01/04/2024
Президент Франции Эмманюэль Макрон резко ужесточил свою позицию по украинскому вопросу. Если раньше Франция считалась частью осторожной «старой Европы», стремившейся сохранить возможности для диалога с Россией, то к марту 2024 года точка зрения Парижа сблизилась с радикальными подходами Польши и стран Балтии – Макрон уже допускает появление французских войск на Украине. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что подобные заявления могут отражать претензии Макрона на лидирующую роль в ЕС
Комментарий Алексея Макаркина:
В России уже оценили новую политическую роль французского лидера: пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что «наиболее, наверное, радикальные позиции занимает президент Макрон, который является инициатором дискуссии о необходимости направления иностранных воинских контингентов на Украину».
У Франции исторически были особые отношения с Россией, политически восходящие к союзу двух стран, заключенному в конце XIX века и ставшему затем основой Антанты, а психологически – к французской культуре, бывшей основой воспитания российской элиты начиная с XVIII века. Даже при советской власти школьники увлекались приключениями д’Артаньяна и трех мушкетеров, а на уроках истории при изучении Столетней войны «своей» была Жанна д’Арк, а не ее английские противники.
Особые отношения с СССР установил основатель Пятой республики Шарль де Голль, который вывел Францию из военной организации блока НАТО. Его преемник Жорж Помпиду – впрочем, наряду с Вилли Брандтом и Ричардом Никсоном, – был среди западных лидеров, которым доверял Леонид Брежнев. Франсуа Миттеран во время августовского путча 1991 года стремился сохранить возможности для диалога с Москвой даже в случае победы ГКЧП, за что потом его многие критиковали. Жак Ширак стал в 1997 году первым кавалером российского ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, потом возник вопрос о том, перед каким отечеством имеет столь масштабные заслуги президент Франции. Потом иностранных лидеров стали награждать вновь учрежденным орденом Андрея Первозванного, чтобы не было вопросов. А уже в нынешнем столетии Ширак вместе с Герхардом Шредером и Сильвио Берлускони входил в число ближайших внешнеполитических партнеров Владимира Путина. Николя Саркози был посредником после военных действий между Россией и Грузией на Южном Кавказе в 2008 году.
Эмманюэль Макрон в течение своего первого президентского срока стремился поддерживать эти особые отношения. Вскоре после своего избрания он пригласил российского президента в Версаль на выставку в честь 300-летия визита Петра I во Францию. Если Франсуа Олланд отменил в конце своего президентства встречу с Путиным, приуроченную к открытию в Париже Русского духовно-культурного центра со Свято-Троицким собором (собор Путин посетил уже после посещения Версаля), то Макрон был подчеркнуто радушен. Он пять раз в небольшом выступлении на пресс-конференции упомянул Петра I как «символ той России, которая хотела стать открытой Европе», явно намекая на необходимость европейского выбора России. Путин тоже обратился к истории, при этом вспомнив «о русской Анне – королеве Франции», младшей дочери «нашего великого князя Ярослава Мудрого» – как раз за полгода до визита в Москве был воздвигнут памятник святому Владимиру. Россия демонстрировала, что именно она, а не современная Украина, является преемницей древних князей.
Последняя встреча Путина и Макрона тоже оказалась связана не только с текущей политикой, но и с историей. 7 февраля 2022 года Макрон прилетел в Москву, с тем чтобы попытаться выступить посредником между Россией и Западом. Reuters быстро узнал, что на пятичасовых переговорах Путин много говорил об истории и «предательстве» НАТО – к тому времени Москве нужны были не посредники, а уступки. Россия исходила из того, что свой лимит уступок она давно исчерпала. Тогда были последние доверительные переговоры двух президентов – и обе стороны сейчас это понимают.
Новая реальность
Если внимательно рассмотреть позиционирование Москвы после февраля 2022 года, то нетрудно заметить, что она фактически отказалась от дифференциации в отношении стран Евросоюза, делая некоторое исключение лишь для Венгрии, премьер которой Виктор Орбан активно маневрирует, подчеркивая «особость» своей позиции в отношении России, но при этом в итоге голосует за абсолютное большинство санкций. Но и то при составлении в России списка «недружественных государств» для Венгрии исключения не сделано. И тем более «радикальный» Макрон для нее мало отличается от «умеренного» Олафа Шольца, который пока не хочет предоставлять Украине ракеты Taurus, но предоставил ей много другого. Современные же европейские лидеры воспринимают Москву как однозначную угрозу – причем, опять-таки, не дифференцируя различные российские элитные группы, как они делали раньше, деля их на «хороших» либералов и «плохих» силовиков.
Так что шансов на возрождение «особых отношений» России что с Францией, что с Германией – а с последней они выстраивались на газовой основе в течение полувека – в сколько-нибудь обозримом будущем нет. Макрон же, радикализируя свою позицию, решает свои задачи – а их, как представляется, две.
Во-первых, активизировать поддержку Украины в условиях, когда все большее число западных обозревателей считают, что она оказалась в трудной ситуации. Так, The Economist считает: «Еще в начале года бытовало расхожее мнение, что после провала контрнаступления ВСУ прошлым летом конфликт на Украине зашел в тупик. Сейчас это кажется скорее оптимистичным сценарием. Назрела тревожная вероятность, что в ближайшие несколько месяцев новое мощное наступление России прорвет оборону Украины и проникнет вглубь страны». Так что Макрон, говоря о возможном появлении французских солдат на Украине, фактически предлагает «разгрузить» украинскую армию, заменив ее тыловые части на европейские войска.
Другое дело, что и такой вариант вызвал сильное беспокойство не только в Европе, но и в США из-за опасений прямого столкновения Запада и России – и премьер Эстонии Кая Каллас уже интерпретировала слова Макрона как предложение тренировать солдат ВСУ на территории Украины. Но и такой вариант означает прямое и легализованное западное военное присутствие на территории Украины, что еще в 2023 году воспринималось как сценарий, связанный с запредельными рисками.
Во-вторых, речь идет о лидерстве в Европе. И если раньше важным элементом французского лидерства была возможность договориться с Москвой (но не надо забывать, что другим элементом была ядерная программа, реализованная де Голлем), то сейчас – способность попытаться объединить Европу в условиях противостояния с Россией, когда Шольц явно слабее Ангелы Меркель и внутри страны, и на европейской арене. Объединительные и «мобилизующие» инициативы могут быть особенно востребованы в случае победы на выборах в США Дональда Трампа, который без энтузиазма относится и к НАТО, и к сотрудничеству с Евросоюзом. И многие в Европе боятся, что он бросит союзников на произвол судьбы.
У Макрона есть преимущество перед другими западными лидерами – он может куда меньше оглядываться на электоральные процессы. Джо Байдену переизбираться в ноябре нынешнего года. В Германии парламентские выборы в следующем году. Макрон же избран на второй и последний срок в 2022 году, так что следующие выборы в 2027-м, и он баллотироваться на них не будет. Правда, летом будут выборы в Европарламент, важные как индикатор общественных настроений, но решающими они не являются.
Другое дело, что, попытавшись сплотить европейцев, Макрон многих из них всерьез напугал – к столь радикальным предложениям они явно готовы не были. И на поверхность в очередной раз вышли разногласия. Но никто не знает сейчас, что будет хотя бы через полгода – и насколько радикальной будет тогда выглядеть нынешняя позиция французского президента.
Комментарий Алексея Макаркина:
Ранее политолог, вице-президент Центра политических технологий НИУ ВШЭ Алексей Макаркин предположил, что отношения России и Армении будут развиваться сложно, несмотря на предстоящую встречу Владимира Путина с армянским премьер-министром, Он отметил, что у Еревана есть обида на Москву из-за событий в Карабахе, однако полностью порвать с РФ Армения не сможет и не будет сейчас выходить из ОДКБ. В противном случае это будет означать отсутствие каких-либо гарантий безопасности для государства. →
Когда уйдет нынешний кабинет и зачем нужна эта процедура После инаугурации избранного главы государства согласно Конституции действующий кабинет министров уходит в отставку. Затем президент предлагает кандидатуру нового премьера Госдуме. Это зафиксировано в ст. 11 Конституции и в ст. 7 закона о правительстве. После вступления в должность у президента у есть две недели, чтобы внести кандидатуру председателя правительства. До этого момента исполнять обязанности будет прежний кабинет министров.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин подчеркивает, что отставка кабмина – обязательная процедура после избрания президента, и никак не зависит от результата работы правительства и его эффективности. →
Утверждение премьера 10 мая позволит депутатам полноценно проверить новые процедуры По Конституции РФ правительство слагает полномочия после вступления в должность нового президента. Поскольку Владимира Путина меняет он сам, тут более важен временной график. Ранее Госдума была готова голосовать за премьера уже 8 мая, заседание было заранее назначено. Но теперь решено, что депутаты соберутся только 10-го. В этом году они впервые полноценно проводят процедуру как бы утверждения главы правительства, а не формального согласия с президентским выбором. Хотя речь идет примерно об одном и том же, новация требует явной демонстрации публичного уважения к парламенту. Именно внешними декорациями стали за четверть века многие общественно-политические институты страны. И властям перед инаугурацией остается лишь рассказывать народу о президентском лимузине.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал «НГ», что за четверть века Путина прошло три этапа эволюции общественного пространства. →
Политолог Макаркин: отношения России и Армении будут развиваться сложно.
Комментарий Алексея Макаркина:
Отношения России и Армении будут развиваться сложно, несмотря на предстоящую встречу Владимира Путина с армянским премьер-министром Николом Пашиняном, прогнозирует политолог, вице-президент Центра политических технологий НИУ ВШЭ Алексей Макаркин. В беседе с NEWS.ru он отметил, что у Еревана есть обида на Москву из-за событий в Нагорном Карабахе. →
Ровно два года назад, 4 мая 2022-го, не стало Станислава Шушкевича – экс-главы Верховного Совета Белоруссии. В начале 1990-х он был одним из авторов Беловежских соглашений, констатировавших распад СССР, и прямо заявил о том, что республике необходимо встать на европейский путь развития. В чем заключались идеи Шушкевича, как он сам относился к Советскому Союзу и почему проиграл борьбу за власть в Белоруссии – читайте в материале NEWS.ru.
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий НИУ ВШЭ политолог Алексей Макаркин в беседе с NEWS.ru отмечает, что историю Шушкевича можно назвать довольно типичной для того периода. →
В связи с тем, что готовятся очень серьезные изменения в структуре низовой государственной власти, не мог пройти мимо.
Комментарий Ростислава Туровского:
По муниципальной реформе пока не удалось достичь консенсуса, в том числе с губернаторами, говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «Да и вопрос оказался сейчас не самым важным в российской политике. Реформа фундаментальная, она требует тщательной инвентаризации полномочий и финансовых источников для каждого уровня власти». Спорным вопросом остается полный отказ от двух уровней МСУ, добавляет он. →
Политолог Макаркин: ностальгия по СССР помогла Лукашенко прийти к власти.
Комментарий Алексея Макаркина:
Александр Лукашенко одержал победу на выборах в Белоруссии в 1994 году, в том числе, из-за ностальгии населения страны по СССР, рассказал NEWS.ru политолог, вице-президент Центра политических технологий НИУ ВШЭ Алексей Макаркин. По его словам, на тот момент Белоруссия была самой «советской» из всех бывших республик СССР. →
Комментарий Алексея Макаркина:
Румыния и Молдавия будут оказывать друг другу взаимную поддержку во время военных операций под эгидой ЕС, НАТО, ООН и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Согласно принятому правительством Румынии меморандуму, положение об этом будет включено в межправительственное соглашение между двумя странами. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин: →
Таким образом будет продемонстрирована преемственность поколений.
Комментарий Алексея Макаркина:
Если раньше День Победы был сугубо историческим праздником, то сейчас через него показывается связь поколений, преемственности в том числе по спецоперации, говорит первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Теперь все зависит от руководства конкретного учебного заведения», – добавил он. →
Об этом говорится в монографии про «русские ценности» близких Кремлю экспертов.
Комментарий Алексея Макаркина:
Более старшее поколение сначала жило с ценностями коллективизма, потом уходило от них, у молодых людей же этого нет, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин: «Поэтому для них обычные ценности – это либеральные. Они исходят из того, что их ценности были всегда, они для них комфортны и нормальны». Нынешняя молодежь воспитывалась в современной России, у нее нет ностальгии по СССР, для нее это история, поэтому полученные результаты исследования «адекватные» и показывают «поколенческие настроения, которые серьезно расходятся – что является вызовом для госполитики», отмечает он. Понятие «безопасности» молодые люди, скорее, тоже трактуют не как порядок, а как внутренний комфорт и соблюдение границ, полагает эксперт: «То есть молодые люди остаются при своем мнении, стараясь не конфликтовать». По словам политолога, они ориентированы на жизнь в рыночной экономике, хотят самореализовываться, комфортно жить, и чтобы никто не нарушал их границ. →