09/11/2017
Депутаты Верховной Рады Украины могут принять решение по вопросу о разрыве дипломатических отношений с Россией уже 16 ноября, в ходе рассмотрения закона о «реинтеграции Донбасса» во втором чтении, утверждают источники российских СМИ. Официально о подобных намерениях Киева не заявлялось
Комментарий Георгия Чижова:
Конечно, подобное решение не будет проведено как бы невзначай, под прикрытием других законов. «Закон о реинтеграции оккупированных территорий» предполагает признание России агрессором. Ну, собственно, Россия и так уже многими агрессором признана, тут мы ничего нового не услышим.Другое дело - решение о разрыве диптоношений. Конечно, походя такое решение не принимается, и я уверенно сделаю прогноз, что 16 ноября решение о разрыве дипломатических отношений принято не будет. Может ли оно быть в принципе принято в ближайшей перспективе? На самом деле, может. Думаю, что вероятность этого - менее 50%. Но по мере развития избирательной кампании - а она уже фактически началась, президентско-парламентская избирательная кампания 2019 года - может появиться, что называется, политический спрос на радикальные решения в отношении России.
Именно поэтому я бы не стал полностью исключать вероятность принятия такого решения в будущем. Но на самом деле, если оно будет принято, это мало что поменяет: те дипломатические отношения, которые существуют сейчас, скорее являются формальными. Даже посольство России в Киеве фактически не работает. Там есть кое-какой минимальный персонал, но они закрыты, опасаются каких-то провокаций. Так что большинство процедур, которые предполагают полноценные дипломатические отношения, в настоящий момент уже не осуществляются. И что поменяется формального разрыва этих отношений?Это не означает ни автоматического введения визового режима, ни тем более - запрета поездок граждан. И мы помним, что Грузия разрыва с Россией дипломатические отношения. Но это не вызвало особых последствий. Существеннее была тогда отмена авиасообщения. Так что я бы значение этой темы не преувеличивал. Нет, конечно, наличие или отсутствие дипломатических отношений - это очень важный знак того, на каком уровне находится межгосударственный кризис. С другой стороны, в нынешнее время, когда можно одновременно и воевать, и иметь торговые отношения, система координат здорово сместилась и нарушилась.Поэтому я бы не предавал большого значения всей этой истории. И, повторю, мой прогноз на ближайшее время таков: до конца этого года подобного решения все-таки не примут, все останется как было. Я имею в виду конкретно заседание Верховной Рады, намеченное на 16 ноября. Вот за следующий год уже поручиться нельзя.
Если помните, мы не раз обсуждали введение визового режима, но эта мера все еще смотрится слишком радикальной, и Украина на нее не решается. Хотя если до 2017 года я вообще отрицал такую возможность, то теперь тоже в какой-то мере допускаю. Хотя все же склонен считать, что этого все-таки не будет. С нового года на границе будут введены дополнительные меры контроля пребывающих российских граждан. И с точки зрения безопасности этого, наверно, будет достаточно - потому что визовый режим сам по себе никогда безопасности не обеспечивал.
Если вдруг решение о разрыве дипотношений будет принято, то оно, конечно, не будет чисто символическим - оно будет значимым. Но практическое положение дел поменяется в этом случае незначительно - в силу того, нынешние дипломатические отношения являются скорее формальными.
Я не знаю, в каком состоянии посольство пребывает Украины в Москве, но российское посольство в Киеве именно что практически не работает. Там и посол не назначен (вы же помните эту историю?), и в здании в самом деле практически никого нет - оно стоит пустое, есть лишь какие-то дежурные. А консульство переехало в далекий район, куда даже дозвониться можно не каждый день.
Что касается того, скажется ли подобное решение на процессе урегулирования, если оно будет принято… Ну, урегулирование ведется в рамках специально созданных групп - опять-таки, этим не занимается посол, этим с российской стороны занимаются какие-то спецпредставители. Так что прямой связи с наличием или отсутствием дипотношений тут нет.Да, слова «разрыв дипломатических отношений» звучат пугающе, и если это когда-то случится, то это будет новый значимый шаг. Но по мне, такое развитие событий даже отчасти нелогично, если уж разрыва не было по сих пор, хотя между странами случилось много плохого. Сейчас это мог бы быть фактор внутренней украинской политики, не более того. Если, конечно, не случится еще какого-нибудь обострения.
На заседании Госдумы в среду фракции проголосовали за бюджет на 2026 год. Несмотря на ярые возражения со стороны левых партий, что документ недостаточно социально ориентирован, кнопку «против» не нажал ни один депутат. Зато каждый пятый голосовавший воздержался, воздержавшихся была пятая часть всего зала. Поименного голосования в открытом доступе пока нет, но, похоже, молчаливый протест выражали только две партии – КПРФ и «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП). Их лидеры Геннадий Зюганов и Сергей Миронов жестко раскритиковали проект документа и внесли свои предложения.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что рамки политического консенсуса все время расширяются и партии вынуждены поддерживать политику власти, причем критерии все время добавляются. Если раньше это была внешняя политика и политика по безопасности и обороне, то теперь к этому добавилось и голосование за бюджет. «Голосование «против» добавило бы партиям несколько процентов пунктов поддержки, но могло испортить отношения с властью. Во-первых, голосование против бюджета – это и голосование против пунктов по обороне и безопасности. Это может быть расценено как подрыв авторитета государства. Во-вторых, попытка выйти из своей электоральной ниши, а это тоже становится если не допустимым, то нежелательным поведением», – подчеркнул он. Кроме того, сами партии не надеются всерьез на принятие собственных альтернативных бюджетов, а значит, и голосовать против большого смысла нет. Можно оказаться и за пределами консенсуса и при этом ничего от этого не приобрести. →
Угледобывающая индустрия продолжает погружаться в полномасштабный кризис. Шахты закрываются, шахтерам не платят зарплату, само полезное ископаемое перестает пользоваться спросом. Не повторится ли история с выходом отчаявшихся работяг на Горбатый мост у Белого дома?
Комментарий Алексея Макаркина:
«Шахтеры могут «греметь касками», когда они сильны, как это было в Англии при Маргарет Тэтчер, как это было в 1989 году в Советском Союзе, – комментирует первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Но тогда роль отрасли и возможности ее представителей были совсем другими». →
Руководство фракции «Единая Россия» в начале минувшей недели встретилось с депутатами и предложило им подумать о том, планируют ли они пойти в новый, IX созыв. А тем, кто на выборы не пойдет, пообещали найти новую работу.
Комментарий Ростислава Туровского:
Практика показывает, что системных решений по поводу трудоустройства не бывает, только сильнейшим удается найти себе «запасные аэродромы, не потеряв во влиянии», говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. →
Но впереди голосование за бюджет. Первый кабинет Лекорню просуществовал сутки и рухнул по двум причинам. Во-первых, стало ясно, что ему сразу же будет объявлен вотум недоверия. Во-вторых, вспыхнули разногласия между макроновцем Лекорню и одним из ключевых министров – главой МВД и лидером «Республиканцев» Брюно Ретайо. Назначение министром обороны макроновца Брюно Ле Мэра вызвало неприятие Ретайо, так как Ле Мэр долгое время руководил французской экономикой, оказавшейся в ситуации бюджетного кризиса.
Комментарий Алексея Макаркина:
После отставки Лекорню у Макрона было несколько вариантов действий, но все плохие. Можно было распустить парламент с последующим усилением позиций «Национального объединения». Еще один вариант – назначение премьером Жордана Барделла – был бы капитуляцией перед «Национальным объединением». Вариант собственной отставки Макрон не рассматривал – это был бы полный крах. →
Волна «революции зуммеров» – молодых людей в возрасте меньше 25 лет (тех, кто родился с 1995 по 2012 годы) докатилась до Перу. До этого были Непал и Мадагаскар. Теперь массовые протесты поколения Z охватили страну в Южной Америке. В претензиях к власти у них ничего нового нет: пенсионная реформа, коррупция, обогащение элиты. Зуммеры активно используют для организации протестов современные средства коммуникации, в том числе соцсети и другие цифровые платформы. В Непале ответственность за акции протеста взяла на себя не партия или политическое движение, а молодежная организация Generation Z (»Поколение Z»). Нечто подобное происходит и в Перу. Чего от этого тренда социальных протестов ждать в ближайшем будущем? И кто запустил эту волну? Ситуацию для «МК» прокомментировал политолог Алексей Макаркин.
Комментарий Алексея Макаркина:
– Алексей Владимирович, «революции зуммеров» инспирированы кем-то? →
Федеральная кампания 2026 года скорее всего будет сопровождаться максимальным переходом выборов в цифровой формат. Как выяснила «НГ», КПРФ – главный противник дистанционного электронного голосования (ДЭГ), видимо, лишь немного смягчит свое негативное отношение. Коммунисты ДЭГ по-прежнему не доверяют, но скажут избирателям, что лучше голосовать онлайн, чем не ходить на выборы. На корректировку позиции, похоже, повлияет и исследование аномалий оппозиционного волеизъявления в ДЭГ этого года. Пока каких-то определенных выводов в КПРФ не делают, возможно, чтобы не признавать наличия в федеральной платформе ДЭГ признаков объективности.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Вручную модерировать такую систему как федеральная платформа ДЭГ было бы слишком сложно. При этом админресурс вообще плохо делится, его нельзя отдать нескольким кандидатам или партиям. Он всегда рассчитан на одного кандидата или одну партию. Потому-то и мечты некоторых политиков «о второй партии власти» или «о второй ноге власти» оказались несбыточными». По его мнению, указания типа «где-то повысить результаты губернатору, а где-то – понизить» слишком сложны для исполнителей, система лучше воспринимает максимально простые указания. Так что повышенное местами голосование за оппозицию через ДЭГ как раз и говорит в пользу объективности электронных выборов. Кстати, как и более активное голосование за власть, что тоже традиционно для ДЭГ. →
Противостояние официального Таллина с русскоязычным населением вышло на финишную прямую: скандальный закон о запрете местной православной церкви поступил на рассмотрение в суд. Президент считает его антиконституционным, парламент настаивает на обратном. В случае принятия документа сотни тысяч человек лишатся одного из фундаментальных прав.
Комментарий Алексея Макаркина:
По мнению вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, в сложившейся ситуации уже мало что изменится. Позиция власти очевидна, и меняться в лучшую сторону она не будет. →
Глобальный мир выглядит сейчас не таким, как еще десятилетие назад. Миграционные потоки воспринимаются развитыми странами уже не столько как ресурс, сколько как угроза. Усиливаются правые партии, настаивающие на ограничении миграции. Трамп развязывает тарифную войну, причем в качестве защитника мирового свободного рынка выступает коммунистический Китай, которому – как «мастерской мира» - этот рынок крайне выгоден. Впрочем, тарифная война привела к тому, что и Китай начинает играть по «военным» правилам, усиливая контроль за экспортом стратегически важных редкоземельных металлов, что, в свою очередь, вызывает жесткую реакцию Трампа.
Комментарий Алексея Макаркина:
Но означает ли это, что глобализация закончилась? Спешить не надо. Значительная часть составляющих глобального мира никуда не исчезает. Остается Интернет, который, как выяснилось, резко расширяет возможности в том числе и для критиков глобализации. Фрагментация информационного пространства по идеологическому признаку происходит в рамках одной глобальной сети, где люди могут конструировать приемлемую для них медийную повестку, не будучи зависимыми от приоритетов руководства телеканалов. →
C 15 октября начинает обучение седьмой поток программы развития кадрового управленческого резерва Высшей школы госуправления РАНХиГС, так называемой школы губернаторов. Об этом «Ведомостям» рассказали три собеседника, близких к администрации президента (АП). По словам одного из источников, нынешний поток будет учиться дольше, чем прошлые: обучение продлится около полутора лет. Закончится учеба на потоке в конце 2026 г. – начале 2027 г.
Комментарий Ростислава Туровского:
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский называет школу губернаторов устоявшимся механизмом подготовки кадров: «При всей важности «Времени героев» Кремль понимает важность наличия нескольких кадровых лифтов. Условно гражданская программа сохраняет актуальность, поскольку вопрос не только в ротации губернаторов, но и, например, в укреплении корпуса их заместителей». И в целом школа губернаторов формирует корпус тех, кто знает и понимает требования федерального центра, а это всегда востребовано, добавляет эксперт. →
Противостояние между Израилем и палестинским террористическим движением ХАМАС, которое управляет сектором Газа, завершено. Об этом заявил журналистам в парламенте Израиля американский президент Дональд Трамп. «Это большая честь для меня. Великий и прекрасный день, новое начало», – сказал политик. Он выразил надежду, что ХАМАС согласится на разоружение в рамках мирного плана урегулирования конфликта.
Комментарий Алексея Макаркина:
Заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин подчеркивает, что по второму этапу урегулирования нет никаких договоренностей или соглашений. Этот этап предполагает дальнейшую судьбу сектора Газа. →