09/07/2024
Итоги второго тура парламентских выборов во Франции многих удивили – по сравнению с первым туром кардинально сменился лидер, и вместо правой партии Марин Ле Пен победу одержал левый альянс. Однако сенсацией это назвать сложно: учитывая особенности мажоритарной двухтуровой системы, это был один из возможных вариантов. Победитель первого тура может потерпеть неудачу во втором, если против него объединяются основные соперники. Ставка Эмманюэля Макрона на мобилизацию во втором туре левых и умеренных избирателей оправдалась, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Но теперь стоит сложный вопрос о формировании нового правительства.
Комментарий Алексея Макаркина:
По итогам второго тура парламентских выборов во Франции «Национальное объединение» Марин Ле Пен оказалось на третьем месте, а сторонники президента Эмманюэля Макрона получили больше мандатов, чем ожидалось, заняв второе место после альянса левых партий «Новый народный фронт», и их поражение не стало разгромным.
Правда, центристская партия Макрона потеряла около сотни мест в Национальном собрании, что вызывает понятное недовольство людей, которые рассчитывали эти места занимать до 2027 года – года очередных парламентских выборов. Теперь Макрону придется объясняться с собственной партией, так как решение о досрочных выборах он принял единолично.
Сторонники «Национального объединения», лидировавшего после первого тура, теперь говорят о несправедливости мажоритарной системы. Если бы выборы проходили по пропорциональной системе, то расстановка сил в первой тройке действительно была бы иной: на первом месте были бы сторонники Ле Пен, на втором – «Новый народный фронт», а макроновцы – лишь на третьем. Но шансов на получение абсолютного большинства, которого добивалось «Национальное объединение», у них и в этом случае не было.
Абсолютное большинство для них было возможно только в одном случае – если бы в условиях мажоритарной системы народофронтовцы и макроновцы зачем-то вступили бы в непримиримую борьбу друг с другом. Но в политике такие услуги главным конкурентам никто не оказывает. Так что при любой избирательной системе Францию ожидал «подвешенный» парламент, в котором абсолютного большинства нет ни у кого.
Большинство и меньшинство
Наличие «подвешенного» парламента может привести к длительным коалиционным переговорам. В их рамках могут быть предприняты попытки создания широкой политической коалиции или «технического» кабинета из специалистов. Однако такого опыта в президентской Пятой республике, созданной Шарлем де Голлем в 1958 году, не было – французские политики не привыкли к выстраиванию сложных (и нестабильных) коалиций, свойственных парламентским Третьей и Четвертой республикам. Зато привыкли к тому, что большинство министров являются политиками, и лишь отдельные члены кабинета могут быть технократами или дипломатами.
Но есть и третий путь, который как раз имел место в Третьей республике, – правительство меньшинства. Желание избежать политической нестабильности привело к тому, что главный «конструктор» Пятой республики, ближайший соратник де Голля Мишель Дебре предложил схему, согласно которой президент назначает премьера без голосования по его кандидатуре в парламенте, поэтому в состав кабинета могут войти представители политических сил, у которых нет большинства в парламенте.
В то же время правительство все же должно опираться на большинство депутатов, без которого оно не может проводить законы через Национальное собрание. Как выйти из такой ситуации? Для этого в Конституции есть статья 49.3, согласно которой правительство может не ставить на голосование непопулярный законопроект. Но в этом случае ставится вопрос о вынесении вотума недоверия правительству, и если он проходит, кабинет министров уходит в отставку, но и парламент досрочно распускается и назначаются новые выборы. Если же вотум недоверия проваливается, закон считается принятым.
Хитрость заключается в том, что для голосования за законопроект надо обязательно набрать большинство голосов, а это значит, что любой депутат, воздержавшийся или вообще не голосовавший, может способствовать провалу документа, когда каждый голос на счету. Любой же депутат, в той или иной форме не поддержавший вотум недоверия, на деле выступает за сохранение правительства. А таких депутатов, которые не хотят связывать себя с непопулярным законопроектом, может быть немало. Одни из них поддерживают кабинет по большинству вопросов, которые носят популярный или нейтральный характер (а такие в парламентской практике обычно преобладают). Другие держатся за свои кресла, так как не уверены в собственном переизбрании или у них нет средств на досрочную кампанию.
Так что правительство меньшинства может существовать достаточно устойчиво, хотя и не очень комфортно. В 1988-1991 годах так действовал кабинет социалиста Мишеля Рокара, когда у правящей коалиции было только 47,7% мест в парламенте, причем некоторые из этих депутатов не всегда были лояльны премьеру, но на помощь кабинету пришла группа депутатов-правоцентристов. Некоторые из них даже вошли в состав правительства на индивидуальной основе, но стабильного большинства для принятия всех законов все равно не было, поэтому Рокар использовал статью 49.3 за три года 28 раз и выдержал пять попыток вотумов недоверия.
С 2022 года, когда у блока Макрона уже не было большинства (у него было около 43% мест в парламенте), президент договорился с «Республиканцами», чтобы те не «валили» правительство. Всего правительство Элизабет Борн (2022-2024 годы) использовало спасительную статью 23 раза, а число попыток вотумов недоверия равнялось 28. Самая опасная ситуация для кабинета была в 2023 году, когда Марин Ле Пен и Жан-Люк Меланшон ситуативно объединились, чтобы вынести вотум недоверия после повышения пенсионного возраста – для успеха им не хватило всего девяти голосов.
Вообще в истории Пятой республики вотум недоверия прошел только один раз – в 1962 году. Тогда де Голль распустил парламент и выиграл досрочные выборы.
А что сейчас?
Макрон в любом случае остается ведущим игроком в политическом процессе и будет играть важную роль в переговорах – и как президент с большими конституционными полномочиями, и как политик, контролирующий вторую по численности парламентскую фракцию. Он не превратился в «хромую утку», как это было бы в случае получения «Национальным объединением» абсолютного большинства.
Леворадикал Жан-Люк Меланшон уже заявил, что не пойдет на коалицию с блоком Макрона. Но это его частное мнение, а не позиция всего «Нового народного фронта», в котором у меланшоновской «Непокоренной Франции» 74 мандата из 182. У социалистов и экологов на двоих 87 мандатов. Еще девять мандатов у коммунистов и 12 – у более мелких политических сил. Меланшон претендует на то, чтобы «Фронт» отстаивал перед президентом его кандидатуру в премьеры, но лидеры других партий относятся к этому скептически. Опрос, проведенный компанией Opinion Way до выборов, показал, что в случае победы «Нового народного фронта» французы предпочли бы премьер-министра-социалиста (44%), а не представителя «Непокоренной Франции» (25%).
Вот здесь и могут появиться возможности для создания правительства меньшинства, возглавляемого умеренным левым политиком, к которому могут присоединиться макроновцы. «Непокоренная Франция» и коммунисты в этом случае могут остаться за пределами правительства. А дополнительную поддержку извне кабинет может теоретически получить от части фракции «Республиканцы». Арифметически такой расклад может обеспечить правительству существование. Тем более что леворадикальному Меланшону будет максимально трудно договориться о совместных действиях с правой партией Марин Ле Пен, если речь не идет о мощном раздражителе вроде повышения пенсионного возраста.
Но для такого проекта есть важный ограничитель. «Новый народный фронт» требует проведения радикальной смены политики по сравнению с проводящейся Макроном. Речь идет не просто об отмене повышения пенсионного возраста, введенного при Макроне (с 62 до 64 лет), но и о его снижении до 60 лет. Кроме того, левые уже подняли вопрос о повышении налогов и о многом другом, включая любимую идею Меланшона о переходе от Пятой к Шестой республике с ограничением полномочий президента и отменой вышеупомянутой статьи 49.3 как антидемократической. Есть прагматичная (иногда до цинизма) парламентская арифметика, а есть политология, которая в том числе изучает общественные эмоции и предупреждает, что избиратели не прощают предательства и наказывают за обман на ближайших выборах.
Поэтому французским политикам для формирования правительства придется не только делить портфели, но и выработать программу его действий, которая была бы приемлема для большинства избирателей, голосовавших за «Новый народный фронт», и не оттолкнула бы макроновцев – а это задача чрезвычайно сложная. Если же найти приемлемый вариант не удастся, то Франция может столкнуться с затяжным политическим кризисом.
В Камчатском крае 7 октября прошло заседание конкурсной комиссии по выборам мэра региональной столицы. Кандидаты на пост главы Петропавловска-Камчатского должны представить документы до 25 октября, первый этап конкурса намечен на середину ноября. А в целом порядок работы таких комиссий буквально скопирован с процедуры прямых избирательных кампаний. Эксперты уточнили, что тут скорее имитация, чтобы граждане все-таки поверили в прописанное им электоральное плацебо.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отметил, что конкурсные комиссии – это очередной элемент имитационной демократии. «О процедуре назначения новых градоначальников пишут местные газеты, говорит местное телевидение. Но людям, конечно, важны выборы, схожей с прямыми выборами процедурой никого не обманешь. Избирателям нужно ощущение, что они сами что-то решают, от них что-то зависит. Процедура назначения, при всей возможной схожести, такого ощущения не дает», – подчеркнул эксперт. →
Официальные ресурсы КПРФ отчитались о том, что завершились очередные этапы обучения в двух образовательных учреждениях партии. Секретари низовых отделений из 27 регионов получили навыки идеологической и агитационно-пропагандистской работы. Они выслушали и лекцию о своеобразии международной и внутриполитической ситуации от самого Геннадия Зюганова. А профсоюзные активисты в Петербурге прошли курсы «активной борьбы» за трудовые права. Эксперты напомнили, что коммунисты сохраняют оба направления своей деятельности, стараясь укреплять отношения с властью и обществом отдельно.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что партийно-политическая работа с активом обязательна, а каков актив – такова и работа: «Любая партия, а тем более – идеологическая грешит тем, что у нее есть практическая деятельность, а есть риторика. Например, народные приемные ЛДПР сочетаются с брошюрами Жириновского «Последний вагон на Север», «Последний бросок на Юг», а центры защиты прав граждан СРЗП – с патриотической и советской риторикой. А у КПРФ ядро и актив еще более идеологизированые, она просто обязана вспоминать о своих корнях, говорить об СССР, буржуазии, угрозе Запада и т.д. Хотя при этом и ведет конкретную работу с профсоюзами и гражданами». →
До середины августа 2025 г. Центризбирком (ЦИК) должен представить нижней палате парламента новую схему одномандатных избирательных округов – вместо действующей с осени 2015 г. Депутаты должны будут внести и принять соответствующий закон на ближайшие 10 лет. При этом за последние 10 лет сильно изменились обстоятельства, которые влияют на нарезку 225 округов (их количество зафиксировано в законе о выборах депутатов Госдумы и не зависит от числа субъектов РФ). В частности, составление новой схемы будет проходить с учетом корректировки численности населения в регионах и появления четырех новых субъектов Федерации.
Комментарий Ростислава Туровского:
Если число округов на выборах в Госдуму не изменится, то какие-то регионы могут потерять по одному депутату, согласен вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Компенсации за потерю округа могут быть только неофициальными, полагает он: «Например, таким регионам дадут больше проходных мест в списке». Но для этого надо будет дать больший вклад в победу партии власти, допускает он. →
Власти Ревды Свердловской области готовят онлайн-голосование по выносу Ленину из центра города, коммунисты намерены писать в прокуратуру. В Ржеве Тверской области, похоже, жаловаться поздно, там уже есть решение по новым именам сразу нескольких улиц, вместо Маркса будет герой СВО. Из ностальгии людей по СССР власть забирает весь позитив, чтобы на его основе вести ресоветизацию страны и без участия левых. А декоммунизация топонимики – это политтехнология, чтобы как раз пессимизировать электорат именно КПРФ.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что оспаривать решение по улице с именем героя СВО левым станет сложнее. «Есть ощущение, что федеральная власть отдала решения по памятникам и топонимике местным властям. Дескать, рискуйте, а если население возмутится – сами виноваты. То есть это не запрещено, но все-таки большой кампании по стране нет, хотя задача КПРФ – говорить обратное», – пояснил он. Как сказал Макаркин, «коммунисты ревностно следят за каждым таким случаем, иначе есть риск, что населению станет все равно, ведь поколения меняются». И напомнил, что в случае громких скандалов власти, как правило, откатывают назад. Макаркин уверен, что декоммунизация на фоне ресоветизации электорат КПРФ все-таки не разорвет, потому что сейчас от него и так осталось фактически идеологическое ядро. Да и ностальгирующие по СССР не перейдут к власти, скорее, наоборот, сносом памятников эта публика будет недовольна. →
Во внутриполитическом блоке администрации президента (АП) обсуждают, какой будет партийная система перед выборами в Госдуму и по каким сценариям они могут пройти. Об этом «Ведомостям» рассказали три источника, близких к АП, и федеральный чиновник. Партийная конфигурация к думской кампании будет зависеть от повестки, говорят три собеседника «Ведомостей»: сценарии и развилки в этих сценариях прописываются в зависимости от внутриполитической и внешнеполитической ситуации.
Комментарий Ростислава Туровского:
Сценарий думской кампании будет сильно зависеть от хода спецоперации и социально-экономической ситуации 2026 г., согласен вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «Это повлияет на партийные программы и приоритеты. Но общим трендом, судя по региональным выборам, видится усиление парламентских позиций «Единой России». Партия власти попытается добиться если не максимального в истории, то хотя бы второго после выборов 2007 г. результата». Актуальным становится и партийный состав парламента – число партий может сократиться, считает он: «Общая логика консолидации подталкивает к упрощению партийной системы. Тем самым партии парламентской оппозиции подойдут к выборам с острой проблемой собственного выживания». →
Влияние СВО на жизнь граждан РФ выросло, говорится в докладе Института социологии РАН «Российская повседневность в условиях радикализации противостояния с «коллективным Западом». Качественные исследования подтвердили результаты мониторинговых замеров о подъеме тревожности в обществе по мере усиления его вовлеченности в это продолжение внешней политики иными средствами. Но социологи РАН более четко вычислили негативное влияние условного «коэффициента СВО» именно на внутриполитическую сферу.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что реальная жизнь сама вовлекла россиян в СВО: «Парадокс в том, что есть две категории вовлеченных граждан. Одни ждали всего происходящего, иногда и по 30 лет, это турбопатриоты. Здесь есть немало электората КПРФ, некоторая часть которого уже перешла к власти. Надежды и чаяния этой группы на отдаление от Запада и возрождение страны по типу СССР наконец вроде бы начали оправдываться. Вторая группа – это родственники и друзья добровольцев и мобилизованных, которым, конечно, хочется помочь. Тем более что надо быть достойными своих предков, перед глазами есть образец – война с Германией, рассказы старших родственников и т.д.». При этом эксперт заметил, что экономика держится, да и те люди, которые помнят гиперинфляцию 90-х, относятся к повышению сегодняшних цен более спокойно. А часть населения от СВО вообще выиграла, это не только выплаты по контрактам, но и сфера ВПК, ведь повышение зарплаты в провинции на 15-20 тыс. руб. – это огромное подспорье. Макаркин подтвердил, что сейчас люди стали делиться «на недовольных СВО и выигравших от спецоперации: на городскую интеллигенцию, чувствующую политические ограничения и ностальгирующую по нулевым годам, и тех, кто служит или сам, или имеет таких родственников». Однако, полагает он, ни одна из этих групп не хочет сейчас аналогий с Великой Отечественной войной: «Парадигму «вставай, страна огромная» еще можно было провести весной 2022-го, сейчас уже поздно. Уже нет таких ярких эмоций. Люди привыкли, адаптировались, у них нет желания резко менять свою жизнь». →
На полях Генассамблеи ООН прошла первая встреча «Друзей мира» - платформы страны Глобального Юга обсуждают мирный план по завершению СВО. Сможет ли изменить ход СВО появление альтернативной площадки, основанной на китайско-бразильском «консенсусе», а не на набившей оскомину «формуле мира» Зеленского?
Комментарий Алексея Макаркина:
«Это не саммит мира. Тут другой состав. На этой площадке чрезвычайно активен Китай, Индия, Бразилия, то есть партнеры России по БРИКС. Если Россия исходит из того, что в Швейцарии собрались во многом недружественные страны, то здесь целый ряд стран БРИКС. И, допустим, Украина, которая поддерживает саммит мира, не поддерживает этот формат, потому что в шести пунктах Китая и Бразилии, нет принципа территориальной целостности Украины. Запад этот саммит тоже не поддерживает. Он исходит из того, что нельзя ничего обсуждать без Украины. По крайней мере, такова официальная позиция. Так что площадки очень разные. →
Губернатор Вологодской области Георгий Филимонов, вступивший в должность после победы на выборах 8 сентября (баллотировался от «Единой России» и набрал 62,3% голосов), может сменить сенатора, сообщили «Ведомостям» собеседник в верхней палате парламента и собеседник, близкий к правительству региона. Пост представителя правительства Вологодской области в Совете Федерации (СФ) с 9 ноября 2023 г. занимает бывший губернатор Олег Кувшинников, досрочно ушедший в отставку 31 октября 2023 г. Он является первым заместителем председателя комитета верхней палаты парламента по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
Комментарий Ростислава Туровского:
Для Вологодской области смена сенатора будет означать настоящую смену эпохи, поскольку позиций во власти лишатся все ключевые представители прежней команды, генетически связанной с «Северсталью» (Кувшинников – выходец из этой компании), говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. «И похоже, что завершается практика гарантированного ухода крупных фигур в верхнюю палату парламента – это показывает и отказ в сенаторстве [экс-губернатору Самарской области Дмитрию] Азарову, и затягивание вопроса по Цаликову. Тем самым уход из власти не гарантирует и мягких сценариев», – сказал он «Ведомостям». →
Россия пытается стать местом притяжения для консервативных граждан развитых стран, которых не устраивает существующий сейчас либеральный мейнстрим. Однако, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, не стоит ждать потока идеологических иммигрантов, а приехавших, как свидетельствует российский исторический опыт, вполне может ждать разочарование
«Ручеек» традиционалистов
Деструктивные и недружественные →
Россия удержит лидерство в атомной гонке. Так объяснили эксперты URA.RU особое внимание президента России Владимира Путина к развитию этой отрасли, как флагманской в отечественной науке. По словам аналитиков, разрыв отношений с крупнейшими международными исследовательскими центрами, включая Европейский Центр ядерных исследований (CERN), ускорил разработки собственных технологий и проектов.
Комментарий Алексея Макаркина:
Ситуация в научных отношениях между Россией и Западом стала напоминать «холодную войну», отметил вице-президент Центра политических технологий НИУ ВШЭ Алексей Макаркин. Он уверяет, что по сравнению с 70-80 годами прошлого столетия, сегодня у ученых стало гораздо меньше возможностей для коммуникации. Однако эксперт уверен, что отставания от западных технологий не произойдет. →