22/03/2018
На фоне сообщений СМИ о том, что «чистки» губернаторского корпуса и кадровых перестановок в «Единой России» не планируется, особый интерес вызывают предстоящие изменения в правительстве, которые анонсировал президент России Владимир Путин. Путин победил на выборах главы государства 18 марта 2018 года.
Комментарий Алексея Макаркина:
Если бы премьера определяли бы сегодня-завтра, то, скорее всего, это был бы Дмитрий Медведев. Правда, что будет к маю, сказать пока сложно - там возможны неожиданные решения. Но на сегодняшний момент это - наиболее вероятный сценарий. Медведев оправился от удара, полученного весной 2017 года в связи с разоблачениями Алексея Навального - сейчас они уже ушли в историю, в них уже нет остроты. Плюс Медведев лоялен, понятен и предсказуем в своих решениях, к нему не надо привыкать. Так что как вариант это - вполне реально. Что, впрочем, не говорит о вероятности в 100%.
Насчет других решений по правительству я бы тут пошел от стоящих перед ним проблем к людям. Есть, в частности, проблема, кто будет курировать военно-промышленный проект, о котором говорил президент Владимир Путин в его Послании Федеральному Собранию. Итак, кто будет главным куратором промышленности, в том числе - промышленности оборонной? В этой связи говорят о Рогозине, говорят о Мантурове (оба они являются членами действующего правительства, так что тут никакой неожиданности по большому счету нет). Ну, о Мантурове в связи с этим возможным назначением говорят чаще.
Кто будет руководить макроэкономическим блоком? Тут пока нет ясности. Кто будет отвечать за все это? Если говорить о министре экономического развития, министре финансов, то у них хорошие возможности сохранить свои посты. Но кто будет главным куратором блока? В 2017 году говорили о возможности повышения в статусе Орешкина как о варианте развития событий. Мол, допустим, министр экономического развития получит статус вице-премьера, то есть произойдет не переход его куда-то из министерства, а только повышение статуса. Такая вероятность обсуждалась.
Далее, если мы идем по президентскому Посланию и предвыборным месседжам, стоит вопрос образовательной политики. Образовательной политики - и вообще в целом политики будущего России, инвестиций в будущее. Это не только образование, по сути: это и оно, и медицина. Чтобы попытаться инициировать здесь достаточно серьезные перемены, возможно, потребуются новые фигуры. Центр стратегических разработок Алексея Кудрина тоже об этом говорил. Словом, под эти перемены также возможны перемены и кадровые.
Причем если говорить о социальном блоке, то в ходе кампании внимание акцентировалось на положительных, хорошо воспринимаемых обществом изменениях в зоне его ответственности (что вполне понятно). Например, когда люди видят новые школы для талантливых детей, прорывные образовательные технологии, «Сириус», «Кванториум», то, конечно, у людей повышается оптимизм. Что в ходе избирательной кампании обязательно. Но социальному блоку придется отвечать и за другие вещи - не столь духоподъемные, о которых в ходе кампании не говорилось. Например, что делать с пенсионным возрастом, с пенсионерами, которые досрочно выходят на пенсию.
Есть «окно возможностей» для проведения реформ - с 2018 по 2020 годы. В сентябре 2021 года пройдут парламентские выборы, значит, где-то в 2021 году «окно возможностей» закрывается. Под это дело тоже нужны люди - чтобы они проводили эти изменения. На самом деле эти две большие задачи социального блока, наверно, приведут к достаточно существенным переменам в этом блоке. Причем для решения этих задач нужны новые технологии, а у нас новые технологии обычно связываются с новыми фигурами.
Ну, и есть любимая многими тема - Министерство культуры. У нас есть достаточно серьезный диссонанс в отношении немалой части культурного сообщества и Министерства. Это видно, в том числе, по истории с Константином Райкиным.
В целом возникла достаточно необычная для многих последних лет (уже точно не скажу даже, для скольких - может быть, что и начиная с окончания советского периода) ситуация: вокруг министерства собрались, к нему близки люди подчеркнуто консервативных взглядов. Эти люди играют заметную публичную роль и в Общественном совете при Министерстве. И риторика Министерства, конкретные его решения у той части культурной общественности, которая традиционно является немейнстримной, вызывают сильное неприятие.
Поэтому здесь тоже могут быть перемены, чтобы ситуацию как-то выровнять - и чтобы этих людей, которые в большинстве своем настроены достаточно конформистски, не против власти, успокоить.
Ну, а если брать силовые структуры и так называемые «министерства со звездочкой», то здесь главная интрига - в Министерстве иностранных дел. Слухов на эту тему очень много самых разных. Предпоследние слухи были - что министр остается. Потом появились новые слухи, связанные с аргентинской историей, наркотиками и российским посольством, снова пошли сомнения. В общем, это, наверное, тоже будет очень интересная история.
Партии, включая «Единую Россию», выступили за превращение Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) в отдельное министерство. Глава ФАДН Игорь Баринов не стал спорить, что для Кремля межнациональный мир – это третий внутриполитический приоритет после СВО и социально-экономической ситуации. В этом контексте противоречивая демонстративность миграционной политики властей, которая сочетает риторическую жесткость с практическим бездействием, с одной стороны, вроде бы должна вызывать удивление. С другой стороны, как раз это, видимо, и указывает на наличие здесь реальных интересов у серьезных игроков.
Комментарий Алексея Макаркина:Тема миграции вызывает недовольство властей. А сейчас еще появился дополнительный аргумент – что Запад может использовать межнациональные отношения против РФ. Играть с данной темой не принято в нынешнем политическом пространстве, хотя проблемы здесь старые. Конечно, партии могут их затрагивать, но очень ограничено. →
С выходных начался обратный отсчет 300 дней до 17 марта 2024 года – даты голосования на неоднозначных выборах президента РФ. Если Владимир Путин решит баллотироваться по поправке к Конституции на пятый срок, то возможны различные сценарии кампании – от чисто инерционного до аналога «голосуй сердцем». Если не решится, что из весны 2023-го не выглядит реальным, то вместо сценариев может возникнуть уже и нечто большее – варианты. Пока же становится заметной экспертно-информационная подготовка, или пресловутое «рысканье глазами».
Комментарий Алексея Макаркина:Действительно, раньше политическая целесообразность диктовала разведение кампаний, для того чтобы местные и региональные проблемы и провалы губернаторов не подтачивали рейтинг президента. Был аргумент, что главы должны вести свою кампанию сами, а не встраиваться в президентскую. Тем более что у них разная степень популярности, а недостаточно высокий рейтинг очередного губернатора, который все время подчеркивает, что он – государев человек, может ударить по позициям президента. →
Съезд «Справедливой России – За правду» (СРЗП) 20 мая планово переизбрал председателя Сергея Миронова и сопредседателей Захара Прилепина и Геннадия Семигина. Основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин ожидаемо ограничился приветственным словом на дистанции. Миронов сконцентрировал управление в своих руках через немногочисленное бюро президиума центрального совета (ЦС), он явно берет СРЗП под уздцы в ожидании сигнала о скачках. Что же касается «сенсаций» о поддержке СВО и предстоящего выдвижения Владимира Путина в президенты, то это теперь неотъемлемая часть информационно-пропагандистской работы партии.
Комментарий Алексея Макаркина:Я согласен, что одно дело, когда о президентских выборах Миронов дает интервью, говоря в предположительном тоне, и совсем другое, когда это официально заявлено съездом как высшим партийным органом. Ведь теоретически съезд мог и не согласиться с мнением Миронова, предложить другого кандидата, например, его самого. Как ни крути, в политике есть процедуры, которые необходимо соблюдать по закону. →
Октябрьский районный суд Екатеринбурга вынес обвинительный приговор бывшему мэру Екатеринбурга Евгению Ройзману (признан иноагентом) по уголовному делу о дискредитации Вооруженных сил РФ. Судья Николай Тараненко признал его виновным в преступлении, предусмотренном ст. 280.3 УК РФ (публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил РФ) и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 260 000 руб.
Комментарий Алексея Макаркина:Ройзман в Екатеринбурге воспринимается как «свой». Мягкий приговор может быть связан с тем, что экс-мэра в свое время избирали на прямых выборах и он известен за пределами либеральной субкультуры. →
Съезд «Справедливой России – За правду» (СРЗП) 20 мая должен в плановом порядке переизбрать все руководящие органы партии и соответствующих руководителей. Лидер СРЗП Сергей Миронов уже заявил, что планирует переизбираться и пожелал в том же удачи и двоим сопредседателям – Захару Прилепину и Геннадию Семигину. Эксперты отмечают, что институциональные изменения возможны, но точно будет уточнение идеологического позиционирования СРЗП.
Комментарий Алексея Макаркина:Сентябрьские выборы все-таки проходные для партии, хотя мандаты заксобраний и гордум важны. На губернаторские же посты вроде бы партия Миронова сейчас тоже не претендует. Поэтому вряд ли выборы станут основной темой съезда. Так что сюрпризы могут быть. Однако, может быть, главный акцент будет на позиционировании партии в новых условиях. Потому что сейчас для СРЗП это реальная проблема. Например, уже вышли из партии известные провинциальные медийные лица – петербуржцы во главе с Мариной Шишкиной и астраханский эсэр Олег Шеин. Сейчас партии важно прояснить свою позицию, прощупать, как все это воспримут в регионах. Тем более непонятно, как на этой теме вести кампанию и получать мандаты, ведь радикально патриотический электорат, как правило, объединяется вокруг флага и голосует за ЕР как за партию президента. Часть электората ждет привычного образа СРЗП. И сейчас это действительно серьезная проблема. →
В России будет изменен порядок формирования Совета Федерации (СФ): появившиеся накануне поправки в профильный закон 17 мая приняла во втором чтении Госдума. Одно из самых серьезных изменений касается гарантий незыблемости статуса сенатора: региональным органам власти (губернаторам и заксобраниям) дадут право отзывать делегированных ими в Москву членов СФ.
Комментарий Ростислава Туровского:Этот законопроект может вернуть ситуацию, от которой постарались уйти, введя иммунитет на отзыв сенаторов. Но центру надо будет следить за реальными причинами досрочного отзыва, чтобы избежать коррупционных рисков. Отсюда и право СФ блокировать инициативы регионов. →
По информации «НГ», КПРФ вышла на финальную стадию отбора кандидатов как в заксобрания, так и для выборов губернаторов, реготделения уже определяются с датами партконференций. Примерно та же картина и в других думских партиях. Эксперты предрекают, что прежние размены депутатских мандатов на спокойное участие в губернаторских кампаниях сохранятся. Однако их выгодность для оппозиции, которой в условиях консенсуса с властью сложнее торговаться, явно снизится.».
Комментарий Алексея Макаркина:Договоренности парламентских оппозиционных партий в регионах будут зависеть от нескольких факторов. И прежде всего от отношений, выстроенных ими на местах. Также сыграют роль рейтинги партии в регионе, смешение или разделение уровней кампаний, отсутствие или наличие возможных сильных кандидатов на губернаторские выборах. →
Украинская православная церковь (УПЦ), пожалуй, впервые вошла в открытую конфронтацию с Русской православной церковью. Московский патриархат перевел под свой контроль Бердянскую епархию и назначил своего управляющего. В Киеве настаивают, что епархия находится в подчинении УПЦ и ее глава не менялся. Во время конфликта в Москву прибыла делегация Всемирного совета церквей (ВСЦ), чтобы «помирить» духовные юрисдикции России и Украины.
Комментарий Алексея Макаркина:Москва раньше никогда не смещала правящего архиерея. Это новое явление. Епархии всегда переходили в полном составе под управление патриарха Кирилла. В данном случае РПЦ сместила правящего архиерея. При этом он не уволен, но назначен новый управляющий. А поскольку по правилам не может быть два управляющих архиерея с одним и тем же званием, то новый глава епархии будет носить титул не Бердянского митрополита, а Бронницкого. Украинская православная церковь, которая сейчас проявляет лояльность властям, своим нынешним заявлением показала, что не признает перевод Запорожской области в подчинение России и для нее Бердянская епархия все так же является частью Украины и расположена на канонической территории УПЦ. →
В сетевых ресурсах все чаще появляются сообщения, имеющие вид прогнозов, о проблемах той или иной парламентской партии. Публикации, часть из которых придумана, часть – злонамеренная интерпретация, предрекают расколы, развалы и смену лидеров. Поскольку реальность выглядит несколько иначе, возникает вопрос о заказчиках или интересантах явно разжигаемой медиакампании.
Комментарий Алексея Макаркина:Я полагаю, что имеют место быть три версии. Первая: внутри самих партий идут дискуссии о путях развития, смене или не смене лидера, которые и выливаются в подобные публикации. Вторая версия – конкуренция на партийном поле, а третья – информационный зондаж со стороны политтехнологов. Вряд ли Telegram-каналы публикуют подобное, партийная тематика не очень привлекательна для большинства читателей, хайп ищут в других темах. К слову, тема партийной реформы существует еще с начала нулевых годов – и периодически оживляется. Идет зондаж не избирателей, а партий и различных политигроков в них. →
Научный совет по правотворчеству при председателе парламента Крыма займется проработкой обращения в Конституционный суд России (КС) для отмены указа президиума Верховного совета СССР 1954 г. о передаче Крыма РСФСР Украинской РСФСР. Соответствующее поручение совету дал председатель парламента Владимир Константинов, сообщает «РИА Новости».
Комментарий Алексея Макаркина:Конституционный суд не может отменять документы, а может признать некий документ неконституционным. Здесь есть проблема, потому что возникает вопрос, о какой Конституции идет речь. КС проверяет соответствие Конституции 1993 г., которая была принята почти через 40 лет после передачи Крыма УССР. Соответственно, речь в данном случае может идти о нарушении Конституции РСФСР, причем не самой последней. И я не припоминаю случаев, чтобы КС разбирался разрешением таких исторических вопросов, связанных с документами, которые уже давно не действуют. Впрочем, КС может дать политико-правовую оценку передачи Крыма в 1954 г., чтобы «закрыть этот вопрос навсегда. →