21/11/2017
Совместными усилиями Москве и Дамаску удалось отстоять целостность Сирии, заявил президент Сирии Башар Асад на встрече с президентом России Владимиром Путиным в Сочи. Встреча состоялась 20 ноября в рамках рабочего визита Асада в Россию
Комментарий Алексея Макаркина:
У Асада, наверное, есть желание закончить войну. Это понятно. И окончание войны – это не просто вывод российской авиации, а нечто более сложное. Надо решать вопросы послевоенного устройства.
То есть что для этого нужно? Во-первых, решить, с кем война. Как я понимаю, Россия хотела бы локализовать этот вопрос - в том смысле, что война шла и еще идет с террористическим ИГИЛом (запрещенная в России организация - прим. ред.), и важно не распространять ее дальше. Асад исходит из того, что война закончится, когда он восстановит контроль над всей территорией страны. Но Россия явно не хотела бы втягиваться в многолетний конфликт с непонятными результатами.
Для этого надо договориться - по крайней мере, с большинством заинтересованных сторон, а там их достаточно много. Причем приоритеты этих сторон со временем меняются: если вначале конфликта существовала антиасадовская коалиция, то сейчас есть страны с их наборами интересов. И далеко не все игроки, которые первоначально требовали немедленного ухода Асада, сейчас остались на этих позициях.
Неслучайно Россия сейчас разговаривает с Катаром (который в последнее время сблизился с Ираном, и для него сейчас уже основная угроза – это Саудовская Аравия); Россия выстроила отношения с Турцией, и существует трехсторонний формат «Россия-Турция-Иран» для обсуждения вопросов. Так что Россия хотела бы зафиксировать свои интересы. А интересы ее состоят в том, чтобы в Дамаске было правительство, которое сохранит российское военное присутствие на сирийском побережье Средиземного моря - в Тартусе и в Латакии.
Эта задача очень сложная. Сложной она является как минимум по двум причинам. Во-первых, потому что речь идет о длительной перспективе - не о 2-3 годах, не 5 годах, а о желании удержаться там надолго. Потому что есть задача присутствия Черноморского флота в Средиземном море, а других мест для российских военно-морских баз не видно.
Второй момент заключается в том, что, несмотря на коррекцию приоритетов целого ряда игроков (того же Катара или той же Турции), их долгосрочная задача не изменилась. То есть они исходят из того, что Асад должен уйти. Пусть не сейчас, пусть в результате какого-то политического процесса, но он должен уйти. И должно быть сформировано новое правительство.
Да, возможен какой-то формат переходного периода, когда Асад может оставаться президентом, но должно быть сформировано правительство на основе компромисса - с участием игроков, которые ориентированы на Турцию и на другие страны. И необходимо проведение выборов под международным контролем, которые будут признаны всеми заинтересованными внешними игроками.
Если проводить такие выборы, то возникает проблема Асада. Может ли он в них участвовать? И за кого будет голосовать суннитское большинство населения? В общем, вопросов очень много.
Понятно, что Асад совершенно не собирается проводить такие выборы. Он исходит из того, что укрепился. Настолько укрепился, что не будет отдавать власть. Действительно, его позиции при поддержке России серьезно усилились. И вдруг ему надо уходить! Либо хотя бы сокращать первоначальные объемы своей реальной власти, уступая министерские портфели тем, кто стрелял в его людей. Для Асада это политически и психологически неприемлемо.
В то же время, как я уже сказал, Россия не хотела бы втягиваться в борьбу Асада с его многочисленными противниками. А если так, то без российской авиации Асад может снова ослабнуть. То есть возникает вопрос, насколько его успехи действительно являются стабильными. Да, оппозиция ослаблена, но она не разгромлена. Поэтому, наверное, и есть желание найти какой-то формат, который обеспечил бы интересы России и обеспечил бы интересы алавитской общины, возглавляемой Асадом. Думаю, сейчас именно такое желание есть.
Ну, и если учесть, что сирийский вопрос оказался единственным, который Россия и США сумели обсудить во Вьетнаме, на том самом саммите, где двусторонней полноценной встречи так и не произошло (обсуждение велось на уровне глав внешнеполитических ведомств: была разработана декларация, которую президенты на ходу одобрили), значит, наверное, есть понимание того, что здесь, в отличие от украинского вопроса, шансы на то, чтобы найти какой-то нужный формат, имеются.
Задача эта в самом деле очень сложная - с учетом разницы в приоритетах, долгосрочных целях договориться будет очень непросто. И даже когда, например, речь идет о каком-то конгрессе, на который приглашают различные сирийские стороны, то тут же оказывается, что по этому поводу есть масса вопросов у Асада, есть вопросы у Эрдогана, есть они и у других сторон. Но, по крайней мере, желание уйти из Сирии, обеспечив там какую-то минимально стабильную конструкцию, имеется.
Другой вопрос - насколько эта конструкция, даже если ее создать, будет долгосрочной. Наверное, возможно, что-то сформировать - но обеспечить российское военное присутствие в Сирии на длительное время будет очень нелегко.
Борис Макаренко о правительстве Джо Байдена
Комментарий Бориса Макаренко:Дублеры начинают действовать. Название старого советского фильма приходит в голову при размышлениях о первых назначениях в администрации победившего на выборах президента США Джозефа Байдена. Ровно 40 лет в Америке не случалось, чтобы партия возвращала себе контроль над Белым домом спустя всего четыре года после поражения на предыдущих выборах: это значит, что очевидными кандидатами на руководящие посты становятся те, кто в предыдущей администрации той же партии был на ролях весьма заметных, хотя и не первых. Правительство дублеров? Ведь и сам будущий президент был «вторым номером» в администрациях Обамы. →
Парламент Армении отказался отменять военное положение, которое было введено в стране 27 сентября на фоне эскалации конфликта в Нагорном Карабахе
Комментарий Алексея Макаркина:Тот факт, что военное положение в стране сохраняется, свидетельствует только о том, что премьер-министр Пашинян контролирует парламент. Если бы этот режим был отменен, появилось бы больше возможностей для протеста у оппозиции. А Пашиняна и без того активно критикуют за потерю территорий. Это самое большое поражение Армении во всех Карабахских войнах за 30 лет. →
Партия «Яблоко» намерена начать подготовку молодых политиков
Комментарий Алексея Макаркина:На самом деле, здесь идет конкуренция за молодых политиков в рядах оппозиции. Есть Навальный, «Яблоко», Партия Народной Свободы, партия Андрея Нечаева, и другие проекты. →
Довыборы в гордуму покажут настроение общепротестного электората
Комментарий Алексея Макаркина:Не стоит подозревать несистемщиков в попытках сговора с властью, обилие черных технологий как раз свидетельствует о конкурентности кампании. Хотя рейтинги ЕР по стране равны 30% и, следовательно, у оппозиции вместе взятой около 70%, не следует каждые конкретные выборы рассматривать с арифметической точки зрения таких рейтингов. Результаты могут быть непропорциональны, особенно если кандидат провел яркую кампанию. Тогда за него идут голосовать уже не только как за идейно близкого, но и как за проходного. →
Эксперты РСМД проанализировали новые вызовы для российской внешней политики
Комментарий Бориса Макаренко:Вакцина может стать элементом российской мягкой силы. Воздействие мягкой силы на международные отношения, конечно, есть, но оно не радикальное. При этом США вряд ли будут большими потребителями российской вакцины. →
20 ноября Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) и Федеральное агентство связи (Россвязь). Их функции были переданы Министерству цифрового развития
Комментарий Алексея Макаркина:Нынешняя ликвидация ведомств — это продолжение ревизии административной реформы 2004 года, когда была создана трехступенчатая модель исполнительной власти (министерства, службы, агентства). Тогда было создано огромное количество разных ведомств, но возникла одна очень русская проблема. Непонятно стало, кто за что отвечает и с кого спрашивать. Полномочия ведомств порой пересекались. И там, где это было престижно, где управление сулило хорошее финансирование и пр., ведомства боролись друг с другом в ущерб делу, чтобы взять контроль над ним в свои руки. А там, где дело сулило большие проблемы, наоборот, все спихивали ответственность друг на друга. В целом опыт такой реформы был признан неудачным. →
Какая судьба ждет общину Виссариона
Комментарий Алексея Макаркина:Складывается впечатление, что государство просто не знает, что делать и чего ждать от таких религиозных организаций, как Церковь последнего завета. Поэтому и пытается либо усилить контроль над такими общинами, либо вовсе прекратить работу этих структур. У чиновников подход утилитарный. Те, кто конкурирует с РПЦ, вызывают опасение. Организации, подобные общине Виссариона, воспринимаются как наносящие ущерб православной церкви и уводящие от нее потенциальных верующих. Государство не может выдвигать конфессиональных аргументов, потому что официально церковь отделена от государства, но реально отношение к этим организациям во многом негативное не только потому, что их сложнее контролировать, чем РПЦ, но они воспринимаются как аномальные и исторически не свойственные России и русскому народу. А раз они не наши, значит, и не нужны. →
Оптимизация штата государственных служащих, которую предлагает осуществить премьер-министр Михаил Мишустин, является логичным и разумным шагом в сложившейся ситуации, полагают эксперты
Комментарий Бориса Макаренко:Сокращение служащих не кажется радикальным шагом - скорее всего, при масштабах от 5 до 10% это произойдет при имеющихся вакансиях, может быть, работниках пенсионного возраста. Он последовательно оптимизирует все ресурсы - на это надо смотреть в совокупности и с кадровыми перестановками в правительстве, и с цифровизацией, потому что, по идее, при широкой цифровизации она должна заменять человека какими-то автоматизированными приемами. Главное, что Мишустин - человек, который по определению умеет считать, раз он пришел из ФНС, оптимизирует все ресурсы, и все это не случайно. На правительстве лежит колоссальная ответственность, пожалуй, настолько, насколько этого давно не было: ему нужно продолжать возглавлять борьбу с коронакризисом и перезапускать национальные проекты. При этом ресурсов мало, поэтому все считается. →
Партии «Народ против коррупции» больше не существует – политологи прокомментировали «Блокноту» это событие
Комментарий Алексея Макаркина:По поводу этой партии у меня брали комментарий только один раз – когда стало известно, что ее возглавил родственник Владимира Путина. Вот теперь, когда ее ликвидировали, о ней второй раз в СМИ спросили. Но сказать тут нечего. Абсолютно ничем себя не показавшая партия, никаких результатов она не добилась. Кремль, в свою очередь, никакого интереса к ней не проявлял, никаких ставок на нее не делал. Родственник Путина, вероятно, возглавил ее для каких-то своих личных интересов. Возможно, это нужно было ему для некоторых карьерных моментов. Так что все существование этой партии сводится к абсолютному нулю. →
Сноб поговорил с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко о методологии составления карты и возможности системы выборщиков в России
Комментарий Бориса Макаренко:Такая система противоречит всей исторической и современной традиции в России. Американский принцип идет от американской концепции федерализма, где штаты наделены немалым объемом властных полномочий в самых разных сферах. У нас федерализм, мягко говоря, очень универсалистский - права регионов крайне ограничены. Если ввести непрямые выборы при отсутствии реального федерализма, то будут все те же эффекты - завышение доли малых субъектов федерации над большими. Одного порока американской системы у нас бы не было: у них республиканцы имеют преимущество, потому что округа в сельской местности в среднем имеют меньшее число избирателей, то есть сельская местность имеет преимущество в голосовании. У нас такого явления почти нет. →