02/02/2017
Россия устанавливает пограничную зону на границе с Белоруссией. Соответствующие приказы главы ФСБ Александра Бортникова появились в конце января на портале правовой информации. Речь идет о границах в Смоленской, Брянской и Псковской областях. До этого момента пограничной зоны не существовало: граница между Россией и Белоруссией никакими договорами не определена и даже на местности не обозначена, указано на сайте Росграницы.
Комментарий Алексея Макаркина:
Установления пограничной зоны с Белоруссией, тем не менее, можно было ожидать, этот шаг не был внезапным. Это стало прямым следствием шага, предпринятого Минском в конце 2016 года.
Что-то подобное ожидалось, потому что белорусская сторона в конце прошлого года разрешила безвизовый въезд гражданам 80 стран. В этом списке - и Соединенные Штаты Америки, и страны Европейского союза. После этого установление границы стало неизбежным. Ведь хотя белорусы предлагают краткосрочное пребывание, но за этот короткий срок вполне можно и въехать в Россию, и выехать обратно. Так что введение пограничной зоны стало следствием указа, который принял Лукашенко.
Раз Россия не может контролировать, кто прибывает в Белоруссию и потом приезжает на территорию России, то единственная возможность что-то сделать с этим - это установить границу с Белоруссией и проверять там документы. Соответственно, граждане Белоруссии будут проезжать в Россию, как и ранее, без предъявления виз, а остальных будут останавливать и смотреть, есть ли у них российская виза. Белорусское краткосрочное разрешение на въезд здесь не будет учитываться.
Вообще сейчас отношения между Россией и Белоруссией осложнились. Есть достаточно серьезные разногласия по поводу энергоносителей, существуют разногласия и по другим вопросам. Был, например, момент, связанный с арестом в Белоруссии нескольких журналистов. Конечно, арестом журналистов в Белоруссии никого особо не удивишь, но это были журналисты пророссийские, которые писали, что Белоруссия должна быть вместе с Россией; что Лукашенко идет на Запад, а это неправильно, у нас есть славянское братство, дружба, и так далее.
То есть если обычно, когда говорят про арест белорусских журналистов, имеется в виду журналисты оппозиционные с другой стороны, проевропейские, которые выступают с критикой Лукашенко за нарушения прав человека. А эти вот журналисты, наоборот, ничего против его таких действий не имели и даже говорили, что Лукашенко слишком уж смягчил свое отношение к оппозиции, и что надо бы было по отношению к сторонникам Запада более резко поступать, а самим сближаться с Россией. Вот эти журналисты были арестованы.
И, конечно, есть вечная тема прокачки нефти по белорусской территории - Белоруссия сейчас здесь также жмет. Так что это не изолированный момент, а происходящее вписывается в общий контекст осложнения отношений. Другое дело - насколько далеко все зайдет.
Если брать вопрос по поводу границы, то это, конечно, создаст дополнительные неудобства гражданам, потому что проверка документов на границе займет время. Раньше ведь эта граница была символической, проезжаешь и не видишь ее, а теперь на границе могут возникнуть и очереди.
На самом деле и в России, в Белоруссии много говорили, что Евразийский союз, и Союзное государство России и Белоруссии (а Союзное государство предусматривает еще более высокую степень интеграции друг с другом, чем с другими членами Евразийского союза) - аналог Европейского союза. Говорили, что мы сближаемся по модели, очень сходной с моделью сближения государств Европейского союза. Но, как мы видим, в данном случае проблема границ оказалась наглядным подтверждением того, что модель у нас все-таки другая и что страны могут принимать односторонние решения. Правда, Белоруссия проинформировала Россию о своем решении заранее, но не более того. Конечно, в рамках Европейского союза такое невозможно.
Там страна может на время установить погранконтроль по каким-то экстраординарным случаям (например, если проходит какой-то чемпионат или что-то еще), но выстраивание внутренних границ там невозможно. Либо ты сохраняешь полную прозрачность границ, либо уходишь – как это сейчас происходит с Великобританией. Какую-то частичную границу установить нельзя. То есть, это совсем другой подход, другая концепция и другой характер отношений. Это первое.
Второе. Думаю, несмотря на это, Белоруссия от России не уйдет. Потому что, с одной стороны, есть достаточно серьезные экономические, исторические связи – все это понятно, и зависимость Белоруссии от России в экономике есть. Стабильность белорусской экономики в значительной степени основана на российских энергоносителях, на более дешевой цене на них. Ну и, кроме того, куда уходить? На Западе Лукашенко по-прежнему считается авторитарным правителем - отношение к нему мало изменилось. Запад может проводить по отношению к Белоруссии более гибкую политику, отменять какие-то санкции, а Лукашенко может допустить в белорусский парламент двух оппозиционеров (это тоже был интересный сигнал с его стороны). Но все равно принципиальное отношение к Лукашенко не изменится.
Ну, и вообще Запад после Украины стал на восточном направлении осторожнее. На Западе не ожидали, что будет такая реакция России по украинскому вопросу, что Россия воспримет это как агрессию. Так что переориентация Белоруссии на Запад, думаю, при Александре Лукашенко и теперешнем раскладе отношений с Россией невозможна. Думаю, все равно придется договариваться, но уже в других условиях – когда будут не просто разногласия, которые врываются в публичное пространство, но будет и материальное свидетельство этих разногласий в виде границы. И даже если Белоруссия как-то видоизменит свое решение по поводу безвизового режима, то все равно, на мой взгляд, какой-то контроль останется.
Российские правоохранители давно отмечали, что граждане, которые не хотели встречаться с российскими правоохранительными органами в аэропортах, уезжали через Белоруссию. Этот маршрут известен. Другое дело, что устанавливать границу по отдельным случаям было невозможно. Но сейчас, когда был введен этот указ о безвизовом съезде, и в России представили себе, как в Минск прилетает какой-нибудь нежелательный американец, садится в машину, доезжает до Москвы, а потом уезжает обратно, укладываясь в те сроки, которые предусматриваются белорусским законодательством, это стало уже основанием для установки границ.
Но само желание установить какой-то контроль имелось и раньше. Поэтому если Белоруссия что-то и видоизменит у себя, вряд ли это заставит Россию снова снять границу. Все равно будут проверять – хотя бы чтобы не отпустить своих, которых не хотелось отпускать.
Граница ведь известна – это граница между РСФСР и Белорусской Советской Социалистической Республикой, она-то была определена. И теперь территориально граница – это линия между двумя бывшими социалистическими республиками. В 1990-е годы она существовала – пока не было Союзного государства. Можно ли считать, что ее появление означает, что на идее Союзного государства поставлен крест? Нет. Союзное государство – это ведь некая система соглашений, которые будут продолжать действовать.
А если говорить о том, на чем поставлен крест, то тут нужно взять другой аспект. Уже давно стало ясно, что Союзное государство не будет развиваться в том направлении, в котором это было бы желательно для России. Но это стало известно уже давно, в первой половине 2000-х годов. Стало очевидно, что не будет ни единого парламента, избираемого всенародно (будет некий квазипредставительный орган, но парламента не будет), ни единого президента, ни единой валюты. Это все было ясно еще 15 лет назад. Так что Союзное государство формально сохраняется, но, конечно, это никакое не государство.
Само понятие «Союзное государство» появилось, когда Лукашенко подумывал, что, может быть, он станет следующим президентом такой объединенной страны. Тема эта была в публичном пространстве конца 1990-х годов: после поражения Геннадия Зюганова в 1996 году сторонники восстановления прежнего стали посматривать в сторону Лукашенко. Ну, а после выборов 2000 года это потеряло всякую актуальность.
Как государство образование «Союзное государство» существует инерционно. Но это - и некая система договоренностей, и не думаю, что она будет отменяться. Другое дело, что если раньше был такой признак некоей общности (даже не государства, именно общности), как отсутствие границы, и это всячески подчеркивалось, то сейчас этого признака нет. Будет просто безвизовый въезд, как для граждан ЕврАзЭс.
Россия предотвратит диверсии наподобие подрыва «Северных потоков». Премьер-министр Михаил Мишустин показал делегациям из стран СНГ новейшие разработки МГТУ им. Баумана с применением искусственного интеллекта (ИИ). Как объяснили эксперты URA.RU, российские технологии ИИ обезопасят энергетические коммуникации на постсоветском пространстве.
Комментарий Алексея Макаркина:
Россия однажды столкнулась с диверсией на «Северных потоках», поэтому технологии, которые разрабатываются в передовых вузах, можно использовать как для экономических целей, так и для обеспечения энергобезопасности на постсоветском пространстве, объяснил первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его словам, выгоды от применения суперкомпьютеров могут заинтересовать иностранные делегации в закупке отечественных технологий. →
«Яблоко» опубликовало решение о деятельности партии на ближайшие годы, которое выглядит неоднозначно двойственным. С одной стороны, предполагается бросить все ресурсы для того, чтобы показать на выборах пацифистскую идеологию, с другой – занять такую позицию, чтобы не сломаться под жесткими политическим давлением, а лишь «как ива, согнуться на ветру». Именно за это выступает молодежь из числа партфункционеров, тем самым демонстрируя большую прагматичность. Основатель «Яблока» Григорий Явлинский, в свою очередь, периодически склоняется то к одному, то к другому подходу. И от этого пока не происходит какого-то явного движения вперед.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что яблочники дали понять: они будут активнее заниматься выборами, но для них это не основная форма деятельности, а только один из ее видов. «Им на самом деле мало что светит, но важно продемонстрировать свою идеологическую позицию. При этом есть надежда где-то что-то взять. Да и если не участвовать, то Минюст может ликвидировать партию», – сказал «НГ» эксперт. По мнению Макаркина, поколенческий разрыв в «Яблоке» в принципе отражает поколенческий разрыв в обществе. Так, старшие поколения воспринимают нынешние реалии как возврат к практикам времен СССР, они считаю аномалией скорее свободу самовыражения 90-х. Только у людей либеральных взглядов – это со знаком плюс, а у патриотически настроенных граждан – со знаком минус. Молодежь же принципиально иного мнения, для нее СССР – это далекая история, она уже стала частью глобального мира. Хотя бы потому, что активно пользуется интернетом, слушает ту же музыку и смотрит те же фильмы, что и молодежь других стран. И для молодых аномалия – это как раз нынешние политические реалии. «Отсюда выходят и стремление Явлинского продемонстрировать свою позицию, самовыразиться на думских выборах, и предпочтение партийной молодежи переждать до других, лучших, времен. У Явлинского 2026 год – это реперная точка, а у молодежи горизонт планирования гораздо дальше. Это и 2030-й, а если тогда не выйдет, то даже 2036-й и т.д.», – полагает Макаркин. →
Бывший губернатор Республики Алтай Олег Хорохордин стал заместителем начальника управления президента по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи (ИКТ). Об этом «Ведомостям» рассказали два собеседника, близких к администрации президента (АП). По словам одного из источников, в управлении Хорохордин будет курировать направление, которое занимается развитием ИИ.
Комментарий Ростислава Туровского:
Хорохордин и прежде был сотрудником АП, так что место работы после отставки для него подходящее, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. «Новая должность некрупная, но сейчас губернаторы должны быть благодарны и за такую. А по сенаторам Турчак ранее принял более востребованное решение (представителем в СФ стал Герой России Амыр Аргамаков. – «Ведомости»)», – считает эксперт. Если Хорохордин реально возьмется за вопросы ИИ, то может закрепиться на важной аппаратной позиции или перейти в бизнес. →
Поддержка КПРФ, если она обновится и будет более активна в защите граждан, может достигнуть даже 55%. Это следует из закрытой части соцопроса компании Russian Field, которая была проведена по заказу партии. «Определенно допускают» голосование за КПРФ 15% респондентов, 40% – «скорее допускают». А электоральное ядро продолжает оставаться размером в 5-7%. Противников КПРФ в совокупности 40%, из которых 22% «определенно не допускают» возможности голосования. Конечно, результаты опроса можно интерпретировать по-разному – стакан полон наполовину или же настолько пуст, но пока активизации коммунистов не видно. И непонятно также, что это такое – обновление КПРФ.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что во время президентских выборов КПРФ сократила результат до ядерного электората, но на парламентских выборах ситуация иная – и результат будет заведомо выше. «На президентских выборах люди голосуют за главу государства, а не представителя партии, потому что уверены, что решают судьбу страны и свое будущее. К думским выборам отношение проще, они голосуют за партию, которая, по их мнению, должна иметь фракцию в парламенте», – отметил он. Что же касается опроса, то, по мнению Макаркина, он говорит не столько о реальных предпочтениях людей на данный момент, сколько о теоретическом потенциале партии и способности его расширения. →
КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) в остающийся до выборов в Госдуму-2026 период надеются расширить электорат через патриотическую тематику. Сдвинуть с этого поля «Единую Россию» вряд ли получится, так что упорно соревноваться им придется друг с другом. Помощью СВО и прифронтовым регионам, заботой о семьях военных и раненых занимаются все три партии. Эксперты сомневаются, что оппозиция на этом существенно поднимется. Пока речь идет лишь об удержании остатков избирателей, а те уже почти и не различают прежних уникальных черт каждой из этих системных политструктур.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что с патриотической повесткой у думской оппозиции проблемы, ведь ее в основном аккумулировала ЕР как партия, отождествляемая с государством. →
Во Франции парламент впервые с 1962 года выразил недоверие правительству. Оппозиция требует отставки президента Эмманюэля Макрона. Но тот уходить не собирается, о чем заявил в обращении к населению 5 декабря. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что добиться ухода президента депутаты не смогут
Комментарий Алексея Макаркина:
Уволить президента Франции можно посредством импичмента, хотя он, согласно конституции, «может быть отстранен от должности только в случае нарушения обязанностей, явно несовместимого с осуществлением его мандата». Причем для этого нужно пройти довольно длительную процедуру с голосованиями квалифицированного большинства депутатов и сенаторов. Летом 2024 года левая партия «Непокоренная Франция» уже пыталась отправить Макрона в отставку, апеллируя к тому, что он не назначил предложенного левыми силами кандидата в премьеры. При этом по конституции он не был обязан этого делать – так что основание было весьма натянутым и инициатива даже не дошла до голосования. И вообще французский политический класс очень осторожен в вопросе создания прецедента импичмента – неизвестно, чем он может отозваться в дальнейшем, а по стабильности может в любом случае ударить. →
Президент России Владимир Путин назначил председателя комитета Госдумы по информполитике Александра Хинштейна временно исполняющим обязанности губернатора Курской области, сообщили в Кремле. Согласно указу, президент принял отставку недавно избранного Алексея Смирнова с поста губернатора региона, которую тот подал по собственному желанию.
Комментарий Ростислава Туровского:
«Решение неожиданное, но смыслы у него, разумеется, есть. Хинштейн известен своим умением работать с общественным мнением, он активен и готов к диалогу с гражданами. Судя по всему, этих качеств очень не хватило прежнему губернатору Смирнову», – говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Также Хинштейн давно выстроил связи с силовыми структурами, напоминает он. «В условиях Курской области это крайне важно и поможет ему в работе. Понятно, что управленческую команду ему создать помогут. А сам он постарается продемонстрировать качества публичного лидера», – полагает Туровский. →
Во вторник президент Южной Кореи Юн Сок Ель объявил в стране военное положение «в связи с антиправительственной активностью». Дело было в желании оппозиционного большинства в парламенте объявить государственным чиновникам импичмент. В ответ их объявили пособниками Северной Кореи. Мы обратились к российским экспертам за разъяснением ситуации.
Комментарий Алексея Макаркина:
Российский политолог, заместитель директора «Центра политических технологий», профессор ВШЭ Алексей Макаркин считает, что «импичменты в Южной Корее обычное дело». И это не зависит от партийной принадлежности президента. В 2004 году была попытка импичмента левого Но Му Хена за агитацию своей партии перед парламентскими выборами, но Конституционный суд решил это недостаточным предлогом для отстранения президента. Правда, уже после он был обвинен во взятке в 30 тысяч долларов и сорвался со скалы, что многие посчитали самоубийством. А в 2016 году был объявлен импичмент правой Пак Кын Хе. Но там действительно была коррупционная история на миллионы долларов и разглашение государственных тайн третьим лицам. И даже Конституционный суд с импичментом согласился. А Пак Кын Хе посадили в тюрьму. →
Депутаты парламента Абхазии 3 декабря проголосовали против ратификации межправительственного соглашения об осуществлении российскими компаниями инвестиционных проектов на территории республики. На заседании присутствовали 23 из 35 депутатов.
Алексей Макаркин
«За 32 года независимости в республике сформировалась собственная модель развития, – объяснил Макаркин. – Одна из главных особенностей в том, что экономика – национальная прерогатива, это касается права на землю, другую собственность». →
В «Справедливой России» идут дискуссии о том, кто сменит 71-летнего Сергея Миронова на посту председателя партии. Трансфер, как уверяют источники URA.RU, произойдет уже до 2026 года. Одним из главных претендентов называют экс-губернатора Омской области, замгендиректора «Уралвагонзавода» Александра Буркова. Есть еще два кандидата с Урала – депутаты Госдумы Валерий Гартунг и Яна Лантратова. Сам Миронов противится этому и опасается своих потенциальных сменщиков – говорят инсайдеры, близкие к руководству партии.
Комментарий Алексея Макаркина:
«Образ Прилепина расходится с привычным для избирателя «Справедливой России» образом партии. Их традиционный образ – это партия, которая почти такая же, как партия власти, но более социально-окрашенная. Миронов этому образу соответствует, а будет ли соответствовать Прилепин? – вопрос риторический. Вызывает вопрос и то, насколько Прилепин консенсусная фигура для людей, глубоко вовлеченных в СВО. Есть те, кто его критикует. Нельзя утверждать, что он сможет повысить интерес к партии в этом направлении. Если посмотреть на избирателей, которые полностью поддерживают СВО, – они голосуют за «Единую Россию», – считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. →