06/12/2024
Во Франции парламент впервые с 1962 года выразил недоверие правительству. Оппозиция требует отставки президента Эмманюэля Макрона. Но тот уходить не собирается, о чем заявил в обращении к населению 5 декабря. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что добиться ухода президента депутаты не смогут
Комментарий Алексея Макаркина:
Уволить президента Франции можно посредством импичмента, хотя он, согласно конституции, «может быть отстранен от должности только в случае нарушения обязанностей, явно несовместимого с осуществлением его мандата». Причем для этого нужно пройти довольно длительную процедуру с голосованиями квалифицированного большинства депутатов и сенаторов. Летом 2024 года левая партия «Непокоренная Франция» уже пыталась отправить Макрона в отставку, апеллируя к тому, что он не назначил предложенного левыми силами кандидата в премьеры. При этом по конституции он не был обязан этого делать – так что основание было весьма натянутым и инициатива даже не дошла до голосования. И вообще французский политический класс очень осторожен в вопросе создания прецедента импичмента – неизвестно, чем он может отозваться в дальнейшем, а по стабильности может в любом случае ударить.
Данные опроса социологической службы Cluster17 показывают, что 54% опрошенных положительно смотрят на вариант с отставкой Макрона и переносом президентских выборов с 2027 года на 2025-й. Но при этом общество разделилось по поводу отношения к вотуму недоверия правительству Мишеля Барнье: 47% респондентов одобряют вотум, 41% – не поддерживают это решение. Но президент может не прислушиваться к общественному мнению.
В истории Франции была пара примеров, когда парламентское большинство вынуждало президента подать в отставку. В 1879 году маршал Патрис де Мак-Магон ушел с поста президента, не желая увольнять группу монархически настроенных генералов, на чем настаивало правительство – их уволил его преемник. В 1924-м случилась еще более яркая история: получивший большинство на выборах левоцентристский блок отказывался выдвинуть своего кандидата в премьеры, чтобы добиться отставки президента Александра Мильерана. Тот некоторое время сопротивлялся, но страна не могла жить без правительства, и президент ушел. Но оба примера относятся к истории Третьей республики с могущественным парламентом, где кандидат в премьеры фактически определялся депутатским большинством, а слабый президент избирался парламентариями, а не на прямых выборах.
Правила игры в Пятой республике совсем иные – президент назначает премьера без голосования в парламенте, а уже затем парламент может объявить правительству вотум недоверия. Конечно, теоретически депутаты могут проваливать где-нибудь раз в сто дней любого премьера – но Макрон может назначить следующего, а летом 2025 года – по истечении годичного срока работы Национального собрания – распустить палату. Добровольно до конца срока полномочий в Пятой республике уходил только ее основатель Шарль де Голль, проиграв на референдуме – но депутаты к этому решению отношения не имели.
Неустойчивый кабинет
Что касается вотума недоверия правительству, то в Пятой республике он был только один раз – в 1962 году, когда депутаты отправили в отставку правительство Жоржа Помпиду, которого премьером назначил де Голль. Но тогда у голлистской партии не было абсолютного большинства в Национальном собрании. Де Голль распустил парламент и в следующем его составе добился необходимого преимущества. Макрон не сможет повторить такой результат – его партии доминирование в парламенте не грозит даже при самом лучшем раскладе на внеочередных выборах. А при худшем она вообще может расколоться, с учетом падения популярности президента и невозможности для него участвовать в следующих выборах. Чем дальше, тем больше будет действовать эффект «хромой утки».
Своего первого премьера при нынешнем составе Национального собрания, Мишеля Барнье, Макрон назначил в рамках неформального взаимодействия с Национальным объединением Марин Ле Пен. В правительство сторонники Ле Пен не вошли, но поначалу не выражали желания его свергать. Тем более что кабинет оказался самым правым при Макроне и намеревался проводить жесткую антимиграционную политику, что соответствует программным установкам партии Ле Пен. Однако первой же проблемой стало принятие непопулярного бюджета, предполагавшего меры «жесткой экономии». Среди избирателей Ле Пен немало рабочих и пенсионеров, по которым такой бюджет мог сильно ударить. И хотя для прохождения бюджета достаточно было, чтобы Национальное объединение воздержалось при голосовании по вотуму недоверия, но избиратели могли припомнить Ле Пен такую фактическую поддержку правительства.
Поэтому Ле Пен требовала сохранения расходов на индексацию пенсий и субсидирование коммунальных счетов на газ, несмотря на дефицит бюджета в €60 млрд. Барнье мириться с огромной дырой в бюджете не захотел. В итоге крайне правые проголосовали вместе с левыми из «Непокоренной Франции» – и правительство было свергнуто.
Катастрофы не будет
Теперь левые угрожают вотумом недоверия любому правительству, которое не будет возглавлять их кандидат. Ле Пен, наоборот, обещает сотрудничать со следующим премьером при работе над бюджетом – но пределы этого сотрудничества видны по печальной судьбе кабинета Барнье. Макрон обещает, что следующий кабинет будет выражать общий интерес и представлять «все политические силы», однако левые и крайне правые могут сместить правительство, но не работать в нем совместно. Конечно, есть идея собрать в правительстве право- и левоцентристов, расколов тем самым левый блок, но согласятся ли они на это – большой вопрос. В правительство Барнье эти силы не вошли.
Макрон заявил, что новый кабинет займется разработкой временного бюджета до конца года для обеспечения функционирования государственных служб и выполнения финансовых обязательств, а также подготовит долгосрочный бюджет для стабилизации экономики. Впрочем, на крайний случай – если между исполнительной и законодательной властями возникнет системный конфликт – во французской Конституции есть статья 47. В ней говорится, что если парламент не принял решения по проекту бюджета в течение 70 дней, то положения проекта могут быть введены в силу путем издания ордонанса – правительственного нормативного акта. Вариант это нежелательный, но бюджетной катастрофы не будет.
И другого арбитра между разными политическими силами, чем президент Франции, Конституция Пятой республики не предусматривает. И премьера никто больше назначить не может. А раз так, то Макрон будет по-прежнему ключевым игроком французской «суперпрезидентской» политической системы, созданной Шарлем де Голлем.
«Справедливая Россия – за правду» (СРЗП) предлагает проводить повторные голосования по мажоритарным округам на выборах Госдумы, если ни один из кандидатов не набирает более 50%. Под законопроектом подписалось руководство фракции, включая лидера СРЗП Сергея Миронова. Он настаивает на том, что 127 из 198 одномандатников «Единой России» получили менее половины голосов. Правительство отреагировало на такую акцию негативно, но неубедительно. А эсэры сомневаются в праве ЕР на большинство.
Комментарий Алексея Макаркина:Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ»: «В СССР в 1988 году приняли схожий закон – и он действовал вплоть до 1993 года. По таким правилам избирались и народные депутаты в Верховный совет СССР в 1989-м. То, что эсэры идеально прописали юридическую технику, говорит о том, что скорее всего текст взят откуда-то из тех времен позднесоветской истории». И Макаркин заметил, что тогда, в перестройку, именно по данному закону многие первые секретари обкомов КПСС сумели проиграть даже на безальтернативных выборах: люди просто не стали за них голосовать. «Вообще в первый же год по стране на выборах проиграло около 20 первых секретарей. И в Польше тогда же был принят схожий по характеру закон о необходимости поддержки в 50% – и в парламент не прошел список из правительственных людей. Для них это было шоком. Наверное, наша власть еще помнит те перестроечные времена, когда после либерализации законодательства страна развалилась», – предположил эксперт. →
Общегородской крестный ход в Москве, который состоялся 7 сентября, казалось, должен был остаться секторальным, внутрицерковным событием. Религиозное шествие – традиционная практика для верующих, такие мероприятия охраняются законодательством и четко отделяются от политических собраний. Между тем РПЦ накануне на своих информационных ресурсах всячески рекламировала общемосковскую акцию, словно возлагая на нее надежды что-то кому-то продемонстрировать, и по свершении мероприятия ведущие фигуры в Московском патриархате не скрывали своего удовлетворения, если не сказать – ликования.
Комментарий Алексея Макаркина:По мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, нынешний крестный ход очень хорошо организован, что и принесло ему успех. «Это не просто инициативная акция, на которую пришли люди, но налицо продуманная организация со стороны приходов», – пояснил эксперт в разговоре с «НГР». →
Из выступления на заседании клуба «Регион», 16 сентября.
Комментарий Ростислава Туровского:Я увидел две разные кампании с разными результатами. Во-первых, губернаторские выборы, о которых больше всего говорилось, – там сценарий практически одинаковый: голосование за лидеров и заведомо слабых, ни на что не претендующих оппонентов. На мой взгляд, и Левченко тоже близок к этой категории – я его воспринимаю в качестве давно сбитого летчика. →
В Польше объявили агентами Кремля тех, кто выступает против Украины. Аналитики задаются вопросом: почему премьер-министр Польши Дональд Туск вдруг призвал сдержать волну пророссийских настроений в стране? Что за настроения такие? О том, что местные политики должны «остановить волну пророссийских настроений, а не плыть по ее течению», он написал в соцсети Х. Добавив при этом, что это будет «испытанием патриотизма и зрелости всего польского политического класса». Что имелось в виду конкретно? Это заявление прозвучало неожиданно после того, как тот же Туск панически сообщал о том, что в ночь на 10 сентября многострадальная Польша подверглась атаке «огромного количества российских дронов» (их насчитали целых 23, и принадлежность их так никем и не доказана). Что стоит за нынешними словами польского премьера? Ситуацию для «МК» прокомментировал политолог Алексей Макаркин.
Комментарий Алексея Макаркина:– Алексей Владимирович, известно, что поляки, мягко говоря, никогда не славились особой любовью к России. Особенно сейчас, когда «гиена Европы» бодро бежит в авангарде европейской русофобии. И вдруг откуда ни возьмись – «волна пророссийских настроений». Что произошло? →
В ряде регионов губернаторы решились выиграть выборы у протестного электората По данным ЦИК РФ на середину 14 сентября, на единый день голосования (ЕДГ) пришли 16 млн человек, или около 29% избирателей. К вечеру эта цифра стала меняться в сторону увеличения, поскольку на востоке страны приступили к подсчету результатов выборов. Рекордсмены явки – Ленинградская область, Севастополь и, конечно, Еврейская автономная область (ЕАО), – видимо, ими и останутся. А показатели кандидатов от власти, похоже, будут там достаточно высокими. Точно так же, как, к примеру, в Краснодарском крае. Многие регионы, вероятно, не опасаются подогревать электоральную активность граждан, или полностью контролируя этот процесс, или, возможно, подписавшись на участие в эксперименте. Ведь в будущем году избирать Госдуму на явке в 50% было бы уже политически неправильно.
Комментарий Алексея Макаркина:Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заявил «НГ»: «Все-таки главный KPI на выборах – это по-прежнему результат. На губернаторских выборах – это победа в первом туре. А то ведь явка может быть и рекордной, но результат окажется негативным, что вряд ли обрадует модераторов внутренней политики. Именно поэтому высокая явка все-таки не универсальное требование». Безусловно, пояснил он, это показатель эффективности, но не главный. И по-прежнему есть опасения «раздувать явку в регионах с высокой протестной активностью и протестным голосованием в их политической истории». Этим и объясняется низкая явка, например, в Иркутской области. Как считает Макаркин, по негласной установке высокую явку обеспечивают там, где могут это сделать без потерь для результата региональной власти. Так что «в каждом регионе свои механизмы победы». →
Чарли Кирк был одним из тех, кто показал, что у истории нет конца. Казалось, что возобладали толерантность и эмпатия, а современные коммуникации позволяют обеспечить всеобщий доступ к просвещению, смягчающему нравы и внедряющего рациональное знание. Но реальному миру – в отличие от утопического – всегда свойственно недовольство. И оно сейчас распространено в том числе среди молодых белых мужчин, которые почувствовали себя угнетенными. Юноши-»зумеры» в США все чаще придерживаются консервативных взглядов.
Комментарий Алексея Макаркина:Такие консерваторы-неофиты ощущают обиду за многое. За позитивную дискриминацию, в результате которой их место в престижном университете может занять представитель одного из многочисленных меньшинств с более низкими оценками. В результате на улице, скорее всего, не окажешься, но вместо Гарварда придется учиться в университете в родном штате (например, в Университете долины Юты, где и был смертельно ранен Кирк). И при последующем трудоустройстве преимущество может быть оказано именно представителю меньшинства, несмотря на равную (или меньшую) его квалификацию. →
По итогам первого дня голосования 12 сентября среди всех губернаторских кампаний самая высокая явка оказалась в Еврейской автономной области – 49,23% (57 399 человек) и Севастополе – 47,92% (171 148, из них 16 797 выразили свою волю посредством дистанционного электронного голосования). Это финальные данные на 20:00 первого дня ЕДГ. Всего глав субъектов прямым голосованием избирают в 20 регионах, но информация по явке приводится по 19-ти, поскольку в Татарстане выборы пройдут одним днем 14 сентября. Губернатора Ненецкого автономного округа (НАО) изберет окружное собрание депутатов.
Комментарий Ростислава Туровского:Данные по явке носят довольно ожидаемый характер, хотя есть и сюрпризы, отмечает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Ниже всего она в тех регионах, которые устойчиво на протяжении многих лет демонстрируют один из самых слабых уровней явки по всей стране: Иркутская область – это как раз очевидный подобный пример, к этой же группе можно отнести Архангельскую и Костромскую области, поясняет он. «Больше удивляет пока еще невысокий уровень явки на Юге – в Краснодарском крае и Ростовской области. Но в любом случае в небольших регионах явку повысить проще, о чем уже говорят примеры Севастополя и Еврейской АО, хотя они находятся в совсем разных частях страны», – отметил эксперт. →
Более половины опрошенных школьных библиотекарей (56%) отметили, что в их фондах нет современной патриотической литературы. Перечень таких книг для внеклассного чтения Министерство просвещения РФ опубликовало 20 августа 2025 г.
Комментарий Алексея Макаркина:В исследовании приоритетное внимание уделяется патриотическим изданиям, отмечает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его мнению, появление методических рекомендаций по обновлению библиотечных фондов связано как раз с нехваткой книг для патриотического воспитания, написанных современными авторами. →
Эксперт Макаркин считает, что поколение Z в Непале крушит все неосознанно. «Революция зуммеров» - молодых людей в возрасте моложе 25 лет в Непале (тех, кто родился с 1995-го по 2012-й годы) неожиданно озадачила социологов тем, что молодежь в возрасте до 25 лет вышла на улицы как будто бы из-за того, что власти страны заблокировали соцсети. Раньше, когда уличный протесты и «цветные революции» устраивали миллениалы (люди поколения Y, рожденные в 1980-1990-х), все было понятно: кто и за что там боролся. А сейчас? Все из-за отключения соцсетей? И чего на самом деле хотят эти зуммеры? Ситуацию для «МК» прокомментировал политолог Алексей Макаркин.
Комментарий Алексея Макаркина:- Алексей Владимирович, чем протест зуммеров отличается от протеста миллениалов? Со стороны это воспринимается так: зуммерам перекрыли соцсети, и они взбунтовались… →
По данным КПРФ, к началу сентября количество «проголосовавших» на «народном референдуме», который стартовал еще в феврале, достигло около 4,5 млн человек. В то же самое время, когда стал известен фактически итоговый результат данного мероприятия, появился и доклад партийных аналитиков о том, как «народный референдум» повлиял на динамику избирательной кампании. То есть коммунисты признали, что это был способ расширить период предвыборной агитации на четыре месяца. И хотя подписей граждан так никто и не увидел, а к решению поднятых проблем – никто так и не приступил, эксперты «НГ» считают, что это не главное. Основной задачей КПРФ было не расширение, а удержание ядра сторонников.
Комментарий Алексея Макаркина:Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что в последние годы подходы к избирательным кампаниям изменились: «Сейчас с официального старта выборов их уже не принято начинать, появилось понятие «предкампания». И вообще избирательные кампании обрели перманентный характер». Потому что, заметил он, в политику включился фактор интернета. И КПРФ вроде бы как раз учитывает новые реалии и раздвигает рамки информационной кампании, агитируя за себя заранее и работая со сторонниками загодя. Однако Макаркин все-таки сомневается, что «народный референдум» позволил КПРФ заручиться новыми сторонниками: «С расширением базы избирателей не получится, поскольку и формат не новый, и избиратели мало верят, что инициативы левых реализуемы». Впрочем, по его словам, для оппозиционных думских партий сейчас главная задача даже не расширять базы сторонников и привлекать новых избирателей, а удерживать старых, укреплять собственное ядро. Чем коммунисты как раз и занимаются: «Вернуть ушедших с 2022 года избирателей у партии вряд ли получится. Но, судя по времени и размаху мероприятия, удержать ядро и отчасти электоральную периферию – это вполне возможно». →