в суд. Президент считает его антиконституционным, парламент настаивает на обратном. В случае принятия документа сотни тысяч человек лишатся одного из фундаментальных прав.
Комментарий Алексея Макаркина:
По мнению вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, в сложившейся ситуации уже мало что изменится. Позиция власти очевидна, и меняться в лучшую сторону она не будет. →
Глобальный мир выглядит сейчас не таким, как еще десятилетие назад. Миграционные потоки воспринимаются развитыми странами уже не столько как ресурс, сколько как угроза. Усиливаются правые партии, настаивающие на ограничении миграции. Трамп развязывает тарифную войну, причем в качестве защитника мирового свободного рынка выступает коммунистический Китай, которому – как «мастерской мира» - этот рынок крайне выгоден. Впрочем, тарифная война привела к тому, что и Китай начинает играть по «военным» правилам, усиливая контроль за экспортом стратегически важных редкоземельных металлов, что, в свою очередь, вызывает жесткую реакцию Трампа.
Комментарий Алексея Макаркина:
Но означает ли это, что глобализация закончилась? Спешить не надо. Значительная часть составляющих глобального мира никуда не исчезает. Остается Интернет, который, как выяснилось, резко расширяет возможности в том числе и для критиков глобализации. Фрагментация информационного пространства по идеологическому признаку происходит в рамках одной глобальной сети, где люди могут конструировать приемлемую для них медийную повестку, не будучи зависимыми от приоритетов руководства телеканалов. →
C 15 октября начинает обучение седьмой поток программы развития кадрового управленческого резерва Высшей школы госуправления РАНХиГС, так называемой школы губернаторов. Об этом «Ведомостям» рассказали три собеседника, близких к администрации президента (АП). По словам одного из источников, нынешний поток будет учиться дольше, чем прошлые: обучение продлится около полутора лет. Закончится учеба на потоке в конце 2026 г. – начале 2027 г.
Комментарий Ростислава Туровского:
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский называет школу губернаторов устоявшимся механизмом подготовки кадров: «При всей важности «Времени героев» Кремль понимает важность наличия нескольких кадровых лифтов. Условно гражданская программа сохраняет актуальность, поскольку вопрос не только в ротации губернаторов, но и, например, в укреплении корпуса их заместителей». И в целом школа губернаторов формирует корпус тех, кто знает и понимает требования федерального центра, а это всегда востребовано, добавляет эксперт. →
Противостояние между Израилем и палестинским террористическим движением ХАМАС, которое управляет сектором Газа, завершено. Об этом заявил журналистам в парламенте Израиля американский президент Дональд Трамп. «Это большая честь для меня. Великий и прекрасный день, новое начало», – сказал политик. Он выразил надежду, что ХАМАС согласится на разоружение в рамках мирного плана урегулирования конфликта.
Комментарий Алексея Макаркина:
Заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин подчеркивает, что по второму этапу урегулирования нет никаких договоренностей или соглашений. Этот этап предполагает дальнейшую судьбу сектора Газа. →