16/03/2017
Кабинет министров рекомендовал российских металлургическим холдингам, в том числе структурам Алишера Усманов и Алексея Мордашова, рассмотреть возможность поставок железной руды на предприятия ДНР и ЛНР. Об этом со ссылкой на источники сообщает информационное агентство РБК.
Комментарий Георгия Чижова:
Российские холдинги действительно могут начать поставки сырья на заводы непризнанных республик, если Москвой принято такое решение. Однако в настоящее время вопросы поставок уже не являются главными на повестке дня.
Последствия железнодорожной блокады территорий ДНР и ЛНР все более ощутимы. Есть подозрение, что в последние дни украинская власть даже предприняла некий зондаж ситуации, примеряясь, не разогнать ли участников блокады. Один из так называемых «редутов», центров транспортной блокады, был взят под контроль представителями правоохранительных органов; тех, кто осуществлял блокаду, задержали (правда, практически сразу отпустили). Таким образом, эта блокада была демонстративно прорвана, но это привело к серьезным протестам.
Конечно, говоря о «серьезных протестах», мы не имеем в виду масштаб выступлений конца 2013 - начала 2014 годов. Но, тем не менее, выступления начались как в Киеве, так и в некоторых регионах. В городе Луцке протестующие, например, даже захватили здание Волынской областной администрации. В общем, стало очевидно, что идея блокады находит поддержку у части украинского общества, и очевидно это стало не только по акциям протеста, но и по реакциям в социальных сетях, и по иным признакам.
А украинская власть все же к общественному мнению прислушивается, и достаточно внимательно. И, похоже, был взят курс на деэскалацию - или какой-то другой способ решения проблемы. В частности, Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение (еще до конца не понятна точная формулировка, но суть ясна): с сегодняшнего дня устанавливается полная транспортная блокада непризнанных ДНР и ЛНР. Исключение делается только гуманитарных грузов.
Эта мера принимается в знак протеста по поводу взятия украинских предприятий под контроль руководством непризнанных республик. Надо сказать, ситуация с предприятиями еще неясна: непонятно, идет ли речь еще о временно управлении или же о переподчинении этих заводов. Сам Ринат Ахметов и топ-менеджеры его структур в последние дни заявляют об утрате контроля над предприятиями, но это тоже формулировка довольно лукавая, допускающая сомнения: говорят ли они об утрате оперативного контроля или о том, что предприятия отобраны?
Словом, понять ситуацию до конца сейчас сложно. Возможно, власть пытается взять на себя инициативу по блокаде. А возможно, это повышение ставок в некоем торге; или, возможно, это движение навстречу протестующим. Думаю, яснее станет в ближайшие дни.
Одновременно с решением о полной транспортной блокаде Совет национальной безопасности и обороны принял решение о том, чтобы в течение суток СБУ и Национальный банк проанализировали деятельность дочерних структур российских банков в стране и сделали вывод о целесообразности введения каких-либо санкций. Это еще одно требование центров блокады, напомню. Так что пока все выглядит как, с одной стороны, шаг властей навстречу протестующим, а с другой стороны - как перехват инициативы на этих важных направлениях.
Что произойдет при этом со структурами холдинга СКМ Рината Ахметова, сказать очень трудно. Будут ли предприятия у него действительно изъяты или начнут работать по новой схеме?
Понятно, что когда российское руководство рекомендует (по сути, приказывает) поставлять железную руду на эти предприятия, экономика тут стоит, наверное, на последнем месте - это вопрос политической воли. А вот что дальше делать с продукцией? Просто продавать ее за рубеж, видимо, не удастся. Но, думаю, существует масса схем, по которым продукция может продаваться, допустим, в Россию, а что-то с российского рынка - за рубеж. То есть, как-то выкрутиться тут можно, хотя определенные сложности и будут.
Однако главным остается вопрос, кому будут принадлежать предприятия: прежним собственникам (хотя при этом фактически выйдут из украинской юрисдикции) или нет? Может быть, их национализируют, отберут, отдадут новым хозяевам? Судя по намекам представителей СКМ, по стилистике высказываний самого Ахметова, речь как будто идет об отъеме. Но формулировки выписаны таким образом, что на деле может иметься в виду и другое.
Думаю, если решение о поставке руды для предприятий из России принято, то поставки - не проблема. Но предприятия там очень разные.
Что касается угля, который добывался в Донецкой и Луганской области и продавался в Украину, то его куда-то девать очень трудно: добыча угля давно уже не рентабельна по всей Европе. Мы помним, как в 1980-е годы Маргарет Тэтчер закрывала шахты в Великобритании; еще раньше закрывались шахты в Германии; а в 1990-е годы были закрыты большинство шахт российского Донбасса. И города в Ростовской области, которые были преимущественно шахтерскими, до сих пор остаются довольно-таки депрессивными - хотя там пытались как-то переучивать шахтеров, да и прошло с тех пор уже почти 20 лет.
Так что Украина до последнего времени оставалась чуть ли не последней страной в Европе, которая дотировала добычу угля.
Правда, это речь шла о государственных шахтах. Шахты Рината Ахметова оставались рентабельными до последнего времени, но трудно сказать, по каким причинам. По объективным - то есть, потому что себестоимость была невысока? Или же потому, что были достигнуты договоренности о высоких тарифах, по которым они продавали уголь своим же (то есть, принадлежащим тем же собственникам) ТЭЦ - и это, в свою очередь, формировало завышенный тариф на электроэнергию?
Если сейчас вся эта схема будет поломана, это приведет к очень важным экономическим последствиям для Украины, причем не только негативным. Более того, с учетом, что отопительный сезон сейчас фактически закончился, а до начала нового еще много времени, Украина может попробовать избавиться от зависимости от донецкого угля, и это может очень изменить экономическую картину жизни - в первую очередь, на территории непризнанных республик.
Ситуация меняется, что называется, в режиме реального времени. Понятно, что полная транспортная блокада - это ненадолго, потому что довольно много людей ежедневно ездит через линию разграничения по разным делам, и для них это все крайне неудобно. Понятно, что альтернативой будут поездки через территорию России - многие и сейчас так ездят, особенно те, у кого есть средства (потому что это, конечно, дольше и дороже, но спокойнее). Тем не менее, поток через эти блок-посты был очень велик: кто-то так ездит на работу, кто-то - к родственникам. Словом, остановить это надолго очень сложно.
Вопросы же поставок и торговли оказались теперь немного смещены с повестки дня: пока есть полная транспортная блокада, понятно, что никакие поставки и никакая торговля невозможны. Но вот куда из этой блокады украинское руководство рассчитывает вырулить, это вопрос другой.
Пока в столе Госдумы лежит законопроект о приведении местного самоуправления (МСУ) к единой системе публичной власти, регионы уже реализовали почти все его ключевые постулаты. Например, буквально повсеместно прямые выборы глав муниципалитетов заменены отбором через конкурсные комиссии. Но и те становятся ненужными, скажем, в Саратове решили, что достаточно временной администрации. МСУ упрощают по вертикали: губернаторы, став чиновниками, хотят тех же мэров и назначать, и быстро менять.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что чиновничья вертикаль «все больше отстраивается и достраивается». И это следствие принятых четыре года назад поправок в Конституцию, реализация концепции единой системы публичной власти. Эксперт отметил, что выборы воспринимаются властью как риск, даже в последние годы бывали случаи, когда побеждал несанкционированный кандидат, последний, кстати, был в иркутском Братске. «Если на региональном уровне консолидация сохраняется и центром притяжения становится направленный президентом губернатор, то на муниципальном уровне действует политическая конкуренция, идут расколы элит, а для партий парламентской оппозиции кандидат в мэры от власти вовсе не центр притяжения. Иногда и вовсе двое лояльных власти кандидатов борются. Не говоря уже о том, что выбрать могут несогласованного кандидата или даже оппозиционера. Вот и есть желание достроить вертикаль власти до конца», – подчеркнул Макаркин. →
Коммунисты в последние дни стали выступать с жесткими высказываниями в сторону власти и инициативами, призванными подчеркнуть оппозиционность партии. Например, лидер КПРФ Геннадий Зюганов в обращении к молодежи обещал ей защиту от перегибов в борьбе за демографию. Усилилось внимание левых к острым ситуациям в ряде регионов, также они настойчивее требуют прекратить преследования партактивистов. Это выглядит попыткой вернуться к политике контрпозиционирования, то есть пересмотреть самоограничения в рамках СВО-консенсуса.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что в реальности коммунисты от своей оппозиционности стратегически никуда и не уходили. →
По словам главы ЦИК Памфиловой, выборы этого года прошли успешно, а новейшие разработки надо применять по всей стране
Комментарий Ростислава Туровского:
Большинство регионов пока не готовы к заявительному порядку голосования по бумажным бюллетеням, особенно в глубинке, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Но, говорит он, возможны отдельные точечные эксперименты в регионах с большими городами. Например, такую практику могут поддержать в Севастополе, где избиратель в основном городской или в Татарстане, предположил Туровский. Наименьшая же вероятность там, где много сельских районов и где местные элиты не вполне управляемы, заключил он. →
Депутаты «Справедливой России – За правду» (СРЗП) во главе с Сергеем Мироновым предложили ввести повсеместный императивный мандат. Если депутат любого уровня, избранный по спискам партии, из нее исключается, он должен сразу терять статус. Это ужесточение действующей диспозиции, когда вождям передается больше прав для контроля над активом. Эсэры ссылаются на Конституцию: власть принадлежит народу непосредственно и через представителей, что якобы и закрепляет монополию партий на услуги посредника. С помощью императивного мандата партлидеры хотели бы подстраховаться от утечки кадров к конкурентам, но деградацию политсистемы, похоже, уже не вылечить припарками.
Комментарий Алексея Макаркина:
На что первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил с иронией: «Оппозиционные партии хотят добиться стабильности собственных фракций посредством закрепления депутатов. Но крепостное право отменили еще в 1861 году». И, по его мнению, для СРЗП это более актуально, чем, к примеру, для КПРФ или ЛДПР, из которых пока выходить менее выгодно, чем из СРЗП. →
В преддверии саммита БРИКС, на котором планируется подписать договор о стратегическом партнерстве России и Ирана, наши лидеры встретились в Туркменистане. Им есть что обсудить не только в рамках двусторонних отношений наших стран, но и международного положения. Российский политолог, заместитель директора «Центра политических технологий», профессор ВШЭ Алексей Макаркин видит в Иране две разнонаправленные политические силы. И от их взаимодействия зависит, насколько всеобъемлющим будет партнерство наших стран.
Комментарий Алексея Макаркина:
- Для нашей страны отношения с Ираном важны. Так случилось, что самыми близкими нашими партнерами стали Северная Корея и Иран. В КНДР с 40-х годов правит династия Кимов, и даже при потеплении отношений с Южной Кореей они не обольщаются и не доверяют США. В Иране другая ситуация, там политическая элита более разнородна. Есть консерваторы, которых представлял погибший весной этого года в авиакатастрофе президент Эбрахим Раиси, есть реформаторы, которые пришли к власти в результате внеочередных выборов, выдвинув в президенты Масуда Пезешкиана. Стараниями убитого в 2020 году генерала КСИР (Корпуса стражей исламской революции) Касема Сулеймани началось сближение с Россией, которое продолжилось при Раиси. Они были уверены, что с Западом договорится невозможно. Сейчас президент Ирана принадлежит к той части элиты, которая надеется на возобновление сотрудничества с США. →
В пятницу, 11 октября, мы узнаем лауреата Нобелевской премии мира за 2024 год. Номинированы 286 кандидатов: от папы римского Франциска до бывшего генсека НАТО и экс-премьера Норвегии Йенса Столтенберга. Но российский политолог, заместитель директора «Центра политических технологий», профессор ВШЭ Алексей Макаркин уверен, что настоящую подоплеку выборов кандидата мы узнаем только через полвека, когда раскроют стенограммы обсуждений в комитете по присуждению премии. А директор некоммерческого фонда исследования проблем демократии, участник СВО Максим Григорьев вообще считает, что данная награда полностью дискредитирована своими прошлыми номинантами. Так что прогнозируют эксперты?
Комментарий Алексея Макаркина:
Российский политолог, заместитель директора «Центра политических технологий», профессор ВШЭ Алексей Макаркин считает, что правду о реальных кандидатах на получение премии и аргументацию их права на нее мы узнаем только, когда будут обнародованы протоколы обсуждений в комитете по присуждению Нобелевской премии мира, а именно через 50 лет. «Главная задача комитета: как бы не ошибиться». Потому что в практике его работы есть случаи, когда он попадал под критику правозащитных организаций за своих номинантов. Например, в 1994 году премия мира была вручена Ясиру Арафату за усилия по достижению мира на Ближнем Востоке, которую он полностью опроверг своей последующей политической деятельностью. Алексей Макаркин прогнозирует, что «скорее всего номинантом станет международная организация», потому что им давно не вручалась эта премия, а также из-за ситуации в мире, когда в кандидатуре политика можно ошибиться. →
В информационных ресурсах КПРФ появилось обращение к столичным властям члена президиума ЦК главы юрслужбы партии Георгия Камнева об установлении в Москве памятника Эрнесто Че Геваре. Причем как можно ближе к какому-либо диппредставительству США. Хотя Камнев пояснил «НГ», что это лишь его личная инициатива, похоже, что кампании по продвижению самого узнаваемого символа левого антиамериканизма быть. Эксперты подтвердили, что у инициативы есть неплохие шансы на реализацию в нынешних внешнеполитических условиях. Хотя в обмен, возможно, коммунистам придется немного сократить риторику о борьбе за сохранение всех памятников Ленину.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что хотя Че Гевара – это скорее герой для средневозрастных групп населения, действительно есть сегмент левой молодежи, для которых он свой. Кроме того, тут есть расчет партии на идеологический и ностальгический электорат. При этом он напомнил, что сейчас образ Че существенно коммерциализирован - и за счет этого узнаваем и популярен. И хотя «власть, наверное, не собирается помогать КПРФ рекламировать себя в обществе», но все-таки у этой инициативы есть шанс на реализацию, поскольку есть «немало памятников деятелям государств – союзников как СССР, так и нынешней России». Макаркин напомнил, что в Москве установлены монументы, например, основателю Венесуэлы Симону Боливару (в прошлом году), национальному герою Алжира эмиру Абд аль-Кадиру (тоже в прошлом году) и др. «Конечно, памятник именно революционеру никто ставить не будет, но в контексте международного сотрудничества с Кубой – вполне могут. Но для коммунистов будет непростой задачей привлечь к сотрудничеству по этой инициативе не только сторонников Че Гевары из числа представителей власти, но и кубинских деятелей», – заметил он. →
В Камчатском крае 7 октября прошло заседание конкурсной комиссии по выборам мэра региональной столицы. Кандидаты на пост главы Петропавловска-Камчатского должны представить документы до 25 октября, первый этап конкурса намечен на середину ноября. А в целом порядок работы таких комиссий буквально скопирован с процедуры прямых избирательных кампаний. Эксперты уточнили, что тут скорее имитация, чтобы граждане все-таки поверили в прописанное им электоральное плацебо.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отметил, что конкурсные комиссии – это очередной элемент имитационной демократии. «О процедуре назначения новых градоначальников пишут местные газеты, говорит местное телевидение. Но людям, конечно, важны выборы, схожей с прямыми выборами процедурой никого не обманешь. Избирателям нужно ощущение, что они сами что-то решают, от них что-то зависит. Процедура назначения, при всей возможной схожести, такого ощущения не дает», – подчеркнул эксперт. →
Официальные ресурсы КПРФ отчитались о том, что завершились очередные этапы обучения в двух образовательных учреждениях партии. Секретари низовых отделений из 27 регионов получили навыки идеологической и агитационно-пропагандистской работы. Они выслушали и лекцию о своеобразии международной и внутриполитической ситуации от самого Геннадия Зюганова. А профсоюзные активисты в Петербурге прошли курсы «активной борьбы» за трудовые права. Эксперты напомнили, что коммунисты сохраняют оба направления своей деятельности, стараясь укреплять отношения с властью и обществом отдельно.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что партийно-политическая работа с активом обязательна, а каков актив – такова и работа: «Любая партия, а тем более – идеологическая грешит тем, что у нее есть практическая деятельность, а есть риторика. Например, народные приемные ЛДПР сочетаются с брошюрами Жириновского «Последний вагон на Север», «Последний бросок на Юг», а центры защиты прав граждан СРЗП – с патриотической и советской риторикой. А у КПРФ ядро и актив еще более идеологизированые, она просто обязана вспоминать о своих корнях, говорить об СССР, буржуазии, угрозе Запада и т.д. Хотя при этом и ведет конкретную работу с профсоюзами и гражданами». →
До середины августа 2025 г. Центризбирком (ЦИК) должен представить нижней палате парламента новую схему одномандатных избирательных округов – вместо действующей с осени 2015 г. Депутаты должны будут внести и принять соответствующий закон на ближайшие 10 лет. При этом за последние 10 лет сильно изменились обстоятельства, которые влияют на нарезку 225 округов (их количество зафиксировано в законе о выборах депутатов Госдумы и не зависит от числа субъектов РФ). В частности, составление новой схемы будет проходить с учетом корректировки численности населения в регионах и появления четырех новых субъектов Федерации.
Комментарий Ростислава Туровского:
Если число округов на выборах в Госдуму не изменится, то какие-то регионы могут потерять по одному депутату, согласен вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Компенсации за потерю округа могут быть только неофициальными, полагает он: «Например, таким регионам дадут больше проходных мест в списке». Но для этого надо будет дать больший вклад в победу партии власти, допускает он. →