15/06/2017
Украина может ввести визы для россиян или же создать некий интернет-механизм, который позволил бы контролировать приезжающих в страну российских граждан. Такую идею высказал глава МИД Украины Павел Климкин.
Комментарий Георгия Чижова:
Несколько лет подряд я на вопрос о визах говорил, что введение визового режима между Россией и Украиной крайне маловероятно. Но теперь, пожалуй, наступил момент, когда я это уже допускаю.
Некоторая вероятность таких перемен уже появилась, потому что Украина взяла твердый курс на отмежевание от России, и напряженность продолжает сохраняться. По данным служб безопасности Украины (которые я, понятно, никак верифицировать не могу, могу лишь говорить о том, что именно они утверждают), со стороны России в Украину приезжают какие-то диверсанты и тому подобное. И, в общем, в обществе если еще не созревает консенсус по вопросу о визах, то, по крайней мере, накапливается какая-то критическая масса людей, которые считают, что с визами будет спокойнее, да и внешние контакты с Россией, по большому счету, уже ни к чему.
Так что я не исключаю, что, например, уже в этом году или в начале следующего может быть принято решение о введении визового режима. Не буду утверждать этого с полной уверенностью, но не исключаю. Ну, и система предварительного оповещения о поездках, о которой говорил Климкин, - это нечто из той же серии.
Пока это все - на уровне идей. Насколько я понимаю, нет еще даже проектов соответствующих нормативных документов. Но все это может быть, и это, конечно, усложняет контакты. Да и вообще является неким шагом назад, когда мир в целом идет к тому, чтобы снижать барьеры или ликвидировать их вовсе. Вот и украинцы только что получили право безвизового въезда в европейские страны.
Это не режим Шенгенской зоны - украинцы взъезжают в европейские страны по биометрическим паспортам, то есть граждане третьих стран, приезжающие на территорию Украины тем самым такой же возможности не получили. Так что идея о введении визового режима или иной системы контроля для россиян не связан с этим, а просто отражает отношения Украины с Россией.
То есть, с одной стороны, это вопрос безопасности, вес которого гражданскому лицу определить сложно; с другой стороны, это, конечно, идеологическая позиция властей, которые сейчас (по мнению многих украинцев - запоздало) обозначают курс на дальнейшее размежевание с Россией. Этот курс теперь реализуется последовательно, и, думаю, как раз в рамках этого курса то, что я отрицал и в 2016, и в 2015, и в 2014 году, то есть введение визового режима, сейчас становится более реалистичным. Ну, и, хотя это усложнит поездки для россиян, это все же не станет запретом для гражданина России на въезд. Даже если ему придется обращаться за визой, это не будет так уж ужасно.
Конечно, о желании ввести визовый режим можно только сожалеть, но сожалеть тут можно в контексте всего, что происходит в отношениях между Россией и Украиной уже четвертый год. Конечно, это усложнит поездки, тем более что еще неизвестно, как будет организована выдача виз. Думаю, это создаст сложности для общения граждан двух стран в приграничных районах, где все равно продолжат ездить через границу часто - в приграничных районах постоянно идет это движение через границу.
Что касается того, введет ли Россия визы для украинцев... России на деле было бы логичнее не отвечать симметричной мерой. Потому что, думаю, Украина отчасти рассчитывает, что Россия тоже введет визы, и это усложнит жизнь тем украинцам, которые сейчас думают, ехать ли работать в Россию или нет. Тогда для них это станет лишним аргументом за то, чтобы работать дома или поехать в поисках работы куда-то на Запад. То есть если рассуждать с позиций России, разумнее было бы отказаться от симметричных мер - сделать хорошую мину при плохой игре и поддержать тех украинцев, которые, несмотря ни на что, в России работают. А их довольно много.
С другой стороны, российский МИД пока заявлял, что симметричные меры примет. Ну, примет так примет - в этом случае гипотетический украинский шаг станет эффективнее с точки зрения тех целей, ради которых он мог бы предприниматься. А вот что касается новых форм контроля за въезжающими в Украину россиянами, думаю, пока все это - только идеи, которые являются достаточно труднореализуемыми на практике. И, скорее всего, эта мера уже избыточна.
На заседании Госдумы в среду фракции проголосовали за бюджет на 2026 год. Несмотря на ярые возражения со стороны левых партий, что документ недостаточно социально ориентирован, кнопку «против» не нажал ни один депутат. Зато каждый пятый голосовавший воздержался, воздержавшихся была пятая часть всего зала. Поименного голосования в открытом доступе пока нет, но, похоже, молчаливый протест выражали только две партии – КПРФ и «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП). Их лидеры Геннадий Зюганов и Сергей Миронов жестко раскритиковали проект документа и внесли свои предложения.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что рамки политического консенсуса все время расширяются и партии вынуждены поддерживать политику власти, причем критерии все время добавляются. Если раньше это была внешняя политика и политика по безопасности и обороне, то теперь к этому добавилось и голосование за бюджет. «Голосование «против» добавило бы партиям несколько процентов пунктов поддержки, но могло испортить отношения с властью. Во-первых, голосование против бюджета – это и голосование против пунктов по обороне и безопасности. Это может быть расценено как подрыв авторитета государства. Во-вторых, попытка выйти из своей электоральной ниши, а это тоже становится если не допустимым, то нежелательным поведением», – подчеркнул он. Кроме того, сами партии не надеются всерьез на принятие собственных альтернативных бюджетов, а значит, и голосовать против большого смысла нет. Можно оказаться и за пределами консенсуса и при этом ничего от этого не приобрести. →
Угледобывающая индустрия продолжает погружаться в полномасштабный кризис. Шахты закрываются, шахтерам не платят зарплату, само полезное ископаемое перестает пользоваться спросом. Не повторится ли история с выходом отчаявшихся работяг на Горбатый мост у Белого дома?
Комментарий Алексея Макаркина:
«Шахтеры могут «греметь касками», когда они сильны, как это было в Англии при Маргарет Тэтчер, как это было в 1989 году в Советском Союзе, – комментирует первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Но тогда роль отрасли и возможности ее представителей были совсем другими». →
Руководство фракции «Единая Россия» в начале минувшей недели встретилось с депутатами и предложило им подумать о том, планируют ли они пойти в новый, IX созыв. А тем, кто на выборы не пойдет, пообещали найти новую работу.
Комментарий Ростислава Туровского:
Практика показывает, что системных решений по поводу трудоустройства не бывает, только сильнейшим удается найти себе «запасные аэродромы, не потеряв во влиянии», говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. →
Но впереди голосование за бюджет. Первый кабинет Лекорню просуществовал сутки и рухнул по двум причинам. Во-первых, стало ясно, что ему сразу же будет объявлен вотум недоверия. Во-вторых, вспыхнули разногласия между макроновцем Лекорню и одним из ключевых министров – главой МВД и лидером «Республиканцев» Брюно Ретайо. Назначение министром обороны макроновца Брюно Ле Мэра вызвало неприятие Ретайо, так как Ле Мэр долгое время руководил французской экономикой, оказавшейся в ситуации бюджетного кризиса.
Комментарий Алексея Макаркина:
После отставки Лекорню у Макрона было несколько вариантов действий, но все плохие. Можно было распустить парламент с последующим усилением позиций «Национального объединения». Еще один вариант – назначение премьером Жордана Барделла – был бы капитуляцией перед «Национальным объединением». Вариант собственной отставки Макрон не рассматривал – это был бы полный крах. →
Волна «революции зуммеров» – молодых людей в возрасте меньше 25 лет (тех, кто родился с 1995 по 2012 годы) докатилась до Перу. До этого были Непал и Мадагаскар. Теперь массовые протесты поколения Z охватили страну в Южной Америке. В претензиях к власти у них ничего нового нет: пенсионная реформа, коррупция, обогащение элиты. Зуммеры активно используют для организации протестов современные средства коммуникации, в том числе соцсети и другие цифровые платформы. В Непале ответственность за акции протеста взяла на себя не партия или политическое движение, а молодежная организация Generation Z (»Поколение Z»). Нечто подобное происходит и в Перу. Чего от этого тренда социальных протестов ждать в ближайшем будущем? И кто запустил эту волну? Ситуацию для «МК» прокомментировал политолог Алексей Макаркин.
Комментарий Алексея Макаркина:
– Алексей Владимирович, «революции зуммеров» инспирированы кем-то? →
Федеральная кампания 2026 года скорее всего будет сопровождаться максимальным переходом выборов в цифровой формат. Как выяснила «НГ», КПРФ – главный противник дистанционного электронного голосования (ДЭГ), видимо, лишь немного смягчит свое негативное отношение. Коммунисты ДЭГ по-прежнему не доверяют, но скажут избирателям, что лучше голосовать онлайн, чем не ходить на выборы. На корректировку позиции, похоже, повлияет и исследование аномалий оппозиционного волеизъявления в ДЭГ этого года. Пока каких-то определенных выводов в КПРФ не делают, возможно, чтобы не признавать наличия в федеральной платформе ДЭГ признаков объективности.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Вручную модерировать такую систему как федеральная платформа ДЭГ было бы слишком сложно. При этом админресурс вообще плохо делится, его нельзя отдать нескольким кандидатам или партиям. Он всегда рассчитан на одного кандидата или одну партию. Потому-то и мечты некоторых политиков «о второй партии власти» или «о второй ноге власти» оказались несбыточными». По его мнению, указания типа «где-то повысить результаты губернатору, а где-то – понизить» слишком сложны для исполнителей, система лучше воспринимает максимально простые указания. Так что повышенное местами голосование за оппозицию через ДЭГ как раз и говорит в пользу объективности электронных выборов. Кстати, как и более активное голосование за власть, что тоже традиционно для ДЭГ. →
Противостояние официального Таллина с русскоязычным населением вышло на финишную прямую: скандальный закон о запрете местной православной церкви поступил на рассмотрение в суд. Президент считает его антиконституционным, парламент настаивает на обратном. В случае принятия документа сотни тысяч человек лишатся одного из фундаментальных прав.
Комментарий Алексея Макаркина:
По мнению вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, в сложившейся ситуации уже мало что изменится. Позиция власти очевидна, и меняться в лучшую сторону она не будет. →
Глобальный мир выглядит сейчас не таким, как еще десятилетие назад. Миграционные потоки воспринимаются развитыми странами уже не столько как ресурс, сколько как угроза. Усиливаются правые партии, настаивающие на ограничении миграции. Трамп развязывает тарифную войну, причем в качестве защитника мирового свободного рынка выступает коммунистический Китай, которому – как «мастерской мира» - этот рынок крайне выгоден. Впрочем, тарифная война привела к тому, что и Китай начинает играть по «военным» правилам, усиливая контроль за экспортом стратегически важных редкоземельных металлов, что, в свою очередь, вызывает жесткую реакцию Трампа.
Комментарий Алексея Макаркина:
Но означает ли это, что глобализация закончилась? Спешить не надо. Значительная часть составляющих глобального мира никуда не исчезает. Остается Интернет, который, как выяснилось, резко расширяет возможности в том числе и для критиков глобализации. Фрагментация информационного пространства по идеологическому признаку происходит в рамках одной глобальной сети, где люди могут конструировать приемлемую для них медийную повестку, не будучи зависимыми от приоритетов руководства телеканалов. →
C 15 октября начинает обучение седьмой поток программы развития кадрового управленческого резерва Высшей школы госуправления РАНХиГС, так называемой школы губернаторов. Об этом «Ведомостям» рассказали три собеседника, близких к администрации президента (АП). По словам одного из источников, нынешний поток будет учиться дольше, чем прошлые: обучение продлится около полутора лет. Закончится учеба на потоке в конце 2026 г. – начале 2027 г.
Комментарий Ростислава Туровского:
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский называет школу губернаторов устоявшимся механизмом подготовки кадров: «При всей важности «Времени героев» Кремль понимает важность наличия нескольких кадровых лифтов. Условно гражданская программа сохраняет актуальность, поскольку вопрос не только в ротации губернаторов, но и, например, в укреплении корпуса их заместителей». И в целом школа губернаторов формирует корпус тех, кто знает и понимает требования федерального центра, а это всегда востребовано, добавляет эксперт. →
Противостояние между Израилем и палестинским террористическим движением ХАМАС, которое управляет сектором Газа, завершено. Об этом заявил журналистам в парламенте Израиля американский президент Дональд Трамп. «Это большая честь для меня. Великий и прекрасный день, новое начало», – сказал политик. Он выразил надежду, что ХАМАС согласится на разоружение в рамках мирного плана урегулирования конфликта.
Комментарий Алексея Макаркина:
Заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин подчеркивает, что по второму этапу урегулирования нет никаких договоренностей или соглашений. Этот этап предполагает дальнейшую судьбу сектора Газа. →