06/09/2017
Россия выступила за введение миротворцев ООН на территорию Донбасса, пишет газета «Ведомости». Однако предложения на этот счет российского лидера заметно отличаются от ранее озвученных предложений украинского президента.
Комментарий Георгия Чижова:
После осознания всеми сторонами тупиковости нынешней ситуации на востоке Украины и после ряда встреч, в ходе которых появилась надежда на то, что ситуация как-то изменится, логично было ожидать каких-то инициатив с российской стороны. Хотя, конечно, никто не ожидал, что эта инициатива сразу же устроит сторону украинскую.
При этом президент Украины Петр Порошенко уже давно настаивает на размещении в зоне боевых действий миротворцев - вооруженной миссии ОБСЕ, как обычно говорится. Причем для Украины принципиально, чтобы эти миротворцы находились не только на линии разграничения, но и на внешней российско-украинской границе, которая сейчас ею не контролируется. А вот именно с этим-то Россия и не согласна. Поэтому несмотря на инициативу Владимира Путина принципиальное различие в подходах сторон остается.
Различие это заключается в ответе на вопрос, должна ли Украина контролировать свою границу с Россией в Донецкой и Луганской областях или нет. Понятно, что украинская сторона считает: пока не будет восстановлен контроль над границей, не прекратится поток вооруженных людей и вооружений, никакой прогресс в мирном процессе, в общем-то, невозможен.
Есть тут и второй спорный вопрос, который уже возникал прежде - не знаю, дошли ли до него сейчас, но он неизбежно возникнет. Это - состав миротворческой миссии. Потому что для Украины, конечно, принципиально, чтобы российские военнослужащие в этот состав не входили. Наоборот, украинская сторона хотела бы видеть там военнослужащих из стран-членов НАТО - думаю, ей не принципиально, каких именно, но тем не менее - чтобы из их числа. Если же Россия скажет, что натовских солдат там быть не может, то, в общем, возникнут вопросы, из каких же стран призывать воинские контингенты. Потому что, конечно, Украина видит дело так, что именно европейцы должны помогать устанавливать мир на их территории. Ну, а европейские страны в большинстве своем в НАТО входят.
Но мне кажется, как раз здесь какой-то компромисс возможен - если Россия сможет отказаться от обязательности участия своих военнослужащих. Потому что на них-то Украина, скорее всего, не согласится. Или же со стороны Украины может быть небольшой компромисс такого рода: она согласится, чтобы российские военнослужащие в миротворческой миссии были, но чтобы их было мало и они были подчинены иностранному руководству. Хотя думаю, что это будет непросто. Потому что если, допустим, украинский президент согласится на подобное, его могут обвинить в предательстве его страны - поскольку Украина считает Россию стороной конфликта, а ее армию - так или иначе воюющей.
Думаю, два этих основных различия в подходах как были, так и остаются. И если со вторым еще можно искать какие-то пути преодоления, то с первым совершенно непонятно пока, что делать. Вопрос о контроле над границей, конечно, является ключевым. Есть ли шансы на достижение компромисса? Скажем так: сейчас был сделан некий шаг. Предполагать, что уже этот шаг приведет к результату, оснований нет. Но то, что он может стать частью какого-то пути, сложного и непрямого, я готов допустить.
Опять-таки, пока очень трудно судить, действительно ли Россия проявляет добрую волю или просто делает некий формальный шаг, чтобы от нее отстали. Мол, вот, мы же предложили вариант! Чего тут больше - формальности или все-таки начала достижения реальной договоренности, мы узнаем по последствиям, по тому, как дальше пойдут переговоры.
Может ли какая-то из сторон неким образом «продавить» свой вариант через Совет безопасности ООН? Не может, вариант должен быть именно компромиссный. Но Украина будет очень стараться не оказаться виноватой в торможении мирного процесса - ей принципиально важно одобрение западных партнеров. Россия же, как enfant terrible в мировой политике, в общем, может себе позволить ни с кем не считаться. Но, однако же, видимо, нынешняя ситуация, которая на Донбассе сложилась, ее не вполне устраивает.
Хотя эта ситуация и не является для нее критической - в принципе, Москва может и согласится с тем, чтобы все так и оставалось в ближайшие годы. Для России это не так дорого стоит, как говорят в той же Украине. Поскольку Россия не брала на себя обязательств подтягивать территории непризнанных ДНР и ЛНР до российских стандартов и, в общем, не имеет практически никаких обязательств по отношению к тамошнему населению.
Но потенциально сохранение этой ситуации гарантированно сохраняет и антироссийские санкции, причем они становятся все более заметными - несмотря на то, что российские власти заявляют, что жить стало лучше. И второе: конечно, наличие под боком и под протекцией России таких странных квазигосударственных образований потенциально чревато дестабилизацией в самой России. Не совсем очевидно, как это может быть, но некая неясная тревога на этот счет присутствует.
И думаю, правильно присутствует: там слишком много оружия и слишком развились неформальные криминальные отношения. И хотя российские пограничники стараются это оружие в Россию не пропускать, тем не менее фильтровать все это невозможно. Люди-то, по крайней мере, чрез границу перемещаются. А эти люди, даже те российские добровольцы, которые воюют на Донбассе, тоже представляют собой определенную угрозу. Потому что они уже имеют опыт, в котором государство не монополизирует право на насилие.
Представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что дата визита президента России Владимира Путина в Китай согласована, о ней будет сообщено позднее, пишет РИА Новости. При этом сроки посещения российским лидером КНДР пока не утверждены. Он добавил, что в октябре в Северную Корею отправится глава МИД России Сергей Лавров.
Комментарий Алексея Макаркина:На предстоящей встрече в первую очередь будут обсуждаться экономические и политические вопросы. Экономики двух стран сейчас максимально сблизились между собой и это сотрудничество продолжит развиваться. Китай заинтересован в максимально открытой экономике и глобальном мире, большое внимание на переговорах будет уделяться совместным проектам в сфере экономики, программе форума «Один пояс – один путь». →
Константинопольский патриархат вряд ли имеет отношение к выдворению священнослужителей Русской православной церкви (РПЦ) из Болгарии, так как его возможности во влиянии даже на поместные Церкви ограничены, считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Комментарий Алексея Макаркина:«Константинополь не может влиять на болгарское правительство, и, кроме того, Болгарская церковь является автокефальной. Константинополь сейчас уговаривает ее признать автокефалию Православной церкви Украины, но пока Болгарская церковь от этого воздерживается. Поэтому я не преувеличивал бы здесь роли церковной дипломатии. Думаю, что это общая проблема российско-болгарских межгосударственных отношений: болгарское государство воспринимает Русскую церковь как продолжение российского государства, со всеми вытекающими последствиями», – сказал Макаркин РИА Новости. →
КПРФ «политически» не признает итоги губернаторской избирательной кампании в Алтайском крае (там депутат Госдумы Мария Прусакова не смогла пройти муниципальный фильтр). Об этом заявил лидер партии Геннадий Зюганов. Коммунисты также отказались признать итоги выборов главы Ивановской области (от КПРФ участвовал первый секретарь регионального обкома Александр Бойков). Кроме того, не признаны итоги выборов в заксобрания этого региона и Ростовской области.
Комментарий Алексея Макаркина:Отказ КПРФ признавать результаты выборов не приведет к попытке их реального пересмотра, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Коммунисты, с одной стороны, хотят продемонстрировать, что партия оппозиционная, поскольку «таков запрос их электорального ядра». Их избирателю нужно, чтобы КПРФ оставалась своеобразным «советским и патриотичным критиком власти». С другой стороны, коммунисты учитывают интересы их региональных «активов». Если бы КПРФ признали бы выборы, например, в Алтайском крае, то это могло привести к конфликту с местным активом, говорит Макаркин: «Это страшнее, чем обидеть избирателя, потому что избиратель к следующим выборам это может забыть, а актив ничего не забывает». Но партия не пойдет оспаривать результаты в суды и не будет призывать к акциям протеста, потому что руководство КПРФ не заинтересовано в реальном конфликте с властью, резюмировал эксперт. →
Визит президента России Владимира Путина в Китай находится на этапе подготовки, заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Он добавил, что о деталях поездки Кремль сообщит дополнительно.
Комментарий Алексея Макаркина:На предстоящей встрече в первую очередь будут обсуждаться экономические и политические вопросы. По его словам, экономики двух стран сейчас максимально сблизились между собой и это сотрудничество продолжит развиваться. →
Политолог Макаркин объяснил, почему Азербайджан именно сейчас решил взять под контроль весь Карабах
Инфо24Второй задачей, по словам политолога, является открытие Зангезурского коридора, который должен пройти по территори Армении и соединить западные районы Азербайджана с Нахичеванской автономией. →
Президентская кампания стартовала за три месяца до официального начала Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) представила доклад об итогах единого дня голосования (ЕДГ) 2023 года. Один из них – это рост численности общественных наблюдателей до 35% от общего количества. Установлено, что произошел скачок в технологичности выборов, а все атаки на них успешно отражены. То есть полученный опыт надо применить на президентской кампании, которой, очевидно, дан старт за три месяца до официального начала. Все имеющиеся технологии масштабируют для того, чтобы обеспечить в марте 2024-го высокую явку и информационную защиту главного результата голосования.
Комментарий Алексея Макаркина:Оценки общественного наблюдательского сообщества вполне предсказуемы и понятны для власти, особых претензий к избирательным процессам у того нет. Поэтому вполне закономерно, что количество таких наблюдателей увеличится уже под новую кампанию, тем более, что последует закономерное сокращение наблюдателей партийных. →
Экзарх Африки лишился «опорной базы» в Москве. На сайте Московской епархии РПЦ за подписью патриарха Кирилла 14 сентября появился указ: «Высокопреосвященнейший Леонид (Горбачев), митрополит Клинский, освобождается от должности настоятеля храма Всех Святых, патриаршего подворья на Кулишках г.Москвы». Митрополит Леонид (Горбачев) весьма заметная фигура в церковной иерархии, причем не столько по должности, сколько по геополитическому функционалу, который он выполняет. Есть еще ряд причин, по которым этот указ вызвал живейший интерес публики.
Комментарий Алексея Макаркина:«Смещение с настоятельства митрополита Леонида – определенный знак ему, – размышляет в разговоре с «НГ-религиями» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Во-первых, он проявлял большую публичную активность и сталкивался с интересами других общественных деятелей. Есть поговорка: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Митрополит Леонид нарушил правило, когда архиереи одной епархии не вмешиваются в дела другой. Он же проявлял большую активность в вопросах деятельности Западноевропейского экзархата. Это скорее всего было расценено как нарушение правил игры и тех принципов, которые существуют в церкви. Во-вторых, любая институция стремится к определенной умеренности и старается минимизировать крайности. У тех же, кто проявляет любые несогласованные шаги, либо слишком либеральные, либо слишком реакционные, возникают проблемы. В таких институтах публичная активность всегда должна быть согласованной», – считает эксперт. →
Комментарий Алексея Макаркина:На предстоящей встрече Владимира Путина и Си Цзиньпина в первую очередь будут обсуждаться экономические и политические вопросы, рассказал NEWS.ru политолог, вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его словам, экономики двух стран сейчас максимально сблизились между собой и это сотрудничество продолжит развиваться. →
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин для Telegram-канала НЕЗЫГАРЬ – об очередном витке дискуссии вокруг вступления Турции в Евросоюз.
Комментарий Алексея Макаркина:Отношения Евросоюза и Турции развиваются по уже привычной схеме. Турция получила статус страны-кандидата в 1999 году, но никто в Евросоюзе не может взять на себя ответственность за интеграцию большой мусульманской страны, в которой у власти находится исламистская партия, а политические правила игры резко отличаются от европейских, в том числе в отношении оппозиции и медиа. →
Кандидат, представляющий либеральные силы, может принять участие в выборах 2024 г. Это один из сценариев будущей кампании, говорят четыре близких к администрации президента источника «Ведомостей». В качестве примера подходящего кандидата эти собеседники «Ведомостей» назвали журналиста, бывшего главного редактора «Эха Москвы» (вещание станции приостановлено в 2022 г.) Алексея Венедиктова, признанного иноагентом.
Комментарий Ростислава Туровского:Прежде либеральный кандидат показывал, что «эта часть политического спектра на выборах тоже представлена», сказал вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Он привлекал голоса наиболее преданных сторонников либеральных идей, при этом демонстрируя, что таковых немного. А в 2018 г. таких кандидатов было несколько, говорит Туровский. Трудно представить себе, кто пойдет на эту роль теперь, отмечает он. →