27/03/2018
Более 20 европейских государств, а также США и Канада приняли решение выслать со своей территории группы российских дипломатов в связи с делом об отравлении в британском Солсбери бывшего полковника ГРУ России Сергея Скрипаля и его дочери Юлии
Комментарий Игоря Бунина:
Это одна из самых больших высылка российских дипломатов из США за всю историю отношений между странами. Если к нынешним 60 прибавить 35, которых решили выслать еще при президенте Обаме, то получится 95. Тогда как при президенте Рейгане во времена «холодной войны» было выслано 80. Но при всех человеческих симпатиях, которые проявляет к России и к Путину президент Трамп (мы понимаем, что между тем, что делает человек Дональд Трамп, и тем, что делает президент Дональд Трамп, есть огромная разница), он не может вести себя с Россией иначе. Тут и демократы на него давят, и воинственные республиканцы, которые его сейчас окружают, тоже требуют решительных мер.
Правда, надо помнить, что когда выслали 80 советских дипломатов, через некоторое время лидеры двух стран встретились, и все потихоньку пошло на лад.
Теперь о ситуации с Европой. Европейские страны высылают от 1 до 4 дипломатов почти все - в стороне остались, по-моему, только Словакия, Греция и Кипр.
Остальные в той или иной мере участвуют в союзе с Англией. В общей сложности из стран ЕС высылают более 40 российских дипломатов, причем этим дипломатам уже нельзя будет вернуться на работу вообще в Европу. Эта часть света для них закрыта - им придется работать где-нибудь в Африке, в Азии и так далее. А те иностранные дипломаты, которых будем высылать из России мы, пострадают не столь сильно: да, они не смогут работать в России, но смогут работать во всех других странах, то есть они не потеряны и с точки зрения разведки. Словом, это даже если Россия даст на эти шаги пропорциональный ответ, все равно урон ей будет нанесен намного сильнее, чем урон Европе.
Теперь поговорим об отношениях. Как мы видим, Запад проявил на сей раз невиданную для него солидарность по отношению к России - к кампании подключились фактически все страны, кроме уж совсем братских из числа оставшихся в ЕС (типа Греции и Словакии, которые нам еще и «православные братья»). Поэтому одиночество России будет заметно еще сильнее, чем раньше. Это, конечно, элемент «холодной войны»; вообще это можно считать ее началом, но это еще не означает, что отношения нельзя каким-то образом восстанавливать. Правда, это будет очень долгий и сложный период.
Хочу обратить внимание на то, что никогда по отношению к России не было полного единства: даже после Афганистана [президент Франции Валерии] Жискар д’Эстен тут же прилетел, поговорил с [главой советского государства Леонидом] Брежневым, пытался что-то наладить. Правда, ничего не получилось, потому что Жискар д’Эстен выставил те условия, которые Советский Союз явно не устраивали, но все равно это была попытка. Я не думаю, что и сейчас все контакты будут прерваны - я думаю, что будут искать какой-то новый modus operandi, но на гораздо более низком уровне.
Вообще события в Великобритании практически совпали с обращением президента России Владимира Путина с Посланием к Федеральному Собранию, когда он показал огромное количество ракет. Надо отметить: поскольку военный бюджет у США в десять раз больше, чем у России, то ясно, что никакой гонки вооружений мы выдержать не можем. Однако выступление российского лидера можно было рассматривать как принуждение к переговорам - особенно во второй части, где и шла речь об оружии. Но, во-первых, к России нет доверия, во-вторых, она не вызвала испуга. Так что я не уверен, что это «принуждение» вообще подействует.
Идея многих политологов заключается в том, что предлагать надо какие-то конкретные вещи. Мол, мы вот здесь идем вам навстречу в том-то и том-то, но хотелось бы, чтобы вы пошли нам навстречу в этом, этом и этом. Например, по ракетам средней дальности, по ПРО и так далее. И вообще, мол, мы находимся на грани, мы можем повторить август 1914 года - все, мол, очень опасно: и сближения самолетов, и бряцание оружием. Так давайте, мол, выработаем какой-нибудь новый modus operandi. И тогда, полагают многие, можно было бы начать разговор.
При мудрой политике с той и с другой стороны ситуацию можно будет сгладить. Если же одна из сторон встанет на путь непреклонности, упорства и размахивания мечами, то, конечно, ситуация будет углубляться и может привести к более реальной «холодной войне». И тут у нас ситуация намного хуже, чем у тех, кто нам противостоит: мы не выдержим гонки вооружений, мы слабее, наш валовой внутренний продукт вообще составляет 2% от мирового (а сейчас, наверно, уже 1,5%). Да, мы подчеркиваем, что мы такие смелые, напористые, возьмем и куда-то там высадимся, где-то появимся, что-то сделаем. Но у России и так уже сложился образ страны-изгоя, и не надо его углублять.
Поэтому многое будет зависеть от того, как наш президент и внешнеполитическое ведомство будут действовать. Пойдут они на какие-то разумные уступки - тогда, может быть, удастся очень потихоньку, медленно-медленно сгладить ситуацию. Сколько на это может потребоваться времени? При хорошем раскладе - несколько лет, при плохом - десятилетия.
Можно ли было ожидать, что все те страны, которые по факту поддержали Великобританию, объединятся в своем отношении к России? Конечно, можно было. Тут задето самолюбие европейской страны. Речь идет не о том, что Россия где-то в Африке что-то учинила - а речь идет о событиях в самой Европе. И там эти события рассматриваются как покушение на жизнь британских подданных. Правда это или нет, это неважно - ведь с точки зрения английского общества это правда. А самое главное тут - не как все выглядит не с нашей точки зрения и даже не с точки зрения реальной ситуации, а именно с точки зрения английского общества, которое в правдивости своей версии абсолютно уверено.
В общем, за исключением близких друзей (например, Израиля или Греции и Кипра, которые говорят, что пока что ничего еще не доказано), все остальные страны уверены в реальности версии британцев. Россия в глазах этих стран представляет собой источник агрессии в той или иной форме. Тем более, что, повторю, события в Солсбери произошли очень скоро после выступления Путина, которое на Западе рассматривают как принуждение к переговорам. Но принуждение к переговорам не очень получилось.
Пока в столе Госдумы лежит законопроект о приведении местного самоуправления (МСУ) к единой системе публичной власти, регионы уже реализовали почти все его ключевые постулаты. Например, буквально повсеместно прямые выборы глав муниципалитетов заменены отбором через конкурсные комиссии. Но и те становятся ненужными, скажем, в Саратове решили, что достаточно временной администрации. МСУ упрощают по вертикали: губернаторы, став чиновниками, хотят тех же мэров и назначать, и быстро менять.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что чиновничья вертикаль «все больше отстраивается и достраивается». И это следствие принятых четыре года назад поправок в Конституцию, реализация концепции единой системы публичной власти. Эксперт отметил, что выборы воспринимаются властью как риск, даже в последние годы бывали случаи, когда побеждал несанкционированный кандидат, последний, кстати, был в иркутском Братске. «Если на региональном уровне консолидация сохраняется и центром притяжения становится направленный президентом губернатор, то на муниципальном уровне действует политическая конкуренция, идут расколы элит, а для партий парламентской оппозиции кандидат в мэры от власти вовсе не центр притяжения. Иногда и вовсе двое лояльных власти кандидатов борются. Не говоря уже о том, что выбрать могут несогласованного кандидата или даже оппозиционера. Вот и есть желание достроить вертикаль власти до конца», – подчеркнул Макаркин. →
Коммунисты в последние дни стали выступать с жесткими высказываниями в сторону власти и инициативами, призванными подчеркнуть оппозиционность партии. Например, лидер КПРФ Геннадий Зюганов в обращении к молодежи обещал ей защиту от перегибов в борьбе за демографию. Усилилось внимание левых к острым ситуациям в ряде регионов, также они настойчивее требуют прекратить преследования партактивистов. Это выглядит попыткой вернуться к политике контрпозиционирования, то есть пересмотреть самоограничения в рамках СВО-консенсуса.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что в реальности коммунисты от своей оппозиционности стратегически никуда и не уходили. →
По словам главы ЦИК Памфиловой, выборы этого года прошли успешно, а новейшие разработки надо применять по всей стране
Комментарий Ростислава Туровского:
Большинство регионов пока не готовы к заявительному порядку голосования по бумажным бюллетеням, особенно в глубинке, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Но, говорит он, возможны отдельные точечные эксперименты в регионах с большими городами. Например, такую практику могут поддержать в Севастополе, где избиратель в основном городской или в Татарстане, предположил Туровский. Наименьшая же вероятность там, где много сельских районов и где местные элиты не вполне управляемы, заключил он. →
Депутаты «Справедливой России – За правду» (СРЗП) во главе с Сергеем Мироновым предложили ввести повсеместный императивный мандат. Если депутат любого уровня, избранный по спискам партии, из нее исключается, он должен сразу терять статус. Это ужесточение действующей диспозиции, когда вождям передается больше прав для контроля над активом. Эсэры ссылаются на Конституцию: власть принадлежит народу непосредственно и через представителей, что якобы и закрепляет монополию партий на услуги посредника. С помощью императивного мандата партлидеры хотели бы подстраховаться от утечки кадров к конкурентам, но деградацию политсистемы, похоже, уже не вылечить припарками.
Комментарий Алексея Макаркина:
На что первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил с иронией: «Оппозиционные партии хотят добиться стабильности собственных фракций посредством закрепления депутатов. Но крепостное право отменили еще в 1861 году». И, по его мнению, для СРЗП это более актуально, чем, к примеру, для КПРФ или ЛДПР, из которых пока выходить менее выгодно, чем из СРЗП. →
В преддверии саммита БРИКС, на котором планируется подписать договор о стратегическом партнерстве России и Ирана, наши лидеры встретились в Туркменистане. Им есть что обсудить не только в рамках двусторонних отношений наших стран, но и международного положения. Российский политолог, заместитель директора «Центра политических технологий», профессор ВШЭ Алексей Макаркин видит в Иране две разнонаправленные политические силы. И от их взаимодействия зависит, насколько всеобъемлющим будет партнерство наших стран.
Комментарий Алексея Макаркина:
- Для нашей страны отношения с Ираном важны. Так случилось, что самыми близкими нашими партнерами стали Северная Корея и Иран. В КНДР с 40-х годов правит династия Кимов, и даже при потеплении отношений с Южной Кореей они не обольщаются и не доверяют США. В Иране другая ситуация, там политическая элита более разнородна. Есть консерваторы, которых представлял погибший весной этого года в авиакатастрофе президент Эбрахим Раиси, есть реформаторы, которые пришли к власти в результате внеочередных выборов, выдвинув в президенты Масуда Пезешкиана. Стараниями убитого в 2020 году генерала КСИР (Корпуса стражей исламской революции) Касема Сулеймани началось сближение с Россией, которое продолжилось при Раиси. Они были уверены, что с Западом договорится невозможно. Сейчас президент Ирана принадлежит к той части элиты, которая надеется на возобновление сотрудничества с США. →
В пятницу, 11 октября, мы узнаем лауреата Нобелевской премии мира за 2024 год. Номинированы 286 кандидатов: от папы римского Франциска до бывшего генсека НАТО и экс-премьера Норвегии Йенса Столтенберга. Но российский политолог, заместитель директора «Центра политических технологий», профессор ВШЭ Алексей Макаркин уверен, что настоящую подоплеку выборов кандидата мы узнаем только через полвека, когда раскроют стенограммы обсуждений в комитете по присуждению премии. А директор некоммерческого фонда исследования проблем демократии, участник СВО Максим Григорьев вообще считает, что данная награда полностью дискредитирована своими прошлыми номинантами. Так что прогнозируют эксперты?
Комментарий Алексея Макаркина:
Российский политолог, заместитель директора «Центра политических технологий», профессор ВШЭ Алексей Макаркин считает, что правду о реальных кандидатах на получение премии и аргументацию их права на нее мы узнаем только, когда будут обнародованы протоколы обсуждений в комитете по присуждению Нобелевской премии мира, а именно через 50 лет. «Главная задача комитета: как бы не ошибиться». Потому что в практике его работы есть случаи, когда он попадал под критику правозащитных организаций за своих номинантов. Например, в 1994 году премия мира была вручена Ясиру Арафату за усилия по достижению мира на Ближнем Востоке, которую он полностью опроверг своей последующей политической деятельностью. Алексей Макаркин прогнозирует, что «скорее всего номинантом станет международная организация», потому что им давно не вручалась эта премия, а также из-за ситуации в мире, когда в кандидатуре политика можно ошибиться. →
В информационных ресурсах КПРФ появилось обращение к столичным властям члена президиума ЦК главы юрслужбы партии Георгия Камнева об установлении в Москве памятника Эрнесто Че Геваре. Причем как можно ближе к какому-либо диппредставительству США. Хотя Камнев пояснил «НГ», что это лишь его личная инициатива, похоже, что кампании по продвижению самого узнаваемого символа левого антиамериканизма быть. Эксперты подтвердили, что у инициативы есть неплохие шансы на реализацию в нынешних внешнеполитических условиях. Хотя в обмен, возможно, коммунистам придется немного сократить риторику о борьбе за сохранение всех памятников Ленину.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что хотя Че Гевара – это скорее герой для средневозрастных групп населения, действительно есть сегмент левой молодежи, для которых он свой. Кроме того, тут есть расчет партии на идеологический и ностальгический электорат. При этом он напомнил, что сейчас образ Че существенно коммерциализирован - и за счет этого узнаваем и популярен. И хотя «власть, наверное, не собирается помогать КПРФ рекламировать себя в обществе», но все-таки у этой инициативы есть шанс на реализацию, поскольку есть «немало памятников деятелям государств – союзников как СССР, так и нынешней России». Макаркин напомнил, что в Москве установлены монументы, например, основателю Венесуэлы Симону Боливару (в прошлом году), национальному герою Алжира эмиру Абд аль-Кадиру (тоже в прошлом году) и др. «Конечно, памятник именно революционеру никто ставить не будет, но в контексте международного сотрудничества с Кубой – вполне могут. Но для коммунистов будет непростой задачей привлечь к сотрудничеству по этой инициативе не только сторонников Че Гевары из числа представителей власти, но и кубинских деятелей», – заметил он. →
В Камчатском крае 7 октября прошло заседание конкурсной комиссии по выборам мэра региональной столицы. Кандидаты на пост главы Петропавловска-Камчатского должны представить документы до 25 октября, первый этап конкурса намечен на середину ноября. А в целом порядок работы таких комиссий буквально скопирован с процедуры прямых избирательных кампаний. Эксперты уточнили, что тут скорее имитация, чтобы граждане все-таки поверили в прописанное им электоральное плацебо.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отметил, что конкурсные комиссии – это очередной элемент имитационной демократии. «О процедуре назначения новых градоначальников пишут местные газеты, говорит местное телевидение. Но людям, конечно, важны выборы, схожей с прямыми выборами процедурой никого не обманешь. Избирателям нужно ощущение, что они сами что-то решают, от них что-то зависит. Процедура назначения, при всей возможной схожести, такого ощущения не дает», – подчеркнул эксперт. →
Официальные ресурсы КПРФ отчитались о том, что завершились очередные этапы обучения в двух образовательных учреждениях партии. Секретари низовых отделений из 27 регионов получили навыки идеологической и агитационно-пропагандистской работы. Они выслушали и лекцию о своеобразии международной и внутриполитической ситуации от самого Геннадия Зюганова. А профсоюзные активисты в Петербурге прошли курсы «активной борьбы» за трудовые права. Эксперты напомнили, что коммунисты сохраняют оба направления своей деятельности, стараясь укреплять отношения с властью и обществом отдельно.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что партийно-политическая работа с активом обязательна, а каков актив – такова и работа: «Любая партия, а тем более – идеологическая грешит тем, что у нее есть практическая деятельность, а есть риторика. Например, народные приемные ЛДПР сочетаются с брошюрами Жириновского «Последний вагон на Север», «Последний бросок на Юг», а центры защиты прав граждан СРЗП – с патриотической и советской риторикой. А у КПРФ ядро и актив еще более идеологизированые, она просто обязана вспоминать о своих корнях, говорить об СССР, буржуазии, угрозе Запада и т.д. Хотя при этом и ведет конкретную работу с профсоюзами и гражданами». →
До середины августа 2025 г. Центризбирком (ЦИК) должен представить нижней палате парламента новую схему одномандатных избирательных округов – вместо действующей с осени 2015 г. Депутаты должны будут внести и принять соответствующий закон на ближайшие 10 лет. При этом за последние 10 лет сильно изменились обстоятельства, которые влияют на нарезку 225 округов (их количество зафиксировано в законе о выборах депутатов Госдумы и не зависит от числа субъектов РФ). В частности, составление новой схемы будет проходить с учетом корректировки численности населения в регионах и появления четырех новых субъектов Федерации.
Комментарий Ростислава Туровского:
Если число округов на выборах в Госдуму не изменится, то какие-то регионы могут потерять по одному депутату, согласен вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Компенсации за потерю округа могут быть только неофициальными, полагает он: «Например, таким регионам дадут больше проходных мест в списке». Но для этого надо будет дать больший вклад в победу партии власти, допускает он. →