30/08/2017
Россия впервые будет определена Украиной на законодательном уровне как «страна-агрессор», заявила представитель президента Украины в Верховной раде Ирина Луценко
Комментарий Георгия Чижова:
Кажется, едва ли не в 2014 году я предлагал неформально поделить санкции на два пакета: так называемые «крымские» и «донбасские». «Крымские» санкции не слишком болезненны для России - этот пакет скорее символический, обозначающий, что с переходом Крыма в состав Российской Федерации ведущие страны мира не согласны. А вот связанные с Донбассом санкции болезненны, и в случае если Россия как-то продемонстрирует, что оттуда ушла, они могут быть в основном отменены.
Что касается законодательного определения «страны-агрессора», то, конечно, это важно с символической точки зрения. В принципе, в Украине за эти годы было принято довольно много местных актов об определении России страной-агрессором. Причем в 2015 году прошли местные выборы, и по этому поводу были переголосования. Ну, особенно интересно было, когда такие переголосования проходили в восточных регионах Украины. Потому что убеждать кого-то в западной части Украины, что Россия является страной-агрессором, не надо - для всех там это и так очевидно, а вот на востоке бывали споры по этому поводу.
Помимо символического значения, это определение, закрепленное в законе, еще может стать отсылочной нормой для других решений, которые впоследствии будут приниматься. Например, если это будет - это предположительно, конечно - с ограничением доступа какой-то продукции на украинский рынок, с показом каких-то фильмов. С одной стороны, и так уже много чего запрещено… но для этого всякий раз изобретались какие-то отдельные причины, а теперь можно будет по любому поводу ссылаться на эту норму. Потому что «страна-агрессор» - это серьезно.
Ну, если есть желание попредставлять какие-то страшилки, то могут быть введены ограничения на сотрудничество со средствами массовой информации страны-агрессора, например. Не думаю, впрочем, что так будет сделано, не думаю, что Украина заинтересована в тотальном запрете контактов своих граждан с Россией - тем более, что и Россия - не что-то единое, она состоит из разных лиц и те же средства массовой информации в ней очень разные. Но я имею в виду, что, в принципе, эта норма может стать железным основанием для каких-либо ограничений.
Почему это происходит именно сейчас? Ну, процесс потихоньку развивается. Получается, что сейчас состояние враждебности даже более ощутимо (особенно в нормативных актах), чем в 2014 году, когда в Донбассе велись активные боевые действия. Думаю, в 2014 году был шок, и реакция просто не успевала за происходящим. А сейчас многое приводится в соответствие реальности, ведутся переговоры о введении визового режима, например. И, похоже, его введение с каждым годом становится все более реалистичным. Хотя сейчас я снова уже думаю, что в ближайшее время это вряд ли возможно. Но какие-то усложнения для въезда российских граждан вполне могут быть введены - например, разрешат въезд только по биометрическим паспортам.
Несмотря на то, что по итогам встречи в Минске спецпредставителя госдепартамента США по Украине Курта Волкера и помощника президента России Владислава Суркова на Украине высказывался и оптимизм, пока на этот счет можно только теоретизировать.
Перспективы пока по-прежнему очень туманны. Пока официально заявлено было, что все происходит в рамках Минских соглашений. А в рамках Минских соглашений, в общем, ничего нового ожидать не следует.
Высказывался по этому поводу, впрочем, и оптимизм - например, заместителем министра временно оккупированных территорий Украины Юрием Грымчаком. По-моему, тогда еще встреча Суркова и Волкера не закончилась, когда он заявил, что, по его сведениям, Россия готова уйти из Донбасса и передать Украине контроль над границей - под гарантии того, что не будет реализован взрывной сценарий. А гарантию, наверно, могло бы дать только введение в регион международного миротворческого контингента.
Надо сказать, что президент Украины Петр Порошенко как раз в это время говорил о возможности введении международного контингента, что придавало правдоподобия заявлениям Грымчака. Но на деле на сегодня непонятно, ведутся ли переговоры в этом направлении. Раньше Россия категорически не соглашалась ни с международным контингентом, ни с передачей контроля над границей до реализации других пунктов Минских соглашений. Но тут уже надо смотреть на практике.
В принципе, такой путь обозначен, но он означает, по факту, уступки с российской стороны. И если это действительно произойдет, это будет означать, что Россия и правда не считает себя заинтересованной в том, чтобы заморозить этот конфликт в состоянии статус-кво, повесить на Украину проблему, не имеющую шансов разрешиться.
Ну, думаю, месяц-другой - и мы поймем, куда все движется. А пока мнения можно высказывать только чисто теоретически. Мы не понимаем, о чем говорили за закрытыми дверями Сурков и Волкер и до чего договорились. Официальных заявлений с тех пор не делалось, да и другой информации очень мало.
Пока в столе Госдумы лежит законопроект о приведении местного самоуправления (МСУ) к единой системе публичной власти, регионы уже реализовали почти все его ключевые постулаты. Например, буквально повсеместно прямые выборы глав муниципалитетов заменены отбором через конкурсные комиссии. Но и те становятся ненужными, скажем, в Саратове решили, что достаточно временной администрации. МСУ упрощают по вертикали: губернаторы, став чиновниками, хотят тех же мэров и назначать, и быстро менять.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что чиновничья вертикаль «все больше отстраивается и достраивается». И это следствие принятых четыре года назад поправок в Конституцию, реализация концепции единой системы публичной власти. Эксперт отметил, что выборы воспринимаются властью как риск, даже в последние годы бывали случаи, когда побеждал несанкционированный кандидат, последний, кстати, был в иркутском Братске. «Если на региональном уровне консолидация сохраняется и центром притяжения становится направленный президентом губернатор, то на муниципальном уровне действует политическая конкуренция, идут расколы элит, а для партий парламентской оппозиции кандидат в мэры от власти вовсе не центр притяжения. Иногда и вовсе двое лояльных власти кандидатов борются. Не говоря уже о том, что выбрать могут несогласованного кандидата или даже оппозиционера. Вот и есть желание достроить вертикаль власти до конца», – подчеркнул Макаркин. →
Коммунисты в последние дни стали выступать с жесткими высказываниями в сторону власти и инициативами, призванными подчеркнуть оппозиционность партии. Например, лидер КПРФ Геннадий Зюганов в обращении к молодежи обещал ей защиту от перегибов в борьбе за демографию. Усилилось внимание левых к острым ситуациям в ряде регионов, также они настойчивее требуют прекратить преследования партактивистов. Это выглядит попыткой вернуться к политике контрпозиционирования, то есть пересмотреть самоограничения в рамках СВО-консенсуса.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что в реальности коммунисты от своей оппозиционности стратегически никуда и не уходили. →
По словам главы ЦИК Памфиловой, выборы этого года прошли успешно, а новейшие разработки надо применять по всей стране
Комментарий Ростислава Туровского:
Большинство регионов пока не готовы к заявительному порядку голосования по бумажным бюллетеням, особенно в глубинке, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Но, говорит он, возможны отдельные точечные эксперименты в регионах с большими городами. Например, такую практику могут поддержать в Севастополе, где избиратель в основном городской или в Татарстане, предположил Туровский. Наименьшая же вероятность там, где много сельских районов и где местные элиты не вполне управляемы, заключил он. →
Депутаты «Справедливой России – За правду» (СРЗП) во главе с Сергеем Мироновым предложили ввести повсеместный императивный мандат. Если депутат любого уровня, избранный по спискам партии, из нее исключается, он должен сразу терять статус. Это ужесточение действующей диспозиции, когда вождям передается больше прав для контроля над активом. Эсэры ссылаются на Конституцию: власть принадлежит народу непосредственно и через представителей, что якобы и закрепляет монополию партий на услуги посредника. С помощью императивного мандата партлидеры хотели бы подстраховаться от утечки кадров к конкурентам, но деградацию политсистемы, похоже, уже не вылечить припарками.
Комментарий Алексея Макаркина:
На что первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил с иронией: «Оппозиционные партии хотят добиться стабильности собственных фракций посредством закрепления депутатов. Но крепостное право отменили еще в 1861 году». И, по его мнению, для СРЗП это более актуально, чем, к примеру, для КПРФ или ЛДПР, из которых пока выходить менее выгодно, чем из СРЗП. →
В преддверии саммита БРИКС, на котором планируется подписать договор о стратегическом партнерстве России и Ирана, наши лидеры встретились в Туркменистане. Им есть что обсудить не только в рамках двусторонних отношений наших стран, но и международного положения. Российский политолог, заместитель директора «Центра политических технологий», профессор ВШЭ Алексей Макаркин видит в Иране две разнонаправленные политические силы. И от их взаимодействия зависит, насколько всеобъемлющим будет партнерство наших стран.
Комментарий Алексея Макаркина:
- Для нашей страны отношения с Ираном важны. Так случилось, что самыми близкими нашими партнерами стали Северная Корея и Иран. В КНДР с 40-х годов правит династия Кимов, и даже при потеплении отношений с Южной Кореей они не обольщаются и не доверяют США. В Иране другая ситуация, там политическая элита более разнородна. Есть консерваторы, которых представлял погибший весной этого года в авиакатастрофе президент Эбрахим Раиси, есть реформаторы, которые пришли к власти в результате внеочередных выборов, выдвинув в президенты Масуда Пезешкиана. Стараниями убитого в 2020 году генерала КСИР (Корпуса стражей исламской революции) Касема Сулеймани началось сближение с Россией, которое продолжилось при Раиси. Они были уверены, что с Западом договорится невозможно. Сейчас президент Ирана принадлежит к той части элиты, которая надеется на возобновление сотрудничества с США. →
В пятницу, 11 октября, мы узнаем лауреата Нобелевской премии мира за 2024 год. Номинированы 286 кандидатов: от папы римского Франциска до бывшего генсека НАТО и экс-премьера Норвегии Йенса Столтенберга. Но российский политолог, заместитель директора «Центра политических технологий», профессор ВШЭ Алексей Макаркин уверен, что настоящую подоплеку выборов кандидата мы узнаем только через полвека, когда раскроют стенограммы обсуждений в комитете по присуждению премии. А директор некоммерческого фонда исследования проблем демократии, участник СВО Максим Григорьев вообще считает, что данная награда полностью дискредитирована своими прошлыми номинантами. Так что прогнозируют эксперты?
Комментарий Алексея Макаркина:
Российский политолог, заместитель директора «Центра политических технологий», профессор ВШЭ Алексей Макаркин считает, что правду о реальных кандидатах на получение премии и аргументацию их права на нее мы узнаем только, когда будут обнародованы протоколы обсуждений в комитете по присуждению Нобелевской премии мира, а именно через 50 лет. «Главная задача комитета: как бы не ошибиться». Потому что в практике его работы есть случаи, когда он попадал под критику правозащитных организаций за своих номинантов. Например, в 1994 году премия мира была вручена Ясиру Арафату за усилия по достижению мира на Ближнем Востоке, которую он полностью опроверг своей последующей политической деятельностью. Алексей Макаркин прогнозирует, что «скорее всего номинантом станет международная организация», потому что им давно не вручалась эта премия, а также из-за ситуации в мире, когда в кандидатуре политика можно ошибиться. →
В информационных ресурсах КПРФ появилось обращение к столичным властям члена президиума ЦК главы юрслужбы партии Георгия Камнева об установлении в Москве памятника Эрнесто Че Геваре. Причем как можно ближе к какому-либо диппредставительству США. Хотя Камнев пояснил «НГ», что это лишь его личная инициатива, похоже, что кампании по продвижению самого узнаваемого символа левого антиамериканизма быть. Эксперты подтвердили, что у инициативы есть неплохие шансы на реализацию в нынешних внешнеполитических условиях. Хотя в обмен, возможно, коммунистам придется немного сократить риторику о борьбе за сохранение всех памятников Ленину.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что хотя Че Гевара – это скорее герой для средневозрастных групп населения, действительно есть сегмент левой молодежи, для которых он свой. Кроме того, тут есть расчет партии на идеологический и ностальгический электорат. При этом он напомнил, что сейчас образ Че существенно коммерциализирован - и за счет этого узнаваем и популярен. И хотя «власть, наверное, не собирается помогать КПРФ рекламировать себя в обществе», но все-таки у этой инициативы есть шанс на реализацию, поскольку есть «немало памятников деятелям государств – союзников как СССР, так и нынешней России». Макаркин напомнил, что в Москве установлены монументы, например, основателю Венесуэлы Симону Боливару (в прошлом году), национальному герою Алжира эмиру Абд аль-Кадиру (тоже в прошлом году) и др. «Конечно, памятник именно революционеру никто ставить не будет, но в контексте международного сотрудничества с Кубой – вполне могут. Но для коммунистов будет непростой задачей привлечь к сотрудничеству по этой инициативе не только сторонников Че Гевары из числа представителей власти, но и кубинских деятелей», – заметил он. →
В Камчатском крае 7 октября прошло заседание конкурсной комиссии по выборам мэра региональной столицы. Кандидаты на пост главы Петропавловска-Камчатского должны представить документы до 25 октября, первый этап конкурса намечен на середину ноября. А в целом порядок работы таких комиссий буквально скопирован с процедуры прямых избирательных кампаний. Эксперты уточнили, что тут скорее имитация, чтобы граждане все-таки поверили в прописанное им электоральное плацебо.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отметил, что конкурсные комиссии – это очередной элемент имитационной демократии. «О процедуре назначения новых градоначальников пишут местные газеты, говорит местное телевидение. Но людям, конечно, важны выборы, схожей с прямыми выборами процедурой никого не обманешь. Избирателям нужно ощущение, что они сами что-то решают, от них что-то зависит. Процедура назначения, при всей возможной схожести, такого ощущения не дает», – подчеркнул эксперт. →
Официальные ресурсы КПРФ отчитались о том, что завершились очередные этапы обучения в двух образовательных учреждениях партии. Секретари низовых отделений из 27 регионов получили навыки идеологической и агитационно-пропагандистской работы. Они выслушали и лекцию о своеобразии международной и внутриполитической ситуации от самого Геннадия Зюганова. А профсоюзные активисты в Петербурге прошли курсы «активной борьбы» за трудовые права. Эксперты напомнили, что коммунисты сохраняют оба направления своей деятельности, стараясь укреплять отношения с властью и обществом отдельно.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что партийно-политическая работа с активом обязательна, а каков актив – такова и работа: «Любая партия, а тем более – идеологическая грешит тем, что у нее есть практическая деятельность, а есть риторика. Например, народные приемные ЛДПР сочетаются с брошюрами Жириновского «Последний вагон на Север», «Последний бросок на Юг», а центры защиты прав граждан СРЗП – с патриотической и советской риторикой. А у КПРФ ядро и актив еще более идеологизированые, она просто обязана вспоминать о своих корнях, говорить об СССР, буржуазии, угрозе Запада и т.д. Хотя при этом и ведет конкретную работу с профсоюзами и гражданами». →
До середины августа 2025 г. Центризбирком (ЦИК) должен представить нижней палате парламента новую схему одномандатных избирательных округов – вместо действующей с осени 2015 г. Депутаты должны будут внести и принять соответствующий закон на ближайшие 10 лет. При этом за последние 10 лет сильно изменились обстоятельства, которые влияют на нарезку 225 округов (их количество зафиксировано в законе о выборах депутатов Госдумы и не зависит от числа субъектов РФ). В частности, составление новой схемы будет проходить с учетом корректировки численности населения в регионах и появления четырех новых субъектов Федерации.
Комментарий Ростислава Туровского:
Если число округов на выборах в Госдуму не изменится, то какие-то регионы могут потерять по одному депутату, согласен вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Компенсации за потерю округа могут быть только неофициальными, полагает он: «Например, таким регионам дадут больше проходных мест в списке». Но для этого надо будет дать больший вклад в победу партии власти, допускает он. →