02/02/2017
Россия устанавливает пограничную зону на границе с Белоруссией. Соответствующие приказы главы ФСБ Александра Бортникова появились в конце января на портале правовой информации. Речь идет о границах в Смоленской, Брянской и Псковской областях. До этого момента пограничной зоны не существовало: граница между Россией и Белоруссией никакими договорами не определена и даже на местности не обозначена, указано на сайте Росграницы.
Комментарий Алексея Макаркина:
Установления пограничной зоны с Белоруссией, тем не менее, можно было ожидать, этот шаг не был внезапным. Это стало прямым следствием шага, предпринятого Минском в конце 2016 года.
Что-то подобное ожидалось, потому что белорусская сторона в конце прошлого года разрешила безвизовый въезд гражданам 80 стран. В этом списке - и Соединенные Штаты Америки, и страны Европейского союза. После этого установление границы стало неизбежным. Ведь хотя белорусы предлагают краткосрочное пребывание, но за этот короткий срок вполне можно и въехать в Россию, и выехать обратно. Так что введение пограничной зоны стало следствием указа, который принял Лукашенко.
Раз Россия не может контролировать, кто прибывает в Белоруссию и потом приезжает на территорию России, то единственная возможность что-то сделать с этим - это установить границу с Белоруссией и проверять там документы. Соответственно, граждане Белоруссии будут проезжать в Россию, как и ранее, без предъявления виз, а остальных будут останавливать и смотреть, есть ли у них российская виза. Белорусское краткосрочное разрешение на въезд здесь не будет учитываться.
Вообще сейчас отношения между Россией и Белоруссией осложнились. Есть достаточно серьезные разногласия по поводу энергоносителей, существуют разногласия и по другим вопросам. Был, например, момент, связанный с арестом в Белоруссии нескольких журналистов. Конечно, арестом журналистов в Белоруссии никого особо не удивишь, но это были журналисты пророссийские, которые писали, что Белоруссия должна быть вместе с Россией; что Лукашенко идет на Запад, а это неправильно, у нас есть славянское братство, дружба, и так далее.
То есть если обычно, когда говорят про арест белорусских журналистов, имеется в виду журналисты оппозиционные с другой стороны, проевропейские, которые выступают с критикой Лукашенко за нарушения прав человека. А эти вот журналисты, наоборот, ничего против его таких действий не имели и даже говорили, что Лукашенко слишком уж смягчил свое отношение к оппозиции, и что надо бы было по отношению к сторонникам Запада более резко поступать, а самим сближаться с Россией. Вот эти журналисты были арестованы.
И, конечно, есть вечная тема прокачки нефти по белорусской территории - Белоруссия сейчас здесь также жмет. Так что это не изолированный момент, а происходящее вписывается в общий контекст осложнения отношений. Другое дело - насколько далеко все зайдет.
Если брать вопрос по поводу границы, то это, конечно, создаст дополнительные неудобства гражданам, потому что проверка документов на границе займет время. Раньше ведь эта граница была символической, проезжаешь и не видишь ее, а теперь на границе могут возникнуть и очереди.
На самом деле и в России, в Белоруссии много говорили, что Евразийский союз, и Союзное государство России и Белоруссии (а Союзное государство предусматривает еще более высокую степень интеграции друг с другом, чем с другими членами Евразийского союза) - аналог Европейского союза. Говорили, что мы сближаемся по модели, очень сходной с моделью сближения государств Европейского союза. Но, как мы видим, в данном случае проблема границ оказалась наглядным подтверждением того, что модель у нас все-таки другая и что страны могут принимать односторонние решения. Правда, Белоруссия проинформировала Россию о своем решении заранее, но не более того. Конечно, в рамках Европейского союза такое невозможно.
Там страна может на время установить погранконтроль по каким-то экстраординарным случаям (например, если проходит какой-то чемпионат или что-то еще), но выстраивание внутренних границ там невозможно. Либо ты сохраняешь полную прозрачность границ, либо уходишь – как это сейчас происходит с Великобританией. Какую-то частичную границу установить нельзя. То есть, это совсем другой подход, другая концепция и другой характер отношений. Это первое.
Второе. Думаю, несмотря на это, Белоруссия от России не уйдет. Потому что, с одной стороны, есть достаточно серьезные экономические, исторические связи – все это понятно, и зависимость Белоруссии от России в экономике есть. Стабильность белорусской экономики в значительной степени основана на российских энергоносителях, на более дешевой цене на них. Ну и, кроме того, куда уходить? На Западе Лукашенко по-прежнему считается авторитарным правителем - отношение к нему мало изменилось. Запад может проводить по отношению к Белоруссии более гибкую политику, отменять какие-то санкции, а Лукашенко может допустить в белорусский парламент двух оппозиционеров (это тоже был интересный сигнал с его стороны). Но все равно принципиальное отношение к Лукашенко не изменится.
Ну, и вообще Запад после Украины стал на восточном направлении осторожнее. На Западе не ожидали, что будет такая реакция России по украинскому вопросу, что Россия воспримет это как агрессию. Так что переориентация Белоруссии на Запад, думаю, при Александре Лукашенко и теперешнем раскладе отношений с Россией невозможна. Думаю, все равно придется договариваться, но уже в других условиях – когда будут не просто разногласия, которые врываются в публичное пространство, но будет и материальное свидетельство этих разногласий в виде границы. И даже если Белоруссия как-то видоизменит свое решение по поводу безвизового режима, то все равно, на мой взгляд, какой-то контроль останется.
Российские правоохранители давно отмечали, что граждане, которые не хотели встречаться с российскими правоохранительными органами в аэропортах, уезжали через Белоруссию. Этот маршрут известен. Другое дело, что устанавливать границу по отдельным случаям было невозможно. Но сейчас, когда был введен этот указ о безвизовом съезде, и в России представили себе, как в Минск прилетает какой-нибудь нежелательный американец, садится в машину, доезжает до Москвы, а потом уезжает обратно, укладываясь в те сроки, которые предусматриваются белорусским законодательством, это стало уже основанием для установки границ.
Но само желание установить какой-то контроль имелось и раньше. Поэтому если Белоруссия что-то и видоизменит у себя, вряд ли это заставит Россию снова снять границу. Все равно будут проверять – хотя бы чтобы не отпустить своих, которых не хотелось отпускать.
Граница ведь известна – это граница между РСФСР и Белорусской Советской Социалистической Республикой, она-то была определена. И теперь территориально граница – это линия между двумя бывшими социалистическими республиками. В 1990-е годы она существовала – пока не было Союзного государства. Можно ли считать, что ее появление означает, что на идее Союзного государства поставлен крест? Нет. Союзное государство – это ведь некая система соглашений, которые будут продолжать действовать.
А если говорить о том, на чем поставлен крест, то тут нужно взять другой аспект. Уже давно стало ясно, что Союзное государство не будет развиваться в том направлении, в котором это было бы желательно для России. Но это стало известно уже давно, в первой половине 2000-х годов. Стало очевидно, что не будет ни единого парламента, избираемого всенародно (будет некий квазипредставительный орган, но парламента не будет), ни единого президента, ни единой валюты. Это все было ясно еще 15 лет назад. Так что Союзное государство формально сохраняется, но, конечно, это никакое не государство.
Само понятие «Союзное государство» появилось, когда Лукашенко подумывал, что, может быть, он станет следующим президентом такой объединенной страны. Тема эта была в публичном пространстве конца 1990-х годов: после поражения Геннадия Зюганова в 1996 году сторонники восстановления прежнего стали посматривать в сторону Лукашенко. Ну, а после выборов 2000 года это потеряло всякую актуальность.
Как государство образование «Союзное государство» существует инерционно. Но это - и некая система договоренностей, и не думаю, что она будет отменяться. Другое дело, что если раньше был такой признак некоей общности (даже не государства, именно общности), как отсутствие границы, и это всячески подчеркивалось, то сейчас этого признака нет. Будет просто безвизовый въезд, как для граждан ЕврАзЭс.
МИД Украины заявил, что Киев готов договариваться с Москвой. 47news спросил политологов, когда ждать парламентеров и где тот круглый стол.
Комментарий Алексея Макаркина:- Как быстро и в каком направлении будут развиваться события, невозможно прогнозировать. Под одними и теми же словами может подразумеваться совершенно разное, - поделился мнением политолог, заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин . →
При отборе кандидатов будут искать баланс между новыми людьми и людьми с опытом После единого дня голосования 8 сентября «Единая Россия» приступит к подготовке к выборам в Государственную думу 2026 г., в том числе к обсуждению будущего списка кандидатов в депутаты. Об этом журналистам рассказал врио секретаря генсовета «Единой России» Владимир Якушев.
Комментарий Ростислава Туровского:Якушев, вероятно, проведет в партии аудит, который коснется многих вопросов – работы партии и ее региональных отделений на выборах, общественной и волонтерской деятельности, привлечения финансирования, работы фракции и ее взаимодействия с партийным руководством и т. д., предполагает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. К выборам же 2026 г. важно будет избежать внутренних конфликтов и продемонстрировать консолидацию в партии, считает он: «Оппозиция вряд ли к думским выборам укрепится, поэтому единороссам бороться придется скорее за создание благоприятного имиджа и грамотный подбор кандидатов». →
«Зеленая» повестка и антиуглеродная риторика только усилится с выдвижением Камалы Харрис в кандидаты в президенты от демократов вместо Джо Байдена. Другой вопрос, хватит ли ей опыта, гибкости, харизмы и времени победить Д.Трампа.
Комментарий Алексея Макаркина:«Камала Харрис, скорее всего, продолжит эту политику не только потому, что сама является сторонницей ускоренного энергоперехода в целях экологии, но и поскольку это отвечает интересам и позиции ее избирателей», – добавил первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. →
21 июля действующий президент США Джо Байден объявил о выходе из президентской гонки. Он и другие члены Демократической партии поддержали кандидатуру вице-президента Камалы Харрис. Что нужно знать о новом конкуренте Дональда Трампа – в материале «Сноба».
Комментарий Бориса Макаренко:«Главное достоинство Камалы Харрис в том, что она не Трамп и не Байден. Человек другого поколения – считает кандидат политических наук, президент Центра политических технологий Борис Макаренко. – После неудачных дебатов в конце июня стало ясно, что Байден не сможет одержать победу на выборах, и партийная элита убедила его сняться с гонки. Конкурентов на вновь открывшуюся вакансию у Харрис практически нет. Вряд ли кто-то из демократической партии сможет раскрутиться и провести эффективную кампанию в такие сроки». →
Госдума начинает одобрять законопроекты об ужесточении миграционной политики и обсуждать новые. Но трещина в ее отношениях с главой Следственного комитета (СК) России Александром Бастрыкиным сохраняется. Например, спикер ГД Вячеслав Володин проигнорировал соответствующие инициативы СК, а там, похоже, их решили продвинуть с помощью уголовного дела о нападении мигрантов на депутата КПРФ Михаила Матвеева. В партии «НГ» заявили, что не будут пиариться на инциденте. И этот случай, наоборот, подхвачен националистами, у которых с коммунистами конфликт вокруг фигуры философа Ивана Ильина.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что Матвеев для КПРФ не относится к тем, кого можно считать лидерами и даже главными спикерами партии. Это активный региональный депутат, оказавшийся в Госдуме, но не более того. Но есть еще несколько политических факторов, объясняющих, почему КПРФ не хочет активно поднимать антимигрантскую тему. →
Предвидя, что мартовские выборы не принесут действующему режиму неоспоримой победы, в Кремле заранее начали продумывать возможные варианты коалиционного правительства с участием представителей оппозиции. Кандидатуры называются любопытные.
Комментарий Алексея Макаркина:Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что власти пока не определились насчет того, стоит ли формировать именно коалиционное правительство. По его мнению, это будет понятно только после президентских выборов. →
Зампред Совета безопасности России Дмитрий Медведев в скором времени посетит Госдуму. Об этом сообщили «Ведомостям» три парламентария. Как стало известно от собеседников, бывший президент прибудет в нижнюю палату парламента 29 июля. Один из источников подчеркнул, что такая встреча у членов фракции «Единой России» будет впервые за долгое время.
Комментарий Ростислава Туровского:В первую очередь важна символическая процедура представления временно исполняющего обязанности секретаря генсовета единороссов Владимира Якушевана высоком уровне, предположил вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. По его мнению, назначение Якушева на этот пост было неожиданным. →
Такое мнение доминирует среди старшего поколения Большинство россиян (66%) готовы поддержать запрет на ношение никабов в общественных местах. Опрос был заказан вице-спикером Госдумы Владиславом Даванковым (»Новые люди») компании Russian Field: 28 мая депутат внес в нижнюю палату соответствующий законопроект. Каждый пятый (23%) опрошенный не поддержал бы такой запрет, 10% – затруднились ответить, 1% – отказался. При этом среди тех, кто потенциально поддержал бы запрет на ношение никабов (ответили «точно поддержал бы» и «скорее поддержал бы»), больше мужчин, чем женщин: 72% и 61% соответственно.
Комментарий Алексея Макаркина:Многие в принципе не отличают между собой хиджаб, бурку или никаб – это все для них неразличимая исламская одежда, отмечает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его словам, для россиян старшего поколения может быть более знакомым слово «чадра» с культурной точки зрения из-за фильма «Белое солнце пустыни». «С одной стороны, такие результаты [опроса] могут быть связаны с вопросом безопасности: люди не знают и не понимают, кто одет в никаб. Для них это может быть и мужчина, и женщина, идентифицировать человека сложно», – пояснил Макаркин. Помимо этого у людей могут быть опасения из-за распространения исламской культуры и образа жизни, что непривычно для многих людей и вызывает диссонанс. Макаркин указал, что на этом фоне православные платки воспринимаются иначе. «То, что Россия – это многонациональная страна и традиции могут быть разные, этот аргумент эмоционально отвергается», – заключил эксперт. →
Если осенью этого года федеральный Центр действительно вернется к муниципальной реформе, то есть к закону о встраивании местного самоуправления (МСУ) в единую систему публичной власти, то это реанимирует и тот главный конфликт, из-за которого ситуация была заморожена. Ведь на самом деле законопроект сенатора Андрея Клишаса и депутата Павла Крашенинникова был остановлен в Госдуме после первого чтения не столько из-за начала СВО. А потому, что предполагает ликвидацию МСУ на уровне поселений, против чего были все партии и большинство регионов. Именно им предстоит принять на себя как расходы, так и политические последствия. Очищению земли от людей, к чему в итоге приведет реформа, теперь противостоят и консервативные силы. Вопрос в том, насколько власть дорожит их мнением, которое по другим поводам она обычно широко транслирует.
Комментарий Алексея Макаркина:Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал «НГ»: «Позиция ультрапатриотов по возвращению на землю предсказуема, она свойственна им, как и другим консервативным силам, исторически. Это было и в СССР, когда был популярен писатель Валентин Распутин. Но стремление к деревенской жизни – это все идеология и ностальгия, они не имеют отношения к действиям». То есть в реальности у ультрапатриотов нет ни своих интересов в МСУ, ни своих политиков или кандидатов там, ни планов идти на такие выборы. «Да и с властью они предпочитают не конфликтовать, а достукиваться до нее, считая, что к ним могут прислушаться. Но на самом деле власть в последний раз слушала их при Горбачеве, когда они поднимали экологическую повестку. Поэтому политического противостояния не предвидится», – заявил Макаркин. →
В Петербурге тех участников муниципальных выборов, которые прорываются на этап регистрации, встречают неприятности. В КПРФ и «Яблоке» жалуются на массовый недопуск их представителей. Наиболее распространенная причина – это якобы неправильно проведенные этими партиями конференции по выдвижению кандидатов. Городские власти буквально выметают оппозиционеров с «земли». По мнению экспертов, дело не столько в особенностях питерского климата, сколько в изменениях политической атмосферы во всей стране.
Комментарий Алексея Макаркина:Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал «НГ», что дело, конечно, не в климате Северной столицы, ведь в 80-е и 90-е годы это был тот же самый город, а «в политическом климате, который изменился тотально во всей стране». Пять-семь лет назад было принято считаться с оппозицией, «были приняты разные с ней политические игры, но теперь произошло упрощение политического процесса». Так что сейчас на первый план вместо «конкурентности, открытости и легитимности» вышли «безопасность, предсказуемость и контролируемость». По словам эксперта, «Петербург – это и военно-промышленный город, и вторая столица страны, а тот факт, что с его губернатором президент встречается за последние три месяца три раза, лишь подчеркивает его статус государева человека». →