02/02/2017
Россия устанавливает пограничную зону на границе с Белоруссией. Соответствующие приказы главы ФСБ Александра Бортникова появились в конце января на портале правовой информации. Речь идет о границах в Смоленской, Брянской и Псковской областях. До этого момента пограничной зоны не существовало: граница между Россией и Белоруссией никакими договорами не определена и даже на местности не обозначена, указано на сайте Росграницы.
Комментарий Алексея Макаркина:
Установления пограничной зоны с Белоруссией, тем не менее, можно было ожидать, этот шаг не был внезапным. Это стало прямым следствием шага, предпринятого Минском в конце 2016 года.
Что-то подобное ожидалось, потому что белорусская сторона в конце прошлого года разрешила безвизовый въезд гражданам 80 стран. В этом списке - и Соединенные Штаты Америки, и страны Европейского союза. После этого установление границы стало неизбежным. Ведь хотя белорусы предлагают краткосрочное пребывание, но за этот короткий срок вполне можно и въехать в Россию, и выехать обратно. Так что введение пограничной зоны стало следствием указа, который принял Лукашенко.
Раз Россия не может контролировать, кто прибывает в Белоруссию и потом приезжает на территорию России, то единственная возможность что-то сделать с этим - это установить границу с Белоруссией и проверять там документы. Соответственно, граждане Белоруссии будут проезжать в Россию, как и ранее, без предъявления виз, а остальных будут останавливать и смотреть, есть ли у них российская виза. Белорусское краткосрочное разрешение на въезд здесь не будет учитываться.
Вообще сейчас отношения между Россией и Белоруссией осложнились. Есть достаточно серьезные разногласия по поводу энергоносителей, существуют разногласия и по другим вопросам. Был, например, момент, связанный с арестом в Белоруссии нескольких журналистов. Конечно, арестом журналистов в Белоруссии никого особо не удивишь, но это были журналисты пророссийские, которые писали, что Белоруссия должна быть вместе с Россией; что Лукашенко идет на Запад, а это неправильно, у нас есть славянское братство, дружба, и так далее.
То есть если обычно, когда говорят про арест белорусских журналистов, имеется в виду журналисты оппозиционные с другой стороны, проевропейские, которые выступают с критикой Лукашенко за нарушения прав человека. А эти вот журналисты, наоборот, ничего против его таких действий не имели и даже говорили, что Лукашенко слишком уж смягчил свое отношение к оппозиции, и что надо бы было по отношению к сторонникам Запада более резко поступать, а самим сближаться с Россией. Вот эти журналисты были арестованы.
И, конечно, есть вечная тема прокачки нефти по белорусской территории - Белоруссия сейчас здесь также жмет. Так что это не изолированный момент, а происходящее вписывается в общий контекст осложнения отношений. Другое дело - насколько далеко все зайдет.
Если брать вопрос по поводу границы, то это, конечно, создаст дополнительные неудобства гражданам, потому что проверка документов на границе займет время. Раньше ведь эта граница была символической, проезжаешь и не видишь ее, а теперь на границе могут возникнуть и очереди.
На самом деле и в России, в Белоруссии много говорили, что Евразийский союз, и Союзное государство России и Белоруссии (а Союзное государство предусматривает еще более высокую степень интеграции друг с другом, чем с другими членами Евразийского союза) - аналог Европейского союза. Говорили, что мы сближаемся по модели, очень сходной с моделью сближения государств Европейского союза. Но, как мы видим, в данном случае проблема границ оказалась наглядным подтверждением того, что модель у нас все-таки другая и что страны могут принимать односторонние решения. Правда, Белоруссия проинформировала Россию о своем решении заранее, но не более того. Конечно, в рамках Европейского союза такое невозможно.
Там страна может на время установить погранконтроль по каким-то экстраординарным случаям (например, если проходит какой-то чемпионат или что-то еще), но выстраивание внутренних границ там невозможно. Либо ты сохраняешь полную прозрачность границ, либо уходишь – как это сейчас происходит с Великобританией. Какую-то частичную границу установить нельзя. То есть, это совсем другой подход, другая концепция и другой характер отношений. Это первое.
Второе. Думаю, несмотря на это, Белоруссия от России не уйдет. Потому что, с одной стороны, есть достаточно серьезные экономические, исторические связи – все это понятно, и зависимость Белоруссии от России в экономике есть. Стабильность белорусской экономики в значительной степени основана на российских энергоносителях, на более дешевой цене на них. Ну и, кроме того, куда уходить? На Западе Лукашенко по-прежнему считается авторитарным правителем - отношение к нему мало изменилось. Запад может проводить по отношению к Белоруссии более гибкую политику, отменять какие-то санкции, а Лукашенко может допустить в белорусский парламент двух оппозиционеров (это тоже был интересный сигнал с его стороны). Но все равно принципиальное отношение к Лукашенко не изменится.
Ну, и вообще Запад после Украины стал на восточном направлении осторожнее. На Западе не ожидали, что будет такая реакция России по украинскому вопросу, что Россия воспримет это как агрессию. Так что переориентация Белоруссии на Запад, думаю, при Александре Лукашенко и теперешнем раскладе отношений с Россией невозможна. Думаю, все равно придется договариваться, но уже в других условиях – когда будут не просто разногласия, которые врываются в публичное пространство, но будет и материальное свидетельство этих разногласий в виде границы. И даже если Белоруссия как-то видоизменит свое решение по поводу безвизового режима, то все равно, на мой взгляд, какой-то контроль останется.
Российские правоохранители давно отмечали, что граждане, которые не хотели встречаться с российскими правоохранительными органами в аэропортах, уезжали через Белоруссию. Этот маршрут известен. Другое дело, что устанавливать границу по отдельным случаям было невозможно. Но сейчас, когда был введен этот указ о безвизовом съезде, и в России представили себе, как в Минск прилетает какой-нибудь нежелательный американец, садится в машину, доезжает до Москвы, а потом уезжает обратно, укладываясь в те сроки, которые предусматриваются белорусским законодательством, это стало уже основанием для установки границ.
Но само желание установить какой-то контроль имелось и раньше. Поэтому если Белоруссия что-то и видоизменит у себя, вряд ли это заставит Россию снова снять границу. Все равно будут проверять – хотя бы чтобы не отпустить своих, которых не хотелось отпускать.
Граница ведь известна – это граница между РСФСР и Белорусской Советской Социалистической Республикой, она-то была определена. И теперь территориально граница – это линия между двумя бывшими социалистическими республиками. В 1990-е годы она существовала – пока не было Союзного государства. Можно ли считать, что ее появление означает, что на идее Союзного государства поставлен крест? Нет. Союзное государство – это ведь некая система соглашений, которые будут продолжать действовать.
А если говорить о том, на чем поставлен крест, то тут нужно взять другой аспект. Уже давно стало ясно, что Союзное государство не будет развиваться в том направлении, в котором это было бы желательно для России. Но это стало известно уже давно, в первой половине 2000-х годов. Стало очевидно, что не будет ни единого парламента, избираемого всенародно (будет некий квазипредставительный орган, но парламента не будет), ни единого президента, ни единой валюты. Это все было ясно еще 15 лет назад. Так что Союзное государство формально сохраняется, но, конечно, это никакое не государство.
Само понятие «Союзное государство» появилось, когда Лукашенко подумывал, что, может быть, он станет следующим президентом такой объединенной страны. Тема эта была в публичном пространстве конца 1990-х годов: после поражения Геннадия Зюганова в 1996 году сторонники восстановления прежнего стали посматривать в сторону Лукашенко. Ну, а после выборов 2000 года это потеряло всякую актуальность.
Как государство образование «Союзное государство» существует инерционно. Но это - и некая система договоренностей, и не думаю, что она будет отменяться. Другое дело, что если раньше был такой признак некоей общности (даже не государства, именно общности), как отсутствие границы, и это всячески подчеркивалось, то сейчас этого признака нет. Будет просто безвизовый въезд, как для граждан ЕврАзЭс.
Возмущение студентов они назвали работой ЦИПсО В РГГУ связали нападки на философа Ивана Ильина с деятельностью Запада. Таким образом вуз ответил на запрос «Ведомостей» по поводу недовольства студентов назначением консервативного философа Александра Дугина директором учебно-научного центра РГГУ «Высшая политическая школа (ВПШ) им. Ивана Ильина».
Комментарий Алексея Макаркина:
Протест в РГГУ связан не столько с именем Ильина, сколько с Александром Дугиным, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Он добавил, что творчество Ильина «настолько обширно», что из его работ можно взять цитаты на любой вкус: из 1920-х гг., где он одобрительно отзывается о фашизме, и послевоенные, где он говорит о нем негативно. «Правые считают плюсом, что он не нашел общего языка с немецкими фашистами, а его взгляды близки к немецким консерваторам. Они считают временными его попытки договориться с немецкими и итальянскими фашистами, а сам он не был ни фашистом, ни нацистом. Левые же считают неприемлемым любое сближение с фашистами», – пояснил Макаркин. →
На вакантный депутатский мандат Госдумы может претендовать «Справедливая Россия – За правду» Как стало известно «НГ», один из лидеров «Справедливой России – За правду» (СРЗП), депутат Госдумы Геннадий Семигин был награжден орденом «За заслуги перед Хакасией» лично главой республики коммунистом Валентином Коноваловым. В этом году на осенних выборах будет разыгрываться мандат депутата Госдумы от региона. Теоретически Семигин мог бы стать электоральным «паровозом» для одного из эсэров, с тем чтобы в 2026 году избираться в Госдуму уже по одномандатному округу. Эксперты отмечают, что такой вариант вполне возможен.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ»: «В целом по стране в СРЗП наиболее известен Сергей Миронов, а также Захар Прилепин. Семигин же известен в Хакасии, но волна его популярности прошла давно. Он избирался по одномандатному округу в Хакасии в 2003 году, когда его поддержали почти 50% избирателей. Сейчас во многом другие времена, Семигин избирался по списку и возможности серьезно влиять на электоральные процессы Хакасии у Семигина нет. Да и самой партии более интересны Верховный совет и горсовет Абакана, нежели довыборы в Госдуму. Поэтому электоральным «паровозом» для другого эсэра он вряд ли станет. Хотя нельзя исключать предварительную работу СРЗП в регионе перед основными думскими выборами, которые не так далеко. Зато для Валентина Коновалова, в свою очередь, это неплохой резерв поддержки, и коммунистический глава стремится максимизировать свои ресурсы. Потому что на довыборах теоретически если СРЗП не выставит своего кандидата, то может поддержать коммуниста, а для главы от КПРФ любой политический ресурс и союзники полезны». →
Экзотическая политструктура в бюллетене станет аналогом графы «Против всех» Как стало известно «НГ», 22 апреля соберется оргкомитет возрождаемой Партии любителей пива (ПЛП) под председательством политолога и политтехнолога Константина Калачева, после этого документы на регистрацию партии подадут в Минюст РФ. Организаторы проекта рассчитывают, что новая структура заработает к выборам 2025 года. По опросу социологического центра Russian Field, 36% граждан считают, что в России нужна новая партия, еще 9% заявили, что допускают для себя возможность проголосовать за ПЛП. По мнению экспертов, вероятность регистрации партии небольшая, а электорат у нее будет составной: избиратели колеблющиеся, протестные и ностальгические.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что шансы на регистрацию ПЛП небольшие, а электоральный рейтинг и реальное количество людей, готовых проголосовать за партию, – не одно и то же. Макаркин напомнил, как в начале 2000-х годов социологи подсчитывали, что за различные новые партии готовы проголосовать по 15-16%, но на выборах политструктуры получали в разы меньше. →
Доклад Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР) подтвердил факт бегства ядерного электората КПРФ по итогам выборов президента. При этом результат ее кандидата – это не столько следствие СВО, сколько продолжение долгого тренда. Число сторонников КПРФ сократилось почти во всех категориях населения. Возможно, и потому, что она преимущественно мужская партия. Этот избиратель оказался ненадежным, а женщинам левый уклон просто не нравится. Но ответить за кризис, очевидно, должно прежде всего руководство политструктуры.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что по итогам президентских выборов ядерный электорат КПРФ практически снизился до проходного барьера на думских выборах. Потому что главный признак – это готовность проголосовать за партию при любой ситуации и в любых условиях. Так что электоральные изменения выглядят опасными для КПРФ. Эксперт напомнил, что прежняя сборка ее сторонников лишилась двух главных частей: лояльных к власти избирателей и протестного электората. Причем если последний уже и не вернуть, он либо уходит «во внутренюю эмиграцию», либо перетекает к другим силам, вроде «Новых людей», то лоялистскую часть попробовать вернуть еще можно. «Но проблема с патриотическим электоратом в том, что сейчас власть действует в русле его требований», – напомнил он. →
Выборы пройдут с большей явкой, чем в 2019 году, а недостатка в претендентах не будет, считают эксперты.
Комментарий Алексея Макаркина:
Он получил 53,12% голосов, тогда как его соперник, либерал Иван Корчок - 46,88%. В первом туре вперед неожиданно вырвался Корчок, но ему практически не удалось улучшить (в процентах) свой результат, тогда как Пеллегрини смог заручиться поддержкой сторонников консерватора Штефана Харабина, занявшего третье место. Пеллегрини и поддерживавший его Фицо успешно акцентировали внимание на двух дихотомиях. →
Выборы пройдут с большей явкой, чем в 2019 году, а недостатка в претендентах не будет, считают эксперты.
Комментарий Алексея Макаркина:
На этот раз партиям удастся закрыть каждый округ, небольшое поле для политических маневров не отталкивает потенциальных кандидатов в депутаты, считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Желающими пойти на выборы могут быть люди из партийного аппарата, которые хотят обратить на себя внимание руководства, а также муниципальные депутаты, рассуждает он. →
3 апреля пятый раз Михаил Мишустин отчитывался о деятельности Правительства в Государственной думе. В пятом отчете – и в дискуссии, развернувшейся после доклада премьера - многое прозвучало не в первый раз – и о том, насколько эффективно это правительство управляло противодействием пандемии Ковида, и как успешно правительство справилось с адаптацией экономики и, шире, всей жизни страны к беспрецедентному санкционному давлению. Резюмировал эти повторы – в последнем на этом заседании выступлении - многоопытный депутат Андрей Макаров: «отчет Правительства позволил увидеть, как много сделано».
Комментарий Бориса Макаренко:
Было ли в отчете что-то принципиально новое – кроме, разумеется, актуальных цифр и фактов функционирования экономики страны и работы исполнительной власти: высокие – 3,6% темпы роста ВВП, еще более впечатляющие – в обрабатывающей промышленности, выход на объем внешней торговли не ниже, чем четыре года назад (естественно, при изменившейся географии товарных потоков), многочисленные и работающие механизмы социальной поддержки граждан, семей с детьми и многое другое? Осмелюсь выделить в качестве нового то, что ключевым в работе Правительства становится повышение качества государственного управления. Дело не только в том, что премьер в начале своего выступления обозначил это в качестве одной из двух главных задач в работе кабинета – наряду с выполнением программы социально-экономического развития. Проблема гораздо шире. →
Весной 2023 года в своем предыдущем отчете перед депутатами, председатель правительства РФ Михаил Мишустин охарактеризовал шесть задач, сформулированных президентом России Владимиром Путиным для кабмина в послании Федеральному собранию в конце 2022-го. Нынешний отчет премьер-министра был основан на том, что сделано по каждому из этих направлений. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин констатирует: таким образом между этими документами существует прямая связь. По мнению политолога, сделано уже много.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первая задача - благосостояние граждан. →
«Левый фронт» (ЛФ) все-таки опубликовал полное решение исполкома от 31 марта. Там, с одной стороны, говорится о неизбежности идеологической чистки, а с другой – делается явная попытка не дать ее провести руками старших товарищей из КПРФ. Документ подтверждает ведущую роль в движении депутата Госдумы Анастасии Удальцовой. Она и состоит в рядах думской фракции коммунистов, но, похоже, намерена сохранить контроль над ЛФ за собой на политическую перспективу. Эксперты согласны, что как для нее, так и для КПРФ движение представляет собой активистский, кадровый и уличный ресурс. ЛФ укрепляет шансы Удальцовой на переизбрание в Госдуму-2026, а партии он позволяет расширить долю протестного электората. Но прежде ЛФ предстоит очистить от несистемных элементов.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ»: «Удальцова встроена в работу КПРФ, но ЛФ – это и ее личный ресурс влияния на партию, хотя и для КПРФ – это тоже ресурс. ЛФ – это и активисты на митингах, и волонтеры, и кандидаты на выборах, и часть муниципальных и региональных депутатов. Да и демонстрация союзнических организаций, коих, по словам коммунистов, у них полсотни, тоже нужна для укрепления собственных позиций на левом фланге». Однако, по его словам, стоит задача не просто сохранить ЛФ в союзниках, а сделать так, чтобы он не противоречил партии, не устраивал несогласованных инициатив, вроде тех же праймериз для отбора левых кандидатов в президенты. Так что для КПРФ действительно важен ленинский подход, когда союзники действуют под руководством партии, а не самостоятельно. «В ЛФ привыкли за годы существования сами принимать решения, вести свою линию, так что теперь с неохотой принимают необходимость все согласовывать с КПРФ. Но реалии таковы, что если незарегистрированная организация не прикроется системной партией, то могут быстро возникнуть проблемы с государством. Для КПРФ и до СВО ЛФ был безусловно своим ресурсом, но после начала спецоперации стал еще и риском. А Удальцова хочет сохранить этот актив, чтобы действительно усилить свои позиции в глазах руководства партии», – подчеркнул Макаркин. →
Комментарий Бориса Макаренко:
Такое большинство образовалось, потому что Путин контролирует практически все значимые общественные повестки, полагает председатель правления «Центр политических технологий» Борис Макаренко. «Социально-экономическая в самых максимальных трактовках, это и патриотическая повестка, прогрессистская повестка», - добавил он. →