07/02/2018
6 февраля Еврокомиссия опубликовала план самого значительного расширения ЕС за два десятилетия. Речь идет о вступлении в Евросоюз Албании, Черногории, Сербии, Косово, Македонии, а также Боснии и Герцеговины.
Комментарий Алексея Макаркина:
В Европе сейчас существует очень сильное евроскептическое движение: люди настроены не только против приема в ЕС новых членов, но и за выход старых. То есть целым рядом политиков ставка делается на то, чтобы обособиться. Соответственно, Брекзит стал стимулом для этих политиков - стали появляться предложения по выходу других стран. И тут началось самое, пожалуй, интересное: когда эти предложения пошли, то началась обратная реакция.
Мы сейчас воспринимаем то, что происходит в Евросоюзе в контексте его ослабления. На самом деле это не совсем так, точнее - не только так. Да, пошла обратная реакция. Когда мадам Ле Пен во Франции на выборах сказала, что нужно отказаться от евро, это стало одной из причин того, что она получила меньше голосов, чем ожидалось. Потому что люди уже привыкли к этой реальности, люди боятся возвращения к национальным валютам. В Англии этой темы не было - там никогда не использовался евро, всегда ходили фунты. Во Франции же эта идея сразу вызвала страх.
Можно вспомнить историю с Грецией: когда там был пик кризиса, внутри страны были идеи возвращения к драхме. И, кстати, тогда и в Евросоюзе были мысли о том, что, может, стоит Грецию вытолкнуть, «сбросить с корабля» как полностью безнадежную. Но и в Евросоюзе, и в Греции возобладала другая точка зрения - что это будет слишком большим риском для обеих сторон, и для Европы, и для Греции.
Дальше появляется президент Франции Эмманюэль Макрон, который предлагает идею «Европы на разных скоростях». Эта идея парадоксальным образом ведет не к сокращению Евросоюза, а, напротив, к его увеличению. То есть Макрон предлагал использовать разные подходы к разным участникам ЕС, сделать их более дифференцированными. Чтобы подход, например, к Франции и Германии отличался от подхода к странам Центральной Европы уже на уровне критериев.
Эта идея оказывается интересной. А есть и еще одна тема: тема того, что делать с Балканами. Ведь расширение Евросоюза во многом проходило в связи с тем, что у многих в Европе был страх перед неуправляемыми конфликтами. Люди помнили, что было между двумя мировыми войнами, когда была очень серьезной проблема территориальных претензий. Так что активное расширение Евросоюза было связано не только с каким-то завышенным «еврооптимизмом», но и с желанием всех упаковать в некую конструкцию, где они, может быть, и ругались бы, но при этом дело не ходило бы до каких-то серьезных конфликтов.
Ведь, как известно, есть проблема Германии и Чехии (она связана с Судетами), есть проблема Германии и Польши (связана с Силезией), есть проблема Венгрии и Румынии (связана с Трансильванией). В общем, есть множество территориальных проблем - я пока обозначил только какую-то их часть. Так что в Европе был страх, что все эти проблемы вылезут на поверхность - они ведь уже стали вылезать. Например, когда свергали Чаушеску, начались волнения в Трансильвании среди венгерского меньшинства. Ну, понятно: Чаушеску свергали все вместе, а потом стали разбираться, кто чего хочет, и оказалось, что интересы-то разные.
И страх, что все это может привести к каким-то конфликтам и войнам, был очень серьезным. Сейчас эти проблемы в Европе остаются, но они смягчены. Даже, например, приход в Венгрии [премьер-министра Виктора] Орбана не изменил ситуацию принципиально. Да, у Орбана куда более радикальная риторика, чем у его предшественников; да, он считает себя покровителем вех венгров, где бы они ни жили. Но при этом он не переходит определенной грани, переход которой приводил бы к какому-то серьезному конфликту.
Сейчас в Европе смотрят на Балканы и видят, что там есть целый ряд стран, которые находятся в своего рода промежуточном положении. Некоторые из них являются членами Североатлантического блока (недавно туда вступила Черногория, например), другие не являются - по разным причинам. Понятно, что этот блок неприемлем для Сербии, которую в 1999 году бомбили, и сербы туда не пойдут. Есть своя проблема у Македонии, связанная с наименованием страны и с тем, что это наименование не признает Греция. Сейчас там наметились возможности компромисса - чтобы Македония переименовалась, но не очень сильно, например - в Северную Македонию, Верхнюю Македонию или еще как-то в этом духе. Это вызывает протесты среди немалой части греков: вот только что был большой митинг в Афинах против этого. Но греческое правительство ориентировано на такой компромисс.
В общем, в Европе есть желание завершить процесс интеграции, чтобы не плодить националистов и не давать им новых импульсов. Это один момент. Второй момент связан с фактором России. Идет конкуренция за влияние на Балканах, и Россия может предложить этим странам что-то интересное. Это, в первую очередь, газовые сделки. У России неплохие отношения с правительством Сербии - но для этого правительства все равно приоритетом является европейская интеграция. Если надо будет выбирать принципиально, оно, скорее всего, выберет Европейский союз - оно сделало на него слишком большую политическую ставку. У России были неплохие отношения с бывшим правительством Македонии.
Да, есть проблема Черногории, где Россию обвиняют в том, что она чуть ли не пыталась организовать переворот, чтобы только не допустить прихода Черногории в Североатлантический блок. У России сейчас очень серьезно испорчены отношения с черногорскими властями, притом что исторические симпатии к России в Черногории весьма велики. В общем, там есть желание не пустить Россию, не позволить ей закрепить свое влияние. Вот это - второй момент. Россия выступает в качестве негативного фактора, который способствует тому, чтобы этими странами в ЕС как-то занялись. И дают элитам этих стран такой очень сильный стимул: мол, вы через семь лет будете в Европейском союзе. Но если будете слишком сближаться с Россией, вы не войдете в Евросоюз.
Итак, сейчас действуют два фактора - Европа «разных скоростей», который появился в ответ на евроскептицизм, и фактор противостояния с Россией. Конечно, как я уже говорил, есть проблемы. Я даже не все перечислил. Есть, например, проблема Сербии и Косово: правительство Сербии не может принять решение самостоятельно по тому, делать дальше, - придется обращаться к гражданам за советом, как поступить. Просто принять на себя ответственность сербское правительство не может, потому что в Конституции Сербии так записано. И справиться с проблемой будет непросто. Сербам придется решить, что для них важнее: отказаться от исторической территории или отказаться от вступления в Европейский союз. Потому что без урегулирования косовской проблемы никто в Европейский союз Сербию не будет принимать.
Здесь возможно что угодно: с одной стороны, сейчас в Сербии стараются меньше об этих проблемах говорить, стремятся как-то их забыть. С другой стороны, для представителей старшего, а в немалой степени и среднего поколения отказаться от Косово - это драма, и очень серьезная. Хотя де-факто отказ уже произошел, но все еще сохраняется некая внутренняя надежда, что вот-вот что-то изменится, появятся какие-то новые исторически обстоятельства. Здесь уже нужно согласиться с мыслью, что этого не произойдет. А это очень сложно. Поэтому тут вот такая проблема существует.
Есть также проблема Боснии и Герцеговины, очень сложная, где есть сербы, есть, по сути, сербское государство внутри этой конфедерации, которое, по сути, тяготеет к Сербии. Что, конечно, резко снижает стабильность этого государственного образования.
Есть тема Македонии, даже две связанные с этой страной темы. Одна, как я уже сказал, - это отношения с Грецией. И в обеих странах есть очень серьезные силы, которые выступают против уступок, против компромисса. И если его сторонники говорят, что надо сменить название, отказаться от «Македонии», добавить к ней какое-нибудь прилагательное, потому что они хотят быть в Евросоюзе, в Объединенной Европе, то другая сторона апеллирует к тому, что это унижение, когда ты меняешь название своей страны под давлением. Ну, и в Греции, повторю, очень разные мнения по поводу того, можно ли соглашаться на такой компромисс, где в названии Македонии останется слово «Македония». С этим тоже все очень непросто.
А вторая тема - фактор албанцев, которые в Македонии живут. Сейчас новое правительство Македонии в значительной степени пришло к власти благодаря албанцам. С их помощью оно получило большинство. Соответственно, это привело к большому конфликту - были даже стычки с рукоприкладством между сторонниками прежнего и нового правительств. Так что Европа может получить большое количество проблем в связи с таким расширением. Что, в свою очередь, может способствовать дальнейшему росту евроскептицизма. Так что ситуация очень непростая.
Политический кризис в Абхазии подошел к концу. Однако, по мнению политолога Алексея Макаркина, новым властям снова придется столкнуться с трудностями
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин выразил свое мнение по поводу этой ситуации, сообщает РИА Новости. →
Кризис в Абхазии, разгоревшийся в конце прошлой недели, похоже, разрешился. Президент Аслан Бжания уходит в отставку. Протестующие покинули занятые ранее госучреждения. О том, что произойдет в закавказской республике в ближайшем будущем, – в материале РИА Новости.
Комментарий Алексея Макаркина:
До окончания мандата Бжании и так оставались считаные месяцы, отметил в беседе с РИА Новости вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Так что досрочные выборы – не такая уж острая проблема. →
Президент Республики Абхазия Аслан Бжания по итогам переговоров власти и оппозиции подал в отставку.
Комментарий Алексея Макаркина:
Нынешние протесты в Абхазии – это отголоски событий тридцатилетней давности времен грузино-абхазской войны 1991-92 годов. Такое мнение в беседе с «Сапой» высказал вице-президент Центра политических технологий, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Алексей Макаркин. →
«Мы, конечно, выступаем за скорейшую нормализацию обстановки в республике Абхазия и хотели бы, чтобы ситуация оставалась в абсолютно конституционном русле», – сказал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков.
Комментарий Алексея Макаркина:
Перспективы нормализации обстановки в соседнем государстве обозначил заместитель директора «Центра политических технологий», профессор ВШЭ Алексей Макаркин: →
Крупнейшую неинфекционную пандемию намерены предотвратить в России. Распространение опасного заболевания, которое долгое время себя никак не проявляет, взяли под контроль высшие властные структуры. Спасать здоровье людей решили «лучшими практиками СССР», однако есть одно важное отличие.
Комментарий Алексея Макаркина:
Своевременное обнаружение патологии позволит предотвратить ее развитие, а значит, человек останется работоспособным, снизится вероятность его инвалидизации. В длительной перспективе это станет ответом правительства на демографические вызовы, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. →
Нынешние протесты в Абхазии – это отголоски событий тридцатилетней давности времен грузино-абхазской войны 1991-92 годов. Такое мнение в беседе с «Сапой» высказал вице-президент Центра политических технологий, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Алексей Макаркин.
Комментарий Алексея Макаркина:
Как объяснил «Сапе» политолог, со времен абхазской войны с Грузией в 1992-93 гг в республике принят закон, запрещающий иностранцам владеть в Абхазии собственностью. →
Второе чтение проекта бюджета РФ на 2025-й и последующие два года намечено в Госдуме на 14 ноября. Среди прочего в нем предусмотрено увеличение средств для поддержки НКО, в том числе и партийных. Например, гранты выданы ЛДПР – на университет мировых цивилизаций имени Владимира Жириновского и «Справедливой России – За правду» (СРЗП) – на региональные центры защиты прав граждан. Похоже, партиям Леонида Слуцкого и Сергея Миронова путь в Госдуму-2026 открыт. Однако и факт отсутствия в бюджете проектов КПРФ и «Новых людей» пока не следует трактовать однозначно.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Если проекты ЛДПР и СРЗП полностью лояльны власти, их нельзя даже заподозрить в оппозиционности, то проекты КПРФ имеют легкий намек на протест. Образовательные, например, обязательно напоминают об СССР и о том, как там все было хорошо по сравнению с днем сегодняшним». Он согласен, что партийные проекты в бюджете обеспечат раскрутку и накачку ЛДПР и СРЗП как раз к федеральным выборам. КПРФ такой дополнительной информационной и финансовой раскрутки не получает, как и «Новые люди», а это может иметь электоральное значение. →
Александр Лукашенко подписал письмо в адрес Владимира Путина о готовности подключиться к БРИКС в качестве партнера. О желании присоединиться к объединению ранее заявляли Таиланд, Алжир, Сирия, Малайзия, Азербайджан и Турция и еще несколько десятков стран.
Комментарий Алексея Макаркина:
Как отметил в беседе с «Сапой» вице-президент Центра политических технологий, политолог Алексей Макаркин, БРИКС – это объединение государств, которые желают взаимодействовать друг с другом. Его нельзя назвать экономическим блоком с жесткими обязательствами участников. →
Первая неделя ноября ознаменовалась неожиданными перестановками в губернаторском корпусе. Не обошлось и без любопытных назначений: пост главы Тамбовской области занял ветеран спецоперации и выпускник программы «Время героев» Евгений Первышов. Кажется, президент РФ Владимир Путин, провозглашавший намерение «передать и доверить» страну участникам СВО, переходит от слов к делу, и фантазии неофициального идеолога российского государства Александра Дугина, который призывает к «тотальной милитаризации» политических элит, стали воплощаться в реальность.
Комментарий Алексея Макаркина:
На это указал и первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, сделав акцент на том, как было сделано прощальное обращение к жителям Тамбовской области. «Необычен формат обращения к людям в праздничный день, но без поздравлений с праздником. Обычно губернатор выступает с символическими атрибутами, символами государства или региона, а здесь обращение было записано на фоне серой стены, и сам Егоров без галстука», – отметил Макаркин. По его мнению, это может говорить о том, что речь записывалась в короткие сроки. →
В некотором смысле историческое событие произошло 1 ноября. Президент РФ Владимир Путин встретился с главой Хакасии Валентином Коноваловым. Это первая личная беседа главы государства с руководителем республики за шесть лет.
Комментарий Ростислава Туровского:
Важен сам факт этой встречи, поскольку показал, что слухи об отставке Коновалова были преждевременными после очередного обострения отношений с парламентом региона и «Единой Россией». Но, судя по строгой тональности разговора, Кремль не намерен демонстрировать удовлетворенность работой главы. Он получил ряд замечаний, а сигналов о полной поддержке не было. →