21/10/2017
Международные конфликты продолжают возникать, в том числе принимая форму войн, хотя некогда политикам представлялось, что в связи с появлением слишком разрушительного оружия войны на Земле закончатся. Оружие продолжает совершенствоваться, но это не приводит к прекращению конфликтов
Комментарий Алексея Макаркина:
Представление о том, что войн больше не будет, относится к началу 1990-х годов, когда рухнула социалистическая система, советский лагерь. Тогда казалось, что есть лишь несколько стран, с которыми, может, надо разобраться, - стран, которые не вписываются в общий строй. А все остальные в той или иной степени (разной, конечно, никто не говорил, что прямо завтра у всех будет демократия) двинутся пусть разными темпами, но примерно в одну сторону. Двинутся, потому что «свобода лучше несвободы», как говорил, в частности, Дмитрий Анатольевич Медведев.
Правда, уже тогда многие к теории о том, что демократия все побеждает, относились весьма сдержанно, но в целом что-то такое ожидалось. Здесь действовали определенные рациональные аргументы. Они сводились к тому, что людям стабильнее живется при понятных и демократичных правилах игры. И что страны демократии обладают большей «мягкой силой», например. Все это обсуждалось активно. Но дальше выяснилось несколько обстоятельств.
Есть такая формулировка: «Демократии с демократиями не воюют». Тут тоже есть свои исключения: есть, например, конфликты между странами, в которых президентов и парламенты регулярно выбирают (допустим, Перу и Эквадор). Но это какие-то старые территориальные конфликты, там не идут полноценные войны, а просто происходят какие-то перестрелки; они порой затухают на несколько десятилетий, потом возобновляются; да и к тому же это - Латинская Америка, особое дело. Словом, можно для себя найти объяснение того, почему иногда демократии стреляют друг в друга. Мол, это какие-то локальные события, не перерождающиеся в большие войны. То есть думали, что если на Земле будут одни демократии, то, может, и будут порой случаться какие-то отдельные недоразумения, связанные со старыми конфликтами, но не более того.
Что же получилось? Получилось, что, во-первых, экономический эффект от демократии не универсален. Где-то он велик, где-то - нет, причем во многих случаях эффект велик там, где есть какие-то другие факторы, кроме собственно регулярных всеобщих конкурентных выборов. Например, я думаю, что большую роль для стран Восточной Европы (которая очень хотела стать Центральной Европой) в 1990-е годы сыграл фактор Европейского союза. Там тоже было много разных соблазнов, и традиции там очень разные (далеко не всегда демократические, скорее - наоборот). Но желание быть в Европе, «вернуться в Европу», как они говорили, оказалось для элит этих стран сильнее, чем какие-либо другие амбиции. Оно было практически консенсусным. А если тебе хочется идти в Европу, ты должен хотя бы на время отложить какие-то территориальные споры. Если у тебя есть территориальные споры, тебя в Европу не возьмут.
Так что я бы не сказал, что проблемы полностью сняты - они время от времени проявляются. Но все это пришлось отложить, и сейчас в рамках Евросоюза нельзя поднять территориальный вопрос. Допустим, вопрос о Венгрии и Румынии, Германии и Чехии, Германии и Польше, Польше и Чехии. Эти конфликты пришлось если не забыть, то отложить на неопределенную перспективу - может, она настанет, а может, и нет. Равно как пришлось воздержаться от авторитарных действий. Тут тоже кое-что имело место: в Румынии, например, достаточно брутально шахтеры разбирались с оппозицией по просьбе новой власти в начале 1990-х. Но потом стало ясно, что если ты призываешь шахтеров на помощь, то ты в Европу попасть не можешь. Пришлось как-то меняться.
Однако получилось, что, с одной стороны, есть фактор так называемых «стран-изгоев». В свое время Джордж Буш-младший сказал, что есть Ирак, Иран и Северная Корея. Мол, если с этими тремя странами разберемся, то и будет ладно, все станет хорошо. Но в итоге «разобрались» только с Ираком. С военной точки зрения это было очень успешно: армия Саддама Хусейна была разгромлена в считанные недели. А дальше произошел не предсказывавшийся взрыв.
Ирак - страна с полным отсутствием опыта классической демократии и с разными конфессиями. И действия в ней привели к тому, что поменялась пирамида власти. Если раньше (что при королях, что при диктаторах) у власти стояли сунниты, община которых составляла 20% населения, то когда в Ирак пришли американцы и ввели демократию, «наверху» оказались шииты (которых в стране, условно говоря, 60%). Куда деваться суннитской элите, которая там привыкла править? Немалая часть офицеров распущенной армии пошла в ИГИЛ (группировка запрещена в РФ). Если бы не это, то ИГИЛ бы, наверно, было маленькой организацией, одной из многочисленных террористических группировок. А так они получили офицерский корпус. Потому что с суннитами стали вести себя фактически как с РСДРП в Германии в 1945 году.
Например, армия, где большинство офицерских должностей занимали сунниты, была распущена. Американцы как рассуждали? Мол, в 1945 году распустили нацистскую армию - и сейчас распускаем саддамовскую армию. Но то, что тут есть некоторые, мягко говоря, различия, от их понимания ушло. Все-таки в Германии не было суннитов и шиитов. А тут были, и достаточно большая община (Ирак-то - многомиллионная страна), не какой-то там узкий элитный слой, а большая община оказалась оскорблена, обижена и морально, и материально. И тогда офицеры-сунниты пошли в ИГИЛ.
Потому, конечно, американцы опомнились, начали договариваться с суннитами, пытаться привлечь их на свою сторону, выстраивать какие-то механизмы. Что-то из этого удалось, что-то - нет. Плюс когда американцы ушли, тогдашний шиитский премьер решил, что надо провести ревизию, что хватит договариваться с этими суннитами, они враги. К чему это привело, известно. Мосул был несколько лет под контролем ИГИЛа (его с такими трудностями выбивали из города!), ИГИЛ к Багдаду подходил. С этим при огромной американской поддержке смогли справиться, но проблема не ушла, сунниты до сих пор чувствуют себя ущемленными.
То есть выяснилось, что кое-где живут по другим правилам. Тем, где ценность идентичности, национальной, религиозной, важнее ценности свободы. Или, например, в условиях нелиберальной демократии возникает соблазн подавить какую-нибудь группу, которая раньше была у власти. Тогда меньшинство берет в руки автомат или что-то другое, посущественнее. Тоже проблема. Раньше такими проблемами славилась Африка, но она далеко и что там происходит, по сути, мало кому интересно. Мол, пусть сами разбираются. Вот сейчас подобная ситуация возникла на Ближнем Востоке.
Или вот, допустим, «арабская весна». Там, где речь шла о том, что надо выгнать коррумпированного правителя, все прошло более или менее спокойно - как, например, в Тунисе. А вот там, где кроме коррумпированного правителя была еще и идеология, где был правящий слой, основанный на ней, там случилась война, как в Ливии. И там Каддафи не захотел уходить. Потому что не только он был реально очень богатым человеком (который очень серьезно отличался от того молодого капитана, что свергал короля), но и была идеология. Соответственно, началась гражданская война, которая по сути страну разнесла за полгода.
И отсутствие каких-либо демократических традиций тоже сказалось. Все-таки в Тунисе что-то было: какой-то парламент, что-то такое. В Ливии же - вообще ничего. Так что началась война: с одной стороны светские власти, с другой - умеренные исламисты, с третьей - радикалы. Плюс фактор составного государства: Ливию ведь в свое время составили из трех частей. В результате в стране сейчас два центра влияния: Триполи и Бенгази. В Триполи - одно правительство, в Бенгази - другая власть.
Дальше - Сирия. Там ситуация еще похлеще, чем в Ираке, потому что там была привилегированной роль алавитов, да и страна тоже сконструированная. У алавитов до 1936 года была своя территория, свое квазигосударство. И если там вводить демократию большинства, то будет обратная ситуация по сравнению с Ираком. В Ираке у шиитов большинство, а в Сирии - у суннитов. И что тогда будет с алавитской общиной, можно себе представить. Потому что если шииты суннитов все же считают за мусульман, пусть неправильных, но мусульман, то сунниты алавитов за мусульман вообще не считают. Они считают, что это - опасные еретики с очень закрытым учением.
Поэтому как Асаду уходить? Он не только авторитарный президент, но еще и глава алавитской общины. Свою семью он может поместить в самолет, как это некогда сделал свергнутый тунисский президент, но алависткую общину он вместе с собой забрать не сможет! Соответственно, война.
И само шиитско-суннитское противостояние означает конфликт между Саудовской Аравией и Ираном. прямой войны между ними нет, но есть опосредованный конфликт. Та же Сирия, тот же Йемен - тоже люди воюют. Плюс в самом шиитском сообществе непростые отношения - оно не является сплоченным, единым. Это все тоже стимулирует противоречия и осложняет балансирование на грани, как это сейчас иногда с Катаром происходит.
Политический кризис в Абхазии подошел к концу. Однако, по мнению политолога Алексея Макаркина, новым властям снова придется столкнуться с трудностями
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин выразил свое мнение по поводу этой ситуации, сообщает РИА Новости. →
Кризис в Абхазии, разгоревшийся в конце прошлой недели, похоже, разрешился. Президент Аслан Бжания уходит в отставку. Протестующие покинули занятые ранее госучреждения. О том, что произойдет в закавказской республике в ближайшем будущем, – в материале РИА Новости.
Комментарий Алексея Макаркина:
До окончания мандата Бжании и так оставались считаные месяцы, отметил в беседе с РИА Новости вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Так что досрочные выборы – не такая уж острая проблема. →
Президент Республики Абхазия Аслан Бжания по итогам переговоров власти и оппозиции подал в отставку.
Комментарий Алексея Макаркина:
Нынешние протесты в Абхазии – это отголоски событий тридцатилетней давности времен грузино-абхазской войны 1991-92 годов. Такое мнение в беседе с «Сапой» высказал вице-президент Центра политических технологий, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Алексей Макаркин. →
«Мы, конечно, выступаем за скорейшую нормализацию обстановки в республике Абхазия и хотели бы, чтобы ситуация оставалась в абсолютно конституционном русле», – сказал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков.
Комментарий Алексея Макаркина:
Перспективы нормализации обстановки в соседнем государстве обозначил заместитель директора «Центра политических технологий», профессор ВШЭ Алексей Макаркин: →
Крупнейшую неинфекционную пандемию намерены предотвратить в России. Распространение опасного заболевания, которое долгое время себя никак не проявляет, взяли под контроль высшие властные структуры. Спасать здоровье людей решили «лучшими практиками СССР», однако есть одно важное отличие.
Комментарий Алексея Макаркина:
Своевременное обнаружение патологии позволит предотвратить ее развитие, а значит, человек останется работоспособным, снизится вероятность его инвалидизации. В длительной перспективе это станет ответом правительства на демографические вызовы, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. →
Нынешние протесты в Абхазии – это отголоски событий тридцатилетней давности времен грузино-абхазской войны 1991-92 годов. Такое мнение в беседе с «Сапой» высказал вице-президент Центра политических технологий, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Алексей Макаркин.
Комментарий Алексея Макаркина:
Как объяснил «Сапе» политолог, со времен абхазской войны с Грузией в 1992-93 гг в республике принят закон, запрещающий иностранцам владеть в Абхазии собственностью. →
Второе чтение проекта бюджета РФ на 2025-й и последующие два года намечено в Госдуме на 14 ноября. Среди прочего в нем предусмотрено увеличение средств для поддержки НКО, в том числе и партийных. Например, гранты выданы ЛДПР – на университет мировых цивилизаций имени Владимира Жириновского и «Справедливой России – За правду» (СРЗП) – на региональные центры защиты прав граждан. Похоже, партиям Леонида Слуцкого и Сергея Миронова путь в Госдуму-2026 открыт. Однако и факт отсутствия в бюджете проектов КПРФ и «Новых людей» пока не следует трактовать однозначно.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Если проекты ЛДПР и СРЗП полностью лояльны власти, их нельзя даже заподозрить в оппозиционности, то проекты КПРФ имеют легкий намек на протест. Образовательные, например, обязательно напоминают об СССР и о том, как там все было хорошо по сравнению с днем сегодняшним». Он согласен, что партийные проекты в бюджете обеспечат раскрутку и накачку ЛДПР и СРЗП как раз к федеральным выборам. КПРФ такой дополнительной информационной и финансовой раскрутки не получает, как и «Новые люди», а это может иметь электоральное значение. →
Александр Лукашенко подписал письмо в адрес Владимира Путина о готовности подключиться к БРИКС в качестве партнера. О желании присоединиться к объединению ранее заявляли Таиланд, Алжир, Сирия, Малайзия, Азербайджан и Турция и еще несколько десятков стран.
Комментарий Алексея Макаркина:
Как отметил в беседе с «Сапой» вице-президент Центра политических технологий, политолог Алексей Макаркин, БРИКС – это объединение государств, которые желают взаимодействовать друг с другом. Его нельзя назвать экономическим блоком с жесткими обязательствами участников. →
Первая неделя ноября ознаменовалась неожиданными перестановками в губернаторском корпусе. Не обошлось и без любопытных назначений: пост главы Тамбовской области занял ветеран спецоперации и выпускник программы «Время героев» Евгений Первышов. Кажется, президент РФ Владимир Путин, провозглашавший намерение «передать и доверить» страну участникам СВО, переходит от слов к делу, и фантазии неофициального идеолога российского государства Александра Дугина, который призывает к «тотальной милитаризации» политических элит, стали воплощаться в реальность.
Комментарий Алексея Макаркина:
На это указал и первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, сделав акцент на том, как было сделано прощальное обращение к жителям Тамбовской области. «Необычен формат обращения к людям в праздничный день, но без поздравлений с праздником. Обычно губернатор выступает с символическими атрибутами, символами государства или региона, а здесь обращение было записано на фоне серой стены, и сам Егоров без галстука», – отметил Макаркин. По его мнению, это может говорить о том, что речь записывалась в короткие сроки. →
В некотором смысле историческое событие произошло 1 ноября. Президент РФ Владимир Путин встретился с главой Хакасии Валентином Коноваловым. Это первая личная беседа главы государства с руководителем республики за шесть лет.
Комментарий Ростислава Туровского:
Важен сам факт этой встречи, поскольку показал, что слухи об отставке Коновалова были преждевременными после очередного обострения отношений с парламентом региона и «Единой Россией». Но, судя по строгой тональности разговора, Кремль не намерен демонстрировать удовлетворенность работой главы. Он получил ряд замечаний, а сигналов о полной поддержке не было. →