21/11/2017
Совместными усилиями Москве и Дамаску удалось отстоять целостность Сирии, заявил президент Сирии Башар Асад на встрече с президентом России Владимиром Путиным в Сочи. Встреча состоялась 20 ноября в рамках рабочего визита Асада в Россию
Комментарий Алексея Макаркина:
У Асада, наверное, есть желание закончить войну. Это понятно. И окончание войны – это не просто вывод российской авиации, а нечто более сложное. Надо решать вопросы послевоенного устройства.
То есть что для этого нужно? Во-первых, решить, с кем война. Как я понимаю, Россия хотела бы локализовать этот вопрос - в том смысле, что война шла и еще идет с террористическим ИГИЛом (запрещенная в России организация - прим. ред.), и важно не распространять ее дальше. Асад исходит из того, что война закончится, когда он восстановит контроль над всей территорией страны. Но Россия явно не хотела бы втягиваться в многолетний конфликт с непонятными результатами.
Для этого надо договориться - по крайней мере, с большинством заинтересованных сторон, а там их достаточно много. Причем приоритеты этих сторон со временем меняются: если вначале конфликта существовала антиасадовская коалиция, то сейчас есть страны с их наборами интересов. И далеко не все игроки, которые первоначально требовали немедленного ухода Асада, сейчас остались на этих позициях.
Неслучайно Россия сейчас разговаривает с Катаром (который в последнее время сблизился с Ираном, и для него сейчас уже основная угроза – это Саудовская Аравия); Россия выстроила отношения с Турцией, и существует трехсторонний формат «Россия-Турция-Иран» для обсуждения вопросов. Так что Россия хотела бы зафиксировать свои интересы. А интересы ее состоят в том, чтобы в Дамаске было правительство, которое сохранит российское военное присутствие на сирийском побережье Средиземного моря - в Тартусе и в Латакии.
Эта задача очень сложная. Сложной она является как минимум по двум причинам. Во-первых, потому что речь идет о длительной перспективе - не о 2-3 годах, не 5 годах, а о желании удержаться там надолго. Потому что есть задача присутствия Черноморского флота в Средиземном море, а других мест для российских военно-морских баз не видно.
Второй момент заключается в том, что, несмотря на коррекцию приоритетов целого ряда игроков (того же Катара или той же Турции), их долгосрочная задача не изменилась. То есть они исходят из того, что Асад должен уйти. Пусть не сейчас, пусть в результате какого-то политического процесса, но он должен уйти. И должно быть сформировано новое правительство.
Да, возможен какой-то формат переходного периода, когда Асад может оставаться президентом, но должно быть сформировано правительство на основе компромисса - с участием игроков, которые ориентированы на Турцию и на другие страны. И необходимо проведение выборов под международным контролем, которые будут признаны всеми заинтересованными внешними игроками.
Если проводить такие выборы, то возникает проблема Асада. Может ли он в них участвовать? И за кого будет голосовать суннитское большинство населения? В общем, вопросов очень много.
Понятно, что Асад совершенно не собирается проводить такие выборы. Он исходит из того, что укрепился. Настолько укрепился, что не будет отдавать власть. Действительно, его позиции при поддержке России серьезно усилились. И вдруг ему надо уходить! Либо хотя бы сокращать первоначальные объемы своей реальной власти, уступая министерские портфели тем, кто стрелял в его людей. Для Асада это политически и психологически неприемлемо.
В то же время, как я уже сказал, Россия не хотела бы втягиваться в борьбу Асада с его многочисленными противниками. А если так, то без российской авиации Асад может снова ослабнуть. То есть возникает вопрос, насколько его успехи действительно являются стабильными. Да, оппозиция ослаблена, но она не разгромлена. Поэтому, наверное, и есть желание найти какой-то формат, который обеспечил бы интересы России и обеспечил бы интересы алавитской общины, возглавляемой Асадом. Думаю, сейчас именно такое желание есть.
Ну, и если учесть, что сирийский вопрос оказался единственным, который Россия и США сумели обсудить во Вьетнаме, на том самом саммите, где двусторонней полноценной встречи так и не произошло (обсуждение велось на уровне глав внешнеполитических ведомств: была разработана декларация, которую президенты на ходу одобрили), значит, наверное, есть понимание того, что здесь, в отличие от украинского вопроса, шансы на то, чтобы найти какой-то нужный формат, имеются.
Задача эта в самом деле очень сложная - с учетом разницы в приоритетах, долгосрочных целях договориться будет очень непросто. И даже когда, например, речь идет о каком-то конгрессе, на который приглашают различные сирийские стороны, то тут же оказывается, что по этому поводу есть масса вопросов у Асада, есть вопросы у Эрдогана, есть они и у других сторон. Но, по крайней мере, желание уйти из Сирии, обеспечив там какую-то минимально стабильную конструкцию, имеется.
Другой вопрос - насколько эта конструкция, даже если ее создать, будет долгосрочной. Наверное, возможно, что-то сформировать - но обеспечить российское военное присутствие в Сирии на длительное время будет очень нелегко.
На заседании Госдумы в среду фракции проголосовали за бюджет на 2026 год. Несмотря на ярые возражения со стороны левых партий, что документ недостаточно социально ориентирован, кнопку «против» не нажал ни один депутат. Зато каждый пятый голосовавший воздержался, воздержавшихся была пятая часть всего зала. Поименного голосования в открытом доступе пока нет, но, похоже, молчаливый протест выражали только две партии – КПРФ и «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП). Их лидеры Геннадий Зюганов и Сергей Миронов жестко раскритиковали проект документа и внесли свои предложения.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что рамки политического консенсуса все время расширяются и партии вынуждены поддерживать политику власти, причем критерии все время добавляются. Если раньше это была внешняя политика и политика по безопасности и обороне, то теперь к этому добавилось и голосование за бюджет. «Голосование «против» добавило бы партиям несколько процентов пунктов поддержки, но могло испортить отношения с властью. Во-первых, голосование против бюджета – это и голосование против пунктов по обороне и безопасности. Это может быть расценено как подрыв авторитета государства. Во-вторых, попытка выйти из своей электоральной ниши, а это тоже становится если не допустимым, то нежелательным поведением», – подчеркнул он. Кроме того, сами партии не надеются всерьез на принятие собственных альтернативных бюджетов, а значит, и голосовать против большого смысла нет. Можно оказаться и за пределами консенсуса и при этом ничего от этого не приобрести. →
Угледобывающая индустрия продолжает погружаться в полномасштабный кризис. Шахты закрываются, шахтерам не платят зарплату, само полезное ископаемое перестает пользоваться спросом. Не повторится ли история с выходом отчаявшихся работяг на Горбатый мост у Белого дома?
Комментарий Алексея Макаркина:
«Шахтеры могут «греметь касками», когда они сильны, как это было в Англии при Маргарет Тэтчер, как это было в 1989 году в Советском Союзе, – комментирует первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Но тогда роль отрасли и возможности ее представителей были совсем другими». →
Руководство фракции «Единая Россия» в начале минувшей недели встретилось с депутатами и предложило им подумать о том, планируют ли они пойти в новый, IX созыв. А тем, кто на выборы не пойдет, пообещали найти новую работу.
Комментарий Ростислава Туровского:
Практика показывает, что системных решений по поводу трудоустройства не бывает, только сильнейшим удается найти себе «запасные аэродромы, не потеряв во влиянии», говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. →
Но впереди голосование за бюджет. Первый кабинет Лекорню просуществовал сутки и рухнул по двум причинам. Во-первых, стало ясно, что ему сразу же будет объявлен вотум недоверия. Во-вторых, вспыхнули разногласия между макроновцем Лекорню и одним из ключевых министров – главой МВД и лидером «Республиканцев» Брюно Ретайо. Назначение министром обороны макроновца Брюно Ле Мэра вызвало неприятие Ретайо, так как Ле Мэр долгое время руководил французской экономикой, оказавшейся в ситуации бюджетного кризиса.
Комментарий Алексея Макаркина:
После отставки Лекорню у Макрона было несколько вариантов действий, но все плохие. Можно было распустить парламент с последующим усилением позиций «Национального объединения». Еще один вариант – назначение премьером Жордана Барделла – был бы капитуляцией перед «Национальным объединением». Вариант собственной отставки Макрон не рассматривал – это был бы полный крах. →
Волна «революции зуммеров» – молодых людей в возрасте меньше 25 лет (тех, кто родился с 1995 по 2012 годы) докатилась до Перу. До этого были Непал и Мадагаскар. Теперь массовые протесты поколения Z охватили страну в Южной Америке. В претензиях к власти у них ничего нового нет: пенсионная реформа, коррупция, обогащение элиты. Зуммеры активно используют для организации протестов современные средства коммуникации, в том числе соцсети и другие цифровые платформы. В Непале ответственность за акции протеста взяла на себя не партия или политическое движение, а молодежная организация Generation Z (»Поколение Z»). Нечто подобное происходит и в Перу. Чего от этого тренда социальных протестов ждать в ближайшем будущем? И кто запустил эту волну? Ситуацию для «МК» прокомментировал политолог Алексей Макаркин.
Комментарий Алексея Макаркина:
– Алексей Владимирович, «революции зуммеров» инспирированы кем-то? →
Федеральная кампания 2026 года скорее всего будет сопровождаться максимальным переходом выборов в цифровой формат. Как выяснила «НГ», КПРФ – главный противник дистанционного электронного голосования (ДЭГ), видимо, лишь немного смягчит свое негативное отношение. Коммунисты ДЭГ по-прежнему не доверяют, но скажут избирателям, что лучше голосовать онлайн, чем не ходить на выборы. На корректировку позиции, похоже, повлияет и исследование аномалий оппозиционного волеизъявления в ДЭГ этого года. Пока каких-то определенных выводов в КПРФ не делают, возможно, чтобы не признавать наличия в федеральной платформе ДЭГ признаков объективности.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Вручную модерировать такую систему как федеральная платформа ДЭГ было бы слишком сложно. При этом админресурс вообще плохо делится, его нельзя отдать нескольким кандидатам или партиям. Он всегда рассчитан на одного кандидата или одну партию. Потому-то и мечты некоторых политиков «о второй партии власти» или «о второй ноге власти» оказались несбыточными». По его мнению, указания типа «где-то повысить результаты губернатору, а где-то – понизить» слишком сложны для исполнителей, система лучше воспринимает максимально простые указания. Так что повышенное местами голосование за оппозицию через ДЭГ как раз и говорит в пользу объективности электронных выборов. Кстати, как и более активное голосование за власть, что тоже традиционно для ДЭГ. →
Противостояние официального Таллина с русскоязычным населением вышло на финишную прямую: скандальный закон о запрете местной православной церкви поступил на рассмотрение в суд. Президент считает его антиконституционным, парламент настаивает на обратном. В случае принятия документа сотни тысяч человек лишатся одного из фундаментальных прав.
Комментарий Алексея Макаркина:
По мнению вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, в сложившейся ситуации уже мало что изменится. Позиция власти очевидна, и меняться в лучшую сторону она не будет. →
Глобальный мир выглядит сейчас не таким, как еще десятилетие назад. Миграционные потоки воспринимаются развитыми странами уже не столько как ресурс, сколько как угроза. Усиливаются правые партии, настаивающие на ограничении миграции. Трамп развязывает тарифную войну, причем в качестве защитника мирового свободного рынка выступает коммунистический Китай, которому – как «мастерской мира» - этот рынок крайне выгоден. Впрочем, тарифная война привела к тому, что и Китай начинает играть по «военным» правилам, усиливая контроль за экспортом стратегически важных редкоземельных металлов, что, в свою очередь, вызывает жесткую реакцию Трампа.
Комментарий Алексея Макаркина:
Но означает ли это, что глобализация закончилась? Спешить не надо. Значительная часть составляющих глобального мира никуда не исчезает. Остается Интернет, который, как выяснилось, резко расширяет возможности в том числе и для критиков глобализации. Фрагментация информационного пространства по идеологическому признаку происходит в рамках одной глобальной сети, где люди могут конструировать приемлемую для них медийную повестку, не будучи зависимыми от приоритетов руководства телеканалов. →
C 15 октября начинает обучение седьмой поток программы развития кадрового управленческого резерва Высшей школы госуправления РАНХиГС, так называемой школы губернаторов. Об этом «Ведомостям» рассказали три собеседника, близких к администрации президента (АП). По словам одного из источников, нынешний поток будет учиться дольше, чем прошлые: обучение продлится около полутора лет. Закончится учеба на потоке в конце 2026 г. – начале 2027 г.
Комментарий Ростислава Туровского:
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский называет школу губернаторов устоявшимся механизмом подготовки кадров: «При всей важности «Времени героев» Кремль понимает важность наличия нескольких кадровых лифтов. Условно гражданская программа сохраняет актуальность, поскольку вопрос не только в ротации губернаторов, но и, например, в укреплении корпуса их заместителей». И в целом школа губернаторов формирует корпус тех, кто знает и понимает требования федерального центра, а это всегда востребовано, добавляет эксперт. →
Противостояние между Израилем и палестинским террористическим движением ХАМАС, которое управляет сектором Газа, завершено. Об этом заявил журналистам в парламенте Израиля американский президент Дональд Трамп. «Это большая честь для меня. Великий и прекрасный день, новое начало», – сказал политик. Он выразил надежду, что ХАМАС согласится на разоружение в рамках мирного плана урегулирования конфликта.
Комментарий Алексея Макаркина:
Заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин подчеркивает, что по второму этапу урегулирования нет никаких договоренностей или соглашений. Этот этап предполагает дальнейшую судьбу сектора Газа. →