19/10/2017
19 октября 2017 года Президент Фонда «Центр политических технологий» Игорь Бунин был награжден Орденом Почетного Легиона - высшим знаком отличия, почёта и официального признания особых заслуг во Франции, присуждаемым по решению Президента Французской республики.
Орден вручила Госпожа Посол Франции в РФ Сильви Берманн. В поздравительной речи Госпожа Берманн отметила многолетнюю работу И. Бунина, направленную на укрепление двустороннего сотрудничества России и Франции, глубокое понимание внутренних процессов политической жизни республики.
На вручении присутствовали уважаемые представители экспертного сообщества: президент фонда «Петербургская политика» М. Ю. Виноградов, основатель Фонда «Династия» Д. Б. Зимин, Председатель секции Социальной и политической философии Ученого Совета Института философии РАН Кара – Мурза А. А., научный руководитель Института научной информации по общественным наукам РАН Ю.С. Пивоваров, заслуженный профессор Московского университета В. П. Смирнов, главный научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Н. В. Зубаревич, главный редактор Carnegie.ru А. Г. Баунов, Председатель Совета директоров Фонда ИСЭПИ Д.В. Бадовский.
Поздравили И. Бунина с получением высокой награды представители государственных структур: Посол Израиля Гарри Корен, член Совета Федерации Д. Ф. Мезенцев, советник губернатора Московской области Д. И. Городецкий.
Среди гостей вечера также присутствовали представители деловой среды: Председатель Совета директоров ГК «Волга-Днепр» А. И. Исайкин, Генеральный директор ГК «Прогресстех» В. А. Кульчицкий, Президент ГК «Прогресстех» А. В. Шарнин, член Совета директоров «TVA Group» С. Ю. Назаркин, Председатель Совета директоров Forum Properties В. И. Зубрилин, главный редактор Forbes Russia Н. Ф. Усков, Генеральный директор ООО «Альянс-Молоко» И. Б. Сандлер, основатель и совладелец галереи Altmans Gallery Е. И. Альтман, Председатель совета директоров Холдинга охранных предприятий Е. Г. «Бастион» Андреева, глава Управления общественных коммуникаций ЦБ РФ А. О. Борисенкова, управляющий партнер Ernst & Young А. В. Ивлев Президент Ассоциации Европейского бизнеса А. Кернер, Президент МОО «Ассоциация менеджеров» В. Б. Сенин, Президент Ассоциации Российских банков Г. А. Тосунян и др.
Телеграммы и поздравления прислали представители экспертного сообщества и государственных структур - ректор НИУ ВШЭ Я. Кузьминов, председатель Российской ассоциации международного сотрудничества, член Совета Федерации РФ С. Калашников, член Совета Федерации РФ Д. Мезенцев и др.
БЛАГОДАРСТВЕННАЯ РЕЧЬ И.М.БУНИНА
Уважаемая госпожа Посол Франции!
Уважаемые дамы и господа сотрудники Посольства Франции и гости вечера!
Дорогие друзья!
Уважаемые дамы и господа!
Для меня огромная честь находиться сегодня среди вас. Я очень взволнован.
Должен сказать, что меня глубоко тронула эта неожиданная награда.
Я действительно сильно взволнован тем, что именно мне оказан столь высокий знак уважения.
С глубочайшей признательностью и благодарностью хочу выразить свою искреннюю приверженность Франции, ее институтам, ее богатой культуре, а также лично бывшему Президенту Французской Республики господину Франсуа Олланду и нынешнему Главе государства господину Эммануэлю Макрону, и, конечно же, госпоже Послу Франции в Москве.
Это интересно, потому что недавно я получил Орден дружбы, который мне вручил Президент Российской Федерации. Это символ франко-российской дружбы.
Прежде всего позвольте мне отдать дать уважения моим родителям, которых уже нет в живых, и которым я обязан своим существованием.
Хочу приветствовать свою супругу, свою семью, свою старшую дочь Елену, членов ее семьи, и хочу посвятить им лично эту высокую награду, потому что они всегда меня поддерживали.
Конечно же, мне хотелось бы поблагодарить моих друзей, коллег и сотрудников, которые на всем протяжении моей профессиональной деятельности поддерживали меня в трудные моменты моей жизни и карьеры.
Мне особенно приятно выразить свою глубочайшую признательность двум моим преподавателям, которые учили меня углубленному изучению французских источников. Они передали мне не только своё знание, но также и любовь к точности и к интеллектуальному анализу. Позволю себе назвать здесь имя Владислава /Павловича/ Смирнова, моего наставника в деле изучения архивов Франции периода Движения Сопротивления, и уже умершего Германа /Германовича/ Дилигенского, научного руководителя моей диссертации, который оказал мне свою поддержку во время написания мною книги ««Буржуазия в современном французском обществе. Структура, психология, политические позиции».
Моя жизнь всегда была связана с политикой.
Если позволите, мне хотелось бы рассказать здесь о двух конкретных событиях в моей жизни, которые позволили мне на деле применить мои знания, касающиеся Франции и ее политической системы.
Первое, основополагающее событие, — это моя встреча в 1991 году с руководителями различных кооперативов и предприятий. Тогда, во время морского круиза по Средиземному морю, мне в голову совершенно спонтанно пришла мысль о том, чтобы провести с ними интервью, собрать информацию об их опыте и узнать, что они думают о российских бизнесменах. Эта справочная база позволила мне впоследствии расширить мой анализ, касающийся российских бизнесменов, который последовал за моими исследованиями, касающимися французских бизнесменов. Так, за двадцать лет я написал три работы, посвященные российскому бизнесу.
С этого времени этот уникальный в своем роде опыт натолкнул меня на идею создания научного политологического центра, который отныне является одним из самых старых «thinktanks» /«мозговых центров»/ России.
Однако вернемся ненадолго к началу моей деятельности и к обстоятельствам моего первого опыта в сфере политики.
В 1973 году я закончил писать свою кандидатскую диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Эволюция предпринимательских союзов во Франции» в Институте международной экономики и международных отношений /ИМЭМО/.
В 1981 году Франсуа Миттеран становится кандидатом на предстоящих президентских выборах во Франции. В Советском Союзе все прочат победу Валери Жискар д’Эстену.
Тем не менее, тогда в Советском Союзе небезызвестный Николай /Николаевич/ Иноземцев, Директор Института мировой экономики и международных отношений, попросил меня провести углубленный анализ политической ситуации во Франции и представить прогноз относительно победителя.
Я пришел к заключению, что на выборах может победить Франсуа Миттеран.
Однако Николай /Николаевич/ Иноземцев был уверен в победе кандидата от правых сил и отказался направить мое исследование в Центральный комитет Коммунистической партии, и для него это решение имело весьма печальные последствия.
В этот самый момент, а именно в конце 1980-х годов, я защитил свою вторую диссертацию на соискание учёной степени доктора политических наук по теме «Соцпартия во Французском обществе 80-х годов». Именно тогда Франция вступила в эпоху Миттерана.
Россия, со своей стороны, была подорвана крахом Советского Союза и переходом к Российской Федерации.
Именно в этой очень сложной ситуации Президент Борис Ельцин, который хотел добиться наибольшего консенсуса, обратился к различным специалистам, чтобы разработать институциональную политику на различных уровнях. Я принял участие в этой аналитической работе, привнеся в нее свой личный опыт знания французской системы.
В действительности, в 1993 году, вследствие опасной ситуации, связанной с мятежом националистов против президента Бориса Ельцина, мятеж был подавлен с использованием вооруженных сил. Однако, президент и его команда не знали, что делать для восстановления политической стабильности.
Однако моя «маленькая команда» специалистов уже вплотную занималась тщательным анализом текущей ситуации. И тогда мы, по просьбе ряда членов команды Ельцина, предложили найти эффективное решение этой проблемы.
В действительности, при Борисе Ельцине в администрации царил беспорядок. Необходимо было любой ценой одновременно достичь две важнейшие цели: организовать парламентские выборы и приступить к принятию новой конституции для Российской Федерации.
Тогда я вспомнил об уникальном моменте, который пережила Франция после окончания второй мировой войны и о решении, которое тогда принял Генерал де Голль: провести строго в одно и то же время первые парламентские выборы и референдум, который утвердил бы принятие новой конституции. Этот простой и действенный план уже себя зарекомендовал.
Так, мне в голову пришел план действий по одновременной реализации политической программы в два этапа:
1) Подготовка парламентских выборов на всей территории Российской Федерации;
2) Быстрое написание новой российской конституции, позволяющее тем самым тотчас же утвердить ее на референдуме.
Члены правительства, которые, следуя нашим советам, предложили этот план, очень быстро продвинулись вверх по карьерной лестнице. Один из них, Александр /Яковлевич/ Лифшиц /его уже с нами нет/, был в то время всего лишь консультантом в команде президента Бориса Ельцина, затем, в результате успеха нашего плана он быстро вознесся и стал министром финансов.
Второй, не менее интересный эпизод, связанный с российской политикой, относится к более позднему времени — декабрю 1996 года, во время президентских выборов. В этот период, согласно опросам общественного мнения, президент Борис Ельцин набирал не больше четырех процентов голосов избирателей. Фаворитом считался кандидат от коммунистов Зюганов. Для Кремля и для команды Президента ситуация была действительно критической.
Тогда обратились за помощью ко мне, а поскольку я очень хорошо знал французскую избирательную систему и ее сходство с российской избирательной системой, то я решил применить методы французской системы и перенести их к нам. Мы предложили модель, основанную на французской системе, которая включает два стратегических этапа:
1) объединить электорат президента Ельцина вокруг его кампании (этап первого тура);
2) эффективно бороться против его противника, сфокусировав кампанию на его слабостях (второй тур).
Так, план был простой: если в первом туре Борис Ельцин набирает около тридцати процентов голосов, объединив весь свой электорат вокруг единой политической программы, то перед Президентом открываются серьезные шансы без больших трудностей выиграть второй тур.
Все произошло именно так.
А теперь давайте вернемся к моему опыту с Францией.
Моя первая реальная встреча с Францией состоялась лишь много позже, в 1987-1988 годах, и это был культурный шок! Поездка стала возможной только в эти годы, так как, поскольку я был еврей по национальности и из принципиальных соображений отказывался вступать в компартию, то все границы для меня были закрыты.
В действительности, у всех поколений советских людей была лишь одна мечта: выехать и увидеть Париж. Париж был самым невероятным направлением, и часто люди говорили: «Увидеть Париж и умереть...»
Для меня знакомство с великолепным «Городом Света» было чрезвычайно сложным, и я испытывал определенные трудности, чтобы преодолеть культурный шок.
Уже в XIX-м веке Франция и французский язык играют важнейшую роль в среде русской элиты, пронизанной ее культурой, восхищавшейся всеми литературными и техническими достижениями этой страны. В тот период Франция становится источником вдохновения.
А теперь настал черед рассказать о моей второй встрече с политикой во Франции.
Давайте подробно рассмотрим феномен, который являет собой Эммануэль Макрон.
В декабре 2015 года все ускоряется. Это прочная победа партии Марин Ле Пен в первом туре региональных выборов.
Поэтому я решил пристально следить за ситуацией, я стал регулярно и внимательно читать французскую прессу. После моих первых исследований казалось, что очень уверенную победу на выборах президента должен одержать Ален Жюппе, как тогда думали большинство французских политологов.
В этот самый момент я приехал во Францию, чтобы прочесть лекцию о проблемах России, и установил многочисленные контакты с французскими политологами и с Французским центром изучения внутренней политики Франции /Centre francais sur la politique interieure de la France/.
Однако, вопреки всем ожиданиям, победу на праймериз правых сил одерживает Франсуа Фийон. Поэтому казалось, что все указывало на то, что он станет вероятным будущим президентом Французской Республики... Но возникло дело «Penelopegate», и все его планы на успех растаяли.
Тогда освободилось место для Эммануэля Макрона, который этим шансом воспользовался.
Именно в этот период я написал около десятка статей о французских выборах.
Мне хотелось бы добавить несколько слов о макронизме.
Новый Президент Республики представляет собой некое обновление: это не только «la France en Marche», но это также, возможно, возникновение нового президентского политического стиля. Можно сказать об амбициозном французском президентстве, открытом для всего мира, включая Францию в Европе.
С идеологической точки зрения Эммануэль Макрон продолжает развивать три основополагающие идеи:
- концепция государства, банкиров и руководителей предприятий, согласно Сен-Симону;
- новаторские идеи Мишеля Рокара и вторых левых, когда гражданское общество играет более важную роль, чем государство, но в качестве абстрактной идеи;
- некоторые аспекты теорий Маккиавелли, Государь, которые использует все преимущества своей высокой должности.
Президентство Эммануэля Макрона можно свести к пяти главным направлениям:
1) Стремление к универсализму, 2) реформирование Европы, 3) гражданское общество, 4) глубокая трансформация Франции, 5) «юпитерианство»
Как сказал сам Президент Французской Республики: «Я хочу сильную Францию, которая идет вперед, в полном доверии и партнерстве с Европейским Союзом!»
Да здравствуют Франция и Россия! Огромное спасибо за вашу поддержку и за ваше внимание.
Игорь Михайлович Бунин
Борис Макаренко о правительстве Джо Байдена
Комментарий Бориса Макаренко:Дублеры начинают действовать. Название старого советского фильма приходит в голову при размышлениях о первых назначениях в администрации победившего на выборах президента США Джозефа Байдена. Ровно 40 лет в Америке не случалось, чтобы партия возвращала себе контроль над Белым домом спустя всего четыре года после поражения на предыдущих выборах: это значит, что очевидными кандидатами на руководящие посты становятся те, кто в предыдущей администрации той же партии был на ролях весьма заметных, хотя и не первых. Правительство дублеров? Ведь и сам будущий президент был «вторым номером» в администрациях Обамы. →
Парламент Армении отказался отменять военное положение, которое было введено в стране 27 сентября на фоне эскалации конфликта в Нагорном Карабахе
Комментарий Алексея Макаркина:Тот факт, что военное положение в стране сохраняется, свидетельствует только о том, что премьер-министр Пашинян контролирует парламент. Если бы этот режим был отменен, появилось бы больше возможностей для протеста у оппозиции. А Пашиняна и без того активно критикуют за потерю территорий. Это самое большое поражение Армении во всех Карабахских войнах за 30 лет. →
Партия «Яблоко» намерена начать подготовку молодых политиков
Комментарий Алексея Макаркина:На самом деле, здесь идет конкуренция за молодых политиков в рядах оппозиции. Есть Навальный, «Яблоко», Партия Народной Свободы, партия Андрея Нечаева, и другие проекты. →
Довыборы в гордуму покажут настроение общепротестного электората
Комментарий Алексея Макаркина:Не стоит подозревать несистемщиков в попытках сговора с властью, обилие черных технологий как раз свидетельствует о конкурентности кампании. Хотя рейтинги ЕР по стране равны 30% и, следовательно, у оппозиции вместе взятой около 70%, не следует каждые конкретные выборы рассматривать с арифметической точки зрения таких рейтингов. Результаты могут быть непропорциональны, особенно если кандидат провел яркую кампанию. Тогда за него идут голосовать уже не только как за идейно близкого, но и как за проходного. →
Эксперты РСМД проанализировали новые вызовы для российской внешней политики
Комментарий Бориса Макаренко:Вакцина может стать элементом российской мягкой силы. Воздействие мягкой силы на международные отношения, конечно, есть, но оно не радикальное. При этом США вряд ли будут большими потребителями российской вакцины. →
20 ноября Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) и Федеральное агентство связи (Россвязь). Их функции были переданы Министерству цифрового развития
Комментарий Алексея Макаркина:Нынешняя ликвидация ведомств — это продолжение ревизии административной реформы 2004 года, когда была создана трехступенчатая модель исполнительной власти (министерства, службы, агентства). Тогда было создано огромное количество разных ведомств, но возникла одна очень русская проблема. Непонятно стало, кто за что отвечает и с кого спрашивать. Полномочия ведомств порой пересекались. И там, где это было престижно, где управление сулило хорошее финансирование и пр., ведомства боролись друг с другом в ущерб делу, чтобы взять контроль над ним в свои руки. А там, где дело сулило большие проблемы, наоборот, все спихивали ответственность друг на друга. В целом опыт такой реформы был признан неудачным. →
Какая судьба ждет общину Виссариона
Комментарий Алексея Макаркина:Складывается впечатление, что государство просто не знает, что делать и чего ждать от таких религиозных организаций, как Церковь последнего завета. Поэтому и пытается либо усилить контроль над такими общинами, либо вовсе прекратить работу этих структур. У чиновников подход утилитарный. Те, кто конкурирует с РПЦ, вызывают опасение. Организации, подобные общине Виссариона, воспринимаются как наносящие ущерб православной церкви и уводящие от нее потенциальных верующих. Государство не может выдвигать конфессиональных аргументов, потому что официально церковь отделена от государства, но реально отношение к этим организациям во многом негативное не только потому, что их сложнее контролировать, чем РПЦ, но они воспринимаются как аномальные и исторически не свойственные России и русскому народу. А раз они не наши, значит, и не нужны. →
Оптимизация штата государственных служащих, которую предлагает осуществить премьер-министр Михаил Мишустин, является логичным и разумным шагом в сложившейся ситуации, полагают эксперты
Комментарий Бориса Макаренко:Сокращение служащих не кажется радикальным шагом - скорее всего, при масштабах от 5 до 10% это произойдет при имеющихся вакансиях, может быть, работниках пенсионного возраста. Он последовательно оптимизирует все ресурсы - на это надо смотреть в совокупности и с кадровыми перестановками в правительстве, и с цифровизацией, потому что, по идее, при широкой цифровизации она должна заменять человека какими-то автоматизированными приемами. Главное, что Мишустин - человек, который по определению умеет считать, раз он пришел из ФНС, оптимизирует все ресурсы, и все это не случайно. На правительстве лежит колоссальная ответственность, пожалуй, настолько, насколько этого давно не было: ему нужно продолжать возглавлять борьбу с коронакризисом и перезапускать национальные проекты. При этом ресурсов мало, поэтому все считается. →
Партии «Народ против коррупции» больше не существует – политологи прокомментировали «Блокноту» это событие
Комментарий Алексея Макаркина:По поводу этой партии у меня брали комментарий только один раз – когда стало известно, что ее возглавил родственник Владимира Путина. Вот теперь, когда ее ликвидировали, о ней второй раз в СМИ спросили. Но сказать тут нечего. Абсолютно ничем себя не показавшая партия, никаких результатов она не добилась. Кремль, в свою очередь, никакого интереса к ней не проявлял, никаких ставок на нее не делал. Родственник Путина, вероятно, возглавил ее для каких-то своих личных интересов. Возможно, это нужно было ему для некоторых карьерных моментов. Так что все существование этой партии сводится к абсолютному нулю. →
Сноб поговорил с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко о методологии составления карты и возможности системы выборщиков в России
Комментарий Бориса Макаренко:Такая система противоречит всей исторической и современной традиции в России. Американский принцип идет от американской концепции федерализма, где штаты наделены немалым объемом властных полномочий в самых разных сферах. У нас федерализм, мягко говоря, очень универсалистский - права регионов крайне ограничены. Если ввести непрямые выборы при отсутствии реального федерализма, то будут все те же эффекты - завышение доли малых субъектов федерации над большими. Одного порока американской системы у нас бы не было: у них республиканцы имеют преимущество, потому что округа в сельской местности в среднем имеют меньшее число избирателей, то есть сельская местность имеет преимущество в голосовании. У нас такого явления почти нет. →