09/07/2024
Итоги второго тура парламентских выборов во Франции многих удивили – по сравнению с первым туром кардинально сменился лидер, и вместо правой партии Марин Ле Пен победу одержал левый альянс. Однако сенсацией это назвать сложно: учитывая особенности мажоритарной двухтуровой системы, это был один из возможных вариантов. Победитель первого тура может потерпеть неудачу во втором, если против него объединяются основные соперники. Ставка Эмманюэля Макрона на мобилизацию во втором туре левых и умеренных избирателей оправдалась, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Но теперь стоит сложный вопрос о формировании нового правительства.
Комментарий Алексея Макаркина:
По итогам второго тура парламентских выборов во Франции «Национальное объединение» Марин Ле Пен оказалось на третьем месте, а сторонники президента Эмманюэля Макрона получили больше мандатов, чем ожидалось, заняв второе место после альянса левых партий «Новый народный фронт», и их поражение не стало разгромным.
Правда, центристская партия Макрона потеряла около сотни мест в Национальном собрании, что вызывает понятное недовольство людей, которые рассчитывали эти места занимать до 2027 года – года очередных парламентских выборов. Теперь Макрону придется объясняться с собственной партией, так как решение о досрочных выборах он принял единолично.
Сторонники «Национального объединения», лидировавшего после первого тура, теперь говорят о несправедливости мажоритарной системы. Если бы выборы проходили по пропорциональной системе, то расстановка сил в первой тройке действительно была бы иной: на первом месте были бы сторонники Ле Пен, на втором – «Новый народный фронт», а макроновцы – лишь на третьем. Но шансов на получение абсолютного большинства, которого добивалось «Национальное объединение», у них и в этом случае не было.
Абсолютное большинство для них было возможно только в одном случае – если бы в условиях мажоритарной системы народофронтовцы и макроновцы зачем-то вступили бы в непримиримую борьбу друг с другом. Но в политике такие услуги главным конкурентам никто не оказывает. Так что при любой избирательной системе Францию ожидал «подвешенный» парламент, в котором абсолютного большинства нет ни у кого.
Большинство и меньшинство
Наличие «подвешенного» парламента может привести к длительным коалиционным переговорам. В их рамках могут быть предприняты попытки создания широкой политической коалиции или «технического» кабинета из специалистов. Однако такого опыта в президентской Пятой республике, созданной Шарлем де Голлем в 1958 году, не было – французские политики не привыкли к выстраиванию сложных (и нестабильных) коалиций, свойственных парламентским Третьей и Четвертой республикам. Зато привыкли к тому, что большинство министров являются политиками, и лишь отдельные члены кабинета могут быть технократами или дипломатами.
Но есть и третий путь, который как раз имел место в Третьей республике, – правительство меньшинства. Желание избежать политической нестабильности привело к тому, что главный «конструктор» Пятой республики, ближайший соратник де Голля Мишель Дебре предложил схему, согласно которой президент назначает премьера без голосования по его кандидатуре в парламенте, поэтому в состав кабинета могут войти представители политических сил, у которых нет большинства в парламенте.
В то же время правительство все же должно опираться на большинство депутатов, без которого оно не может проводить законы через Национальное собрание. Как выйти из такой ситуации? Для этого в Конституции есть статья 49.3, согласно которой правительство может не ставить на голосование непопулярный законопроект. Но в этом случае ставится вопрос о вынесении вотума недоверия правительству, и если он проходит, кабинет министров уходит в отставку, но и парламент досрочно распускается и назначаются новые выборы. Если же вотум недоверия проваливается, закон считается принятым.
Хитрость заключается в том, что для голосования за законопроект надо обязательно набрать большинство голосов, а это значит, что любой депутат, воздержавшийся или вообще не голосовавший, может способствовать провалу документа, когда каждый голос на счету. Любой же депутат, в той или иной форме не поддержавший вотум недоверия, на деле выступает за сохранение правительства. А таких депутатов, которые не хотят связывать себя с непопулярным законопроектом, может быть немало. Одни из них поддерживают кабинет по большинству вопросов, которые носят популярный или нейтральный характер (а такие в парламентской практике обычно преобладают). Другие держатся за свои кресла, так как не уверены в собственном переизбрании или у них нет средств на досрочную кампанию.
Так что правительство меньшинства может существовать достаточно устойчиво, хотя и не очень комфортно. В 1988-1991 годах так действовал кабинет социалиста Мишеля Рокара, когда у правящей коалиции было только 47,7% мест в парламенте, причем некоторые из этих депутатов не всегда были лояльны премьеру, но на помощь кабинету пришла группа депутатов-правоцентристов. Некоторые из них даже вошли в состав правительства на индивидуальной основе, но стабильного большинства для принятия всех законов все равно не было, поэтому Рокар использовал статью 49.3 за три года 28 раз и выдержал пять попыток вотумов недоверия.
С 2022 года, когда у блока Макрона уже не было большинства (у него было около 43% мест в парламенте), президент договорился с «Республиканцами», чтобы те не «валили» правительство. Всего правительство Элизабет Борн (2022-2024 годы) использовало спасительную статью 23 раза, а число попыток вотумов недоверия равнялось 28. Самая опасная ситуация для кабинета была в 2023 году, когда Марин Ле Пен и Жан-Люк Меланшон ситуативно объединились, чтобы вынести вотум недоверия после повышения пенсионного возраста – для успеха им не хватило всего девяти голосов.
Вообще в истории Пятой республики вотум недоверия прошел только один раз – в 1962 году. Тогда де Голль распустил парламент и выиграл досрочные выборы.
А что сейчас?
Макрон в любом случае остается ведущим игроком в политическом процессе и будет играть важную роль в переговорах – и как президент с большими конституционными полномочиями, и как политик, контролирующий вторую по численности парламентскую фракцию. Он не превратился в «хромую утку», как это было бы в случае получения «Национальным объединением» абсолютного большинства.
Леворадикал Жан-Люк Меланшон уже заявил, что не пойдет на коалицию с блоком Макрона. Но это его частное мнение, а не позиция всего «Нового народного фронта», в котором у меланшоновской «Непокоренной Франции» 74 мандата из 182. У социалистов и экологов на двоих 87 мандатов. Еще девять мандатов у коммунистов и 12 – у более мелких политических сил. Меланшон претендует на то, чтобы «Фронт» отстаивал перед президентом его кандидатуру в премьеры, но лидеры других партий относятся к этому скептически. Опрос, проведенный компанией Opinion Way до выборов, показал, что в случае победы «Нового народного фронта» французы предпочли бы премьер-министра-социалиста (44%), а не представителя «Непокоренной Франции» (25%).
Вот здесь и могут появиться возможности для создания правительства меньшинства, возглавляемого умеренным левым политиком, к которому могут присоединиться макроновцы. «Непокоренная Франция» и коммунисты в этом случае могут остаться за пределами правительства. А дополнительную поддержку извне кабинет может теоретически получить от части фракции «Республиканцы». Арифметически такой расклад может обеспечить правительству существование. Тем более что леворадикальному Меланшону будет максимально трудно договориться о совместных действиях с правой партией Марин Ле Пен, если речь не идет о мощном раздражителе вроде повышения пенсионного возраста.
Но для такого проекта есть важный ограничитель. «Новый народный фронт» требует проведения радикальной смены политики по сравнению с проводящейся Макроном. Речь идет не просто об отмене повышения пенсионного возраста, введенного при Макроне (с 62 до 64 лет), но и о его снижении до 60 лет. Кроме того, левые уже подняли вопрос о повышении налогов и о многом другом, включая любимую идею Меланшона о переходе от Пятой к Шестой республике с ограничением полномочий президента и отменой вышеупомянутой статьи 49.3 как антидемократической. Есть прагматичная (иногда до цинизма) парламентская арифметика, а есть политология, которая в том числе изучает общественные эмоции и предупреждает, что избиратели не прощают предательства и наказывают за обман на ближайших выборах.
Поэтому французским политикам для формирования правительства придется не только делить портфели, но и выработать программу его действий, которая была бы приемлема для большинства избирателей, голосовавших за «Новый народный фронт», и не оттолкнула бы макроновцев – а это задача чрезвычайно сложная. Если же найти приемлемый вариант не удастся, то Франция может столкнуться с затяжным политическим кризисом.
Лидер «Справедливой России – За правду» (СРЗП) Сергей Миронов продолжает предвыборные поездки по разным регионам. Например, 17 апреля он прибыл в Тюменскую область, а в субботу будет уже в Курганской области, где сильны левые настроения и в этом году переизбирают Заксобрание. СРЗП продолжает преследовать КПРФ и через перехват ее инициатив. Скажем, в ответ на автопробег «Наша Великая Победа» эсэры ответят «Велоэкспедицией Победы». Похоже, сценарий выборов ближайших двух лет действительно предполагает борьбу этих политсил за ту часть левого и патерналистского электората, которую не смогут взять себе «Единая Россия» и ЛДПР. И именно СРЗП скорее всего будет признана полезной для этого партией, тогда как КПРФ, видимо, окажется для власти ненужной.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Эсэры пересекаются с коммунистами в борьбе за левый периферийный электорат, не являющийся ядерным для обеих партий. Есть много избирателей, которые за социальную справедливость – и в принципе они могут проголосовать за ту или другую партию». Он напомнил, что ранее СРЗП даже предлагала КПРФ объединиться, чтобы совместить электоральный потенциал. «Хотя на деле предложение было недружественное. Во-первых, рейтинги КПРФ были выше, чем у СРЗП. Во-вторых, ядерный идеологический электорат и актив этого бы не понял, по сути произошло бы размывание идентичности коммунистов. В-третьих, не факт, что, объединившись, они добились бы эффекта аккумуляции голосов. Поэтому предложение было отклонено», – заметил Макаркин. →
Новый секретарь «Единой России» Владимир Якушев (работал и. о. с лета 2024 г., утвержден на съезде в декабре 2024 г.) продолжает менять структуру и состав центрального исполкома (ЦИК) партии. На прошлой неделе президиум генсовета назначил на должность замруководителя ЦИК главу партийного управления информации и социальных коммуникаций Ольгу Фролову. Давняя соратница Якушева, с которой он работал в разных должностях с начала 2000-х, теперь отвечает за информационную политику «Единой России», рассказали четыре источника в партии. До июля 2024 г. управлением руководила Анастасия Костикова.
Комментарий Ростислава Туровского:Для ЦИК «Единой России», как для партийного органа, работающего буквально денно и нощно, всегда важны профессионализм и сплоченность команды, полагает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. «При каждом новом секретаре генсовета это означает заметные кадровые перестановки. Но это никогда не означает тотальную чистку, поэтому профессиональные аппаратчики могут работать там и достаточно долго, – говорит эксперт. – Так было при Турчаке, который продвигал людей из своего окружения, которые впоследствии покинули ЦИК». Якушев старается усилить свои позиции, сказал эксперт, но и сохранить профессионалов в партийном аппарате. →
В городе Ревда Свердловской области прошло выдвижение кандидатов в местную Думу. 90 человек в основном представляют «Единую Россию», КПРФ, ЛДПР, «Справедливую Россию – За правду» (СРЗП) и «Новых людей». 18 мая пройдет досрочное переизбрание 20 депутатов. Все системные силы смогут испытать себя перед летними региональными кампаниями. В ходе единых дней голосования (ЕДГ) партии часто договариваются по мандатам, но в политически разогретой Ревде этого, видимо, не будет – как и на выборах Госдумы. Похоже, что прогнозы на 2026 год решено проверить в своего рода «пробирке».
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «В Ревде есть реальная политическая конкуренция, поэтому на выборах объявились представители разных сил. Сейчас многое будет зависеть и от самих партий, и от внутриэлитных связей». Он напомнил, что вообще-то именно муниципальные выборы в последние годы самые конкурентные, хотя по своей сути они и считаются деполитизированными. «Поскольку городок маленький, а выборы – в гордуму, то рисков для партий больших нет, а историю успеха показать можно. И раз ситуация заранее подогрета, то партии этим просто пользуются», – полагает Макаркин. →
В ЦРУ подтвердили, что еще десять лет после самоубийства Гитлера искали его следы в Южной Америке. Как известно, там спрятались многие бывшие эсэсовцы. Почему нацистов привлекал «задний двор» США и что выяснили американские разведчики – в материале РИА Новости.
Комментарий Алексея Макаркина:Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин объясняет, что Южная Америка оказалась для фашистов более безопасным местом, чем Европа, в том числе, из-за позиции США. Американцы считали, что гитлеровцы могут быть полезны в формировании антикоммунистического сопротивления, поэтому закрывали глаза на их перемещения. →
Политика Германии в отношении российско-украинского конфликта может стать жестче, чем была до этого. Это произойдет, если правительство страны возглавит 69-летний председатель ХДС Фридрих Мерц. Политик выступает за увеличение военной поддержки Киева, в частности поставок на Украину от Германии крылатых ракет Taurus, аналога британского вооружения Storm Shadow.
Комментарий Алексея Макаркина:Замдиректора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин полагает, что позиция Германии по отношению к России будет зависеть в том числе от результатов переговоров между Москвой и Вашингтоном. «Мерц будет действовать, учитывая позицию Запада. Германия будет смотреть на своих партнеров», – сказал эксперт. По словам политолога, если Мерц станет канцлером Германии, то он может доставить России новые проблемы. С другой стороны, подчеркивает Макаркин, немецкие промышленники заинтересованы в возвращении на рынок российского газа, особенно на фоне экономической стагнации. «Новому правительству Германии кровь из носу, как говорится, нужен экономический и промышленный рост. Одним ростом военной промышленности здесь не обойтись. Немецкая индустрия хотела бы дешевого газа», – сказал политолог. Он подчеркнул, что газовые подвижки возможны в том случае, если удастся как-то договориться по вопросу Украины. И именно поэтому, пока непонятно, что для Германии будет на первом месте – политика или экономика, то есть поддержка Украины или решения для выравнивания собственной экономической ситуации. «Сейчас политика находится впереди при принятии всех решений, в том числе экономического характера. Если даже удастся о чем-то договориться и газовое сотрудничество возобновится, то вряд ли оно будет в том же масштабе, как при СССР», – сказал замдиректора «Центра политических технологий». →
«Единая Россия» передала в администрацию президента (АП) предварительный список из числа действующих депутатов, которые могут пойти на выборы в Госдуму в 2026 г. В партии подготовили список по принципу «да/нет», говорят три близких к АП источника «Ведомостей». «Да» – это те депутаты из нынешнего созыва Госдумы, которые обязательно должны быть среди кандидатов и переизбраться в новый, IX созыв, поясняет один из источников. «Нет» – это те парламентарии, которых единороссы вряд ли включат в списки на думские выборы. Другой источник говорит, что единороссы действительно составили список тех, кого бы они хотели видеть в Госдуме нового созыва, а кого нет. Третья категория – это те, кто «под вопросом».
Комментарий Ростислава Туровского:«Рассчитать распределение проходных мест в списке партии на выборах можно лишь приблизительно, поэтому часть кандидатов, включая нынешних депутатов, получат полупроходные места, – рассуждает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. – Им надо будет постараться обеспечить наилучший результат на территории, чтобы пройти. В этой игре чаще всего есть опытные и статусные депутаты, которые получают гарантированные проходные места. Это могут быть представители думского руководства, важные спонсоры или их представители. Наверняка часть проходных мест получат участники спецоперации». В случае одномандатных округов будет учитываться популярность кандидата и его активность. →
В докладе лидера КПРФ Геннадия Зюганова пленуму ЦК о «работе по социальной защите трудящихся» прозвучал своего рода упрек рабочему классу. Мол, маловато солидарности и поддержки дела партии. Коммунисты заявляют, что усилили борьбу за права наемных работников, а чтобы избежать обвинений Ленина в адрес «легального марксизма», объявили парламентскую деятельность формой классовой борьбы. Пока ни та, ни другая к успехам не привели, но на фоне дезактивации самого пролетариата какой может быть спрос с левых за снижение их результата на выборах?
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Тезис доклада о том, что парламентская деятельность провозглашена основным видом классовой борьбы, сам Ленин счел бы ревизионистским, а то и назвал бы меньшевизмом и соглашательством. Он апеллировал к тому, что парламентская трибуна нужна для разоблачения буржуазно-помещичьей власти и царского правительства. Зюганов же исходит из существующих реалий, сейчас интерес к политике в обществе и среди рабочих значительно меньше. Парламентская деятельность – это для левых статус и ресурс, имея в виду хотя бы даже госфинансирование. Кроме того, такая активность носит безопасный характер». А с рабочим движением КПРФ сложнее работать по объективным причинам: люди не спешат протестовать, потому что не видят смысла, торжествует позиция «каждый за себя», люди элементарно боятся последствий. Поэтому в отличие от времен Николая II рабочие при нарушении трудовых прав спешат в прокуратуру и суд, а не на митинги и в профсоюзы. И поэтому коммунисты в большинстве своем и не востребованы. Например, заметил Макаркин, агитация на предприятиях сейчас проходит у коммунистов с согласованием собственников и по пропускам. И если их туда пропустили, то, значит, это скорее всего предприятие спонсора, на котором нет смысла устраивать стачки. Он напомнил, что, судя по прогнозам социологов, КПРФ останется в Госдуме после выборов 2026 года, но есть вопрос о результатах. Так что придется мобилизовывать и ядерный, и нишевый, и периферийный электораты. «Коммунисты заранее подстраховываются на случай снижения этих результатов на выборах, объясняя, что виноваты сами избиратели. Объяснение для России не уникальное, примеры есть – то же «Яблоко» Григория Явлинского», – подчеркнул Макаркин. →
Пошлины для товаров из других стран, которые ввел президент США Дональд Трамп, всколыхнули весь мир и привели к падению рынков. На что рассчитывают в американском Белом доме?
Комментарий Алексея Макаркина:Трамп искренне верит в эффективность своей доктрины, но, похоже, он находится на уровне мировоззрения конца XIX века, потому и апеллирует к подзабытым американским президентам, в частности МакКинли, – иронизирует Алексей Макаркин, первый вице-президент «Центра политических технологий». – Тут можно посоветовать прочитать рассказ О’Генри «Короли и капуста», чтобы многое понять. Но есть политические нюансы. Трамп предвкушает, как все страны с новыми тарифами будут стремиться встретиться с ним лично. Что как бы лишний раз подчеркнет его статус как лидера всего мира. Понятно, что и ответная реакция Трампа будет отражать особенности поведения этих стран, в том числе и европейских. →
В очередном выпуске политсоциологии от ВЦИОМ бросается в глаза противоречие между уровнями доверия к лидерам парламентских партий и поддержки их самих. Например, председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов и сопредседатель «Справедливой России – За правду» (СРЗП) Сергей Миронов опережают коллег по Госдуме, но именно рейтинг коммунистов и эсэров либо стагнирует, либо снижается. Российская политика прежде была сильно персонифицированной, но теперь, похоже, этот фактор теряет свое значение. «НГ» проанализировала актуальность тех выборных ресурсов, которые думская оппозиция сейчас начала раскупоривать. Ведь к единому дню голосования (ЕДГ) 2025 года уже стартовал двухмесячный обратный отсчет.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин с этим не согласился. При этом, пояснив «НГ», что «политика хотя и остается персонифицированной, но гораздо меньше, чем раньше», он обратил внимание на формулировки, используемые в опросах: «Если бы спросили: «вы доверяете КПРФ?», то результат партии был бы выше, а если поинтересовались, «проголосуете за Зюганова?», то, наоборот, его результат оказался бы ниже. Рейтинги доверия и электоральные – это все-таки разные вещи». Например, первые не всегда перерастают во вторые. Кроме того, по словам Макаркина, последовательность лидеров доверия из числа партийцев имеет и историческое объяснение: Зюганов и Жириновский, а с ними еще и лидер «Яблока» Григорий Явлинский давно пребывают в соответствующих рейтингах. «Если бы доверие и узнаваемость передавались в электоральные результаты, то «Яблоко» было бы в Госдуме», – подчеркнул он. →
ВЦИОМ сделал соцопрос о доверии к ныне покойному основателю ЛДПР Владимиру Жириновскому. За время после его смерти 6 апреля 2022-го этот индекс в целом вырос с 60 до 66%, при этом превышая 50% среди избирателей любой партии. Как известно, выборы в Госдуму – 2026 стартуют по завершении общегосударственных мероприятий в честь 80-летия Жириновского. Но и в этом году он как бы опять возглавит все партийные списки. В борьбе за второе место ЛДПР будет важна еще одна цифра: 56% считают, что этот самостоятельный политик представлял реальную политсилу.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин подтвердил «НГ», что «голосование за ЛДПР – это в значительной степени голосование за Жириновского, его сторонники – это электоральное ядро ЛДПР, остальные избиратели – это периферия, приходящая в разное время по разным причинам». На сегодня в условиях политического дефицита – это узнаваемый бренд № 3 после ЕР и КПРФ, но «все-таки образ Жириновского усиливает поддержку бренда». А другого мощного мотора для этой партии не видно, хотя этого особо и не требуется, тем более что образ Жириновского за годы без него приобрел новые черты – пророка, который предполагал тот путь, по которому идет современная история страны, предсказал конфликт с Западом, а у нас «всерьез относятся к предсказаниям». «Особенность ЛДПР сегодня в том, что она аккумулирует значительную часть патриотического электората, ту часть, которая не поддерживает власть. Конечно, выборы 2025-го – это подготовка к 2026-му. И по инерционному сценарию, если образ основателя протащит ЛДПР к успехам сейчас, то это сработает и в будущем году», – сказал Макаркин. →