09/07/2024
Итоги второго тура парламентских выборов во Франции многих удивили – по сравнению с первым туром кардинально сменился лидер, и вместо правой партии Марин Ле Пен победу одержал левый альянс. Однако сенсацией это назвать сложно: учитывая особенности мажоритарной двухтуровой системы, это был один из возможных вариантов. Победитель первого тура может потерпеть неудачу во втором, если против него объединяются основные соперники. Ставка Эмманюэля Макрона на мобилизацию во втором туре левых и умеренных избирателей оправдалась, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Но теперь стоит сложный вопрос о формировании нового правительства.
Комментарий Алексея Макаркина:
По итогам второго тура парламентских выборов во Франции «Национальное объединение» Марин Ле Пен оказалось на третьем месте, а сторонники президента Эмманюэля Макрона получили больше мандатов, чем ожидалось, заняв второе место после альянса левых партий «Новый народный фронт», и их поражение не стало разгромным.
Правда, центристская партия Макрона потеряла около сотни мест в Национальном собрании, что вызывает понятное недовольство людей, которые рассчитывали эти места занимать до 2027 года – года очередных парламентских выборов. Теперь Макрону придется объясняться с собственной партией, так как решение о досрочных выборах он принял единолично.
Сторонники «Национального объединения», лидировавшего после первого тура, теперь говорят о несправедливости мажоритарной системы. Если бы выборы проходили по пропорциональной системе, то расстановка сил в первой тройке действительно была бы иной: на первом месте были бы сторонники Ле Пен, на втором – «Новый народный фронт», а макроновцы – лишь на третьем. Но шансов на получение абсолютного большинства, которого добивалось «Национальное объединение», у них и в этом случае не было.
Абсолютное большинство для них было возможно только в одном случае – если бы в условиях мажоритарной системы народофронтовцы и макроновцы зачем-то вступили бы в непримиримую борьбу друг с другом. Но в политике такие услуги главным конкурентам никто не оказывает. Так что при любой избирательной системе Францию ожидал «подвешенный» парламент, в котором абсолютного большинства нет ни у кого.
Большинство и меньшинство
Наличие «подвешенного» парламента может привести к длительным коалиционным переговорам. В их рамках могут быть предприняты попытки создания широкой политической коалиции или «технического» кабинета из специалистов. Однако такого опыта в президентской Пятой республике, созданной Шарлем де Голлем в 1958 году, не было – французские политики не привыкли к выстраиванию сложных (и нестабильных) коалиций, свойственных парламентским Третьей и Четвертой республикам. Зато привыкли к тому, что большинство министров являются политиками, и лишь отдельные члены кабинета могут быть технократами или дипломатами.
Но есть и третий путь, который как раз имел место в Третьей республике, – правительство меньшинства. Желание избежать политической нестабильности привело к тому, что главный «конструктор» Пятой республики, ближайший соратник де Голля Мишель Дебре предложил схему, согласно которой президент назначает премьера без голосования по его кандидатуре в парламенте, поэтому в состав кабинета могут войти представители политических сил, у которых нет большинства в парламенте.
В то же время правительство все же должно опираться на большинство депутатов, без которого оно не может проводить законы через Национальное собрание. Как выйти из такой ситуации? Для этого в Конституции есть статья 49.3, согласно которой правительство может не ставить на голосование непопулярный законопроект. Но в этом случае ставится вопрос о вынесении вотума недоверия правительству, и если он проходит, кабинет министров уходит в отставку, но и парламент досрочно распускается и назначаются новые выборы. Если же вотум недоверия проваливается, закон считается принятым.
Хитрость заключается в том, что для голосования за законопроект надо обязательно набрать большинство голосов, а это значит, что любой депутат, воздержавшийся или вообще не голосовавший, может способствовать провалу документа, когда каждый голос на счету. Любой же депутат, в той или иной форме не поддержавший вотум недоверия, на деле выступает за сохранение правительства. А таких депутатов, которые не хотят связывать себя с непопулярным законопроектом, может быть немало. Одни из них поддерживают кабинет по большинству вопросов, которые носят популярный или нейтральный характер (а такие в парламентской практике обычно преобладают). Другие держатся за свои кресла, так как не уверены в собственном переизбрании или у них нет средств на досрочную кампанию.
Так что правительство меньшинства может существовать достаточно устойчиво, хотя и не очень комфортно. В 1988-1991 годах так действовал кабинет социалиста Мишеля Рокара, когда у правящей коалиции было только 47,7% мест в парламенте, причем некоторые из этих депутатов не всегда были лояльны премьеру, но на помощь кабинету пришла группа депутатов-правоцентристов. Некоторые из них даже вошли в состав правительства на индивидуальной основе, но стабильного большинства для принятия всех законов все равно не было, поэтому Рокар использовал статью 49.3 за три года 28 раз и выдержал пять попыток вотумов недоверия.
С 2022 года, когда у блока Макрона уже не было большинства (у него было около 43% мест в парламенте), президент договорился с «Республиканцами», чтобы те не «валили» правительство. Всего правительство Элизабет Борн (2022-2024 годы) использовало спасительную статью 23 раза, а число попыток вотумов недоверия равнялось 28. Самая опасная ситуация для кабинета была в 2023 году, когда Марин Ле Пен и Жан-Люк Меланшон ситуативно объединились, чтобы вынести вотум недоверия после повышения пенсионного возраста – для успеха им не хватило всего девяти голосов.
Вообще в истории Пятой республики вотум недоверия прошел только один раз – в 1962 году. Тогда де Голль распустил парламент и выиграл досрочные выборы.
А что сейчас?
Макрон в любом случае остается ведущим игроком в политическом процессе и будет играть важную роль в переговорах – и как президент с большими конституционными полномочиями, и как политик, контролирующий вторую по численности парламентскую фракцию. Он не превратился в «хромую утку», как это было бы в случае получения «Национальным объединением» абсолютного большинства.
Леворадикал Жан-Люк Меланшон уже заявил, что не пойдет на коалицию с блоком Макрона. Но это его частное мнение, а не позиция всего «Нового народного фронта», в котором у меланшоновской «Непокоренной Франции» 74 мандата из 182. У социалистов и экологов на двоих 87 мандатов. Еще девять мандатов у коммунистов и 12 – у более мелких политических сил. Меланшон претендует на то, чтобы «Фронт» отстаивал перед президентом его кандидатуру в премьеры, но лидеры других партий относятся к этому скептически. Опрос, проведенный компанией Opinion Way до выборов, показал, что в случае победы «Нового народного фронта» французы предпочли бы премьер-министра-социалиста (44%), а не представителя «Непокоренной Франции» (25%).
Вот здесь и могут появиться возможности для создания правительства меньшинства, возглавляемого умеренным левым политиком, к которому могут присоединиться макроновцы. «Непокоренная Франция» и коммунисты в этом случае могут остаться за пределами правительства. А дополнительную поддержку извне кабинет может теоретически получить от части фракции «Республиканцы». Арифметически такой расклад может обеспечить правительству существование. Тем более что леворадикальному Меланшону будет максимально трудно договориться о совместных действиях с правой партией Марин Ле Пен, если речь не идет о мощном раздражителе вроде повышения пенсионного возраста.
Но для такого проекта есть важный ограничитель. «Новый народный фронт» требует проведения радикальной смены политики по сравнению с проводящейся Макроном. Речь идет не просто об отмене повышения пенсионного возраста, введенного при Макроне (с 62 до 64 лет), но и о его снижении до 60 лет. Кроме того, левые уже подняли вопрос о повышении налогов и о многом другом, включая любимую идею Меланшона о переходе от Пятой к Шестой республике с ограничением полномочий президента и отменой вышеупомянутой статьи 49.3 как антидемократической. Есть прагматичная (иногда до цинизма) парламентская арифметика, а есть политология, которая в том числе изучает общественные эмоции и предупреждает, что избиратели не прощают предательства и наказывают за обман на ближайших выборах.
Поэтому французским политикам для формирования правительства придется не только делить портфели, но и выработать программу его действий, которая была бы приемлема для большинства избирателей, голосовавших за «Новый народный фронт», и не оттолкнула бы макроновцев – а это задача чрезвычайно сложная. Если же найти приемлемый вариант не удастся, то Франция может столкнуться с затяжным политическим кризисом.
Россия предотвратит диверсии наподобие подрыва «Северных потоков». Премьер-министр Михаил Мишустин показал делегациям из стран СНГ новейшие разработки МГТУ им. Баумана с применением искусственного интеллекта (ИИ). Как объяснили эксперты URA.RU, российские технологии ИИ обезопасят энергетические коммуникации на постсоветском пространстве.
Комментарий Алексея Макаркина:
Россия однажды столкнулась с диверсией на «Северных потоках», поэтому технологии, которые разрабатываются в передовых вузах, можно использовать как для экономических целей, так и для обеспечения энергобезопасности на постсоветском пространстве, объяснил первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его словам, выгоды от применения суперкомпьютеров могут заинтересовать иностранные делегации в закупке отечественных технологий. →
«Яблоко» опубликовало решение о деятельности партии на ближайшие годы, которое выглядит неоднозначно двойственным. С одной стороны, предполагается бросить все ресурсы для того, чтобы показать на выборах пацифистскую идеологию, с другой – занять такую позицию, чтобы не сломаться под жесткими политическим давлением, а лишь «как ива, согнуться на ветру». Именно за это выступает молодежь из числа партфункционеров, тем самым демонстрируя большую прагматичность. Основатель «Яблока» Григорий Явлинский, в свою очередь, периодически склоняется то к одному, то к другому подходу. И от этого пока не происходит какого-то явного движения вперед.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что яблочники дали понять: они будут активнее заниматься выборами, но для них это не основная форма деятельности, а только один из ее видов. «Им на самом деле мало что светит, но важно продемонстрировать свою идеологическую позицию. При этом есть надежда где-то что-то взять. Да и если не участвовать, то Минюст может ликвидировать партию», – сказал «НГ» эксперт. По мнению Макаркина, поколенческий разрыв в «Яблоке» в принципе отражает поколенческий разрыв в обществе. Так, старшие поколения воспринимают нынешние реалии как возврат к практикам времен СССР, они считаю аномалией скорее свободу самовыражения 90-х. Только у людей либеральных взглядов – это со знаком плюс, а у патриотически настроенных граждан – со знаком минус. Молодежь же принципиально иного мнения, для нее СССР – это далекая история, она уже стала частью глобального мира. Хотя бы потому, что активно пользуется интернетом, слушает ту же музыку и смотрит те же фильмы, что и молодежь других стран. И для молодых аномалия – это как раз нынешние политические реалии. «Отсюда выходят и стремление Явлинского продемонстрировать свою позицию, самовыразиться на думских выборах, и предпочтение партийной молодежи переждать до других, лучших, времен. У Явлинского 2026 год – это реперная точка, а у молодежи горизонт планирования гораздо дальше. Это и 2030-й, а если тогда не выйдет, то даже 2036-й и т.д.», – полагает Макаркин. →
Бывший губернатор Республики Алтай Олег Хорохордин стал заместителем начальника управления президента по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи (ИКТ). Об этом «Ведомостям» рассказали два собеседника, близких к администрации президента (АП). По словам одного из источников, в управлении Хорохордин будет курировать направление, которое занимается развитием ИИ.
Комментарий Ростислава Туровского:
Хорохордин и прежде был сотрудником АП, так что место работы после отставки для него подходящее, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. «Новая должность некрупная, но сейчас губернаторы должны быть благодарны и за такую. А по сенаторам Турчак ранее принял более востребованное решение (представителем в СФ стал Герой России Амыр Аргамаков. – «Ведомости»)», – считает эксперт. Если Хорохордин реально возьмется за вопросы ИИ, то может закрепиться на важной аппаратной позиции или перейти в бизнес. →
Поддержка КПРФ, если она обновится и будет более активна в защите граждан, может достигнуть даже 55%. Это следует из закрытой части соцопроса компании Russian Field, которая была проведена по заказу партии. «Определенно допускают» голосование за КПРФ 15% респондентов, 40% – «скорее допускают». А электоральное ядро продолжает оставаться размером в 5-7%. Противников КПРФ в совокупности 40%, из которых 22% «определенно не допускают» возможности голосования. Конечно, результаты опроса можно интерпретировать по-разному – стакан полон наполовину или же настолько пуст, но пока активизации коммунистов не видно. И непонятно также, что это такое – обновление КПРФ.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что во время президентских выборов КПРФ сократила результат до ядерного электората, но на парламентских выборах ситуация иная – и результат будет заведомо выше. «На президентских выборах люди голосуют за главу государства, а не представителя партии, потому что уверены, что решают судьбу страны и свое будущее. К думским выборам отношение проще, они голосуют за партию, которая, по их мнению, должна иметь фракцию в парламенте», – отметил он. Что же касается опроса, то, по мнению Макаркина, он говорит не столько о реальных предпочтениях людей на данный момент, сколько о теоретическом потенциале партии и способности его расширения. →
КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) в остающийся до выборов в Госдуму-2026 период надеются расширить электорат через патриотическую тематику. Сдвинуть с этого поля «Единую Россию» вряд ли получится, так что упорно соревноваться им придется друг с другом. Помощью СВО и прифронтовым регионам, заботой о семьях военных и раненых занимаются все три партии. Эксперты сомневаются, что оппозиция на этом существенно поднимется. Пока речь идет лишь об удержании остатков избирателей, а те уже почти и не различают прежних уникальных черт каждой из этих системных политструктур.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что с патриотической повесткой у думской оппозиции проблемы, ведь ее в основном аккумулировала ЕР как партия, отождествляемая с государством. →
Во Франции парламент впервые с 1962 года выразил недоверие правительству. Оппозиция требует отставки президента Эмманюэля Макрона. Но тот уходить не собирается, о чем заявил в обращении к населению 5 декабря. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что добиться ухода президента депутаты не смогут
Комментарий Алексея Макаркина:
Уволить президента Франции можно посредством импичмента, хотя он, согласно конституции, «может быть отстранен от должности только в случае нарушения обязанностей, явно несовместимого с осуществлением его мандата». Причем для этого нужно пройти довольно длительную процедуру с голосованиями квалифицированного большинства депутатов и сенаторов. Летом 2024 года левая партия «Непокоренная Франция» уже пыталась отправить Макрона в отставку, апеллируя к тому, что он не назначил предложенного левыми силами кандидата в премьеры. При этом по конституции он не был обязан этого делать – так что основание было весьма натянутым и инициатива даже не дошла до голосования. И вообще французский политический класс очень осторожен в вопросе создания прецедента импичмента – неизвестно, чем он может отозваться в дальнейшем, а по стабильности может в любом случае ударить. →
Президент России Владимир Путин назначил председателя комитета Госдумы по информполитике Александра Хинштейна временно исполняющим обязанности губернатора Курской области, сообщили в Кремле. Согласно указу, президент принял отставку недавно избранного Алексея Смирнова с поста губернатора региона, которую тот подал по собственному желанию.
Комментарий Ростислава Туровского:
«Решение неожиданное, но смыслы у него, разумеется, есть. Хинштейн известен своим умением работать с общественным мнением, он активен и готов к диалогу с гражданами. Судя по всему, этих качеств очень не хватило прежнему губернатору Смирнову», – говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Также Хинштейн давно выстроил связи с силовыми структурами, напоминает он. «В условиях Курской области это крайне важно и поможет ему в работе. Понятно, что управленческую команду ему создать помогут. А сам он постарается продемонстрировать качества публичного лидера», – полагает Туровский. →
Во вторник президент Южной Кореи Юн Сок Ель объявил в стране военное положение «в связи с антиправительственной активностью». Дело было в желании оппозиционного большинства в парламенте объявить государственным чиновникам импичмент. В ответ их объявили пособниками Северной Кореи. Мы обратились к российским экспертам за разъяснением ситуации.
Комментарий Алексея Макаркина:
Российский политолог, заместитель директора «Центра политических технологий», профессор ВШЭ Алексей Макаркин считает, что «импичменты в Южной Корее обычное дело». И это не зависит от партийной принадлежности президента. В 2004 году была попытка импичмента левого Но Му Хена за агитацию своей партии перед парламентскими выборами, но Конституционный суд решил это недостаточным предлогом для отстранения президента. Правда, уже после он был обвинен во взятке в 30 тысяч долларов и сорвался со скалы, что многие посчитали самоубийством. А в 2016 году был объявлен импичмент правой Пак Кын Хе. Но там действительно была коррупционная история на миллионы долларов и разглашение государственных тайн третьим лицам. И даже Конституционный суд с импичментом согласился. А Пак Кын Хе посадили в тюрьму. →
Депутаты парламента Абхазии 3 декабря проголосовали против ратификации межправительственного соглашения об осуществлении российскими компаниями инвестиционных проектов на территории республики. На заседании присутствовали 23 из 35 депутатов.
Алексей Макаркин
«За 32 года независимости в республике сформировалась собственная модель развития, – объяснил Макаркин. – Одна из главных особенностей в том, что экономика – национальная прерогатива, это касается права на землю, другую собственность». →
В «Справедливой России» идут дискуссии о том, кто сменит 71-летнего Сергея Миронова на посту председателя партии. Трансфер, как уверяют источники URA.RU, произойдет уже до 2026 года. Одним из главных претендентов называют экс-губернатора Омской области, замгендиректора «Уралвагонзавода» Александра Буркова. Есть еще два кандидата с Урала – депутаты Госдумы Валерий Гартунг и Яна Лантратова. Сам Миронов противится этому и опасается своих потенциальных сменщиков – говорят инсайдеры, близкие к руководству партии.
Комментарий Алексея Макаркина:
«Образ Прилепина расходится с привычным для избирателя «Справедливой России» образом партии. Их традиционный образ – это партия, которая почти такая же, как партия власти, но более социально-окрашенная. Миронов этому образу соответствует, а будет ли соответствовать Прилепин? – вопрос риторический. Вызывает вопрос и то, насколько Прилепин консенсусная фигура для людей, глубоко вовлеченных в СВО. Есть те, кто его критикует. Нельзя утверждать, что он сможет повысить интерес к партии в этом направлении. Если посмотреть на избирателей, которые полностью поддерживают СВО, – они голосуют за «Единую Россию», – считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. →