30/10/2017
Россия может в ближайшее время вывести часть военнослужащих и техники из Сирии -Москва рассматривает этот вариант, так как войска президента Сирии Башара Асада контролируют около 95% территории страны, и столь масштабной поддержки, как прежде, им уже не требуется, отмечают СМИ. По их мнению, наступает период политического урегулирования
Комментарий Алексея Макаркина:
Когда принимаются подобные решения, имеется в виду целый комплекс проблем. Во-первых, о сокращении российского военного присутствия в Сирии говорят не в первый раз, но на деле это присутствие не сокращалось. То есть те сигналы, которые посылаются таким образом, не означают, что все будет сделано именно таким образом, как сказано в этих сигналах.
Второй существенный момент в этом вопросе связан с проблемами избирательной кампании. Ведь России предстоят президентские выборы, и надо как-то ответить на вопрос о том, каковы же результаты сирийской кампании. Некоторое время назад проводился опрос «Левада-центра», который показал, что эта кампания вызывает очень осторожное отношение россиян. Эйфория, которая, если помните, была связана с тем, что «вот как мы их калибрами бьем!», уже ушла. Ее больше нет. Вместо этого возникают вопросы: а какова цель этой войны, что мы там делаем?
Третий важный момент таков. Если вспомнить период, когда СССР уходил из Афганистана, то уходил он этапно. И помимо реального ухода, который начался в 1988 году, были разные политические сигналы: объявлялось о том, что выводится некоторая часть контингента. Большого влияния на ход кампании это не оказывало, но это были сигналы западным партнерам, которые как раз тогда из противников становились именно партнерами. Сейчас у нас, похоже, наблюдается обратная тенденция, но все равно по Сирии надо разговаривать и с Западом, и с Востоком.
Россия договорилась об определенном взаимодействии, например, с Турцией. Но сейчас заинтересованные стороны говорят, что надо еще что-то решать. Ведь ИГИЛ, запрещенный в России, сейчас резко ослаблен, и, если говорить о присутствии российских войск в Сирии, возникает вопрос, против кого же тогда эти войска там воюют.
Если говорить по поводу Асада, то у него, конечно, есть свои интересы. Они очень просты: восстановить контроль над всей территорией Сирии, сохранить ту же Сирию, которую он получил от отца в наследство. Но задача эта - очень неблагодарная, потому что курды при поддержке американцев заняли значительную часть севера и востока страны; турки конкурируют с курдами на севере и их формирования (и формирования их сторонников) занимают часть провинции Идлиб; есть оппозиционные силы на юге страны. И Россию, по-моему, совершенно не вдохновляет перспектива, что по всем этим вопросам она должна поддерживать Асада.
Не вдохновляет, потому что это затяжная война, причем война, в которой у Асада интерес вполне понятен, а у России - непонятен. Россия укрепилась на побережье, в алавитских районах (Латакия, Тартус); там находятся российские военные объекты и оттуда никто уходить не собирается. Но уже что касается Идлиба, то воевать за него большого энтузиазма нет.
С этим и связаны нынешние сигналы, что Россия готова поддержать политическое урегулирование (в том числе процесс, который сейчас идет в Астане). Но вопрос в том, что если уходит Россия, то что дальше будет с Асадом? Сейчас позиция Асада - весьма уверенная, можно сказать. Он существенно расширил сферу своего влияния, гарнизон Дейр-эз-Зор был блокирован; Асада также давно уже целиком контролирует город Алеппо. Но все это основано в значительной, даже в определяющей степени, на поддержке России, в том числе - поддержке российской авиации.
Что дальше - уже большой вопрос. Постоянно воевать за Асада России невозможно, это тоже понятно. Поэтому сейчас и происходит то, что мы видим.
Что касается политического процесса, о котором я уже упоминал, то здесь ситуация на сегодняшний момент не слишком оптимистичная. Асад сейчас как раз на волне успехов, и он совершенно не понимает, о чем ему договариваться с бунтовщиками. Поэтому сейчас договориться вообще о чем-то, даже не о новом правительстве, а о каких-то прикидках будущего устройства Сирии, будет очень сложно.
Поэтому не исключено, что на каких-то этапах Россия снова будет активизировать поддержку Асада, чтобы не утратил все то, что получил. Фактически в Сирии сейчас идет гражданская война, и российский фактор сыграл и играет в ней большую роль. Без него Асаду будет очень сложно продержаться. Идти же на компромиссы он, как я уже сказал не хотел бы. По крайней мере, не хотел бы сейчас. Да и что такое компромисс по Асаду - тоже большой вопрос.
Асад неоднократно заявлял о том, что готов к диалогу, даже проводил многопартийные парламентские выборы и конкурентные президентские выборы. Но все это не связно с уступками вооруженной оппозиции - все это связано либо с перегруппировкой сил внутри самого режима, либо с сигналами для так называемой «умеренной оппозиции», значительная часть которой, по сути, является политическим партнером Асада. Так что здесь пока больше вопросов, чем ответов.
Борис Макаренко о правительстве Джо Байдена
Комментарий Бориса Макаренко:Дублеры начинают действовать. Название старого советского фильма приходит в голову при размышлениях о первых назначениях в администрации победившего на выборах президента США Джозефа Байдена. Ровно 40 лет в Америке не случалось, чтобы партия возвращала себе контроль над Белым домом спустя всего четыре года после поражения на предыдущих выборах: это значит, что очевидными кандидатами на руководящие посты становятся те, кто в предыдущей администрации той же партии был на ролях весьма заметных, хотя и не первых. Правительство дублеров? Ведь и сам будущий президент был «вторым номером» в администрациях Обамы. →
Парламент Армении отказался отменять военное положение, которое было введено в стране 27 сентября на фоне эскалации конфликта в Нагорном Карабахе
Комментарий Алексея Макаркина:Тот факт, что военное положение в стране сохраняется, свидетельствует только о том, что премьер-министр Пашинян контролирует парламент. Если бы этот режим был отменен, появилось бы больше возможностей для протеста у оппозиции. А Пашиняна и без того активно критикуют за потерю территорий. Это самое большое поражение Армении во всех Карабахских войнах за 30 лет. →
Партия «Яблоко» намерена начать подготовку молодых политиков
Комментарий Алексея Макаркина:На самом деле, здесь идет конкуренция за молодых политиков в рядах оппозиции. Есть Навальный, «Яблоко», Партия Народной Свободы, партия Андрея Нечаева, и другие проекты. →
Довыборы в гордуму покажут настроение общепротестного электората
Комментарий Алексея Макаркина:Не стоит подозревать несистемщиков в попытках сговора с властью, обилие черных технологий как раз свидетельствует о конкурентности кампании. Хотя рейтинги ЕР по стране равны 30% и, следовательно, у оппозиции вместе взятой около 70%, не следует каждые конкретные выборы рассматривать с арифметической точки зрения таких рейтингов. Результаты могут быть непропорциональны, особенно если кандидат провел яркую кампанию. Тогда за него идут голосовать уже не только как за идейно близкого, но и как за проходного. →
Эксперты РСМД проанализировали новые вызовы для российской внешней политики
Комментарий Бориса Макаренко:Вакцина может стать элементом российской мягкой силы. Воздействие мягкой силы на международные отношения, конечно, есть, но оно не радикальное. При этом США вряд ли будут большими потребителями российской вакцины. →
20 ноября Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) и Федеральное агентство связи (Россвязь). Их функции были переданы Министерству цифрового развития
Комментарий Алексея Макаркина:Нынешняя ликвидация ведомств — это продолжение ревизии административной реформы 2004 года, когда была создана трехступенчатая модель исполнительной власти (министерства, службы, агентства). Тогда было создано огромное количество разных ведомств, но возникла одна очень русская проблема. Непонятно стало, кто за что отвечает и с кого спрашивать. Полномочия ведомств порой пересекались. И там, где это было престижно, где управление сулило хорошее финансирование и пр., ведомства боролись друг с другом в ущерб делу, чтобы взять контроль над ним в свои руки. А там, где дело сулило большие проблемы, наоборот, все спихивали ответственность друг на друга. В целом опыт такой реформы был признан неудачным. →
Какая судьба ждет общину Виссариона
Комментарий Алексея Макаркина:Складывается впечатление, что государство просто не знает, что делать и чего ждать от таких религиозных организаций, как Церковь последнего завета. Поэтому и пытается либо усилить контроль над такими общинами, либо вовсе прекратить работу этих структур. У чиновников подход утилитарный. Те, кто конкурирует с РПЦ, вызывают опасение. Организации, подобные общине Виссариона, воспринимаются как наносящие ущерб православной церкви и уводящие от нее потенциальных верующих. Государство не может выдвигать конфессиональных аргументов, потому что официально церковь отделена от государства, но реально отношение к этим организациям во многом негативное не только потому, что их сложнее контролировать, чем РПЦ, но они воспринимаются как аномальные и исторически не свойственные России и русскому народу. А раз они не наши, значит, и не нужны. →
Оптимизация штата государственных служащих, которую предлагает осуществить премьер-министр Михаил Мишустин, является логичным и разумным шагом в сложившейся ситуации, полагают эксперты
Комментарий Бориса Макаренко:Сокращение служащих не кажется радикальным шагом - скорее всего, при масштабах от 5 до 10% это произойдет при имеющихся вакансиях, может быть, работниках пенсионного возраста. Он последовательно оптимизирует все ресурсы - на это надо смотреть в совокупности и с кадровыми перестановками в правительстве, и с цифровизацией, потому что, по идее, при широкой цифровизации она должна заменять человека какими-то автоматизированными приемами. Главное, что Мишустин - человек, который по определению умеет считать, раз он пришел из ФНС, оптимизирует все ресурсы, и все это не случайно. На правительстве лежит колоссальная ответственность, пожалуй, настолько, насколько этого давно не было: ему нужно продолжать возглавлять борьбу с коронакризисом и перезапускать национальные проекты. При этом ресурсов мало, поэтому все считается. →
Партии «Народ против коррупции» больше не существует – политологи прокомментировали «Блокноту» это событие
Комментарий Алексея Макаркина:По поводу этой партии у меня брали комментарий только один раз – когда стало известно, что ее возглавил родственник Владимира Путина. Вот теперь, когда ее ликвидировали, о ней второй раз в СМИ спросили. Но сказать тут нечего. Абсолютно ничем себя не показавшая партия, никаких результатов она не добилась. Кремль, в свою очередь, никакого интереса к ней не проявлял, никаких ставок на нее не делал. Родственник Путина, вероятно, возглавил ее для каких-то своих личных интересов. Возможно, это нужно было ему для некоторых карьерных моментов. Так что все существование этой партии сводится к абсолютному нулю. →
Сноб поговорил с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко о методологии составления карты и возможности системы выборщиков в России
Комментарий Бориса Макаренко:Такая система противоречит всей исторической и современной традиции в России. Американский принцип идет от американской концепции федерализма, где штаты наделены немалым объемом властных полномочий в самых разных сферах. У нас федерализм, мягко говоря, очень универсалистский - права регионов крайне ограничены. Если ввести непрямые выборы при отсутствии реального федерализма, то будут все те же эффекты - завышение доли малых субъектов федерации над большими. Одного порока американской системы у нас бы не было: у них республиканцы имеют преимущество, потому что округа в сельской местности в среднем имеют меньшее число избирателей, то есть сельская местность имеет преимущество в голосовании. У нас такого явления почти нет. →