07/02/2018
6 февраля Еврокомиссия опубликовала план самого значительного расширения ЕС за два десятилетия. Речь идет о вступлении в Евросоюз Албании, Черногории, Сербии, Косово, Македонии, а также Боснии и Герцеговины.
Комментарий Алексея Макаркина:
В Европе сейчас существует очень сильное евроскептическое движение: люди настроены не только против приема в ЕС новых членов, но и за выход старых. То есть целым рядом политиков ставка делается на то, чтобы обособиться. Соответственно, Брекзит стал стимулом для этих политиков - стали появляться предложения по выходу других стран. И тут началось самое, пожалуй, интересное: когда эти предложения пошли, то началась обратная реакция.
Мы сейчас воспринимаем то, что происходит в Евросоюзе в контексте его ослабления. На самом деле это не совсем так, точнее - не только так. Да, пошла обратная реакция. Когда мадам Ле Пен во Франции на выборах сказала, что нужно отказаться от евро, это стало одной из причин того, что она получила меньше голосов, чем ожидалось. Потому что люди уже привыкли к этой реальности, люди боятся возвращения к национальным валютам. В Англии этой темы не было - там никогда не использовался евро, всегда ходили фунты. Во Франции же эта идея сразу вызвала страх.
Можно вспомнить историю с Грецией: когда там был пик кризиса, внутри страны были идеи возвращения к драхме. И, кстати, тогда и в Евросоюзе были мысли о том, что, может, стоит Грецию вытолкнуть, «сбросить с корабля» как полностью безнадежную. Но и в Евросоюзе, и в Греции возобладала другая точка зрения - что это будет слишком большим риском для обеих сторон, и для Европы, и для Греции.
Дальше появляется президент Франции Эмманюэль Макрон, который предлагает идею «Европы на разных скоростях». Эта идея парадоксальным образом ведет не к сокращению Евросоюза, а, напротив, к его увеличению. То есть Макрон предлагал использовать разные подходы к разным участникам ЕС, сделать их более дифференцированными. Чтобы подход, например, к Франции и Германии отличался от подхода к странам Центральной Европы уже на уровне критериев.
Эта идея оказывается интересной. А есть и еще одна тема: тема того, что делать с Балканами. Ведь расширение Евросоюза во многом проходило в связи с тем, что у многих в Европе был страх перед неуправляемыми конфликтами. Люди помнили, что было между двумя мировыми войнами, когда была очень серьезной проблема территориальных претензий. Так что активное расширение Евросоюза было связано не только с каким-то завышенным «еврооптимизмом», но и с желанием всех упаковать в некую конструкцию, где они, может быть, и ругались бы, но при этом дело не ходило бы до каких-то серьезных конфликтов.
Ведь, как известно, есть проблема Германии и Чехии (она связана с Судетами), есть проблема Германии и Польши (связана с Силезией), есть проблема Венгрии и Румынии (связана с Трансильванией). В общем, есть множество территориальных проблем - я пока обозначил только какую-то их часть. Так что в Европе был страх, что все эти проблемы вылезут на поверхность - они ведь уже стали вылезать. Например, когда свергали Чаушеску, начались волнения в Трансильвании среди венгерского меньшинства. Ну, понятно: Чаушеску свергали все вместе, а потом стали разбираться, кто чего хочет, и оказалось, что интересы-то разные.
И страх, что все это может привести к каким-то конфликтам и войнам, был очень серьезным. Сейчас эти проблемы в Европе остаются, но они смягчены. Даже, например, приход в Венгрии [премьер-министра Виктора] Орбана не изменил ситуацию принципиально. Да, у Орбана куда более радикальная риторика, чем у его предшественников; да, он считает себя покровителем вех венгров, где бы они ни жили. Но при этом он не переходит определенной грани, переход которой приводил бы к какому-то серьезному конфликту.
Сейчас в Европе смотрят на Балканы и видят, что там есть целый ряд стран, которые находятся в своего рода промежуточном положении. Некоторые из них являются членами Североатлантического блока (недавно туда вступила Черногория, например), другие не являются - по разным причинам. Понятно, что этот блок неприемлем для Сербии, которую в 1999 году бомбили, и сербы туда не пойдут. Есть своя проблема у Македонии, связанная с наименованием страны и с тем, что это наименование не признает Греция. Сейчас там наметились возможности компромисса - чтобы Македония переименовалась, но не очень сильно, например - в Северную Македонию, Верхнюю Македонию или еще как-то в этом духе. Это вызывает протесты среди немалой части греков: вот только что был большой митинг в Афинах против этого. Но греческое правительство ориентировано на такой компромисс.
В общем, в Европе есть желание завершить процесс интеграции, чтобы не плодить националистов и не давать им новых импульсов. Это один момент. Второй момент связан с фактором России. Идет конкуренция за влияние на Балканах, и Россия может предложить этим странам что-то интересное. Это, в первую очередь, газовые сделки. У России неплохие отношения с правительством Сербии - но для этого правительства все равно приоритетом является европейская интеграция. Если надо будет выбирать принципиально, оно, скорее всего, выберет Европейский союз - оно сделало на него слишком большую политическую ставку. У России были неплохие отношения с бывшим правительством Македонии.
Да, есть проблема Черногории, где Россию обвиняют в том, что она чуть ли не пыталась организовать переворот, чтобы только не допустить прихода Черногории в Североатлантический блок. У России сейчас очень серьезно испорчены отношения с черногорскими властями, притом что исторические симпатии к России в Черногории весьма велики. В общем, там есть желание не пустить Россию, не позволить ей закрепить свое влияние. Вот это - второй момент. Россия выступает в качестве негативного фактора, который способствует тому, чтобы этими странами в ЕС как-то занялись. И дают элитам этих стран такой очень сильный стимул: мол, вы через семь лет будете в Европейском союзе. Но если будете слишком сближаться с Россией, вы не войдете в Евросоюз.
Итак, сейчас действуют два фактора - Европа «разных скоростей», который появился в ответ на евроскептицизм, и фактор противостояния с Россией. Конечно, как я уже говорил, есть проблемы. Я даже не все перечислил. Есть, например, проблема Сербии и Косово: правительство Сербии не может принять решение самостоятельно по тому, делать дальше, - придется обращаться к гражданам за советом, как поступить. Просто принять на себя ответственность сербское правительство не может, потому что в Конституции Сербии так записано. И справиться с проблемой будет непросто. Сербам придется решить, что для них важнее: отказаться от исторической территории или отказаться от вступления в Европейский союз. Потому что без урегулирования косовской проблемы никто в Европейский союз Сербию не будет принимать.
Здесь возможно что угодно: с одной стороны, сейчас в Сербии стараются меньше об этих проблемах говорить, стремятся как-то их забыть. С другой стороны, для представителей старшего, а в немалой степени и среднего поколения отказаться от Косово - это драма, и очень серьезная. Хотя де-факто отказ уже произошел, но все еще сохраняется некая внутренняя надежда, что вот-вот что-то изменится, появятся какие-то новые исторически обстоятельства. Здесь уже нужно согласиться с мыслью, что этого не произойдет. А это очень сложно. Поэтому тут вот такая проблема существует.
Есть также проблема Боснии и Герцеговины, очень сложная, где есть сербы, есть, по сути, сербское государство внутри этой конфедерации, которое, по сути, тяготеет к Сербии. Что, конечно, резко снижает стабильность этого государственного образования.
Есть тема Македонии, даже две связанные с этой страной темы. Одна, как я уже сказал, - это отношения с Грецией. И в обеих странах есть очень серьезные силы, которые выступают против уступок, против компромисса. И если его сторонники говорят, что надо сменить название, отказаться от «Македонии», добавить к ней какое-нибудь прилагательное, потому что они хотят быть в Евросоюзе, в Объединенной Европе, то другая сторона апеллирует к тому, что это унижение, когда ты меняешь название своей страны под давлением. Ну, и в Греции, повторю, очень разные мнения по поводу того, можно ли соглашаться на такой компромисс, где в названии Македонии останется слово «Македония». С этим тоже все очень непросто.
А вторая тема - фактор албанцев, которые в Македонии живут. Сейчас новое правительство Македонии в значительной степени пришло к власти благодаря албанцам. С их помощью оно получило большинство. Соответственно, это привело к большому конфликту - были даже стычки с рукоприкладством между сторонниками прежнего и нового правительств. Так что Европа может получить большое количество проблем в связи с таким расширением. Что, в свою очередь, может способствовать дальнейшему росту евроскептицизма. Так что ситуация очень непростая.
После продолжительной болезни скончался лидер ЛДПР Владимир Жириновский
Комментарий Ростислава Туровского:В связи с кардинальными переменами в ЛДПР ожидать стоит и значительной ротации региональных координаторов. Если прежде кадровую номенклатуру в регионах старались держать в руках покойный лидер партии и особенно его сын, то по завершении «транзита» власти новые первые лица могут еще и оказаться во внутреннем конфликте по поводу региональной партийной сети. Может быть, этого удастся избежать, но в любом случае региональным лидерам партии придется искать способы сохранения своих позиций. →
Несмотря на рост рейтинга «Единой России», в стране продолжается активная мажоритаризация выборов
Комментарий Алексея Макаркина:Количество ЛОМов ограничено, так что коммунисты смогут подобрать кандидатов в гордумы, но с заксобраниями будет уже сложнее. Тем не менее если КПРФ сделает ставку на местных известных лиц, то тогда партия сможет преодолеть электоральное голодание. Хотя проблема тут в том, что с ЛОМами действительно могут возникнуть проблемы в дальнейшем, часто уже в органах власти они проявляли большую самостоятельность, чем члены партии. →
Бессменный лидер ЛДПР Владимир Жириновский со 2 февраля находился в больнице, где лечился от коронавируса. В последнее время в СМИ появлялись слухи о смерти политика, а 6 апреля информацию подтвердил спикер Госдумы Вячеслав Володин
Комментарий Бориса Макаренко:Заменить Жириновского не может никто. Кого бы ни нашли на эту роль, это не Жириновский. ЛДПР — это авторский проект, и преемника будут неизменно сравнивать не в пользу последнего.Демагог, очень опытный, очень умный, который все разыгрывает из себя того человека, который вывел либерально-демократическую партию [в люди]. →
В ЛДПР начали обсуждать кандидатуры преемника Владимира Жириновского
Комментарий Ростислава Туровского:После смерти единоличного лидера его нереально заменить на другого единоличного лидера. Поэтому реальное руководство партией неизбежно будет коллективным. ЛДПР придется от статуса лидерской партии сдвинуться к статусу идеологической, то есть ориентированной на продвижение определенной политической идеологии. С этой точки зрения и Слуцкий, и Луговой, и Дегтярев примерно равнозначны, так как у них есть некоторый публичный опыт, они знают внутреннюю кухню. →
ЛДПР использует в агитации предсказания Владимира Жириновского
Комментарий Алексея Макаркина:Шансы ЛДПР на этих выборах сейчас спрогнозировать сложно. Во-первых, остается неясным, сможет ли Владимир Жириновский участвовать в кампании, а ее основой всегда были его поездки и выступления; а во-вторых, неизвестно, что будет с экономикой и настроениями в обществе. →
«Справедливая Россия» потеснила ЛДПР и «Единую Россию» в думе краевого центра
Комментарий Ростислава Туровского:Сложившийся в гордуме паритет стал закономерным итогом распада мощной ячейки ЛДПР в Хабаровском крае, которую когда-то сумел собрать Сергей Фургал. После его ареста вся эта разношерстная команда развалилась. Многие попали в политику случайно, поэтому теперь вынуждены искать себе новые партии. Понятно, что переходить в «Единую Россию» хотели далеко не все, и методом исключения наиболее удобным вариантом стала СРЗП – «запасная» партия власти в специфических хабаровских условиях. →
Гордума Мурманска может избрать сити-менеджера со второй попытки
Комментарий Ростислава Туровского:Шансы на избрание господина Сердечкина на пост сити-менеджера резко возросли, поскольку у мурманских единороссов есть инстинкт самосохранения. В самом деле, не время для конфронтации. Попытки внутриэлитных разборок и конфликтов сейчас очень жестко пресекаются федеральным центром. Думаю, в Мурманске это понимают. Для губернатора Чибиса это крайне благоприятный момент. →
Россияне смогут обжаловать в ЕСПЧ нарушения их прав, имевшие место до 16 сентября
Комментарий Алексея Макаркина:Исполнять обязательства Россия, конечно, будет. Разрыв с Европой уже произошел, так что получить дополнительные очки за счет защиты «юридического суверенитета» сейчас вряд ли получится. Но исполнение вряд ли будет слишком инициативным: исполнительская дисциплина и прежде была невысока, а сейчас государство определенно не будет спешить и наверняка воспользуется возможностью сэкономить →
На случай продолжительной болезни Владимира Жириновского обсуждаются возможные преемники на посту лидера партии
Комментарий Бориса Макаренко:Нилов среди названных политиков самый опытный парламентарий. Дегтярев самый статусный, однако как губернатор он победил в полностью расчищенном поле. Луговой самый известный и скандальный. Но в целом Жириновский незаменим. →
Какие ограничения введены против Германа Грефа и Олега Тинькова, отразятся ли они на банках, какие запреты накладываются на операции с золотом Банка России и в чем прецедент санкций в отношении Госдумы — в обзоре РБК
Комментарий Алексея Макаркина:Введение санкций против Госдумы как таковой фактически означает разрыв и полный отказ от диалога с российской элитой. Если раньше была какая-то дифференциация — против одних, более консервативных, вводим, против других — не вводим, то сейчас дифференциации нет — идет неприятие всей российской элиты. Элиты государственной, предпринимательской, связанной, с точки зрения американцев, в той или иной степени с государством. Соответственно, санкции распространяются уже и на институты, в которые эти представители элиты входят. →