12/07/2024
Политолог Макаренко о диалоге и справедливости В третьем чтении законопроекты о совершенствовании налоговой системы Дума приняла с консенсусной поддержкой. Неожиданностью это не стало: весь ход обсуждения этих мер показывал, что они и пользуются поддержкой в обществе, и с пониманием воспринимаются всеми думскими фракциями. В чем же секреты успеха?
Комментарий Бориса Макаренко:
1. Плоская шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ) была принята в 2001 году и свою историческую задачу выполнила: она позволила «вывести из тени» не все, но значительную часть доходов граждан и тем самым пополнить казну. Причем происходило это в условиях, когда налоговая служба была гораздо в меньшей степени способна «разглядеть» и учесть эти доходы (не только по причине гораздо меньшей вооруженности современными IT-технологиями). Было ясно, что переход к прогрессивной шкале налогообложения, принятой в большинстве стран мира,– дело времени. Вопрос – когда и как это произойдет?
2. Вот что, пожалуй, главное: впервые заявив (в Послании Федеральному собранию) о необходимости совершенствования налоговой системы, Президент России В. В. Путин сделал акцент на справедливости подобных мер. И этот вектор был последовательно выдержан на всех этапах подготовки, обсуждения и принятия новых законодательных актов. А в чем эта справедливость? Осмелимся предположить – не только и даже не столько в цифрах повышенных ставок. И даже не в том, что все опросы общественного мнения в последние годы показывали, что за введение прогрессивной шкалы высказывается абсолютное большинство россиян. Справедливость – и в установлении пороговых значений – чтобы под повышенное обложение не попали доходы средние или чуть превышающие средние. И в том, что с суммы до 200 тыс. рублей среднемесячного дохода все платят равный процент подоходного налога, а повышенная ставка распространяется только на сумму, превышающую этот порог, причем по весьма умеренной шкале. И в том, чтобы учесть мнение разных групп «зарабатывающего» населения, которые привыкли «считать копейку», чтобы не подрубить стимулы к активной экономической деятельности. Да, это «меньшинства», но очень важные для экономики и здоровой социальной среды. И в том, чтобы адресно поддержать уязвимые слои, например семьи с детьми. Да, и еще одно – чтобы процесс обсуждения и приятия новых мер проходил гласно и прозрачно.
3. У правительства стало получаться то, что раньше получалось, мягко скажем, не очень хорошо. Оно оказалось способно взглянуть на свои законодательные новации не только глазами финансистов-технократов (это оно умело и раньше), но и глазами тех, кому по этим законам жить и работать, понять их интересы и озабоченности. Вот несколько примеров. Во-первых, шкала повышенного НДФЛ, как показано выше, весьма умеренная – а потому приемлемая для тех, кто будет по ней платить, отторжения и желания «уйти в тень» она не вызовет. Во-вторых, особым порядком облагаются некоторые специфические виды доходов, например от дивидендов на банковские продукты (чтобы не дестимулировать продуктивные вложения средств) или «северные надбавки» – их платят тем, кто живет в суровых климатических условиях и, кстати, зачастую платит за привычные товары и услуги дороже, чем те, кто живет на «большой земле». В-третьих, семьям с двумя и более детьми (многие из которых оказывались в крайне неприятной ситуации «работающих бедных») дана возможность возвращать часть НДФЛ, т. е. фактически платить его по пониженной ставке. В-четвертых, весьма деликатно подошли к доходам самозанятых – когорта людей, зарабатывающих, как правило, не очень много, но выполняющих важные для общества функции и создавших рабочие места для себя самостоятельно.
4. Если основная часть НДФЛ как зачислялась, так и будет зачисляться в региональные и местные бюджеты, то доходы от повышенных налогов пойдут в бюджет федеральный. В этом тоже немалый смысл. Во-первых, эти деньги, как заявлено, будут расходоваться преимущественно на новые и приоритетные национальные проекты и выполнение поручений президента. Во-вторых, не секрет, что в «богатых» регионах людей с высокими доходами больше, чем во всех прочих (их больше и в крупных городах по сравнению с остальными типами населенных пунктов). И именно их доходы уйдут в центр и будут потрачены на расходы в других регионах – тем самым несколько смягчаются диспропорции в доходах между разными категориями и типами поселений.
5. До сих пор мы говорили почти исключительно о подоходных налогах, но пакет новшеств касается и налогообложения бизнеса. Подробный их анализ требовал бы отдельного текста, но мы отметим вкратце лишь главное. Эти новации не «зажимают» бизнес (как не «прижимает» трудовую активность новый формат НДФЛ), но дисциплинируют его. Да, повысилась ставка налога на прибыль, но повысилась очень аккуратно: это повышение не затронет 95% малого бизнеса (и самозанятых, как указывалось выше), а инвестиции бизнеса будут поддержаны серьезными стимулирующими мерами.
6. И последнее – по порядку, но не по важности. На всех этапах подготовки и прохождения новаций правительство работало в диалоговом режиме. Не только с депутатами Федерального собрания, но и с ведущими бизнес-ассоциациями. Эти ассоциации в последние годы регулярно обсуждают с органами власти как текущую ситуацию в экономике, так и предлагаемые новации: так вот, на этот раз принципиальных возражений с их стороны не последовало – значит, к их мнению прислушались.
Мы начали с того, что назвали прохождение налоговых новаций успехом. Не поспешили ли мы с такой оценкой? Думаю, что ответ получим в недалеком будущем. И тут важно не только, как эти новации заработают в 2025 году, еще существеннее – станет ли отработанный на их принятии алгоритм учета разных интересов и «диалогового режима» привычным для работы правительства.
Генассамблея ООН приняла резолюцию о ситуации в Сирии. В предложенном членами Лиги арабских государств документе содержится призыв к официальному Дамаску прекратить кровопролитие и нарушения прав человека. «За» проголосовали 137 стран, 17 воздержались, «против» – 12. Россия в том числе.
Комментарий Алексея Макаркина:
Россия в нынешней ситуации не может прямо защищать Асада, но фактически защищает его, выступая за то, чтобы согласиться с предложениями сирийского президента по проведению в стране референдума, – считает зам. гендиректора Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН. – Есть два фактора, определяющих российскую позицию. Первый: Сирия – наш последний партнер на Ближнем Востоке, наш клиент, покупающий оружие и предоставляющий свои порты для захода российских кораблей. Вторая причина лежит за пределами Сирии: Россия не хочет, чтобы внутриполитические вопросы подлежали международному обсуждению. С точки зрения России, вопросы государственного суверенитета выше прав человека. Ливийская история укрепила эту позицию. Москва согласилась в свое время на Ливию, но, после того как выяснилось, что «ливийская резолюция» стала основанием для военного вмешательства, Россия резко ужесточила свою позицию. И в России не знают, кто будет следующим: Ливия, Сирия… И если российская власть, скажем, столкнется с оппозицией, не окажется ли она под ударом? Или события на Северном Кавказе – не станут ли они основанием для вмешательства? В результате мы получаем, что Запад и арабы будут действовать в обход ООН. Скорее всего, признают сирийскую оппозицию легитимной стороной конфликта, после этого ей можно будет открыто направлять оружие, военных советников. Может, попытаются создать «свободную зону» на севере Сирии, где оппозиционеры могли бы находиться под защитой арабского контингента. Все это будет еще более усложнять отношения между Россией и Западом, равно как между Россией и значительной частью арабского мира. →
Процесс замены управленцев в госаппарате на участников специальной военной операции (СВО) начался. Около десяти боевых командиров получили посты на госслужбе или в госкомпаниях: назначение главы батальона «Спарта» Артема Жоги полпредом президента в Уральском федеральном округе пока стало самым ярким переходом. Все они прошли через новую программу обучения «Время героев», на которую делают ставку в Кремле. «Эксперт» искал пределы смены элит и разбирался, как выпускники «Времени героев» будут конкурировать с участниками аналогичных программ довоенного времени.
Комментарий Ростислава Туровского:
Новые кадровые программы стали одним из инструментов замены элиты и ее обновления в глазах общества еще с 2000-х годов, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. По его мнению, они позволили создать мотивацию к продвижению в политике и органах власти для регионов и для молодых поколений, демонстрируя, что элита не закрылась и что шанс есть у каждого. →
Власти 27 ноября объявят о старте конкурса «Лидеры России. Политика», приуроченного к выборам в Госдуму 2026 г. Впервые такой проект проводился в 2020 г. перед парламентскими выборами 2021 г. О запуске проекта «Ведомостям» сказали три собеседника, близких к администрации президента. По словам одного из них, такой проект является «социальным лифтом», который дает возможности в том числе для будущих кандидатов в депутаты Госдумы 2026 г. Проект реализуется по поручению главы государства «с целью выявления перспективных общественно-политических лидеров, обладающих необходимыми знаниями, навыками и мотивацией к общественно-политической работе, для их дальнейшего обучения, развития в среде единомышленников и погружения в современную политическую среду».
Комментарий Ростислава Туровского:
Конкурс «Лидеры России» традиционно оказывает влияние на обновление и ротацию в элите, хотя в последнее время больше на слуху новые образовательные программы, такие как «Время героев», говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «Но прежний конкурс сохраняет свою нишу. Судя по таймингу, он задумывается в рамках подготовки к кампании 2026 г., чтобы повлиять на отбор кандидатов». →
За несколько дней Минюст отказал в регистрации уже двум новым партиям. Ошибки в документах были найдены у «Рассвета», который возглавляет Екатерина Дунцова (признана в РФ иноагентом). Ранее ту же претензию предъявили Партии любителей пива (ПЛП) Константина Калачева. Эти политструктуры между собой сильно различаются, но власть привела их к общему знаменателю. В кампаниях 2025 года они участвовать не смогут, а значит, теряют шанс выйти на выборы Госдумы – 2026. Минюст уже прореживает и ряды действующих партий, ликвидируя именно электоральных неудачников.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что «сейчас торжествуют и консервативный, и охранительский сценарий». Под последний как раз подпала партия «Рассвет», а жертвой консервативного стала ПЛП. →
Две партии объявили о том, что продолжают свою деятельность в сфере политического образования. В Федеральной партийной школе (ФПШ) «Яблока» прошел четвертый набор, в Центре политической учебы (ЦПУ) ЦК КПРФ собрался 57-й поток. Основные отличия этих образовательных структур в том, что яблочники предлагают как партактивистам, так и сочувствующим практические знания, а коммунисты проводят именно с членами партии занятия более идеологизированные.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ»: «Партшколы всегда имеют идеологический оттенок, даже если партия делает упор на деятельность в качестве электоральной машины. Потому что тогда проще проводить курсы политтехнологов для активистов, а не выстраивать партучебу». Эксперт подчеркнул, что есть партшколы, куда отбор происходит по идеологическому признаку, а есть и такие, где важнее признак просто лояльности к этой партии. «Хотя жесткого разделения сейчас нет, везде учитываются оба фактора, где-то побольше, где-то поменьше. Например, и КПРФ, и «Яблоко» – это партии, которые фактически одни на своем политическом фланге. Так что КПРФ не берет на учебу тех левых, которые критично к ней относятся, а в «Яблоке» отказывают по идеологическим основаниям. Но везде студентов отбирают по принципу «своих людей», – подчеркнул Макаркина. При этом говорить об эффективности тех или иных партшкол можно только из того, какие перед партией стоят задачи. Так что эффективными могут быть и идеологические, и электоральные проекты. →
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин - о предложении Дональда Трампа назначить министром финансов Скотта Бессента.
Комментарий Алексея Макаркина:
Важный момент – серьезность Трампа в выборе министра финансов. Обсуждения продолжались достаточно долго (по нынешним трамповским меркам) и выбор был сделан в пользу самого системного из реальных кандидатов. То есть Трамп может эпатировать элиты спорными кандидатурами, но когда речь идет о деньгах, он далек от всякого эпатажа. И в ходе своего первого срока активно тасовал министров, но не трогал Минфин, который все четыре года возглавлял Стивен Мнучин. →
На митинг 24 ноября в Якутске вышло не более 50 человек с протестом против решения отменить право граждан самим избирать мэра региональной столицы. Пока Республика Саха остается одним из четырех субъектов РФ в Сибири и на Дальнем Востоке, где такие выборы сохранялись. Но скоро данная аномалия, видимо, будет везде ликвидирована. Среди населения прямые выборы, похоже, уже не имеют поддержки, что показала и нынешняя акция. А федеральный Центр, очевидно, негативно воспринимает все то, что противоречит единой системе публичной власти.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ»: «Видимо, власти города заранее предполагали, что яблочный митинг будет с небольшим числом участников. В отличие, например, от митингов левых, куда часто приходит много пенсионеров и тех, кто ностальгирует по советским временам. Поэтому, с одной стороны, продемонстрирована демократичность, а с другой – показан маргинальный характер мероприятия». А когда затем еще задержали и лидера «Яблока», то, по его словам, «по советской традиции показали, что шаг влево или вправо от дозволенного места недопустим». →
Политический кризис в Абхазии подошел к концу. Однако, по мнению политолога Алексея Макаркина, новым властям снова придется столкнуться с трудностями
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин выразил свое мнение по поводу этой ситуации, сообщает РИА Новости. →
Кризис в Абхазии, разгоревшийся в конце прошлой недели, похоже, разрешился. Президент Аслан Бжания уходит в отставку. Протестующие покинули занятые ранее госучреждения. О том, что произойдет в закавказской республике в ближайшем будущем, – в материале РИА Новости.
Комментарий Алексея Макаркина:
До окончания мандата Бжании и так оставались считаные месяцы, отметил в беседе с РИА Новости вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Так что досрочные выборы – не такая уж острая проблема. →
Президент Республики Абхазия Аслан Бжания по итогам переговоров власти и оппозиции подал в отставку.
Комментарий Алексея Макаркина:
Нынешние протесты в Абхазии – это отголоски событий тридцатилетней давности времен грузино-абхазской войны 1991-92 годов. Такое мнение в беседе с «Сапой» высказал вице-президент Центра политических технологий, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Алексей Макаркин. →