07/09/2024
Новым премьер-министром Франции он назначил Мишеля Барнье, неприемлемого для Нового Народного фронта, которому сам же президент и помог получить относительное большинство во втором туре парламентских выборов.
Комментарий Алексея Макаркина:
Чтобы предотвратить победу Национального объединения, блок Макрона «Вместе за республику» и левый Новый Народный фронт включили механизм «республиканской солидарности» - то есть взаимной поддержки наиболее сильных кандидатов в одномандатных округах против Национального объединения, которое в результате осталось на третьем месте. На первом – левые, на втором макроновцы, на четвертом Республиканцы (голлисты).
Арифметически большинство складывалось в случае раскола Нового Народного фронта и создания центристской коалиции, не включающей в себя из крупных политических сил крайне правое Национальное объединение и крайне левую партию «Непокоренная Франция» Жан-Люка Меланшона (кроме нее, в Новом Народном фронте представлены социалисты, экологисты и коммунисты). Но сколотить коалицию из макроновцев, Республиканцев и левоцентристов не удалось, так как в этом случае немалая часть левого электората обвинила бы социалистов и экологистов в предательстве. Более того, все участники Нового Народного фронта – за отмену повышения пенсионного возраста, что неприемлемо и для Макрона, и для Республиканцев. Однако особенностью политической системы Пятой республики во Франции является то, что президент назначает премьера без участия парламента, и правительству не надо получать вотум доверия. Депутаты могут объявить правительству вотум недоверия – для этого достаточно ситуативной коалиции из разных фракций. Таким образом «правительство меньшинства» может существовать, пока у оппозиции нет сильной мотивации объединиться для его свержения.
В этой ситуации Макрон отклонил предложение Нового Народного фронта назначить на пост премьер-министра малоизвестного во Франции экономиста Люси Касте. И после длительных консультаций назначил премьером одного из опытнейших французских политиков, члена партии Республиканцы Мишеля Барнье. Он родился в 1951 году, впервые был избран депутатов в 1978-м (через несколько месяцев после рождения Макрона) и получил общенациональную известность в 1992-м как сопредседатель оргкомитета зимних Олимпийских игр в Альбервиле (в своем избирательном округе). Барнье занимал несколько министерских постов в правоцентристских правительствах, был еврокомиссаром и главным переговорщиком с Великобританией по поводу «Брэксита».
В 2021 году Барнье неудачно претендовал на выдвижение своей кандидатуры в президенты от Республиканцев. И тогда он сильно эволюционировал вправо по вопросам миграции – а это главный вопрос для Национального объединения. Видимо, Макрон рассчитывает на то, что партия Ле Пен-Барделла не будет создавать негативную коалицию с Новым Народным фронтом для свержения кабинета Барнье, если тот будет проводить политику ограничения миграции. Впрочем, Национальное объединение еще заинтересовано в избирательной реформе – переходе от мажоритарной к пропорциональной системе, которая сделает невозможной «республиканскую солидарность» - и в досрочных парламентских выборах до президентских, которые состоятся в 2027-м. Но здесь крайне правые могут столкнуться с нежеланием партий Нового Народного фронта (кроме, возможно, меланшоновцев) поддержать такой проект.
Поэтому Макрон, назначая Барнье, предполагает, что у его кабинета, в который могут войти «Вместе за республику» и Республиканцы, будет определенный запас прочности. Но, в любом случае, речь может идти о нестабильном «правительстве меньшинства», которое будет поддерживать на плаву лишь опыт Барнье по согласованию интересов. И еще немаловажный момент – хотя Национальное объединение в правительство не войдет, но существование кабинета будет невозможным без негласных договоренностей о его лояльности. А это означает, что принцип «республиканской солидарности» подвергнется ревизии – и Национальное объединение фактически выходит из изоляции.
Губернаторские выборы прошли без особых сюрпризов. Из 21 главы региона 18 получили больше 70% голосов. Самый высокий результат у курганского губернатора Вадима Шумкова – 85,17%. В Курганской области на 2-м месте Ольга Дружинина из ЛДПР – 5,49%, затем Виктор Зырянов из КПРФ – 4,37%. На 4-м месте справедливоросс Валерий Державин – 1,76%, на последнем – Ярослав Климко из Партии пенсионеров с 1,7%.
Комментарий Ростислава Туровского:
Результаты губернаторов сильно зависели от опыта их работы на посту и от уровня конкуренции по итогам регистрации, говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «Примечательно, что ряд новых врио получили меньший процент голосов, чем их предшественники». А вот почти повсеместное отсутствие активных соперников могло сыграть по-разному, говорит эксперт: «На периферии обычно оно помогало действующим главам». →
Комментарий Бориса Макаренко:
«В 2021 году президент Владимир Путин посетил координационный центр правительства и обратил особое внимание на важность сбора обратной связи о ходе реализации национальных проектов и их отдельных мер, а также других государственных инициатив. С того времени правительством создана система сбора обратной связи, позволяющая видеть отношение людей к происходящим переменам, оценивать важность тех или иных изменений, видеть изменения приоритетов в стране»,– вспоминает президент Центра политических технологий Борис Макаренко. →
Во второй день губернаторских выборов в рамках единого дня голосования 6-8 сентября (ЕДГ-2024) сменился регион – лидер по явке избирателей. Курскую область, накануне продемонстрировавшую самый высокий процент проголосовавших, потеснил Кузбасс, славящийся крайне высокими результатами выборов еще со времен губернаторства Амана Тулеева. В Кемеровской области по итогам второго дня голосования на участки пришли 54,61% избирателей, в Курской области – 52,02%. Предыдущие губернаторы обоих регионов Сергей Цивилев (Кузбасс) и Роман Старовойт (Курская область) в середине мая перешли в правительство России, врио глав регионов были назначены первые вице-губернаторы соответственно Илья Середюк и Алексей Смирнов. Они баллотируются от «Единой России».
Комментарий Бориса Макаренко:
Очевидно, что куряне демонстрируют гражданское поведение, говорит президент Центра политических технологий Борис Макаренко. «И максимально благоприятные условия были созданы для избирателей в Курской области», – уточнил он. →
Новым премьер-министром Франции он назначил Мишеля Барнье, неприемлемого для Нового Народного фронта, которому сам же президент и помог получить относительное большинство во втором туре парламентских выборов.
Комментарий Алексея Макаркина:
Чтобы предотвратить победу Национального объединения, блок Макрона «Вместе за республику» и левый Новый Народный фронт включили механизм «республиканской солидарности» - то есть взаимной поддержки наиболее сильных кандидатов в одномандатных округах против Национального объединения, которое в результате осталось на третьем месте. На первом – левые, на втором макроновцы, на четвертом Республиканцы (голлисты). →
Несмотря на успех в Тюрингии и Саксонии, «Альтернатива для Германии» (АдГ) не может сформировать там правительство, так как другие партии отказываются от сотрудничества. В Берлине не скрывают радости, однако время работает на правых. Что происходит в Германии – в материале РИА Новости.
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин связывает это с историей Германии. Так, у старшего поколения АдГ ассоциируется с Третьим рейхом, в то время как левые – с ГДР. →
По итогам первого дня голосования 6 сентября на выборах губернаторов самая высокая явка оказалась в граничащей с Украиной Курской области, где введен режим контртеррористической операции (КТО) – с учетом досрочного голосования к 20:00 мск там выразили свою волю 46,94% избирателей (это 363 838 человек). С помощью дистанционного электронного голосования (ДЭГ) проголосовали 55 040 избирателей. Регион лидировал с самого старта голосования: уже к 10:00 явка составила 39,64%.
Комментарий Ростислава Туровского:
В Курской области особенно важно продемонстрировать активность и сплоченность, подчеркнул вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. →
Невысокая явка в первый день выборов губернатора Оренбургской области связана с рисками протестного голосования. По мнению федеральных политологов, организаторы кампании сознательно сдерживают явку, чтобы провести выборы спокойно.
Комментарий Ростислава Туровского:
«В регионах, где выше риски протестных настроений, отказались от кампании по наращиванию явки в первый день голосования . Можно ожидать, что и в целом кампании там будут проходить более спокойным образом, без цели добиться высокой явки любой ценой», – сказал «Ведомостям» вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. →
Калининградская область стала одним из девяти регионов, где в ходе выборов губернатора пройдет предвыборная акция для повышения явки, сообщают «Ведомости». Всего выборы глав регионов в единый день голосования пройдут в 21 субъекте РФ.
Комментарий Ростислава Туровского:
Более скоординированный характер акции по повышению явки имеют на выборах президента – и они же имеют более заметный результат, цитируют «Ведомости» вице-президента Центра политических технологий Ростислав Туровский. «На региональных выборах нередко существуют опасения того, что «неконтролируемый» рост явки всколыхнет и недовольный электорат, особенно там, где у губернаторов велик антирейтинг», - заявил эксперт. Туровский считает, что такие акции на губернаторских выборах затрагивают малую часть избирателей и решающим фактором не являются. →
Комментарий Алексея Макаркина:
Эксперт Алексей Макаркин рассуждает о том, что парламентские партии не охватывают в интернете даже 2% потенциального электората: →
Комментарий Алексея Макаркина:
Что это означает? Заключать под стражу ранее несудимого гражданина, обвиняемого в совершении ненасильственных преступлений, в странах Евросоюза можно в исключительных случаях. Например, когда есть серьезные основания полагать, что он сбежит из страны – бремя доказывания лежит на правоохранителях. Причем наличие многомиллионного состояния и паспортов других государств такими основаниями не являются. Или же если фигурант ранее скрывался от правоохранительных органов, выражая явное желание избежать суда. Таково «дело Ассанжа», когда фигурант несколько лет укрывался в посольстве Эквадора в Лондоне и покинул его не по собственной воле. →