21/11/2017
Совместными усилиями Москве и Дамаску удалось отстоять целостность Сирии, заявил президент Сирии Башар Асад на встрече с президентом России Владимиром Путиным в Сочи. Встреча состоялась 20 ноября в рамках рабочего визита Асада в Россию
Комментарий Алексея Макаркина:
У Асада, наверное, есть желание закончить войну. Это понятно. И окончание войны – это не просто вывод российской авиации, а нечто более сложное. Надо решать вопросы послевоенного устройства.
То есть что для этого нужно? Во-первых, решить, с кем война. Как я понимаю, Россия хотела бы локализовать этот вопрос - в том смысле, что война шла и еще идет с террористическим ИГИЛом (запрещенная в России организация - прим. ред.), и важно не распространять ее дальше. Асад исходит из того, что война закончится, когда он восстановит контроль над всей территорией страны. Но Россия явно не хотела бы втягиваться в многолетний конфликт с непонятными результатами.
Для этого надо договориться - по крайней мере, с большинством заинтересованных сторон, а там их достаточно много. Причем приоритеты этих сторон со временем меняются: если вначале конфликта существовала антиасадовская коалиция, то сейчас есть страны с их наборами интересов. И далеко не все игроки, которые первоначально требовали немедленного ухода Асада, сейчас остались на этих позициях.
Неслучайно Россия сейчас разговаривает с Катаром (который в последнее время сблизился с Ираном, и для него сейчас уже основная угроза – это Саудовская Аравия); Россия выстроила отношения с Турцией, и существует трехсторонний формат «Россия-Турция-Иран» для обсуждения вопросов. Так что Россия хотела бы зафиксировать свои интересы. А интересы ее состоят в том, чтобы в Дамаске было правительство, которое сохранит российское военное присутствие на сирийском побережье Средиземного моря - в Тартусе и в Латакии.
Эта задача очень сложная. Сложной она является как минимум по двум причинам. Во-первых, потому что речь идет о длительной перспективе - не о 2-3 годах, не 5 годах, а о желании удержаться там надолго. Потому что есть задача присутствия Черноморского флота в Средиземном море, а других мест для российских военно-морских баз не видно.
Второй момент заключается в том, что, несмотря на коррекцию приоритетов целого ряда игроков (того же Катара или той же Турции), их долгосрочная задача не изменилась. То есть они исходят из того, что Асад должен уйти. Пусть не сейчас, пусть в результате какого-то политического процесса, но он должен уйти. И должно быть сформировано новое правительство.
Да, возможен какой-то формат переходного периода, когда Асад может оставаться президентом, но должно быть сформировано правительство на основе компромисса - с участием игроков, которые ориентированы на Турцию и на другие страны. И необходимо проведение выборов под международным контролем, которые будут признаны всеми заинтересованными внешними игроками.
Если проводить такие выборы, то возникает проблема Асада. Может ли он в них участвовать? И за кого будет голосовать суннитское большинство населения? В общем, вопросов очень много.
Понятно, что Асад совершенно не собирается проводить такие выборы. Он исходит из того, что укрепился. Настолько укрепился, что не будет отдавать власть. Действительно, его позиции при поддержке России серьезно усилились. И вдруг ему надо уходить! Либо хотя бы сокращать первоначальные объемы своей реальной власти, уступая министерские портфели тем, кто стрелял в его людей. Для Асада это политически и психологически неприемлемо.
В то же время, как я уже сказал, Россия не хотела бы втягиваться в борьбу Асада с его многочисленными противниками. А если так, то без российской авиации Асад может снова ослабнуть. То есть возникает вопрос, насколько его успехи действительно являются стабильными. Да, оппозиция ослаблена, но она не разгромлена. Поэтому, наверное, и есть желание найти какой-то формат, который обеспечил бы интересы России и обеспечил бы интересы алавитской общины, возглавляемой Асадом. Думаю, сейчас именно такое желание есть.
Ну, и если учесть, что сирийский вопрос оказался единственным, который Россия и США сумели обсудить во Вьетнаме, на том самом саммите, где двусторонней полноценной встречи так и не произошло (обсуждение велось на уровне глав внешнеполитических ведомств: была разработана декларация, которую президенты на ходу одобрили), значит, наверное, есть понимание того, что здесь, в отличие от украинского вопроса, шансы на то, чтобы найти какой-то нужный формат, имеются.
Задача эта в самом деле очень сложная - с учетом разницы в приоритетах, долгосрочных целях договориться будет очень непросто. И даже когда, например, речь идет о каком-то конгрессе, на который приглашают различные сирийские стороны, то тут же оказывается, что по этому поводу есть масса вопросов у Асада, есть вопросы у Эрдогана, есть они и у других сторон. Но, по крайней мере, желание уйти из Сирии, обеспечив там какую-то минимально стабильную конструкцию, имеется.
Другой вопрос - насколько эта конструкция, даже если ее создать, будет долгосрочной. Наверное, возможно, что-то сформировать - но обеспечить российское военное присутствие в Сирии на длительное время будет очень нелегко.
Выборный сезон-2025 можно считать открытым с того момента, как Президент России Владимир Путин начал принимать у себя региональных глав, у которых в этом году истекают сроки полномочий, обсуждая с ними перспективы дальнейшего, скажем так, трудоустройства.
Комментарий Ростислава Туровского:Фактически [встречи Путина с губернаторами] означают запуск активной подготовки к выборам. →
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин - об итогах парламентских выборов в Германии.
Комментарий Алексея Макаркина:Главный результат подсчета голосов – не прошел «Союз Сары Вагенкнехт», которому для преодоления 5%-ного барьера не хватило 0,028%. А раз так, то не надо ломать голову над тем, как совместить в правительстве промышленников из ХДС/ХСС с экологистами из Зеленых. При Ангеле Меркель, стороннице закрытия АЭС и либеральной миграционной политики, это было возможно (хотя на практике «черно-зеленая» коалиция так и не сложилась). При Фридрихе Мерце и нынешней экономической ситуации – уже крайне проблематично. Консервативный баварский ХСС еще до выборов исключал договоренности с Зелеными. →
Государственники разных цветов и оттенков в последнее время вошли в настоящий идеологический клинч. Представители КПРФ в соцсетях жестко дискутируют с группой, условно говоря, белых патриотов, а те не менее однозначно отвечают. Это уже напоминает как бы продолжение гражданской войны вековой давности другими методами, так что спустя три года СВО патриотический консенсус заканчивается. Причиной тому служат то ли приближающиеся федеральные выборы, то ли внешнее воздействие, направленное на маргинализацию любых радикальных, хотя бы и в потенциале, течений. У левых и правых, погрязших в интернет-борьбе, остается меньше сил для реального оппонирования властям.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что красно-белую тему никто не инспирировал извне, она существует исторически. Он напомнил, что каждая сторона считает патриотами себя, а противников – антипатриотами. И во время СВО дискуссия логичным образом обострилась: «Левые говорят про связь Белого движения с либералами и Западом, а правые – про Ленина в пломбированном вагоне и Брестский мир. Для идеологических сил идеологические споры органичны. И вряд ли власть приложила к этому руку. Красные сейчас для власти неопасны, КПРФ ведет себя крайне осторожно во взаимоотношениях с ней, а белые и вовсе напоминают не политическую силу, а клуб по интересам». По мнению Макаркина, «опасны для власти только этнические националисты, те самые черносотенцы, но их лучше не упоминать вообще, тогда как наведенные дискуссии как раз бы и провоцировали на их упоминание». Что же касается левых, то они, называя черносотенцами своих оппонентов, часто просто обзываются, сказал «НГ» эксперт. «Поэтому это не столько некий план по аннигиляции политических оппонентов власти в объятьях друг друга, сколько традиционные для России дискуссии о судьбах Родины», – полагает Макаркин. →
Выборы в бундестаг, по мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, показали одну из главных проблем современной политики – партиям не так просто сохранить свою идентичность, то есть остаться самими собой. Те, кому это удалось сделать, выступили на них успешно. И, наоборот, проблемы с идентичностью способствовали снижению рейтингов
Комментарий Алексея Макаркина:На выборах произошел сдвиг вправо. Первые два места заняли партии, выступающие за ужесточение миграционной политики – ХДС/ХСС и «Альтернатива для Германии» (АдГ). Суммарно они получили почти половину голосов, чего с запасом хватило бы для формирования правительственной коалиции. Но глава ХДС Фридрих Мерц еще до выборов заявил, что не будет договариваться об альянсе с АдГ, – поэтому сейчас наиболее вероятным сценарием является «большая коалиция» с участием ХДС/ХСС и СДПГ, привычная по трем кабинетам Ангелы Меркель. По репутации Мерца уже ударило совместное голосование с АДГ в бундестаге 29 января по резолюции об ужесточении миграционной политики. Тем самым был пробит «брандмауэр» – неформальный запрет для всех остальных представленных в бундестаге партий на любое взаимодействие с АдГ. Возможно, это стоило ХДС/ХСС пары процентных пунктов на этих выборах. →
Закон о местном самоуправлении (МСУ) Госдума планирует одобрить 26 февраля. Регионам разрешат сохранять двухуровневую систему, то есть не ликвидировать МСУ в поселениях. За это выступили «Единая Россия», ЛДПР, а также «Новые люди», которые стали активно выступать в защиту муниципалов. Давние противники муниципальной реформы – КПРФ и «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) пока нащупывают границы дозволенной оппозиционности. А в «Яблоке», похоже, уже поняли, что его не пускают на это новое поле для легальной политической борьбы.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что коммунисты были активными сторонниками сохранения двухуровневой системы, а эсэры не захотели казаться менее оппозиционными. Он пояснил, почему КПРФ выступает против закона даже с учетом поправки Володина: «Поправку внесла ЕР, а КПРФ как партия оппозиционная просто не может ее поддержать». Макаркин отметил, что на низовом уровне МСУ изначально было много недовольных реформой – и даже предложение отложить ее до 2035 года не ослабило этого недовольства. Сейчас ЕР как бы пошла навстречу чаяниям снизу, но поскольку каждый регион будет принимать решение сам, то для протестной борьбы у партий появится легальное поле. Также эксперт заметил, почему регионам дали возможность решать самим: просто потому, что обратить вспять ликвидацию нижнего уровня не представляется возможным, где-то уже провели такую реформу, где-то считают целесообразным это сделать. →
Финский депутат Европарламента раскрыл требование США е евросателлитам согласовать за три недели решение украинского кризиса. Президент Франции Эммануэль Макрон в течение недели проводил консультации с главами стран ЕС и НАТО по этому вопросу. В понедельник Макрон вместе с премьером Британии Стармером посетят Вашингтон. Ранее сообщалось, что они готовы отправить на Украину свои войска.
Комментарий Алексея Макаркина:– На Трампа трудно повлиять – это раз, – говорит политолог. – Второе: Трамп постоянно меняет сигналы, которые от него исходят. До выборов он говорил, что решит украинскую проблему за сутки, а теперь говорит, что за год. И если посмотреть на высказывания его команды, то они тоже очень разные. Вэнс троллил Европу в Мюнхене за отсутствие демократии. А потом приходит госсекретарь Рубио и Европу успокаивает: говорит, что с ней надо сотрудничать, что никаких шагов навстречу России не делается и санкции никто не отменит. →
Глава Белого дома резко критикует коллегу из Киева. 47news спросил экспертов про аналогии и какие у современников перспективы.
Комментарий Алексея Макаркина:- Образцы поведения Трампа похожи на президентов конца XIX века. В частности, Уильяма Мак-Кинли (тоже республиканец, 25-й президент США, годы правления 1897-1901 - Ред.). Не зря одним из первых указов Трамп вернул имя Мак-Кинли горе на Аляске и предложил выбить портрет на горе Рашмор (на скале размещены лица четырех главных отцов-основателей США), - проанализировал политолог и вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин. - Но в целом психология отношений с партнерами у США очень простая. Предполагается полное политическое подчинение и предоставление ресурсов. Если максимально обобщать, то видим американский империализм, который подробно описывала советская пропаганда. →
Парламентские партии наращивают интенсивность информационных поводов, то есть усиливают предвыборную агитацию. И подтверждают, что будут соединять две электоральные кампании в одну – и единый день голосования (ЕДГ) 2025 года, и избрание Госдумы-2026. Агитационную агрессию проявляет вся системная оппозиция – КПРФ, ЛДПР, «Справедливая России – За правду» (СРЗП) и «Новые люди», при этом не выходя за рамки патриотического консенсуса. И потому, что в будущий созыв смогут попасть только такие депутаты, и из-за запроса широкого круга избирателей. Но остается вопрос: сохранят ли оппозиционеры наработанный потенциал после того, как пропагандистская машина «Единой России» включится на полную мощь того же самого патриотизма?
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Сейчас партии просто напоминают избирателям о себе, чтобы весной следующего года не начинать кампанию с нуля. В XX веке партии могли позволить себе перерывы между выборами, но особенность информационного общества в том, что если о чем-то не говорят, то это быстро забывается. Поэтому партии и действуют строго по принципу, что новая кампания начинается на следующий день после предыдущей, создают информповоды, чтобы о них просто говорили». Эксперт отметил, что у партий есть разрешенные темы двух типов: такие, по которым они говорили много лет подряд, и оперативные реакции на новые проблемы. →
В середине марта Госдума будет принимать в первом чтении поправки в избирательное законодательство, предложенные группой парламентариев во главе с сенатором Андреем Клишасом. Лейтмотив инициативы – это введение всеобщего электронного голосования (ЭГ), как дистанционного (ДЭГ), так и на участках через терминалы. Оппозиция высказывает опасения о конце выборов как таковых: «предсказуемость» результата дает власти возможность добиваться от партий и выдвижения только «предсказуемых» кандидатов. Однако, например, КПРФ пока не отказывается от борьбы за сохранение выборов хотя бы в нынешнем референдумном виде. Впрочем, скорее всего эта борьба окажется не менее декларативной.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что опасения оппозиции во многом алармистские хотя бы потому, что к формированию списков ЭГДЭГ прямого отношения все-таки не имеют. «Просто оппозиционеры свалили все свои проблемы в одну кучу. После принятии законопроекта главными для них становятся две проблемы: активная мобилизация сторонников власти на ДЭГ и невозможность мобилизовать туда своих избирателей», – пояснил он. Однако он согласен, что возможности и для протестов, и для контрпозиционирования сократились. И сейчас как усиление протестной риторики, так и скандализация выборов становятся для партий делом более рискованным, чем раньше. «Так что ввиду возросших политических рисков и безнадежности ситуации протесты будут носить имитационный характер», – полагает Макаркин. →
Прошедшие в Эр-Рияде переговоры в Кремле назвали важным шагом к урегулированию конфликта между Москвой и Киевом. На встрече делегаций России и США не было представителей Европы или Киева. Могут ли Вашингтон и Москва согласовать мирный план без участия Киева? Мнение опрошенных «ФедералПрессом» политологов разделилось: одни не считают Украину субъектом международных отношений и политически независимой, другие убеждены, что без Европы и Киева не может быть полноценных переговоров. Читайте подробнее – на «ФедералПресс».
Комментарий Алексея Макаркина:Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин с осторожностью говорит про будущие переговоры. Он напоминает, что спецпредставитель США по Украине Кит Келлог говорил о том, что переговоры будут идти без участия Киева, а госсекретарь США Марко Рубио – что нужно подключить к переговорному треку европейские страны. →