16/10/2020
В заявлении МИД России, опубликованном 15 октября, решение Нидерландов подать в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) межгосударственную жалобу против России, «не дожидаясь даже промежуточных итогов консультаций», назвали недружественным
Комментарий Алексея Макаркина:
Я не уверен, что после такого шага России могут последовать санкции или же какие-то ограничительные меры со стороны Европы. Это, скорее, некий промежуточный этап. То есть, по сути, для Нидерландов и Австралии уже давно все ясно. Они исходят из того, что вина России доказана и надо только добиться того, чтобы она признала себя виновной.
Однако это все равно должно быть подтверждено судебными инстанциями. Соответственно, сейчас идет суд, плюс Нидерланды обратились еще и в Европейский суд по правам человека. Но и в этом вопросе могут возникнуть некоторые проблемы, потому что решения принимаются там не так быстро. И вряд ли в ЕСПЧ согласятся принимать его по ускоренному механизму. То есть, по сути, решение может быть принято и через 5-7 лет.
Во-первых, если обвиняемые будут признаны виновными, то со стороны Запада могут последовать новые санкции. Во-вторых, может быть расширено число обвиняемых. Если на сегодняшний день фигурантами в этом процессе числятся люди, которые не находились в то время на российской государственной службе, то после того, как консультации будут прерваны, количество обвиняемых может значительно увеличиться. Речь уже пойдет о лицах, непосредственно связанных с российским государством.
Эта ситуация может вписаться в общий контекст отношений России с Европой. Когда РФ шла на эти неофициальные и закрытые консультации, она исходила из того, что будет отстаивать свою версию произошедшего. Главный ее смысл заключался в том, что Москва не имеет никого отношения к уничтожению «Боинга».
Наверно, когда Россия вела эти консультации, она была уверена, что западные страны, в данном случае Нидерланды и Австралия, будут вести переговоры долго, и что это будет достаточно длительный процесс. Казалось, что они все-таки постараются каким-то образом учитывать российский фактор и будут предельно осторожны. Но на самом деле складывается такое ощущение, что со стороны Европы есть представление о том, что осторожность в этом вопросе уже не нужна.
Раньше Запад считал, что не нужно загонять Москву в угол, и что ей следует дать возможность для какого-то маневра. Надо наказать силовиков, но при этом говорить с людьми, которые занимаются в России политикой. Сейчас эта стратегия начинает быстро себя изживать. Причем Европа руководствуется здесь следующим: «Загоняй не загоняй – ничего не изменится».
Кроме того, раньше на Западе исходили из того, что с Россией можно договориться. Например, по поводу того, что Крым российский, чего европейские страны де-юре не признают. Однако фактически они не ставят это во главу угла и не концентрирует на этом свое внимание. Сейчас в Европе понимают, что прошло уже много лет, уже не 2014 год. Изменений не произошло, а значит, Россия не будет уходить.
В России же исходят из того, что мы слишком много уступали. Если в Европе началом конфликта или столкновения интересов принято считать 2014 год (Крым, Донбасс, самолет MH17), то в РФ отсчет ведется еще с конца 80-х годов. Мы ушли из Берлина, Варшавы, Будапешта, Вильнюса, Киева. Теперь получается, что нужно снова уходить и еще извиняться? Поэтому в РФ уверены, что сейчас уже уступать нельзя. Так что если по поводу экономики с европейскими государствами еще можно как-то договориться, то в вопросах политики уступок уже быть не может.
Решение с отказом от участия в консультациях также встраивают в общий контекст отношений России с Западом. В свою очередь Нидерланды и Австралия посмотрели, что Москва здесь уступать не собирается и начали активно задействовать судебные механизмы, давая понять, что вечных консультаций не будет. Соответственно, столкнулись эти две логики.
Борис Макаренко о правительстве Джо Байдена
Комментарий Бориса Макаренко:Дублеры начинают действовать. Название старого советского фильма приходит в голову при размышлениях о первых назначениях в администрации победившего на выборах президента США Джозефа Байдена. Ровно 40 лет в Америке не случалось, чтобы партия возвращала себе контроль над Белым домом спустя всего четыре года после поражения на предыдущих выборах: это значит, что очевидными кандидатами на руководящие посты становятся те, кто в предыдущей администрации той же партии был на ролях весьма заметных, хотя и не первых. Правительство дублеров? Ведь и сам будущий президент был «вторым номером» в администрациях Обамы. →
Парламент Армении отказался отменять военное положение, которое было введено в стране 27 сентября на фоне эскалации конфликта в Нагорном Карабахе
Комментарий Алексея Макаркина:Тот факт, что военное положение в стране сохраняется, свидетельствует только о том, что премьер-министр Пашинян контролирует парламент. Если бы этот режим был отменен, появилось бы больше возможностей для протеста у оппозиции. А Пашиняна и без того активно критикуют за потерю территорий. Это самое большое поражение Армении во всех Карабахских войнах за 30 лет. →
Партия «Яблоко» намерена начать подготовку молодых политиков
Комментарий Алексея Макаркина:На самом деле, здесь идет конкуренция за молодых политиков в рядах оппозиции. Есть Навальный, «Яблоко», Партия Народной Свободы, партия Андрея Нечаева, и другие проекты. →
Довыборы в гордуму покажут настроение общепротестного электората
Комментарий Алексея Макаркина:Не стоит подозревать несистемщиков в попытках сговора с властью, обилие черных технологий как раз свидетельствует о конкурентности кампании. Хотя рейтинги ЕР по стране равны 30% и, следовательно, у оппозиции вместе взятой около 70%, не следует каждые конкретные выборы рассматривать с арифметической точки зрения таких рейтингов. Результаты могут быть непропорциональны, особенно если кандидат провел яркую кампанию. Тогда за него идут голосовать уже не только как за идейно близкого, но и как за проходного. →
Эксперты РСМД проанализировали новые вызовы для российской внешней политики
Комментарий Бориса Макаренко:Вакцина может стать элементом российской мягкой силы. Воздействие мягкой силы на международные отношения, конечно, есть, но оно не радикальное. При этом США вряд ли будут большими потребителями российской вакцины. →
20 ноября Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) и Федеральное агентство связи (Россвязь). Их функции были переданы Министерству цифрового развития
Комментарий Алексея Макаркина:Нынешняя ликвидация ведомств — это продолжение ревизии административной реформы 2004 года, когда была создана трехступенчатая модель исполнительной власти (министерства, службы, агентства). Тогда было создано огромное количество разных ведомств, но возникла одна очень русская проблема. Непонятно стало, кто за что отвечает и с кого спрашивать. Полномочия ведомств порой пересекались. И там, где это было престижно, где управление сулило хорошее финансирование и пр., ведомства боролись друг с другом в ущерб делу, чтобы взять контроль над ним в свои руки. А там, где дело сулило большие проблемы, наоборот, все спихивали ответственность друг на друга. В целом опыт такой реформы был признан неудачным. →
Какая судьба ждет общину Виссариона
Комментарий Алексея Макаркина:Складывается впечатление, что государство просто не знает, что делать и чего ждать от таких религиозных организаций, как Церковь последнего завета. Поэтому и пытается либо усилить контроль над такими общинами, либо вовсе прекратить работу этих структур. У чиновников подход утилитарный. Те, кто конкурирует с РПЦ, вызывают опасение. Организации, подобные общине Виссариона, воспринимаются как наносящие ущерб православной церкви и уводящие от нее потенциальных верующих. Государство не может выдвигать конфессиональных аргументов, потому что официально церковь отделена от государства, но реально отношение к этим организациям во многом негативное не только потому, что их сложнее контролировать, чем РПЦ, но они воспринимаются как аномальные и исторически не свойственные России и русскому народу. А раз они не наши, значит, и не нужны. →
Оптимизация штата государственных служащих, которую предлагает осуществить премьер-министр Михаил Мишустин, является логичным и разумным шагом в сложившейся ситуации, полагают эксперты
Комментарий Бориса Макаренко:Сокращение служащих не кажется радикальным шагом - скорее всего, при масштабах от 5 до 10% это произойдет при имеющихся вакансиях, может быть, работниках пенсионного возраста. Он последовательно оптимизирует все ресурсы - на это надо смотреть в совокупности и с кадровыми перестановками в правительстве, и с цифровизацией, потому что, по идее, при широкой цифровизации она должна заменять человека какими-то автоматизированными приемами. Главное, что Мишустин - человек, который по определению умеет считать, раз он пришел из ФНС, оптимизирует все ресурсы, и все это не случайно. На правительстве лежит колоссальная ответственность, пожалуй, настолько, насколько этого давно не было: ему нужно продолжать возглавлять борьбу с коронакризисом и перезапускать национальные проекты. При этом ресурсов мало, поэтому все считается. →
Партии «Народ против коррупции» больше не существует – политологи прокомментировали «Блокноту» это событие
Комментарий Алексея Макаркина:По поводу этой партии у меня брали комментарий только один раз – когда стало известно, что ее возглавил родственник Владимира Путина. Вот теперь, когда ее ликвидировали, о ней второй раз в СМИ спросили. Но сказать тут нечего. Абсолютно ничем себя не показавшая партия, никаких результатов она не добилась. Кремль, в свою очередь, никакого интереса к ней не проявлял, никаких ставок на нее не делал. Родственник Путина, вероятно, возглавил ее для каких-то своих личных интересов. Возможно, это нужно было ему для некоторых карьерных моментов. Так что все существование этой партии сводится к абсолютному нулю. →
Сноб поговорил с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко о методологии составления карты и возможности системы выборщиков в России
Комментарий Бориса Макаренко:Такая система противоречит всей исторической и современной традиции в России. Американский принцип идет от американской концепции федерализма, где штаты наделены немалым объемом властных полномочий в самых разных сферах. У нас федерализм, мягко говоря, очень универсалистский - права регионов крайне ограничены. Если ввести непрямые выборы при отсутствии реального федерализма, то будут все те же эффекты - завышение доли малых субъектов федерации над большими. Одного порока американской системы у нас бы не было: у них республиканцы имеют преимущество, потому что округа в сельской местности в среднем имеют меньшее число избирателей, то есть сельская местность имеет преимущество в голосовании. У нас такого явления почти нет. →