06/12/2024
Во Франции парламент впервые с 1962 года выразил недоверие правительству. Оппозиция требует отставки президента Эмманюэля Макрона. Но тот уходить не собирается, о чем заявил в обращении к населению 5 декабря. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что добиться ухода президента депутаты не смогут
Комментарий Алексея Макаркина:
Уволить президента Франции можно посредством импичмента, хотя он, согласно конституции, «может быть отстранен от должности только в случае нарушения обязанностей, явно несовместимого с осуществлением его мандата». Причем для этого нужно пройти довольно длительную процедуру с голосованиями квалифицированного большинства депутатов и сенаторов. Летом 2024 года левая партия «Непокоренная Франция» уже пыталась отправить Макрона в отставку, апеллируя к тому, что он не назначил предложенного левыми силами кандидата в премьеры. При этом по конституции он не был обязан этого делать – так что основание было весьма натянутым и инициатива даже не дошла до голосования. И вообще французский политический класс очень осторожен в вопросе создания прецедента импичмента – неизвестно, чем он может отозваться в дальнейшем, а по стабильности может в любом случае ударить.
Данные опроса социологической службы Cluster17 показывают, что 54% опрошенных положительно смотрят на вариант с отставкой Макрона и переносом президентских выборов с 2027 года на 2025-й. Но при этом общество разделилось по поводу отношения к вотуму недоверия правительству Мишеля Барнье: 47% респондентов одобряют вотум, 41% – не поддерживают это решение. Но президент может не прислушиваться к общественному мнению.
В истории Франции была пара примеров, когда парламентское большинство вынуждало президента подать в отставку. В 1879 году маршал Патрис де Мак-Магон ушел с поста президента, не желая увольнять группу монархически настроенных генералов, на чем настаивало правительство – их уволил его преемник. В 1924-м случилась еще более яркая история: получивший большинство на выборах левоцентристский блок отказывался выдвинуть своего кандидата в премьеры, чтобы добиться отставки президента Александра Мильерана. Тот некоторое время сопротивлялся, но страна не могла жить без правительства, и президент ушел. Но оба примера относятся к истории Третьей республики с могущественным парламентом, где кандидат в премьеры фактически определялся депутатским большинством, а слабый президент избирался парламентариями, а не на прямых выборах.
Правила игры в Пятой республике совсем иные – президент назначает премьера без голосования в парламенте, а уже затем парламент может объявить правительству вотум недоверия. Конечно, теоретически депутаты могут проваливать где-нибудь раз в сто дней любого премьера – но Макрон может назначить следующего, а летом 2025 года – по истечении годичного срока работы Национального собрания – распустить палату. Добровольно до конца срока полномочий в Пятой республике уходил только ее основатель Шарль де Голль, проиграв на референдуме – но депутаты к этому решению отношения не имели.
Неустойчивый кабинет
Что касается вотума недоверия правительству, то в Пятой республике он был только один раз – в 1962 году, когда депутаты отправили в отставку правительство Жоржа Помпиду, которого премьером назначил де Голль. Но тогда у голлистской партии не было абсолютного большинства в Национальном собрании. Де Голль распустил парламент и в следующем его составе добился необходимого преимущества. Макрон не сможет повторить такой результат – его партии доминирование в парламенте не грозит даже при самом лучшем раскладе на внеочередных выборах. А при худшем она вообще может расколоться, с учетом падения популярности президента и невозможности для него участвовать в следующих выборах. Чем дальше, тем больше будет действовать эффект «хромой утки».
Своего первого премьера при нынешнем составе Национального собрания, Мишеля Барнье, Макрон назначил в рамках неформального взаимодействия с Национальным объединением Марин Ле Пен. В правительство сторонники Ле Пен не вошли, но поначалу не выражали желания его свергать. Тем более что кабинет оказался самым правым при Макроне и намеревался проводить жесткую антимиграционную политику, что соответствует программным установкам партии Ле Пен. Однако первой же проблемой стало принятие непопулярного бюджета, предполагавшего меры «жесткой экономии». Среди избирателей Ле Пен немало рабочих и пенсионеров, по которым такой бюджет мог сильно ударить. И хотя для прохождения бюджета достаточно было, чтобы Национальное объединение воздержалось при голосовании по вотуму недоверия, но избиратели могли припомнить Ле Пен такую фактическую поддержку правительства.
Поэтому Ле Пен требовала сохранения расходов на индексацию пенсий и субсидирование коммунальных счетов на газ, несмотря на дефицит бюджета в €60 млрд. Барнье мириться с огромной дырой в бюджете не захотел. В итоге крайне правые проголосовали вместе с левыми из «Непокоренной Франции» – и правительство было свергнуто.
Катастрофы не будет
Теперь левые угрожают вотумом недоверия любому правительству, которое не будет возглавлять их кандидат. Ле Пен, наоборот, обещает сотрудничать со следующим премьером при работе над бюджетом – но пределы этого сотрудничества видны по печальной судьбе кабинета Барнье. Макрон обещает, что следующий кабинет будет выражать общий интерес и представлять «все политические силы», однако левые и крайне правые могут сместить правительство, но не работать в нем совместно. Конечно, есть идея собрать в правительстве право- и левоцентристов, расколов тем самым левый блок, но согласятся ли они на это – большой вопрос. В правительство Барнье эти силы не вошли.
Макрон заявил, что новый кабинет займется разработкой временного бюджета до конца года для обеспечения функционирования государственных служб и выполнения финансовых обязательств, а также подготовит долгосрочный бюджет для стабилизации экономики. Впрочем, на крайний случай – если между исполнительной и законодательной властями возникнет системный конфликт – во французской Конституции есть статья 47. В ней говорится, что если парламент не принял решения по проекту бюджета в течение 70 дней, то положения проекта могут быть введены в силу путем издания ордонанса – правительственного нормативного акта. Вариант это нежелательный, но бюджетной катастрофы не будет.
И другого арбитра между разными политическими силами, чем президент Франции, Конституция Пятой республики не предусматривает. И премьера никто больше назначить не может. А раз так, то Макрон будет по-прежнему ключевым игроком французской «суперпрезидентской» политической системы, созданной Шарлем де Голлем.
После телефонной беседы 12 февраля лидеров России и США только и разговоров, что о составе делегаций. 47news спросил экспертов, что будет, если речь зайдет про территории.
Алексей Макаркин- Предварительно состав сформирован так, что российской стороне на переговорах придется непросто. Думаю, что по сравнению с участниками встреч в Стамбуле весной 2022-го состав нашей делегации должен измениться, стать более статусным. Наверняка, должны быть представители того же уровня, - продолжает Макаркин. →
Госсовет Коми 20 февраля скорректирует избирательный закон. В том проекте, который, похоже, будет принят, идет речь о выборах только по округам в муниципалитетах и неограниченном выдвижении в региональный парламент беспартийных по партспискам. КПРФ также предлагает снизить муниципальный фильтр с 10 до 5%. В целом это эксперименты по демократизации, которые и власти не вредят, и публике хорошо презентуются. Единый день голосования (ЕДГ) 2025 года как раз подходит для электоральных опытов, лучшие результаты которых, возможно, будут восприняты и на федеральном уровне.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что фильтр в 10% есть лишь в нескольких регионах, большинство из них довольствуется барьером в 7%. «Но дело даже не в процентах, а в прописанной федеральным законом норме о необходимых трех четвертях муниципальных образований, которые обеспечат эти подписи депутатов. Вот эту качественную норму преодолеть очень сложно, даже если у партий есть нужное число депутатов. Как правило, их неравномерное распределение и не позволяет оппозиции преодолевать фильтр своими силами. Но эту норму отменять не собираются, а потому либерализация, связанная с возможным снижением фильтра, все равно будет больше имитационная», – подчеркнул эксперт. Но вероятность такого показательного снижения все-таки существует, ведь «федеральная и региональная власти крепки как никогда». Одномандатные округа точно выгоднее партии власти, чем оппозиционерам, у которых элементарно меньше авторитетных кандидатов. «От ЕР могут идти местные лидеры общественного мнения, которые не желают вступать в ее ряды, тогда как мотивация выдвигаться от других партий у них существенно ниже», – заметил Макаркин. При этом беспартийное выдвижение, по его мнению, выгодно всем партиям, в том числе и ЕР, когда отпадает необходимость убеждать проходных кандидатов обзаводиться членским билетом. «Однако пока общего тренда на демократизацию выборных законов нет, идут только эксперименты региональных властей», – считает Макаркин. →
Как выяснила «НГ», КПРФ рассчитывает найти на выборах поддержку у той новой электоральной группы, которая сформировалась во многом благодаря госпропаганде великого советского прошлого. Различные соцопросы показывают согласие большинства респондентов с тем, что это лучшая эпоха в истории страны, около половины хотели бы жить при социализме. Эксперты отметили, что в «ностальгическом избирателе», похоже, заинтересованы все партии, но основную долю голосов скорее всего заберет себе власть.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что под словом «социализм» сегодня понимают самые разные вещи. Одни избиратели назовут атрибуты социал-демократии, другие – ортодоксального сталинизма. Также и с советским наследием: ностальгирующие старшего возраста хотели бы что-то взять оттуда, не возвращаясь в прошлое полностью, а молодые конструируют образ СССР часто фантастическим образом, что имеет мало общего с реальной жизнью. «Например, нет понимания, как это может быть железный занавес или работа по распределению, почему нельзя слушать любимую музыку или что-то купить. Идеализированный образ СССР конструируется ближе к скандинавскому социализму. А в целом сейчас представляют советскую эпоху так, что люди, мол, были добрее друг к другу. Представление о советской эпохе в общественном сознании настолько многогранное и в то же время неконкретное, что на этом могут сыграть самые разные политические силы», – пояснил Макаркин. →
Высказывания Дональда Трампа о телефонных разговорах с президентом России Владимиром Путиным сделаны, чтобы оказать давление на Москву и повысить ожидания от переговоров, считают политологи. Их мнения разделились: одни полагают, что пока никаких подвижек по переговорному процессу нет, другие – уверены, что общение между Москвой и Вашингтоном «идет полным ходом». Читайте подробнее – на «ФедералПресс».
Комментарий Алексея Макаркина:Заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин считает, что Трамп вполне сознательно повышает ожидания, делая вид, что много стран выступает за переговоры. Именно так он пытается давить на российскую сторону, убежден эксперт. →
«Народные референдумы» КПРФ стартовали лишь в ряде регионов сразу после того, как партия огласила четыре федеральных вопроса к гражданам, или вообще накануне 7 февраля. Например, в Липецкой области, где коммунисты уже потребовали отставки губернатора. Кроме красных палаток для сбора подписей и активистов в одежде того же цвета, по информации «НГ», рекомендованы и уличные акции, но не протеста, а скорее – несогласия с властями. Это будут в основном пикеты, поскольку митинги во многих местах по-прежнему запрещены. Тем не менее претензию вернуться на предвыборную улицу левые обозначают. Для базового электората КПРФ этот формат агитации остается наиболее востребованным.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что с возвращением уличной политики вообще и с «народными референдумами» в частности есть несколько проблем. Во-первых, теперь люди крайне осторожно относятся к уличным протестам, задаваясь вопросом, стоит ли в них участвовать. Во-вторых, люди так же настороженно относятся к политике вообще: «Сейчас торжествует советский подход: «мы люди маленькие, рисковать не намерены», а политика и воспринимается как риск». В-третьих, если речь идет об общественных и хозяйственных вопросах, то люди сразу оценивают степень результативности той или иной политической силы. Поэтому привлечь к себе новых сторонников КПРФ будет крайне сложно. «Основная проблема этих уличных акций в том, что получается в основном «проповедь перед обращенными». То есть перед активом, ядерным электоратом и действующими сторонниками, периферийный электорат и сочувствующих удастся зацепить лишь отчасти», – предположил Макаркин. Но он уверен, что с властью коммунистов улица не рассорит, потому что их все меньше воспринимают как реальную угрозу, а все больше – как часть политического пейзажа. Риски конфликта возрастут, если по региональным вопросам будут требования отставок губернаторов. Хотя в Липецке было именно так, но массово это вряд ли произойдет. →
В Высшей школе государственного управления (ВШГУ) Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте (РАНХиГС) сменится директор. Об этом «Ведомостям» сказали два источника: близкий к вузу и близкий к администрации президента. С 2023 г. ВШГУ руководит Алексей Колесников, который с 2011 по 2013 г. был заместителем декана Института подготовки кадров государственного и муниципального управления, а в 2013 г. стал заместителем главы ВШГУ. Пост директора ВШГУ он занял после того, как прошлый руководитель школы Алексей Комиссаров был назначен ректором вуза.
Комментарий Ростислава Туровского:В фокусе внимания властей сейчас находится уже другая кадровая программа – «Время героев», считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. «До этого появилась «школа мэров», и начали немного забывать про «школу губернаторов», – говорит он. Отмечает он и другой факт: не всем участникам «школ губернаторов и мэров» ясно, каких должностей они добьются и с какой вероятностью по итогам своей работы. «Поскольку все программы перспективные, то нужно превратить каждую в понятный профессиональный трек, – считает Туровский. – Над этим новое руководство, видимо, и будет думать». →
Коммунисты будут настаивать на пагубности нового закона об МСУ, по традиции поговорят о минусах ДЭГ и трехдневного голосования.
Комментарий Алексея Макаркина:Кроме того, электорат коммунистов, как правило, возрастной, поэтому они и так не доверяют ДЭГ, предпочитая волеизъявление на участке, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. →
В КПРФ кроме единого информационного центра (ЕИЦ) теперь есть и интернет-платформа «КПРФ ID» для агрегации медийных ресурсов. Об успешной реализации проекта на всероссийском партсобрании сообщил первый зампред ЦК Юрий Афонин. Автором и, видимо, будущим куратором назван внук лидера КПРФ Леонид Зюганов. Для коммунистов информационная сфера не только агитационно-пропагандистский, но и идеологический инструмент. То есть механизм поддержания единства партии и борьбы с уклонами.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что хотя в КПРФ давно идет негласная борьба за пост преемника, в ближайшее время эта тема неактуальна: Зюганов уходить явно не собирается, а значит, именно он поведет КПРФ на выборы в Госдуму. «Зюганов выгоден партии по двум причинам: его охотно принимают в Кремле и администрации президента «по старой памяти». Кроме того, он известен широкому кругу населения еще с 90-х годов, когда на президентских выборах вышел во второй тур. И велика вероятность, что когда несменяемый лидер надумает уходить, он сам назначит преемника – и все товарищи к нему примкнут», – пояснил Макаркин. Он сильно сомневается, что таким преемником станет Зюганов-младший, ведь у того пока недостаточно и федерального, и внутрипартийного влияния. «КПРФ менее персоналистская партия, чем, к примеру, была ЛДПР, которую дети Жириновского так и не возглавили. Хотя всякое может случиться», – подчеркнул он. →
КПРФ 31 января проводит всероссийское совещание, на котором предстоит обсудить в том числе и подготовку к 80-летию Победы. Лидер партии Геннадий Зюганов одной из политических задач уже определил возвращение имени Сталинград нынешнему Волгограду не временно, а навсегда. В этом городе на 2 февраля коммунисты запланировали научно-практическую конференцию, похожую скорее на ряд уличных акций. Но ни Зюганова, ни прочих видных лиц там не будет. И сами сталинградские кампании левые проводят лишь по памятным датам в конце осени и середине зимы. Видимо, КПРФ и не рассчитывает добиться исторической правды в борьбе, а больше надеется на топонимическое решение сверху.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин подтвердил «НГ», что Сталинград – это вопрос федеральный хотя бы с точки зрения властных полномочий. С точки же зрения его популярности, напомнил эксперт, ВЦИОМ в феврале 2023 года провел в регионе опрос, по результатам которого за возвращение имени Сталина городу высказались только 26%, в то время как 67% были против, хотя, конечно, по разным основаниям. Но на федеральном уровне тема остается горячей, так что свою борьбу КПРФ предстоит демонстрировать в расчете на страну в целом. Однако стилистика римского сенатора в данном случае вряд ли сработала бы. «Во-первых, тот сам был ветераном войны с Карфагеном, а Зюганов ничем таким похвастаться не может, во-вторых, повестка противостояния с Карфагеном для Рима тогда не ушла в прошлое, а у нас это по большей части тема историческая. В-третьих, постоянное упоминание борьбы за Сталинград, когда десятилетиями ничего не меняется, скорее говорило бы о слабости самой КПРФ, так что эффективнее напоминать об этом волнами. И наконец, партия стремится работать со всеми возрастными группами, а не только со старшими, и со всеми категориями населения, а не только с идеологически близкими. Поэтому здесь эффективнее оказалась социально-экономическая повестка, которую КПРФ как раз не выпускает из вида», – подчеркнул Макаркин. →
Сайт ЦИК России сообщил, что члены комиссии примут участие в международном наблюдении за выборами президента Абхазии, которые пройдут 15 февраля. Глава Центризбиркома Элла Памфилова уже предложила властям этой страны оперативно поменять свой закон, чтобы ее граждане могли голосовать в РФ не только в двух городах. Пару последних дней российские СМИ транслируют «просьбы абхазских трудящихся» о дополнительных участках. Хотя по общему правилу закон о выборах после их начала не меняют, Памфилова по традиции ссылается на принцип «удобства избирателей». И остается надеяться, что ЦИК все-таки никогда не выступит с подобной инициативой для самой России.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что, по логике ЦИК, если люди хотят, то можно и законы поменять, ведь многие инициативы по традиции у нас изначально прозвучали снизу – «по просьбам трудящихся». Однако он уверен, что практика оперативной правки закона во время выборов России не грозит. В Абхазии же ситуация уникальная и диаметрально противоположная российской: «У нас выборы и политика в целом более предсказуемы. Во-первых, все кампании начиная с 2000 года проходят в свои сроки, а в Абхазии три последних президента ушли досрочно. Во-вторых, у нас создана такая система, при которой такая оперативная правка прямо во время выборов и не нужна. В-третьих, абхазские выборы более непредсказуемы, а российские – наоборот». Да и само абхазское общество, оно вроде бы и традиционное, но при этом и более политизированное. →