07/02/2018
6 февраля Еврокомиссия опубликовала план самого значительного расширения ЕС за два десятилетия. Речь идет о вступлении в Евросоюз Албании, Черногории, Сербии, Косово, Македонии, а также Боснии и Герцеговины.
Комментарий Алексея Макаркина:
В Европе сейчас существует очень сильное евроскептическое движение: люди настроены не только против приема в ЕС новых членов, но и за выход старых. То есть целым рядом политиков ставка делается на то, чтобы обособиться. Соответственно, Брекзит стал стимулом для этих политиков - стали появляться предложения по выходу других стран. И тут началось самое, пожалуй, интересное: когда эти предложения пошли, то началась обратная реакция.
Мы сейчас воспринимаем то, что происходит в Евросоюзе в контексте его ослабления. На самом деле это не совсем так, точнее - не только так. Да, пошла обратная реакция. Когда мадам Ле Пен во Франции на выборах сказала, что нужно отказаться от евро, это стало одной из причин того, что она получила меньше голосов, чем ожидалось. Потому что люди уже привыкли к этой реальности, люди боятся возвращения к национальным валютам. В Англии этой темы не было - там никогда не использовался евро, всегда ходили фунты. Во Франции же эта идея сразу вызвала страх.
Можно вспомнить историю с Грецией: когда там был пик кризиса, внутри страны были идеи возвращения к драхме. И, кстати, тогда и в Евросоюзе были мысли о том, что, может, стоит Грецию вытолкнуть, «сбросить с корабля» как полностью безнадежную. Но и в Евросоюзе, и в Греции возобладала другая точка зрения - что это будет слишком большим риском для обеих сторон, и для Европы, и для Греции.
Дальше появляется президент Франции Эмманюэль Макрон, который предлагает идею «Европы на разных скоростях». Эта идея парадоксальным образом ведет не к сокращению Евросоюза, а, напротив, к его увеличению. То есть Макрон предлагал использовать разные подходы к разным участникам ЕС, сделать их более дифференцированными. Чтобы подход, например, к Франции и Германии отличался от подхода к странам Центральной Европы уже на уровне критериев.
Эта идея оказывается интересной. А есть и еще одна тема: тема того, что делать с Балканами. Ведь расширение Евросоюза во многом проходило в связи с тем, что у многих в Европе был страх перед неуправляемыми конфликтами. Люди помнили, что было между двумя мировыми войнами, когда была очень серьезной проблема территориальных претензий. Так что активное расширение Евросоюза было связано не только с каким-то завышенным «еврооптимизмом», но и с желанием всех упаковать в некую конструкцию, где они, может быть, и ругались бы, но при этом дело не ходило бы до каких-то серьезных конфликтов.
Ведь, как известно, есть проблема Германии и Чехии (она связана с Судетами), есть проблема Германии и Польши (связана с Силезией), есть проблема Венгрии и Румынии (связана с Трансильванией). В общем, есть множество территориальных проблем - я пока обозначил только какую-то их часть. Так что в Европе был страх, что все эти проблемы вылезут на поверхность - они ведь уже стали вылезать. Например, когда свергали Чаушеску, начались волнения в Трансильвании среди венгерского меньшинства. Ну, понятно: Чаушеску свергали все вместе, а потом стали разбираться, кто чего хочет, и оказалось, что интересы-то разные.
И страх, что все это может привести к каким-то конфликтам и войнам, был очень серьезным. Сейчас эти проблемы в Европе остаются, но они смягчены. Даже, например, приход в Венгрии [премьер-министра Виктора] Орбана не изменил ситуацию принципиально. Да, у Орбана куда более радикальная риторика, чем у его предшественников; да, он считает себя покровителем вех венгров, где бы они ни жили. Но при этом он не переходит определенной грани, переход которой приводил бы к какому-то серьезному конфликту.
Сейчас в Европе смотрят на Балканы и видят, что там есть целый ряд стран, которые находятся в своего рода промежуточном положении. Некоторые из них являются членами Североатлантического блока (недавно туда вступила Черногория, например), другие не являются - по разным причинам. Понятно, что этот блок неприемлем для Сербии, которую в 1999 году бомбили, и сербы туда не пойдут. Есть своя проблема у Македонии, связанная с наименованием страны и с тем, что это наименование не признает Греция. Сейчас там наметились возможности компромисса - чтобы Македония переименовалась, но не очень сильно, например - в Северную Македонию, Верхнюю Македонию или еще как-то в этом духе. Это вызывает протесты среди немалой части греков: вот только что был большой митинг в Афинах против этого. Но греческое правительство ориентировано на такой компромисс.
В общем, в Европе есть желание завершить процесс интеграции, чтобы не плодить националистов и не давать им новых импульсов. Это один момент. Второй момент связан с фактором России. Идет конкуренция за влияние на Балканах, и Россия может предложить этим странам что-то интересное. Это, в первую очередь, газовые сделки. У России неплохие отношения с правительством Сербии - но для этого правительства все равно приоритетом является европейская интеграция. Если надо будет выбирать принципиально, оно, скорее всего, выберет Европейский союз - оно сделало на него слишком большую политическую ставку. У России были неплохие отношения с бывшим правительством Македонии.
Да, есть проблема Черногории, где Россию обвиняют в том, что она чуть ли не пыталась организовать переворот, чтобы только не допустить прихода Черногории в Североатлантический блок. У России сейчас очень серьезно испорчены отношения с черногорскими властями, притом что исторические симпатии к России в Черногории весьма велики. В общем, там есть желание не пустить Россию, не позволить ей закрепить свое влияние. Вот это - второй момент. Россия выступает в качестве негативного фактора, который способствует тому, чтобы этими странами в ЕС как-то занялись. И дают элитам этих стран такой очень сильный стимул: мол, вы через семь лет будете в Европейском союзе. Но если будете слишком сближаться с Россией, вы не войдете в Евросоюз.
Итак, сейчас действуют два фактора - Европа «разных скоростей», который появился в ответ на евроскептицизм, и фактор противостояния с Россией. Конечно, как я уже говорил, есть проблемы. Я даже не все перечислил. Есть, например, проблема Сербии и Косово: правительство Сербии не может принять решение самостоятельно по тому, делать дальше, - придется обращаться к гражданам за советом, как поступить. Просто принять на себя ответственность сербское правительство не может, потому что в Конституции Сербии так записано. И справиться с проблемой будет непросто. Сербам придется решить, что для них важнее: отказаться от исторической территории или отказаться от вступления в Европейский союз. Потому что без урегулирования косовской проблемы никто в Европейский союз Сербию не будет принимать.
Здесь возможно что угодно: с одной стороны, сейчас в Сербии стараются меньше об этих проблемах говорить, стремятся как-то их забыть. С другой стороны, для представителей старшего, а в немалой степени и среднего поколения отказаться от Косово - это драма, и очень серьезная. Хотя де-факто отказ уже произошел, но все еще сохраняется некая внутренняя надежда, что вот-вот что-то изменится, появятся какие-то новые исторически обстоятельства. Здесь уже нужно согласиться с мыслью, что этого не произойдет. А это очень сложно. Поэтому тут вот такая проблема существует.
Есть также проблема Боснии и Герцеговины, очень сложная, где есть сербы, есть, по сути, сербское государство внутри этой конфедерации, которое, по сути, тяготеет к Сербии. Что, конечно, резко снижает стабильность этого государственного образования.
Есть тема Македонии, даже две связанные с этой страной темы. Одна, как я уже сказал, - это отношения с Грецией. И в обеих странах есть очень серьезные силы, которые выступают против уступок, против компромисса. И если его сторонники говорят, что надо сменить название, отказаться от «Македонии», добавить к ней какое-нибудь прилагательное, потому что они хотят быть в Евросоюзе, в Объединенной Европе, то другая сторона апеллирует к тому, что это унижение, когда ты меняешь название своей страны под давлением. Ну, и в Греции, повторю, очень разные мнения по поводу того, можно ли соглашаться на такой компромисс, где в названии Македонии останется слово «Македония». С этим тоже все очень непросто.
А вторая тема - фактор албанцев, которые в Македонии живут. Сейчас новое правительство Македонии в значительной степени пришло к власти благодаря албанцам. С их помощью оно получило большинство. Соответственно, это привело к большому конфликту - были даже стычки с рукоприкладством между сторонниками прежнего и нового правительств. Так что Европа может получить большое количество проблем в связи с таким расширением. Что, в свою очередь, может способствовать дальнейшему росту евроскептицизма. Так что ситуация очень непростая.
Как выяснила «НГ», глава Хакасии Валентин Коновалов (КПРФ) пока не подтвердил ни одну из дат своего отчета перед Верховным советом (ВС). Так что на заседании 19 июня, видимо, стартует другой политический конфликт. Рейтинговым голосованием предстоит выбрать вариант реформы местного самоуправления (МСУ). Коновалов – за сохранение двух его уровней, «Единая Россия», у которой в ВС большинство, – за ликвидации муниципальной власти в поселениях. Депутатам уже намекнули, что они забывают о специфике национальных республик, но эксперты «НГ» считают, что для председателя ВС Сергея Сокола, похоже, важнее выполнить федеральные рекомендации по поводу реформы.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Хотя в федеральном законе предусмотрен компромисс, те регионы, вроде Татарстана, которые настаивали на сохранении двухуровневой системы, воспринимаются именно как исключения. В целом же, наверное, везде будут стимулировать переход на одноуровневую систему, обосновывая это экономией средств, сокращением чиновничьих должностей и повышением контроля. А в том же Татарстане просто есть консолидированная позиция главы республики, парламента и местных элит, которые и апеллируют к местной специфике. В Хакасии такого единства нет». И хотя ЕР тонко намекает, что партия выполняет установку из федерального Центра, в реальности это просто очередной выпад против коммуниста Коновалова, федеральной рекомендацией местные единороссы только прикрываются. О чем говорит и момент внесения законопроекта ЕР: сразу после Коновалова и накануне муниципальных выборов. «Принять его все равно не успеют до начала кампании, зато это будет политическая демонстрация», – подчеркнул Макаркин. →
Генеральный директор Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), бывший министр транспорта Евгений Дитрих покинет свой пост. Об этом «Ведомостям» сказали шесть собеседников: трое – близких к администрации президента и трое – близких к руководству ГТЛК. По словам одного из них, это решение близко к финальному согласованию. «Ведомости» направили запрос в ГТЛК, действительно ли у компании вскоре может смениться гендиректор и кто будет назначен ему на замену.
Комментарий Ростислава Туровского:«В свое время Дитрих уходил из правительства в ситуации аппаратной борьбы, – говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. – Претендовать на возвращение на пост министра при таком развитии событий он вряд ли сможет. Нынешнее его перемещение также можно назвать вынужденным, но уже в связи с изменением статуса ГТЛК». →
Конкурентом КПРФ на выборах все-таки будет ЛДПР, хотя прежде коммунисты считали оппонентом лишь «Единую Россию». Замену соперника подтвердил первый зампред ЦК Юрий Афонин на официальном сайте КПРФ. Он уличил главу ЛДПР Леонида Слуцкого в том, что тот заимствовал «красные» социально-экономические тезисы для аналогичного раздела своей программы. Выходит, что левые вроде как действуют по сценарию соревнования именно этих двух партий за лидерство среди оппозиции. Но и реальность – электоральную и политическую – КПРФ не может игнорировать, а потому просто вынуждена как минимум на 2025 год отменить борьбу с ЕР. С расчетом заняться ею в 2026-м, если, конечно, получится.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает: «В то, что такие разоблачения оппонентов делаются на эмоциях, не верится. В политике они есть, но это в основном прерогатива избирателей, а не опытных политиков, а тем более высокопоставленных партийцев. И вариант «снести ЛДПР» выглядит нереалистичным, если партия находится под протекцией сверху, то это вряд ли получится. А макиавеллиевские игры администрации президента – это слишком сложно в нынешних реалиях». Макаркин высказал «НГ» свой вариант объяснения: это признание со стороны КПРФ той реальности, которая фиксируется соцопросами, где КПРФ соревнуется как раз с ЛДПР, имея примерно равные рейтинги. При этом, по его мнению, коммунисты вовсе не отказываются полностью от идеи конкурировать с ЕР. «Конкуренция с ЕР для КПРФ во многом дело имиджевое, нужное для поддержания статуса, это способ позиционирования себя как второй политической силы в стране. То есть это вполне осознанная стратегия. Однако хотя и имидж, и престиж – это хорошо для партии, она все-таки вынуждена учитывать, к примеру, и определенную политическую или электоральную реальность. Поэтому КПРФ будет всячески оппонировать ЛДПР, доказывая, что «это неправильная партия, и она делает неправильный мед», – подчеркнул Макаркин. →
Итоги польских президентских выборов, которые завершились 1 июня, свидетельствуют не только о политическом, но и о глубоком региональном и культурном расколе страны, который не был бы преодолен при любом их результате, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Комментарий Алексея Макаркина:В Советском Союзе о польской истории знали по романам Генрика Сенкевича и экранизациям «Крестоносцев», «Потопа» и «Пана Володыевского». Образы храбрых рыцарей и отважных шляхтичей запоминались советской аудитории, не избалованной зарубежным историческим кинематографом. Попутно они обращали внимание и на религиозный фактор: один из центральных моментов «Потопа» – оборона Ясногорского монастыря в Ченстохове от шведов в XVII веке. Потом папой римским избрали поляка Иоанна Павла II, он стал одним из главных символов Польши, в которой ему установлено множество памятников. →
Исследовательский центр ВЦИОМ и фонд «Общественное мнение» (ФОМ) в соцопросах об электоральных позициях партий синхронно понизили рейтинг «Единой России» перед началом единого дня голосования (ЕДГ) 2025 года. Однако это лишь репетиция выборов в Госдуму-2026, сценарий которых пока обкатывается. А о перспективах ЕР показательно высказался врио губернатора Свердловской области Денис Паслер: не менее 49% по партспискам и победа во всех семи одномандатных округах. Вряд ли главы других регионов ставят перед собой иные задачи. Похоже, что ЕР нацелена на конституционное большинство с приличным запасом голосов, как в 2016-м.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин согласен, что оппозиция в первую очередь лишится одномандатников. Он напомнил «НГ», что уже в 2021 году партия власти по своей воле не стремилась уступать округа оппозиционерам, в отличие от 2016-го. И скорее всего те потеряют их или полностью, или по большей части: «В любом случае губернатор не проговорился, он достаточно опытный политик. И хотя сейчас, видимо, разнарядок нет, Паслер ориентируется на результаты ЕР 2021 года, чтобы показать лучший результат». «Хотя партия власти будет стремится взять максимум и в округах, и по спискам, увеличив свои результаты, многое будет зависеть от общественных настроений. При инерционном сценарии наблюдается сплочение вокруг флага, и прирост может быть. Однако совсем загнать оппозицию в «тупик Харинова» вряд ли получится», – настаивает Макаркин. →
Новый закон о местном самоуправлении (МСУ) может вернуть регионы к процессу массового преобразования многомандатных округов для низовых выборов в одномандатные. На днях такое решение было принято, например, в Вологодской области. И в сентябре депутаты вновь образованных муниципальных округов будут избраны по такой системе, которая максимально подвержена воздействию административного ресурса. На негативные электоральные последствия реформы МСУ уже обратили внимание в КПРФ. Эксперты «НГ» напомнили, что отказ от многомандатных округов как некоего аналога партсписков идет давно. На таких выборах сохраняется конкуренция, и у оппозиции остаются шансы на победу.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: муниципальные выборы однотуровые, в одномандатных округах победу получает кандидат, набравший простое большинство. «А вот на многомандатных выборах проходят от трех-пяти до десяти кандидатов. То есть фактически больше учитывается мнение избирателей», – подчеркнул он. И хотя есть две группы избирателей: одна больше ориентируется на личность кандидатов, другая – на партийный бренд, но все-таки есть закономерность. →
Крупнейшая в стране религиозная организация может исчезнуть: политики готовят судебный иск о ликвидации канонической Украинской православной церкви (УПЦ). Накануне решающего сражения духовенство собирается в Киеве. Уход в раскол или сделка с властью – оба варианта не сулят ничего хорошего.
Комментарий Алексея Макаркина:«Если мы говорим о потенциальной автокефалии УПЦ, есть два ограничителя. Внешний: кто признает ее независимость. Ведь одни поместные церкви уже признали раскольническую ПЦУ. Другие будут ждать решения Москвы как матери-церкви. А она согласия не даст. И внутренний: украинские верующие, для которых разрыв с Москвой совершенно неприемлем», – считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. →
Председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин – бывший премьер-министр РФ, подтвердил, что с юридической точки зрения Советский Союз в 1991 году распался незаконно. Ранее о том заявил советник президента Антон Кобяков на Петербургском международном юридическом форуме. И оба прямо связали давнюю правовую коллизию с современностью – спецоперацией на территории Украины. Тема поддерживается в горячем виде уже в течение недели, так что, считают эксперты «НГ», информационный вброс очевиден. Однако они разошлись во мнениях о причинах и целях возвращения в СССР.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что Клишас как раз уже заявил обратное, из чего следует то, что «Советский Союз не может существовать юридически». И действительно, если в редакции Конституции РФ 2020-го преемство России по отношению к СССР прямо закреплено, то тогда, «если исходить из того, что СССР все еще юридически существует, возникают вопросы о статусе РФ». И Макаркин подчеркнул, что «если копнуть историю, то революционные события происходили с нарушением законов той или иной страны, а потом рождалась новая легитимность. «Например, Российская империя тоже незаконно прекратила свое существование. Николай II отрекся в пользу брата Михаила, тот отрекся до созыва Учредительного собрания, а его в свою очередь разогнали большевики, хотя этот орган был избран всенародным голосованием. А значит, юридически и Российская империя все еще функционирует, создание же СССР в 1922 году тоже было незаконным», – пояснил он. →
В ЦРУ подтвердили, что еще десять лет после самоубийства Гитлера искали его следы в Южной Америке. Как известно, там спрятались многие бывшие эсэсовцы. Почему нацистов привлекал «задний двор» США и что выяснили американские разведчики – в материале РИА Новости.
Комментарий Алексея Макаркина:Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин объясняет, что Южная Америка оказалась для фашистов более безопасным местом, чем Европа, в том числе, из-за позиции США. Американцы считали, что гитлеровцы могут быть полезны в формировании антикоммунистического сопротивления, поэтому закрывали глаза на их перемещения. →
В Вашингтоне задержан подозреваемый в убийстве двух израильских дипломатов у Еврейского музея. Это Элиас Родригес из Чикаго. 30-летний мужчина во время задержания полицией выкрикивал лозунг «Свободу Палестине».
Комментарий Алексея Макаркина:В то же время Тель-Авив несет репутационные потери на международной арене. У Израиля испортились отношения с рядом европейских стран из-за общественного мнения, основанного на жестких действиях Израиля в конфликте с Газой. Президент Соединенных Штатов Дональд Трамп сместил приоритеты в отношениях по экономическим причинам, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. →