17/01/2018
Верховная Рада Украины отложила окончание рассмотрения закона «О реинтеграции Донбасса» во втором чтении. Обсуждение вызвало бурную реакцию как самих депутатов, так и обычных избирателей. В Москве также отреагировали на документ. В то же время президент Украины Петр Порошенко рассчитывает, что закон будет принят не позднее 18 января
Комментарий Георгия Чижова:
Дебаты вокруг этого закона в Раде отражают болезненность и многоплановость темы. Про этот закон говорили раньше: он предполагает некое изменение правового статуса того, что сейчас происходит на Донбассе; переподчинение тех силовых структур, которые там сейчас даже трудно сказать, что делают - воюют, охраняют порядок, поддерживают статус-кво или что-то еще в этом духе. И он встречает очень разное восприятие в украинском обществе - что отражает разницу мнений в нем.
В украинском обществе есть мысли о том, что надо вообще отказаться от этих территорий, которые сейчас не контролируются Киевом, забыть про них; это один полюс. Другой - что надо воевать до победного конца. Все это действительно отражается на ситуации, плюс политическая борьба - потому что это происходит накануне выборного 2019 года. Собственно, предвыборная кампания уже стартовала. И те же оппозиционные депутаты, которые возмущались, когда закон не был принят в декабре, что это саботаж, теперь не хотят принимать его в январе и оттягивают принятие, ориентируясь на какие-то свои интересы.
Что касается Минских соглашений, надо сказать, что они - речь о вторых Минских соглашениях - остаются незыблемыми уже три года, а реальность здорово меняется. И формально уже принято нормативных актов и практических решений, которые не вполне соответствуют букве и духу Минских соглашений. Тем не менее, соглашения не отменяются. Думаю, то же самое будет и в случае принятия закона, то есть закон законом, а соглашения -соглашениями. Как мы говорили уже не раз, соглашения остаются некоей невыполнимой «дорожной картой», которая, тем не менее, позволяет как-то ограничивать насилие на востоке Украины.
В этом смысле их знание сохранится: оно не зависит от принимаемой нормативной базы, а зависит от политической воли сторон. Как мы видим, в соответствии с политической волей обстрелы могут сводиться практически к нулю или опять возобновляться с новой силой. Словом, все это регулируется вовсе не документами.
Могут ли быть какие-то последствия в связи с заявлениями представителя МИД России об отношении закона о реинтеграции к Минским соглашениям? Надеюсь, что все-таки нет. Ну, мы же знаем, что происходит: когда вносятся законы, где упоминается особый порядок местного самоуправления в отдельных районах, с одной стороны, ДНР, ЛНР и Россия каждый раз делают грозные замечания о том, что это совсем не те законы, не согласованные с ними и вообще никуда не годящиеся; с другой стороны, на Украине очень многие возбуждаются и говорят, что «Порошенко нас предал, он идет навстречу ДНР и ЛНР».
Собственно, это та же история: какой закон ни прими, он обязательно кого-то не устраивает. И то, что кажется, допустим, со стороны радикальных украинских патриотов уступкой непризнанным республикам, в самих этих республиках воспринимается как недружественный шаг. Я думаю, то же самое происходит и с законом о реинтеграции.
Там же остается актуальным вопрос о внесении изменений в Конституцию - в 2015 году в нее не удалось внести изменения, которые предполагали, в том числе, ссылку на закон об особом порядке местного самоуправления. А это тормозит децентрализацию в Украине, которая сейчас проходит без конституционных изменений. Потому что если Украина примет изменения в Конституцию без упоминания «особого порядка», то вот тогда будет очень много шума - со стороны той же России - о радикальном отходе от принципов Минских соглашений. В результате получается, что эта тема блокирует принятие изменений в Конституцию - потому что конституционное большинство в Верховной Раде не набирается.
Что касается желания президента Украины, чтобы закон был принят до 18 января, то, думаю, в первую очередь это все-таки вопрос мобилизации депутатов. Я думаю, Порошенко опасается, что если этот закон не примут сегодня или завтра, то потом будет еще труднее собрать необходимое большинство голосов. Хотя здесь-то не нужно большинство конституционное - президент пока идет путем создания нормативной базы без внесения изменений в Конституцию.
Возможно, он делает это в надежде, что если вся нормативная база будет приведена в соответствие, то уже не так болезненно будет внести и в Конституцию нечто на эту тему, раз законы и так уже действуют. Принципиальная разница тут в том, что для принятия закона нужно 226 голосов в Верховной Раде, а для принятия изменений в Конституции во втором чтении - 300.
Я не думаю, что в случае принятия закона «О реинтеграции» что-то на востоке Украины немедленно изменится. Это закон медленного действия, это - один шаг в цепочке урегулирования. И достаточно вероятно, что 17 или 18 января этот закон все же будет принят. Правда, говоря о вероятности, я бы вспомнил анекдот про блондинку, которая на вопрос о том, какова вероятность того, что на улице она встретит динозавра, отвечает: «Как какова? 50%! Или встречу, или не встречу». Тут я могу ответить примерно так же. То есть вероятность достаточно высокая, но чтобы ее оценить точнее, надо анализировать расклад буквально по каждому депутату, чтобы понять, набираются ли 226 голосов.
Есть ли у президента Украины способы воздействовать на тех депутатов, кто еще не определился с мнением по этому поводу? Наверняка есть. Собственно, президентская администрация имеет опыт сбора голосов за нужные президенту законопроекты, поскольку все депутаты имеют свои интересы. Но это, конечно, процедуры, мягко скажем, не европейские - из постсоветского арсенала. В целом мы видели, что когда президенту что-то очень нужно, и это не внесение изменений в Конституцию, а, например, назначение генерального прокурора, то откуда-то необходимое ситуативное большинство собирается. Хотя бы и случаи, когда президент хотел провести какие-то решения, но ничего не мог поделать.
К слову сказать, то же изменение в Конституцию в 2015 году в первом чтении было принято: было собрано примерно 260 голосов и казалось, что до конституционного большинства во втором чтении не хватает совсем чуть-чуть. Но вот это «совсем чуть-чуть» было непреодолимо.
И, возвращаясь к теме закона о реинтеграции территорий: в случае его принятия я бы не ждал каких-то немедленных последствий. И те своего рода угрозы со стороны России, о которых говорил Григорий Карасин, я бы все же не воспринимал слишком буквально. Здесь пока нет речи о том, что на следующий же день там начнутся полномасштабные боевые действия.
Индийский премьер тепло встретил российского президента сразу по прилете в аэропорту Дели. Нарендра Моди подошел к трапу самолета, пожал руку Владимиру Путину и обнял его. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков рассказал, что решение Моди лично встретить главу нашего государства было неожиданным, российская сторона не знала об этом заранее. Опрошенные Daily Storm политологи порассуждали, можно ли считать жест со стороны индийского премьера прагматическим ходом или сигналом для Дональда Трампа.
Комментарий Алексея Макаркина:
Один из ключевых моментов встречи российской и индийской делегаций – это возможные новые оружейные сделки, считает Макаркин. В части сотрудничества с Россией в нефтяной сфере Индия будет осторожнее, потому что не захочет пойти наперекор Соединенным Штатам, думает эксперт. А вот оружейные сделки Трамп Нью-Дели не запрещал, отмечает он. →
Нынешнего главу комитета Госдумы по обороне Андрея Картаполова «Единая Россия», вероятнее всего, будет выдвигать в новый созыв в составе столичной региональной группы, от которой он избирался в 2021 г. Об этом «Ведомостям» рассказали четыре собеседника, близких к администрации президента (АП), и источник, близкий к партии власти.
Комментарий Ростислава Туровского:
Вопрос по Картаполову будет решаться на федеральном уровне, где ему при необходимости подберут и регион, полагает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «Нельзя исключать борьбы за пост главы столь важного комитета, но думается, что Картаполов без должности не останется. На нынешней работе он все необходимые задачи выполнял». →
28 ноября в Изнике (бывшей Никее), на месте проведения Первого Никейского собора, папа римский Лев XIV и Константинопольский патриарх Варфоломей впервые совместно прочитали Никео-Константинопольский Символ веры (без добавления Filioque). Экуменический молебен стал центральным событием визита понтифика, приуроченного к 1700-летию Никейского собора. Перед визитом папа Лев опубликовал Апостольское письмо In unitate fidei (»В единстве веры»), призывающее христиан к обновленному диалогу и единству.
Комментарий Алексея Макаркина:
В Апостольском письме приводился Никео-Константинопольский Символ веры без Filioque. Сноска в тексте гласит, что «утверждение «и исходит от Отца и Сына (Filioque)» не встречается в Константинопольском тексте; оно было вставлено в латинский Символ веры Папой Бенедиктом VIII в 1014 году и является предметом православно-католического диалога». Таким образом папа не отверг Filioque, прочно укоренившееся в католической традиции, но в то же время продемонстрировал готовность не настаивать на спорном слове в тех случаях, когда речь идет о диалоге с православными. А на следующий день, 29 ноября, в Георгиевском храме в Стамбуле прошла доксология (благодарственный молебен) с участием патриарха Варфоломея и папы Льва. Во время богослужения было произнесено особое прошение о здравии папы и патриарха, при этом имя понтифика с указанием «святейший» было названо первым. В завершение богослужения хор пропел многолетие как Патриарху Варфоломею, так и папе Льву. Во время доксологии папа и Патриарх прочитали «Отче наш» на латыни. А затем синхронно благословили паству, стоя у Царских врат. →
Экс-депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин, досрочно лишенный депутатского мандата 25 мая 2022 г. из-за незаконной охоты, может пойти на выборы в Госдуму в 2026 г. от Иркутской области. Об этом «Ведомостям» сообщили три источника: два – близких к КПРФ, один – к правительству Иркутской области. Сам Рашкин не опроверг и не подтвердил эту информацию, отметив, что пока не готов комментировать этот вопрос.
Комментарий Ростислава Туровского:
Рашкин не раз засвечивался в Иркутской области, помогая Левченко, так что в его выдвижении есть некоторый смысл, учитывая, что в Саратовской области и в Москве, где он руководил партией, шансов на удачную кампанию у него совсем нет, рассуждает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. «Но все же в Иркутске его знают мало. К тому же имидж Рашкина подпортили скандалы», – напомнил он. →
На следующей неделе сразу три крупных внешнеполитических сюжета сходятся в одном временном узле. В Москву приезжают специальный представитель президента США Стивен Уиткофф и глава МИД Китая Ван И – каждый со своей повесткой, но оба в то самое время, когда обсуждение американского плана создает новые рамки для переговоров о стратегической стабильности. Параллельно Владимир Путин отправится с государственным визитом в Индию, где ожидаются масштабные договоренности с Дели. На внутреннем треке темой недели станет запуск обновленного утильсбора – решения, которое неизбежно отразится на автомобильном рынке и потребительских стратегиях. Подробности – в рубрике «ФедералПресс» «Смыслы недели».
Комментарий Алексея Макаркина:
«Выдвинутый в свое время Китаем план по урегулированию «за все хорошее» никого полностью не устроил, но и официально не был отвергнут, его не стали брать за основу переговоров. После этого Пекин ушел от активного участия в вопросах урегулирования: китайские заявления сейчас акцентируют, что важно закончить конфликт с учетом первопричин конфликта. То есть Китай говорит не просто о прекращении, но и о том, чтобы учитывать те причины, которые привели к конфликту – и этим дает понять, что учитывает озабоченности России. В целом позиция Китая сдержанная и осторожная. →
Пока светский Киев пытается решить судьбу канонической Украинской православной церкви (УПЦ), ликвидировав ее епархии и мобилизовав священников на фронт, в ситуацию внезапно вмешался Константинопольский патриархат. Эта церковная структура хочет устранить раскол, который сама же усугубила в 2018-м лишь одним, но проверенным приемом. И на фоне стремительного изменения внутриполитической обстановки из-за коррупционного скандала и потенциально нового витка урегулирования конфликта такой ход выглядит предельно логичным.
Комментарий Алексея Макаркина:
«В публикациях западных СМИ о тексте мирного плана есть такая деталь: один из пунктов говорит о том, что Киев должен отстать от Церкви, снять все запреты. Мне кажется, неспроста все эти движения происходят сейчас», – полагает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Возможно, на этой волне решил включиться в игру и Константинополь со своей идеей экзархата – хочет повлиять на послевоенную судьбу УПЦ. →
Альтернативный взгляд из Европы Опубликованный в прессе американский вариант мирного договора из 28 пунктов был неожиданным для Брюсселя. В черновике документа от Украины требовали пойти на серьезные территориальные уступки, а также отказаться от размещения в стране миротворческих сил.
Комментарий Алексея Макаркина:
Заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин подчеркивает, что утечка американского мирного плана вызвала в Европе шок. «Европейцы этого не ожидали, не были к этому готовы, не знали будут ли с ними совещаться. Поэтому за считанные часы кто-то на коленке написал альтернативный европейский план», – убежден Макаркин. →
На обращение лидера КПРФ Геннадия Зюганова в Следственный комитет России (СКР) по поводу преследования алтайских коммунистов отреагировал глава ведомства Александр Бастрыкин. Центральный аппарат СКР взял на контроль расследование дела о мошенничестве против краевого депутата. Под давлением явно не случайно оказываются наиболее сильные отделения, например, в Липецкой области и Приморском крае. В 2026 году присутствие коммунистов в 39 региональных заксобраниях, похоже, будут минимизировать. О «красном поясе» не должно остаться и воспоминаний.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил: «Сейчас КПРФ действительно развернулась на федеральном уровне: митинги, эфиры, Грудинин появился, а его давно не было видно. Однако в каждом регионе свои отношения коммунистов и властей. Причем это идет еще с 90-х годов, так что эти отношения связаны не столько идеологической повесткой, сколько факторами межличностных отношений». Так что хотя фактор системности играет на КПРФ, но в конечном счете судьбу местных кандидатов определяют испорченные либо, наоборот, отлаженные контакты с регадминистрациями. «Когда коммунисты договариваются, то с партией ничего особенного не происходит. Когда же есть конфликт, то начинается давление на всех уровнях. Однако сейчас тенденция такова, что в большинстве регионов все-таки договариваются», – подчеркнул Макаркин. Проблемы есть лишь там, где у левых большие амбиции и исторически высокие рейтинги, а также появляется протестная повестка. «Впрочем, для федеральной власти главное, чтобы в регионах была представленность оппозиции в заксобраниях, было ее присутствие на ТВ, а также ее участие в губернаторских выборах. Если эти условия соблюдены, то детали администрацию президента волнуют мало. Есть фракция – и хорошо, а сколько там депутатов, это не столь важно», – пояснил «НГ» Макаркин. →
Государственная группа «Литовские железные дороги» (LTG) объявила о том, что с 21 ноября прекращает транзит в Калининград нефтепродуктов компаний «Лукойл» и «Роснефть». Эта дата «удивительно» согласуется с недавно введенными против наших нефтедобытчиков санкциями со стороны Соединенных Штатов и Великобритании. Что же заставляет прибалтийские республики бежать впереди паровоза и как им готова ответить Россия?
Комментарий Алексея Макаркина:
– Конечно, – уверен политолог, первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, – мы возим нефть в Калининградскую область по большей части танкерами из той же Усть-Луги. Но иногда ведь для разного рода экономических маневров важна и многовариантность таких поставок. Что-то можно доставлять в наш анклав по суше, что-то по морю. Тем более что и морской путь становится ввиду нарастающей напряженности все более непредсказуем. →
СМИ опубликовали текст мирного плана президента США Дональда Трампа по урегулированию российско-украинского конфликта. После этого украинский лидер Владимир Зеленский записал видеообращение к народу, в котором сказал, что страна может оказаться перед сложным выбором: потерять ключевого партнера либо свое достоинство. Он пообещал не предавать национальные интересы и убедить Трампа пойти на уступки. Политологи в беседе с Daily Storm указали на то, что Зеленский оказался в сложном положении, и спасти его может только Европа. Однако и сам мирный план Трампа может закончиться ничем, если не устроит Владимира Путина.
Комментарий Алексея Макаркина:
«Любое его действие ему невыгодно. Если Зеленский примет эти условия, то его обвинят в непатриотизме, это наложится на обвинения в коррупции в адрес его окружения. Если не примет, то придется брать на себя всю ответственность за последствия. Потому что начальник Генштаба выступал, что армия уже изнемогает. Можно попробовать оттянуть процесс, но это работает лишь на какое-то время», – описал Макаркин. →