17/01/2018
Верховная Рада Украины отложила окончание рассмотрения закона «О реинтеграции Донбасса» во втором чтении. Обсуждение вызвало бурную реакцию как самих депутатов, так и обычных избирателей. В Москве также отреагировали на документ. В то же время президент Украины Петр Порошенко рассчитывает, что закон будет принят не позднее 18 января
Комментарий Георгия Чижова:
Дебаты вокруг этого закона в Раде отражают болезненность и многоплановость темы. Про этот закон говорили раньше: он предполагает некое изменение правового статуса того, что сейчас происходит на Донбассе; переподчинение тех силовых структур, которые там сейчас даже трудно сказать, что делают - воюют, охраняют порядок, поддерживают статус-кво или что-то еще в этом духе. И он встречает очень разное восприятие в украинском обществе - что отражает разницу мнений в нем.
В украинском обществе есть мысли о том, что надо вообще отказаться от этих территорий, которые сейчас не контролируются Киевом, забыть про них; это один полюс. Другой - что надо воевать до победного конца. Все это действительно отражается на ситуации, плюс политическая борьба - потому что это происходит накануне выборного 2019 года. Собственно, предвыборная кампания уже стартовала. И те же оппозиционные депутаты, которые возмущались, когда закон не был принят в декабре, что это саботаж, теперь не хотят принимать его в январе и оттягивают принятие, ориентируясь на какие-то свои интересы.
Что касается Минских соглашений, надо сказать, что они - речь о вторых Минских соглашениях - остаются незыблемыми уже три года, а реальность здорово меняется. И формально уже принято нормативных актов и практических решений, которые не вполне соответствуют букве и духу Минских соглашений. Тем не менее, соглашения не отменяются. Думаю, то же самое будет и в случае принятия закона, то есть закон законом, а соглашения -соглашениями. Как мы говорили уже не раз, соглашения остаются некоей невыполнимой «дорожной картой», которая, тем не менее, позволяет как-то ограничивать насилие на востоке Украины.
В этом смысле их знание сохранится: оно не зависит от принимаемой нормативной базы, а зависит от политической воли сторон. Как мы видим, в соответствии с политической волей обстрелы могут сводиться практически к нулю или опять возобновляться с новой силой. Словом, все это регулируется вовсе не документами.
Могут ли быть какие-то последствия в связи с заявлениями представителя МИД России об отношении закона о реинтеграции к Минским соглашениям? Надеюсь, что все-таки нет. Ну, мы же знаем, что происходит: когда вносятся законы, где упоминается особый порядок местного самоуправления в отдельных районах, с одной стороны, ДНР, ЛНР и Россия каждый раз делают грозные замечания о том, что это совсем не те законы, не согласованные с ними и вообще никуда не годящиеся; с другой стороны, на Украине очень многие возбуждаются и говорят, что «Порошенко нас предал, он идет навстречу ДНР и ЛНР».
Собственно, это та же история: какой закон ни прими, он обязательно кого-то не устраивает. И то, что кажется, допустим, со стороны радикальных украинских патриотов уступкой непризнанным республикам, в самих этих республиках воспринимается как недружественный шаг. Я думаю, то же самое происходит и с законом о реинтеграции.
Там же остается актуальным вопрос о внесении изменений в Конституцию - в 2015 году в нее не удалось внести изменения, которые предполагали, в том числе, ссылку на закон об особом порядке местного самоуправления. А это тормозит децентрализацию в Украине, которая сейчас проходит без конституционных изменений. Потому что если Украина примет изменения в Конституцию без упоминания «особого порядка», то вот тогда будет очень много шума - со стороны той же России - о радикальном отходе от принципов Минских соглашений. В результате получается, что эта тема блокирует принятие изменений в Конституцию - потому что конституционное большинство в Верховной Раде не набирается.
Что касается желания президента Украины, чтобы закон был принят до 18 января, то, думаю, в первую очередь это все-таки вопрос мобилизации депутатов. Я думаю, Порошенко опасается, что если этот закон не примут сегодня или завтра, то потом будет еще труднее собрать необходимое большинство голосов. Хотя здесь-то не нужно большинство конституционное - президент пока идет путем создания нормативной базы без внесения изменений в Конституцию.
Возможно, он делает это в надежде, что если вся нормативная база будет приведена в соответствие, то уже не так болезненно будет внести и в Конституцию нечто на эту тему, раз законы и так уже действуют. Принципиальная разница тут в том, что для принятия закона нужно 226 голосов в Верховной Раде, а для принятия изменений в Конституции во втором чтении - 300.
Я не думаю, что в случае принятия закона «О реинтеграции» что-то на востоке Украины немедленно изменится. Это закон медленного действия, это - один шаг в цепочке урегулирования. И достаточно вероятно, что 17 или 18 января этот закон все же будет принят. Правда, говоря о вероятности, я бы вспомнил анекдот про блондинку, которая на вопрос о том, какова вероятность того, что на улице она встретит динозавра, отвечает: «Как какова? 50%! Или встречу, или не встречу». Тут я могу ответить примерно так же. То есть вероятность достаточно высокая, но чтобы ее оценить точнее, надо анализировать расклад буквально по каждому депутату, чтобы понять, набираются ли 226 голосов.
Есть ли у президента Украины способы воздействовать на тех депутатов, кто еще не определился с мнением по этому поводу? Наверняка есть. Собственно, президентская администрация имеет опыт сбора голосов за нужные президенту законопроекты, поскольку все депутаты имеют свои интересы. Но это, конечно, процедуры, мягко скажем, не европейские - из постсоветского арсенала. В целом мы видели, что когда президенту что-то очень нужно, и это не внесение изменений в Конституцию, а, например, назначение генерального прокурора, то откуда-то необходимое ситуативное большинство собирается. Хотя бы и случаи, когда президент хотел провести какие-то решения, но ничего не мог поделать.
К слову сказать, то же изменение в Конституцию в 2015 году в первом чтении было принято: было собрано примерно 260 голосов и казалось, что до конституционного большинства во втором чтении не хватает совсем чуть-чуть. Но вот это «совсем чуть-чуть» было непреодолимо.
И, возвращаясь к теме закона о реинтеграции территорий: в случае его принятия я бы не ждал каких-то немедленных последствий. И те своего рода угрозы со стороны России, о которых говорил Григорий Карасин, я бы все же не воспринимал слишком буквально. Здесь пока нет речи о том, что на следующий же день там начнутся полномасштабные боевые действия.
Европа пытается сжать кольцо блокады вокруг Калининграда Государственная группа «Литовские железные дороги» (LTG) объявила о том, что с 21 ноября прекращает транзит в Калининград нефтепродуктов компаний «Лукойл» и «Роснефть». Эта дата «удивительно» согласуется с недавно введенными против наших нефтедобытчиков санкциями со стороны Соединенных Штатов и Великобритании. Что же заставляет прибалтийские республики бежать впереди паровоза и как им готова ответить Россия?
Комментарий Алексея Макаркина:
Но все-таки политическая составляющая в литовской провокации преобладает над экономической? – Конечно, – уверен политолог, первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, – мы возим нефть в Калининградскую область по большей части танкерами из той же Усть-Луги. Но иногда ведь для разного рода экономических маневров важна и многовариантность таких поставок. Что-то можно доставлять в наш анклав по суше, что-то по морю. Тем более что и морской путь становится ввиду нарастающей напряженности все более непредсказуем. →
Госдума 11 ноября единогласно согласилась с представлением генпрокурора РФ лишить неприкосновенности депутата из «Единой России» Анатолия Вороновского и возбудить против него дело о взятке. Для разговора об уголовном преследовании первого за всю историю единоросса на Охотный Ряд прибыл глава ведомства Александр Гуцан. Он просил разрешить еще и задержать Вороновского, взяв его под стражу, провести обыски в его жилище и офисе. Однако в одобренном ГД постановлении такие процессуальные действия не обозначены.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Депутатское сообщество – это своего рода корпорация, когда публичная часть заканчивается, важнее становится принцип солидарности. Такие горизонтальные связи среди депутатов есть во многих странах, они помогают проводить какие-то законы, принимать решения. И у нас в 90-е и начало 2000-х годов по этой же причине не давали снимать неприкосновенность даже с самых одиозных депутатов, обвиняемых в тяжких преступлениях». Те времена давно позади, уверен Макаркин, хотя и сейчас «депутаты тоже прекрасно все понимают: сегодня снимают неприкосновенность с депутата другой фракции, а завтра – с твоего однопартийца или тебя». →
Политолог Макаркин: лучше бы митрополит Нестор, который в совершенстве освоил «покер», играл в шахматы. Ничто человеческое оказалось не чуждо митрополиту Корсунскому и Западноевропейскому Нестору. Причина, по которой он был снят должности распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и отстранен от управления Патриаршим экзархатом Западной Европы, а также Корсунской, Испанско-Португальской епархиями и приходами Московского патриархата в Италии, пока не прямо называется.
Комментарий Алексея Макаркина:
- Алексей Владимирович, какое у вас ощущение, в церковной среде это история типичная или исключительный случай? →
Впервые за шесть лет КПРФ провела 7 ноября массу настоящих демонстраций и митингов. Прежде партия ограничивалась автопробегами с красными знаменами, встречами с депутатами и иными незначительными форматами. Но в этот раз запретов коммунистам выходить на улицы в регионах почти и не было. При этом официальная социология вдруг стала показывать, что КПРФ теперь уже и не отстает от ЛДПР. Эксперты «НГ» связали такие изменения прежде всего с предстоящими выборами в Госдуму, которые будут проходить на фоне как внутриполитических, так и внешних обстоятельств разного рода.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Организовывать настоящие многотысячные митинги и демонстрации коммунисты могли в прошлом. Сейчас на разрешенных акциях народу гораздо меньше, хотя партийные ресурсы, разумеется, пытаются их масштабировать. Но власти понимают, что пик поддержки этой партии позади, недаром чаще всего о празднике 7 ноября вспоминают все-таки старшевозрастные группы населения». Да и нынешние акции КПРФ не противоречат внутриполитическому и, главное, внешнеполитическому курсу Кремля, напомнил он. Кроме того, грядут выборы, а куда деваться протестному избирателю? «Так или иначе КПРФ будет с ним работать. И пусть лучше тот уходит к левым, чем к несистемщикам», – заметил эксперт. →
Победа Зохрана Мамдани показывает, насколько левой становится Демократическая партия – новые поколения демократов уже не боятся социалистических идей. Но, полагает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, примеры из американской истории показывают, что такой радикализм может отпугнуть умеренных избирателей.
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает: такой В США прошли внеочередные выборы, на которых победили демократы. Впрочем, в ходе такого голосования часто побеждает оппозиция – как и на промежуточных выборах, проходящих в середине президентского срока. Это можно назвать «выборами гнева», когда приоритетной мотивацией избирателя является недовольство курсом президента. →
Власти обсуждают задачу, которую могут поставить регионам на выборах в Госдуму 2026 г. В частности, в качестве оптимального результата для «Единой России» рассматривают не менее 55% голосов, отданных за нее по спискам при явке от 55%. Об этом «Ведомостям» сказали четыре собеседника, близких к администрации президента (АП). Такую формулу должны будут донести до вице-губернаторов по внутренней политике на семинаре в «Сенеже». Его дата пока не определена – скорее всего, до конца года он уже не состоится, а пройдет в первых месяцах 2026 г. Всего же «Единая Россия» должна взять не меньше 325 мандатов, говорит один из источников.
Комментарий Ростислава Туровского:
Федеральные установки являются сравнительно скромными и сдержанными, говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский, а регионы их часто превосходят, в том числе соревнуясь друг с другом. «Ставка на повышение явки [по сравнению с выборами 2021 г.] была ожидаемой – она оправданна тем, что опирается на тезис о консолидации общества вокруг власти. Но с ней могут быть связаны и риски, если, например, социально-экономическая ситуация перед выборами будет ухудшаться», – сказал Туровский. Главной целью, судя по всему, является достижение «Единой Россией» конституционного большинства, и со значительным запасом, заключил он. →
На Украине приступили к рассмотрению дела Киевской митрополии УПЦ. Финальный акт истории о запрете самой большой конфессии в стране начался довольно непредсказуемо. Одних это порадовало, других расстроило. А третьих не на шутку рассердило.
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает: такой реверанс в сторону УПЦ не связан со сменой политического климата. «Далеко не всегда удовлетворение ходатайства означает принятие решения в пользу соответствующей стороны. В данном случае – Киевской митрополии. Нередко происходит обратное», – пояснил он. →
В России в ближайшее время будут организованы общественные работы для повышения занятости молодежи. Эта инициатива принадлежит партии «Единая Россия», которую представил Юрий Шувалов на встрече с руководством молодежного движения «Российские студенческие отряды».
Комментарий Алексея Макаркина:
Однако, по мнению замдиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, бедственные меры, такие как общественные работы, сейчас не актуальны для России, так как кризис в первую очередь затрагивает квалифицированных специалистов, которым предлагают низкоквалифицированные должности в рамках этих программ. →
Только одна выиграла, а другая проиграла.
Комментарий Алексея Макаркина:
На парламентских выборах в Нидерландах минимальный избирательный барьер – 0,67%. Отсюда крайняя фрагментированность состава парламента – после нынешних выборов в нем будет 15 партий. С этим связана сложность формирования правительственных коалиций. Также в Нидерландах практически нет «полезного» или «стратегического» голосования – когда избиратели голосуют не за самую близкую им партию, а за наиболее привлекательную из проходных. Даже аутсайдер с 1-2% голосов может получить от 1 до 3 депутатских мест. →
Несколько лет назад никому неизвестная «Русская община» выросла в федеральную сеть с идеологами, дружинниками и отделениями в регионах России. Как и для чего она устроена, как работают связи с РПЦ и силовиками – в статье РБК.
Комментарий Алексея Макаркина:
Националистические объединения прошлых лет были оппозиционными, их участники критиковали власть, ходили на протестные акции и «Русские марши», сотрудничали с политиками с других флангов, «Русская община» оппозиционной не является – это одно из главных отличий организации от предшественников, сказал РБК первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Оппозиционность националистов была вынужденной, потому что власть не привлекала к себе эти силы, а четко исходила из того, что Россия многонациональная страна, а националистические движения и акции неприемлемы, продолжает Макаркин. →