30/01/2018
Минфин США передал в Конгресс так называемый «кремлевский доклад», куда вошел список из 210 россиян, в отношении которых могут быть введены санкции. В список вошло все правительство РФ, представители администрации президента, главы крупных компаний
Комментарий Алексея Макаркина:
Сейчас пройдет первая эмоция, и выяснится, что величина списка не так страшна. С одной стороны, список действительно большой; с другой - нет каких-то санкций в отношении тех, кто в него включен. Это просто список, взятый практически из телефонной книги и из списка Forbes.
Причем я бы отметил такой момент: один из фигурантов этого списка уже не работает в своей должности. Но, видимо, использовались какие-то старые, прошлогодние списки, и потому он там остался, а его преемник, в свою очередь, там отсутствует.
Думаю, это значит, что список будет составляться ежегодно. Видимо, он будет достаточно серьезно обновляться, потому что будут же кадровые перестановки. У нас же правительство уйдет в отставку - соответственно, если уволенные министры не станут помощниками президента, то их не будет в этом списке. Но тогда в нем появятся новые имена.
Не думаю, что для чиновников это очень опасно: все равно они будут продолжать свою деятельность в прежнем формате. Тиллерсон будет встречаться с Лавровым, пока тот остается министром; Новака будут приглашать на нефтяные саммиты. То есть в этом смысле ничего не изменится. И сам тот факт, что в список вообще включен министр иностранных дел России, с которым американцам все равно придется общаться, говорит о том, что это не такой суровый список, как список санкций.
Вот предпринимателям будет сложнее, потому что их пребывание в списке может означать некий «звоночек» для людей, которые хотели бы выстраивать с ними отношения. Понятно, что при подготовке контрактов учитываются все возможные риски, включая политические. А вполне вероятно, что если появятся варианты того, с кем заключать контракт, с россиянином или индусом, например, то могут предпочесть россиянам индусов при прочих равных условиях.
Ведь включение в список может быть воспринято как угроза, пусть даже только потенциальная. И даже если угроза применения санкций к членам списка составляет 1%, это все равно уже угроза, которая рассматривается.
Что касается российско-американских отношений и влияния на них этого списка, я думаю, что вряд ли они из-за этого как-то серьезно изменятся. Они и так уже очень плохи, и так уже видно, что позиция американского политического класса в отношении России консолидировано, и Трамп не может этого не учитывать. Отражением такой позиции и является этот доклад.
Так что в докладе нет ничего особо неожиданного, и все равно у России и США есть какой-то ограниченный круг вопросов, по которым они будут разговаривать: Сирия там, Украина. Так что диалог, видимо, будет продолжаться, хотя и с огромным недоверием друг к другу и с весьма сомнительными шансами на какие-то реальные результаты. Но все же полного разрыва не произойдет.
Так что какой тут разрыв отношений между странами? Я его не вижу. Другое дело - что если бы был какой-то иной подход к этому списку (допустим, он был бы меньше или более символическим), то, возможно, отношения могли бы получить какой-то слабенький импульс. Но сейчас это тоже выглядит маловероятным.
Хотя посмотрим. У России, думаю, есть желание как-то зафиксировать свои позиции по Сирии, по Украине - чтобы не находиться все время в подвешенном положении, положении крайней неопределенности. Но устроят ли американцев те варианты, которые устроят Россию, и наоборот, - это большой вопрос. Впрочем, все равно контакты будут продолжаться, и я не думаю, что случится глобальный разрыв.
Борис Макаренко о правительстве Джо Байдена
Комментарий Бориса Макаренко:Дублеры начинают действовать. Название старого советского фильма приходит в голову при размышлениях о первых назначениях в администрации победившего на выборах президента США Джозефа Байдена. Ровно 40 лет в Америке не случалось, чтобы партия возвращала себе контроль над Белым домом спустя всего четыре года после поражения на предыдущих выборах: это значит, что очевидными кандидатами на руководящие посты становятся те, кто в предыдущей администрации той же партии был на ролях весьма заметных, хотя и не первых. Правительство дублеров? Ведь и сам будущий президент был «вторым номером» в администрациях Обамы. →
Парламент Армении отказался отменять военное положение, которое было введено в стране 27 сентября на фоне эскалации конфликта в Нагорном Карабахе
Комментарий Алексея Макаркина:Тот факт, что военное положение в стране сохраняется, свидетельствует только о том, что премьер-министр Пашинян контролирует парламент. Если бы этот режим был отменен, появилось бы больше возможностей для протеста у оппозиции. А Пашиняна и без того активно критикуют за потерю территорий. Это самое большое поражение Армении во всех Карабахских войнах за 30 лет. →
Партия «Яблоко» намерена начать подготовку молодых политиков
Комментарий Алексея Макаркина:На самом деле, здесь идет конкуренция за молодых политиков в рядах оппозиции. Есть Навальный, «Яблоко», Партия Народной Свободы, партия Андрея Нечаева, и другие проекты. →
Довыборы в гордуму покажут настроение общепротестного электората
Комментарий Алексея Макаркина:Не стоит подозревать несистемщиков в попытках сговора с властью, обилие черных технологий как раз свидетельствует о конкурентности кампании. Хотя рейтинги ЕР по стране равны 30% и, следовательно, у оппозиции вместе взятой около 70%, не следует каждые конкретные выборы рассматривать с арифметической точки зрения таких рейтингов. Результаты могут быть непропорциональны, особенно если кандидат провел яркую кампанию. Тогда за него идут голосовать уже не только как за идейно близкого, но и как за проходного. →
Эксперты РСМД проанализировали новые вызовы для российской внешней политики
Комментарий Бориса Макаренко:Вакцина может стать элементом российской мягкой силы. Воздействие мягкой силы на международные отношения, конечно, есть, но оно не радикальное. При этом США вряд ли будут большими потребителями российской вакцины. →
20 ноября Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) и Федеральное агентство связи (Россвязь). Их функции были переданы Министерству цифрового развития
Комментарий Алексея Макаркина:Нынешняя ликвидация ведомств — это продолжение ревизии административной реформы 2004 года, когда была создана трехступенчатая модель исполнительной власти (министерства, службы, агентства). Тогда было создано огромное количество разных ведомств, но возникла одна очень русская проблема. Непонятно стало, кто за что отвечает и с кого спрашивать. Полномочия ведомств порой пересекались. И там, где это было престижно, где управление сулило хорошее финансирование и пр., ведомства боролись друг с другом в ущерб делу, чтобы взять контроль над ним в свои руки. А там, где дело сулило большие проблемы, наоборот, все спихивали ответственность друг на друга. В целом опыт такой реформы был признан неудачным. →
Какая судьба ждет общину Виссариона
Комментарий Алексея Макаркина:Складывается впечатление, что государство просто не знает, что делать и чего ждать от таких религиозных организаций, как Церковь последнего завета. Поэтому и пытается либо усилить контроль над такими общинами, либо вовсе прекратить работу этих структур. У чиновников подход утилитарный. Те, кто конкурирует с РПЦ, вызывают опасение. Организации, подобные общине Виссариона, воспринимаются как наносящие ущерб православной церкви и уводящие от нее потенциальных верующих. Государство не может выдвигать конфессиональных аргументов, потому что официально церковь отделена от государства, но реально отношение к этим организациям во многом негативное не только потому, что их сложнее контролировать, чем РПЦ, но они воспринимаются как аномальные и исторически не свойственные России и русскому народу. А раз они не наши, значит, и не нужны. →
Оптимизация штата государственных служащих, которую предлагает осуществить премьер-министр Михаил Мишустин, является логичным и разумным шагом в сложившейся ситуации, полагают эксперты
Комментарий Бориса Макаренко:Сокращение служащих не кажется радикальным шагом - скорее всего, при масштабах от 5 до 10% это произойдет при имеющихся вакансиях, может быть, работниках пенсионного возраста. Он последовательно оптимизирует все ресурсы - на это надо смотреть в совокупности и с кадровыми перестановками в правительстве, и с цифровизацией, потому что, по идее, при широкой цифровизации она должна заменять человека какими-то автоматизированными приемами. Главное, что Мишустин - человек, который по определению умеет считать, раз он пришел из ФНС, оптимизирует все ресурсы, и все это не случайно. На правительстве лежит колоссальная ответственность, пожалуй, настолько, насколько этого давно не было: ему нужно продолжать возглавлять борьбу с коронакризисом и перезапускать национальные проекты. При этом ресурсов мало, поэтому все считается. →
Партии «Народ против коррупции» больше не существует – политологи прокомментировали «Блокноту» это событие
Комментарий Алексея Макаркина:По поводу этой партии у меня брали комментарий только один раз – когда стало известно, что ее возглавил родственник Владимира Путина. Вот теперь, когда ее ликвидировали, о ней второй раз в СМИ спросили. Но сказать тут нечего. Абсолютно ничем себя не показавшая партия, никаких результатов она не добилась. Кремль, в свою очередь, никакого интереса к ней не проявлял, никаких ставок на нее не делал. Родственник Путина, вероятно, возглавил ее для каких-то своих личных интересов. Возможно, это нужно было ему для некоторых карьерных моментов. Так что все существование этой партии сводится к абсолютному нулю. →
Сноб поговорил с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко о методологии составления карты и возможности системы выборщиков в России
Комментарий Бориса Макаренко:Такая система противоречит всей исторической и современной традиции в России. Американский принцип идет от американской концепции федерализма, где штаты наделены немалым объемом властных полномочий в самых разных сферах. У нас федерализм, мягко говоря, очень универсалистский - права регионов крайне ограничены. Если ввести непрямые выборы при отсутствии реального федерализма, то будут все те же эффекты - завышение доли малых субъектов федерации над большими. Одного порока американской системы у нас бы не было: у них республиканцы имеют преимущество, потому что округа в сельской местности в среднем имеют меньшее число избирателей, то есть сельская местность имеет преимущество в голосовании. У нас такого явления почти нет. →