09/07/2024
Итоги второго тура парламентских выборов во Франции многих удивили – по сравнению с первым туром кардинально сменился лидер, и вместо правой партии Марин Ле Пен победу одержал левый альянс. Однако сенсацией это назвать сложно: учитывая особенности мажоритарной двухтуровой системы, это был один из возможных вариантов. Победитель первого тура может потерпеть неудачу во втором, если против него объединяются основные соперники. Ставка Эмманюэля Макрона на мобилизацию во втором туре левых и умеренных избирателей оправдалась, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Но теперь стоит сложный вопрос о формировании нового правительства.
Комментарий Алексея Макаркина:
По итогам второго тура парламентских выборов во Франции «Национальное объединение» Марин Ле Пен оказалось на третьем месте, а сторонники президента Эмманюэля Макрона получили больше мандатов, чем ожидалось, заняв второе место после альянса левых партий «Новый народный фронт», и их поражение не стало разгромным.
Правда, центристская партия Макрона потеряла около сотни мест в Национальном собрании, что вызывает понятное недовольство людей, которые рассчитывали эти места занимать до 2027 года – года очередных парламентских выборов. Теперь Макрону придется объясняться с собственной партией, так как решение о досрочных выборах он принял единолично.
Сторонники «Национального объединения», лидировавшего после первого тура, теперь говорят о несправедливости мажоритарной системы. Если бы выборы проходили по пропорциональной системе, то расстановка сил в первой тройке действительно была бы иной: на первом месте были бы сторонники Ле Пен, на втором – «Новый народный фронт», а макроновцы – лишь на третьем. Но шансов на получение абсолютного большинства, которого добивалось «Национальное объединение», у них и в этом случае не было.
Абсолютное большинство для них было возможно только в одном случае – если бы в условиях мажоритарной системы народофронтовцы и макроновцы зачем-то вступили бы в непримиримую борьбу друг с другом. Но в политике такие услуги главным конкурентам никто не оказывает. Так что при любой избирательной системе Францию ожидал «подвешенный» парламент, в котором абсолютного большинства нет ни у кого.
Большинство и меньшинство
Наличие «подвешенного» парламента может привести к длительным коалиционным переговорам. В их рамках могут быть предприняты попытки создания широкой политической коалиции или «технического» кабинета из специалистов. Однако такого опыта в президентской Пятой республике, созданной Шарлем де Голлем в 1958 году, не было – французские политики не привыкли к выстраиванию сложных (и нестабильных) коалиций, свойственных парламентским Третьей и Четвертой республикам. Зато привыкли к тому, что большинство министров являются политиками, и лишь отдельные члены кабинета могут быть технократами или дипломатами.
Но есть и третий путь, который как раз имел место в Третьей республике, – правительство меньшинства. Желание избежать политической нестабильности привело к тому, что главный «конструктор» Пятой республики, ближайший соратник де Голля Мишель Дебре предложил схему, согласно которой президент назначает премьера без голосования по его кандидатуре в парламенте, поэтому в состав кабинета могут войти представители политических сил, у которых нет большинства в парламенте.
В то же время правительство все же должно опираться на большинство депутатов, без которого оно не может проводить законы через Национальное собрание. Как выйти из такой ситуации? Для этого в Конституции есть статья 49.3, согласно которой правительство может не ставить на голосование непопулярный законопроект. Но в этом случае ставится вопрос о вынесении вотума недоверия правительству, и если он проходит, кабинет министров уходит в отставку, но и парламент досрочно распускается и назначаются новые выборы. Если же вотум недоверия проваливается, закон считается принятым.
Хитрость заключается в том, что для голосования за законопроект надо обязательно набрать большинство голосов, а это значит, что любой депутат, воздержавшийся или вообще не голосовавший, может способствовать провалу документа, когда каждый голос на счету. Любой же депутат, в той или иной форме не поддержавший вотум недоверия, на деле выступает за сохранение правительства. А таких депутатов, которые не хотят связывать себя с непопулярным законопроектом, может быть немало. Одни из них поддерживают кабинет по большинству вопросов, которые носят популярный или нейтральный характер (а такие в парламентской практике обычно преобладают). Другие держатся за свои кресла, так как не уверены в собственном переизбрании или у них нет средств на досрочную кампанию.
Так что правительство меньшинства может существовать достаточно устойчиво, хотя и не очень комфортно. В 1988-1991 годах так действовал кабинет социалиста Мишеля Рокара, когда у правящей коалиции было только 47,7% мест в парламенте, причем некоторые из этих депутатов не всегда были лояльны премьеру, но на помощь кабинету пришла группа депутатов-правоцентристов. Некоторые из них даже вошли в состав правительства на индивидуальной основе, но стабильного большинства для принятия всех законов все равно не было, поэтому Рокар использовал статью 49.3 за три года 28 раз и выдержал пять попыток вотумов недоверия.
С 2022 года, когда у блока Макрона уже не было большинства (у него было около 43% мест в парламенте), президент договорился с «Республиканцами», чтобы те не «валили» правительство. Всего правительство Элизабет Борн (2022-2024 годы) использовало спасительную статью 23 раза, а число попыток вотумов недоверия равнялось 28. Самая опасная ситуация для кабинета была в 2023 году, когда Марин Ле Пен и Жан-Люк Меланшон ситуативно объединились, чтобы вынести вотум недоверия после повышения пенсионного возраста – для успеха им не хватило всего девяти голосов.
Вообще в истории Пятой республики вотум недоверия прошел только один раз – в 1962 году. Тогда де Голль распустил парламент и выиграл досрочные выборы.
А что сейчас?
Макрон в любом случае остается ведущим игроком в политическом процессе и будет играть важную роль в переговорах – и как президент с большими конституционными полномочиями, и как политик, контролирующий вторую по численности парламентскую фракцию. Он не превратился в «хромую утку», как это было бы в случае получения «Национальным объединением» абсолютного большинства.
Леворадикал Жан-Люк Меланшон уже заявил, что не пойдет на коалицию с блоком Макрона. Но это его частное мнение, а не позиция всего «Нового народного фронта», в котором у меланшоновской «Непокоренной Франции» 74 мандата из 182. У социалистов и экологов на двоих 87 мандатов. Еще девять мандатов у коммунистов и 12 – у более мелких политических сил. Меланшон претендует на то, чтобы «Фронт» отстаивал перед президентом его кандидатуру в премьеры, но лидеры других партий относятся к этому скептически. Опрос, проведенный компанией Opinion Way до выборов, показал, что в случае победы «Нового народного фронта» французы предпочли бы премьер-министра-социалиста (44%), а не представителя «Непокоренной Франции» (25%).
Вот здесь и могут появиться возможности для создания правительства меньшинства, возглавляемого умеренным левым политиком, к которому могут присоединиться макроновцы. «Непокоренная Франция» и коммунисты в этом случае могут остаться за пределами правительства. А дополнительную поддержку извне кабинет может теоретически получить от части фракции «Республиканцы». Арифметически такой расклад может обеспечить правительству существование. Тем более что леворадикальному Меланшону будет максимально трудно договориться о совместных действиях с правой партией Марин Ле Пен, если речь не идет о мощном раздражителе вроде повышения пенсионного возраста.
Но для такого проекта есть важный ограничитель. «Новый народный фронт» требует проведения радикальной смены политики по сравнению с проводящейся Макроном. Речь идет не просто об отмене повышения пенсионного возраста, введенного при Макроне (с 62 до 64 лет), но и о его снижении до 60 лет. Кроме того, левые уже подняли вопрос о повышении налогов и о многом другом, включая любимую идею Меланшона о переходе от Пятой к Шестой республике с ограничением полномочий президента и отменой вышеупомянутой статьи 49.3 как антидемократической. Есть прагматичная (иногда до цинизма) парламентская арифметика, а есть политология, которая в том числе изучает общественные эмоции и предупреждает, что избиратели не прощают предательства и наказывают за обман на ближайших выборах.
Поэтому французским политикам для формирования правительства придется не только делить портфели, но и выработать программу его действий, которая была бы приемлема для большинства избирателей, голосовавших за «Новый народный фронт», и не оттолкнула бы макроновцев – а это задача чрезвычайно сложная. Если же найти приемлемый вариант не удастся, то Франция может столкнуться с затяжным политическим кризисом.
По информации «НГ», вологодский обком КПРФ готовит обращения к губернатору Георгию Филимонову и лидеру партии Геннадию Зюганову по поводу памятника героям Октябрьской революции. Монумент планируют перенести в один из городских парков, несмотря на угрозу разрушения. Коммунистов возмутило и обоснование – мол, сооружение не соответствует современному облику Вологды, хотя статуя Сталина туда вписалась. Обком надеется на хорошие отношения между Зюгановым и Филимоновым, вроде бы согласных в том, какой должна быть политика по защите истории. Но эксперты «НГ» считают, что государство явно не намерено поддерживать память именно о революционерах.
Комментарий Алексея Макаркина:
Впрочем, первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что «разгадка уже заложена в происходящем событии»: «Памятник посвящен революционерам, то есть разрушителям государства. А у нас в почете государственническая повестка. Сейчас исторические события и фигуры рассматриваются сквозь призму суверенитета. Уважают тех, кто его защищал, а отсюда и подбор фигур разных эпох – и царь Иван Грозный, и императоры Петр I и Екатерина II, и вождь Сталин. Так что революционеры – это герои для КПРФ в силу специфики ее преемничества, но не для государства. И действия Филимонова вполне вписываются в эту государственную повестку». Например, заметил Макаркин, по поводу того же Ленина проводится нарратив, что он, во-первых, пошел на союз с врагом во время войны, а во-вторых, заложил в основу СССР мину в виде права на выход республик из состава Союза. →
По информации «НГ», в КПРФ не оставили идеи выйти к народу с новым Основным законом. Образцом его концепции, как выяснилось, стала сталинская Конституция 1936 года. Хотя документ появится после выборов в Госдуму-2026, он будет частью агиткампании. Вместе с партийным законопроектом о Конституционном суде РФ, который появится на днях, и Избирательным кодексом, который уже представлен. Партии парламентского типа свою оппозиционность приходится демонстрировать через правовые инициативы, ведь уличные протесты могут напомнить властям о прежнем союзе левых с несистемщиками. Тогда как думская риторика даже высокого градуса пока вроде бы не нарушает дозволенных рамок.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что «лояльно-протестный кентавр КПРФ не может существовать без соответствующей риторики», которая временами, может быть, и отходит на второй план, но никогда не исчезает. Исключением стали президентские выборы 2024 года – и тогда электоральный результат для левых оказался плачевным. А перед думскими выборами актуализировать оппозиционность можно – и теперь для этого уже самое время. Ведь как общепротестный, так и традиционный электораты КПРФ все же хотят большей протестности в избирательной кампании. И партия будет идти навстречу этому пожеланию хотя бы на уровне риторики. →
В Бундестаге пытаются переименовать оставшиеся в восточных городах Германии улицы Ленина, Гротеволя, Пика, но местные власти этому сопротивляются. На территории бывшей ГДР сохраняется более десятка улиц, названых в честь вождя мирового пролетариата. Прокомментировать сообщение мы попросили политолога, заместителя генерального директора Центра политических технологий, профессора ВШЭ Алексея Макаркина.
Комментарий Алексея Макаркина:
– «Советские» названия – улицы Ленина, Отто Гротеволя, Вильгельма Пика – сохранились там, где исторически были сильны позиции партии, которая при ГДР называлась Социалистической единой партией Германии, потом Партией демократического социализма (действовала с февраля 1990 по июнь 2007 года), потом партией «Левых» (Die Linke), – говорит политолог Алексей Макаркин. – Интересно, что часть избирателей от Die Linke «мигрировала» к партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). →
Индийский премьер тепло встретил российского президента сразу по прилете в аэропорту Дели. Нарендра Моди подошел к трапу самолета, пожал руку Владимиру Путину и обнял его. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков рассказал, что решение Моди лично встретить главу нашего государства было неожиданным, российская сторона не знала об этом заранее. Опрошенные Daily Storm политологи порассуждали, можно ли считать жест со стороны индийского премьера прагматическим ходом или сигналом для Дональда Трампа.
Комментарий Алексея Макаркина:
Один из ключевых моментов встречи российской и индийской делегаций – это возможные новые оружейные сделки, считает Макаркин. В части сотрудничества с Россией в нефтяной сфере Индия будет осторожнее, потому что не захочет пойти наперекор Соединенным Штатам, думает эксперт. А вот оружейные сделки Трамп Нью-Дели не запрещал, отмечает он. →
Нынешнего главу комитета Госдумы по обороне Андрея Картаполова «Единая Россия», вероятнее всего, будет выдвигать в новый созыв в составе столичной региональной группы, от которой он избирался в 2021 г. Об этом «Ведомостям» рассказали четыре собеседника, близких к администрации президента (АП), и источник, близкий к партии власти.
Комментарий Ростислава Туровского:
Вопрос по Картаполову будет решаться на федеральном уровне, где ему при необходимости подберут и регион, полагает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «Нельзя исключать борьбы за пост главы столь важного комитета, но думается, что Картаполов без должности не останется. На нынешней работе он все необходимые задачи выполнял». →
28 ноября в Изнике (бывшей Никее), на месте проведения Первого Никейского собора, папа римский Лев XIV и Константинопольский патриарх Варфоломей впервые совместно прочитали Никео-Константинопольский Символ веры (без добавления Filioque). Экуменический молебен стал центральным событием визита понтифика, приуроченного к 1700-летию Никейского собора. Перед визитом папа Лев опубликовал Апостольское письмо In unitate fidei (»В единстве веры»), призывающее христиан к обновленному диалогу и единству.
Комментарий Алексея Макаркина:
В Апостольском письме приводился Никео-Константинопольский Символ веры без Filioque. Сноска в тексте гласит, что «утверждение «и исходит от Отца и Сына (Filioque)» не встречается в Константинопольском тексте; оно было вставлено в латинский Символ веры Папой Бенедиктом VIII в 1014 году и является предметом православно-католического диалога». Таким образом папа не отверг Filioque, прочно укоренившееся в католической традиции, но в то же время продемонстрировал готовность не настаивать на спорном слове в тех случаях, когда речь идет о диалоге с православными. А на следующий день, 29 ноября, в Георгиевском храме в Стамбуле прошла доксология (благодарственный молебен) с участием патриарха Варфоломея и папы Льва. Во время богослужения было произнесено особое прошение о здравии папы и патриарха, при этом имя понтифика с указанием «святейший» было названо первым. В завершение богослужения хор пропел многолетие как Патриарху Варфоломею, так и папе Льву. Во время доксологии папа и Патриарх прочитали «Отче наш» на латыни. А затем синхронно благословили паству, стоя у Царских врат. →
Экс-депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин, досрочно лишенный депутатского мандата 25 мая 2022 г. из-за незаконной охоты, может пойти на выборы в Госдуму в 2026 г. от Иркутской области. Об этом «Ведомостям» сообщили три источника: два – близких к КПРФ, один – к правительству Иркутской области. Сам Рашкин не опроверг и не подтвердил эту информацию, отметив, что пока не готов комментировать этот вопрос.
Комментарий Ростислава Туровского:
Рашкин не раз засвечивался в Иркутской области, помогая Левченко, так что в его выдвижении есть некоторый смысл, учитывая, что в Саратовской области и в Москве, где он руководил партией, шансов на удачную кампанию у него совсем нет, рассуждает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. «Но все же в Иркутске его знают мало. К тому же имидж Рашкина подпортили скандалы», – напомнил он. →
На следующей неделе сразу три крупных внешнеполитических сюжета сходятся в одном временном узле. В Москву приезжают специальный представитель президента США Стивен Уиткофф и глава МИД Китая Ван И – каждый со своей повесткой, но оба в то самое время, когда обсуждение американского плана создает новые рамки для переговоров о стратегической стабильности. Параллельно Владимир Путин отправится с государственным визитом в Индию, где ожидаются масштабные договоренности с Дели. На внутреннем треке темой недели станет запуск обновленного утильсбора – решения, которое неизбежно отразится на автомобильном рынке и потребительских стратегиях. Подробности – в рубрике «ФедералПресс» «Смыслы недели».
Комментарий Алексея Макаркина:
«Выдвинутый в свое время Китаем план по урегулированию «за все хорошее» никого полностью не устроил, но и официально не был отвергнут, его не стали брать за основу переговоров. После этого Пекин ушел от активного участия в вопросах урегулирования: китайские заявления сейчас акцентируют, что важно закончить конфликт с учетом первопричин конфликта. То есть Китай говорит не просто о прекращении, но и о том, чтобы учитывать те причины, которые привели к конфликту – и этим дает понять, что учитывает озабоченности России. В целом позиция Китая сдержанная и осторожная. →
Пока светский Киев пытается решить судьбу канонической Украинской православной церкви (УПЦ), ликвидировав ее епархии и мобилизовав священников на фронт, в ситуацию внезапно вмешался Константинопольский патриархат. Эта церковная структура хочет устранить раскол, который сама же усугубила в 2018-м лишь одним, но проверенным приемом. И на фоне стремительного изменения внутриполитической обстановки из-за коррупционного скандала и потенциально нового витка урегулирования конфликта такой ход выглядит предельно логичным.
Комментарий Алексея Макаркина:
«В публикациях западных СМИ о тексте мирного плана есть такая деталь: один из пунктов говорит о том, что Киев должен отстать от Церкви, снять все запреты. Мне кажется, неспроста все эти движения происходят сейчас», – полагает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Возможно, на этой волне решил включиться в игру и Константинополь со своей идеей экзархата – хочет повлиять на послевоенную судьбу УПЦ. →
Альтернативный взгляд из Европы Опубликованный в прессе американский вариант мирного договора из 28 пунктов был неожиданным для Брюсселя. В черновике документа от Украины требовали пойти на серьезные территориальные уступки, а также отказаться от размещения в стране миротворческих сил.
Комментарий Алексея Макаркина:
Заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин подчеркивает, что утечка американского мирного плана вызвала в Европе шок. «Европейцы этого не ожидали, не были к этому готовы, не знали будут ли с ними совещаться. Поэтому за считанные часы кто-то на коленке написал альтернативный европейский план», – убежден Макаркин. →