30/08/2017
Россия впервые будет определена Украиной на законодательном уровне как «страна-агрессор», заявила представитель президента Украины в Верховной раде Ирина Луценко
Комментарий Георгия Чижова:
Кажется, едва ли не в 2014 году я предлагал неформально поделить санкции на два пакета: так называемые «крымские» и «донбасские». «Крымские» санкции не слишком болезненны для России - этот пакет скорее символический, обозначающий, что с переходом Крыма в состав Российской Федерации ведущие страны мира не согласны. А вот связанные с Донбассом санкции болезненны, и в случае если Россия как-то продемонстрирует, что оттуда ушла, они могут быть в основном отменены.
Что касается законодательного определения «страны-агрессора», то, конечно, это важно с символической точки зрения. В принципе, в Украине за эти годы было принято довольно много местных актов об определении России страной-агрессором. Причем в 2015 году прошли местные выборы, и по этому поводу были переголосования. Ну, особенно интересно было, когда такие переголосования проходили в восточных регионах Украины. Потому что убеждать кого-то в западной части Украины, что Россия является страной-агрессором, не надо - для всех там это и так очевидно, а вот на востоке бывали споры по этому поводу.
Помимо символического значения, это определение, закрепленное в законе, еще может стать отсылочной нормой для других решений, которые впоследствии будут приниматься. Например, если это будет - это предположительно, конечно - с ограничением доступа какой-то продукции на украинский рынок, с показом каких-то фильмов. С одной стороны, и так уже много чего запрещено… но для этого всякий раз изобретались какие-то отдельные причины, а теперь можно будет по любому поводу ссылаться на эту норму. Потому что «страна-агрессор» - это серьезно.
Ну, если есть желание попредставлять какие-то страшилки, то могут быть введены ограничения на сотрудничество со средствами массовой информации страны-агрессора, например. Не думаю, впрочем, что так будет сделано, не думаю, что Украина заинтересована в тотальном запрете контактов своих граждан с Россией - тем более, что и Россия - не что-то единое, она состоит из разных лиц и те же средства массовой информации в ней очень разные. Но я имею в виду, что, в принципе, эта норма может стать железным основанием для каких-либо ограничений.
Почему это происходит именно сейчас? Ну, процесс потихоньку развивается. Получается, что сейчас состояние враждебности даже более ощутимо (особенно в нормативных актах), чем в 2014 году, когда в Донбассе велись активные боевые действия. Думаю, в 2014 году был шок, и реакция просто не успевала за происходящим. А сейчас многое приводится в соответствие реальности, ведутся переговоры о введении визового режима, например. И, похоже, его введение с каждым годом становится все более реалистичным. Хотя сейчас я снова уже думаю, что в ближайшее время это вряд ли возможно. Но какие-то усложнения для въезда российских граждан вполне могут быть введены - например, разрешат въезд только по биометрическим паспортам.
Несмотря на то, что по итогам встречи в Минске спецпредставителя госдепартамента США по Украине Курта Волкера и помощника президента России Владислава Суркова на Украине высказывался и оптимизм, пока на этот счет можно только теоретизировать.
Перспективы пока по-прежнему очень туманны. Пока официально заявлено было, что все происходит в рамках Минских соглашений. А в рамках Минских соглашений, в общем, ничего нового ожидать не следует.
Высказывался по этому поводу, впрочем, и оптимизм - например, заместителем министра временно оккупированных территорий Украины Юрием Грымчаком. По-моему, тогда еще встреча Суркова и Волкера не закончилась, когда он заявил, что, по его сведениям, Россия готова уйти из Донбасса и передать Украине контроль над границей - под гарантии того, что не будет реализован взрывной сценарий. А гарантию, наверно, могло бы дать только введение в регион международного миротворческого контингента.
Надо сказать, что президент Украины Петр Порошенко как раз в это время говорил о возможности введении международного контингента, что придавало правдоподобия заявлениям Грымчака. Но на деле на сегодня непонятно, ведутся ли переговоры в этом направлении. Раньше Россия категорически не соглашалась ни с международным контингентом, ни с передачей контроля над границей до реализации других пунктов Минских соглашений. Но тут уже надо смотреть на практике.
В принципе, такой путь обозначен, но он означает, по факту, уступки с российской стороны. И если это действительно произойдет, это будет означать, что Россия и правда не считает себя заинтересованной в том, чтобы заморозить этот конфликт в состоянии статус-кво, повесить на Украину проблему, не имеющую шансов разрешиться.
Ну, думаю, месяц-другой - и мы поймем, куда все движется. А пока мнения можно высказывать только чисто теоретически. Мы не понимаем, о чем говорили за закрытыми дверями Сурков и Волкер и до чего договорились. Официальных заявлений с тех пор не делалось, да и другой информации очень мало.
Возмущение студентов они назвали работой ЦИПсО В РГГУ связали нападки на философа Ивана Ильина с деятельностью Запада. Таким образом вуз ответил на запрос «Ведомостей» по поводу недовольства студентов назначением консервативного философа Александра Дугина директором учебно-научного центра РГГУ «Высшая политическая школа (ВПШ) им. Ивана Ильина».
Комментарий Алексея Макаркина:
Протест в РГГУ связан не столько с именем Ильина, сколько с Александром Дугиным, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Он добавил, что творчество Ильина «настолько обширно», что из его работ можно взять цитаты на любой вкус: из 1920-х гг., где он одобрительно отзывается о фашизме, и послевоенные, где он говорит о нем негативно. «Правые считают плюсом, что он не нашел общего языка с немецкими фашистами, а его взгляды близки к немецким консерваторам. Они считают временными его попытки договориться с немецкими и итальянскими фашистами, а сам он не был ни фашистом, ни нацистом. Левые же считают неприемлемым любое сближение с фашистами», – пояснил Макаркин. →
На вакантный депутатский мандат Госдумы может претендовать «Справедливая Россия – За правду» Как стало известно «НГ», один из лидеров «Справедливой России – За правду» (СРЗП), депутат Госдумы Геннадий Семигин был награжден орденом «За заслуги перед Хакасией» лично главой республики коммунистом Валентином Коноваловым. В этом году на осенних выборах будет разыгрываться мандат депутата Госдумы от региона. Теоретически Семигин мог бы стать электоральным «паровозом» для одного из эсэров, с тем чтобы в 2026 году избираться в Госдуму уже по одномандатному округу. Эксперты отмечают, что такой вариант вполне возможен.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ»: «В целом по стране в СРЗП наиболее известен Сергей Миронов, а также Захар Прилепин. Семигин же известен в Хакасии, но волна его популярности прошла давно. Он избирался по одномандатному округу в Хакасии в 2003 году, когда его поддержали почти 50% избирателей. Сейчас во многом другие времена, Семигин избирался по списку и возможности серьезно влиять на электоральные процессы Хакасии у Семигина нет. Да и самой партии более интересны Верховный совет и горсовет Абакана, нежели довыборы в Госдуму. Поэтому электоральным «паровозом» для другого эсэра он вряд ли станет. Хотя нельзя исключать предварительную работу СРЗП в регионе перед основными думскими выборами, которые не так далеко. Зато для Валентина Коновалова, в свою очередь, это неплохой резерв поддержки, и коммунистический глава стремится максимизировать свои ресурсы. Потому что на довыборах теоретически если СРЗП не выставит своего кандидата, то может поддержать коммуниста, а для главы от КПРФ любой политический ресурс и союзники полезны». →
Экзотическая политструктура в бюллетене станет аналогом графы «Против всех» Как стало известно «НГ», 22 апреля соберется оргкомитет возрождаемой Партии любителей пива (ПЛП) под председательством политолога и политтехнолога Константина Калачева, после этого документы на регистрацию партии подадут в Минюст РФ. Организаторы проекта рассчитывают, что новая структура заработает к выборам 2025 года. По опросу социологического центра Russian Field, 36% граждан считают, что в России нужна новая партия, еще 9% заявили, что допускают для себя возможность проголосовать за ПЛП. По мнению экспертов, вероятность регистрации партии небольшая, а электорат у нее будет составной: избиратели колеблющиеся, протестные и ностальгические.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что шансы на регистрацию ПЛП небольшие, а электоральный рейтинг и реальное количество людей, готовых проголосовать за партию, – не одно и то же. Макаркин напомнил, как в начале 2000-х годов социологи подсчитывали, что за различные новые партии готовы проголосовать по 15-16%, но на выборах политструктуры получали в разы меньше. →
Доклад Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР) подтвердил факт бегства ядерного электората КПРФ по итогам выборов президента. При этом результат ее кандидата – это не столько следствие СВО, сколько продолжение долгого тренда. Число сторонников КПРФ сократилось почти во всех категориях населения. Возможно, и потому, что она преимущественно мужская партия. Этот избиратель оказался ненадежным, а женщинам левый уклон просто не нравится. Но ответить за кризис, очевидно, должно прежде всего руководство политструктуры.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что по итогам президентских выборов ядерный электорат КПРФ практически снизился до проходного барьера на думских выборах. Потому что главный признак – это готовность проголосовать за партию при любой ситуации и в любых условиях. Так что электоральные изменения выглядят опасными для КПРФ. Эксперт напомнил, что прежняя сборка ее сторонников лишилась двух главных частей: лояльных к власти избирателей и протестного электората. Причем если последний уже и не вернуть, он либо уходит «во внутренюю эмиграцию», либо перетекает к другим силам, вроде «Новых людей», то лоялистскую часть попробовать вернуть еще можно. «Но проблема с патриотическим электоратом в том, что сейчас власть действует в русле его требований», – напомнил он. →
Выборы пройдут с большей явкой, чем в 2019 году, а недостатка в претендентах не будет, считают эксперты.
Комментарий Алексея Макаркина:
Он получил 53,12% голосов, тогда как его соперник, либерал Иван Корчок - 46,88%. В первом туре вперед неожиданно вырвался Корчок, но ему практически не удалось улучшить (в процентах) свой результат, тогда как Пеллегрини смог заручиться поддержкой сторонников консерватора Штефана Харабина, занявшего третье место. Пеллегрини и поддерживавший его Фицо успешно акцентировали внимание на двух дихотомиях. →
Выборы пройдут с большей явкой, чем в 2019 году, а недостатка в претендентах не будет, считают эксперты.
Комментарий Алексея Макаркина:
На этот раз партиям удастся закрыть каждый округ, небольшое поле для политических маневров не отталкивает потенциальных кандидатов в депутаты, считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Желающими пойти на выборы могут быть люди из партийного аппарата, которые хотят обратить на себя внимание руководства, а также муниципальные депутаты, рассуждает он. →
3 апреля пятый раз Михаил Мишустин отчитывался о деятельности Правительства в Государственной думе. В пятом отчете – и в дискуссии, развернувшейся после доклада премьера - многое прозвучало не в первый раз – и о том, насколько эффективно это правительство управляло противодействием пандемии Ковида, и как успешно правительство справилось с адаптацией экономики и, шире, всей жизни страны к беспрецедентному санкционному давлению. Резюмировал эти повторы – в последнем на этом заседании выступлении - многоопытный депутат Андрей Макаров: «отчет Правительства позволил увидеть, как много сделано».
Комментарий Бориса Макаренко:
Было ли в отчете что-то принципиально новое – кроме, разумеется, актуальных цифр и фактов функционирования экономики страны и работы исполнительной власти: высокие – 3,6% темпы роста ВВП, еще более впечатляющие – в обрабатывающей промышленности, выход на объем внешней торговли не ниже, чем четыре года назад (естественно, при изменившейся географии товарных потоков), многочисленные и работающие механизмы социальной поддержки граждан, семей с детьми и многое другое? Осмелюсь выделить в качестве нового то, что ключевым в работе Правительства становится повышение качества государственного управления. Дело не только в том, что премьер в начале своего выступления обозначил это в качестве одной из двух главных задач в работе кабинета – наряду с выполнением программы социально-экономического развития. Проблема гораздо шире. →
Весной 2023 года в своем предыдущем отчете перед депутатами, председатель правительства РФ Михаил Мишустин охарактеризовал шесть задач, сформулированных президентом России Владимиром Путиным для кабмина в послании Федеральному собранию в конце 2022-го. Нынешний отчет премьер-министра был основан на том, что сделано по каждому из этих направлений. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин констатирует: таким образом между этими документами существует прямая связь. По мнению политолога, сделано уже много.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первая задача - благосостояние граждан. →
«Левый фронт» (ЛФ) все-таки опубликовал полное решение исполкома от 31 марта. Там, с одной стороны, говорится о неизбежности идеологической чистки, а с другой – делается явная попытка не дать ее провести руками старших товарищей из КПРФ. Документ подтверждает ведущую роль в движении депутата Госдумы Анастасии Удальцовой. Она и состоит в рядах думской фракции коммунистов, но, похоже, намерена сохранить контроль над ЛФ за собой на политическую перспективу. Эксперты согласны, что как для нее, так и для КПРФ движение представляет собой активистский, кадровый и уличный ресурс. ЛФ укрепляет шансы Удальцовой на переизбрание в Госдуму-2026, а партии он позволяет расширить долю протестного электората. Но прежде ЛФ предстоит очистить от несистемных элементов.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ»: «Удальцова встроена в работу КПРФ, но ЛФ – это и ее личный ресурс влияния на партию, хотя и для КПРФ – это тоже ресурс. ЛФ – это и активисты на митингах, и волонтеры, и кандидаты на выборах, и часть муниципальных и региональных депутатов. Да и демонстрация союзнических организаций, коих, по словам коммунистов, у них полсотни, тоже нужна для укрепления собственных позиций на левом фланге». Однако, по его словам, стоит задача не просто сохранить ЛФ в союзниках, а сделать так, чтобы он не противоречил партии, не устраивал несогласованных инициатив, вроде тех же праймериз для отбора левых кандидатов в президенты. Так что для КПРФ действительно важен ленинский подход, когда союзники действуют под руководством партии, а не самостоятельно. «В ЛФ привыкли за годы существования сами принимать решения, вести свою линию, так что теперь с неохотой принимают необходимость все согласовывать с КПРФ. Но реалии таковы, что если незарегистрированная организация не прикроется системной партией, то могут быстро возникнуть проблемы с государством. Для КПРФ и до СВО ЛФ был безусловно своим ресурсом, но после начала спецоперации стал еще и риском. А Удальцова хочет сохранить этот актив, чтобы действительно усилить свои позиции в глазах руководства партии», – подчеркнул Макаркин. →
Комментарий Бориса Макаренко:
Такое большинство образовалось, потому что Путин контролирует практически все значимые общественные повестки, полагает председатель правления «Центр политических технологий» Борис Макаренко. «Социально-экономическая в самых максимальных трактовках, это и патриотическая повестка, прогрессистская повестка», - добавил он. →