22/03/2018
На фоне сообщений СМИ о том, что «чистки» губернаторского корпуса и кадровых перестановок в «Единой России» не планируется, особый интерес вызывают предстоящие изменения в правительстве, которые анонсировал президент России Владимир Путин. Путин победил на выборах главы государства 18 марта 2018 года.
Комментарий Алексея Макаркина:
Если бы премьера определяли бы сегодня-завтра, то, скорее всего, это был бы Дмитрий Медведев. Правда, что будет к маю, сказать пока сложно - там возможны неожиданные решения. Но на сегодняшний момент это - наиболее вероятный сценарий. Медведев оправился от удара, полученного весной 2017 года в связи с разоблачениями Алексея Навального - сейчас они уже ушли в историю, в них уже нет остроты. Плюс Медведев лоялен, понятен и предсказуем в своих решениях, к нему не надо привыкать. Так что как вариант это - вполне реально. Что, впрочем, не говорит о вероятности в 100%.
Насчет других решений по правительству я бы тут пошел от стоящих перед ним проблем к людям. Есть, в частности, проблема, кто будет курировать военно-промышленный проект, о котором говорил президент Владимир Путин в его Послании Федеральному Собранию. Итак, кто будет главным куратором промышленности, в том числе - промышленности оборонной? В этой связи говорят о Рогозине, говорят о Мантурове (оба они являются членами действующего правительства, так что тут никакой неожиданности по большому счету нет). Ну, о Мантурове в связи с этим возможным назначением говорят чаще.
Кто будет руководить макроэкономическим блоком? Тут пока нет ясности. Кто будет отвечать за все это? Если говорить о министре экономического развития, министре финансов, то у них хорошие возможности сохранить свои посты. Но кто будет главным куратором блока? В 2017 году говорили о возможности повышения в статусе Орешкина как о варианте развития событий. Мол, допустим, министр экономического развития получит статус вице-премьера, то есть произойдет не переход его куда-то из министерства, а только повышение статуса. Такая вероятность обсуждалась.
Далее, если мы идем по президентскому Посланию и предвыборным месседжам, стоит вопрос образовательной политики. Образовательной политики - и вообще в целом политики будущего России, инвестиций в будущее. Это не только образование, по сути: это и оно, и медицина. Чтобы попытаться инициировать здесь достаточно серьезные перемены, возможно, потребуются новые фигуры. Центр стратегических разработок Алексея Кудрина тоже об этом говорил. Словом, под эти перемены также возможны перемены и кадровые.
Причем если говорить о социальном блоке, то в ходе кампании внимание акцентировалось на положительных, хорошо воспринимаемых обществом изменениях в зоне его ответственности (что вполне понятно). Например, когда люди видят новые школы для талантливых детей, прорывные образовательные технологии, «Сириус», «Кванториум», то, конечно, у людей повышается оптимизм. Что в ходе избирательной кампании обязательно. Но социальному блоку придется отвечать и за другие вещи - не столь духоподъемные, о которых в ходе кампании не говорилось. Например, что делать с пенсионным возрастом, с пенсионерами, которые досрочно выходят на пенсию.
Есть «окно возможностей» для проведения реформ - с 2018 по 2020 годы. В сентябре 2021 года пройдут парламентские выборы, значит, где-то в 2021 году «окно возможностей» закрывается. Под это дело тоже нужны люди - чтобы они проводили эти изменения. На самом деле эти две большие задачи социального блока, наверно, приведут к достаточно существенным переменам в этом блоке. Причем для решения этих задач нужны новые технологии, а у нас новые технологии обычно связываются с новыми фигурами.
Ну, и есть любимая многими тема - Министерство культуры. У нас есть достаточно серьезный диссонанс в отношении немалой части культурного сообщества и Министерства. Это видно, в том числе, по истории с Константином Райкиным.
В целом возникла достаточно необычная для многих последних лет (уже точно не скажу даже, для скольких - может быть, что и начиная с окончания советского периода) ситуация: вокруг министерства собрались, к нему близки люди подчеркнуто консервативных взглядов. Эти люди играют заметную публичную роль и в Общественном совете при Министерстве. И риторика Министерства, конкретные его решения у той части культурной общественности, которая традиционно является немейнстримной, вызывают сильное неприятие.
Поэтому здесь тоже могут быть перемены, чтобы ситуацию как-то выровнять - и чтобы этих людей, которые в большинстве своем настроены достаточно конформистски, не против власти, успокоить.
Ну, а если брать силовые структуры и так называемые «министерства со звездочкой», то здесь главная интрига - в Министерстве иностранных дел. Слухов на эту тему очень много самых разных. Предпоследние слухи были - что министр остается. Потом появились новые слухи, связанные с аргентинской историей, наркотиками и российским посольством, снова пошли сомнения. В общем, это, наверное, тоже будет очень интересная история.
Президент России Владимир Путин назначил председателя комитета Госдумы по информполитике Александра Хинштейна временно исполняющим обязанности губернатора Курской области, сообщили в Кремле. Согласно указу, президент принял отставку недавно избранного Алексея Смирнова с поста губернатора региона, которую тот подал по собственному желанию.
Комментарий Ростислава Туровского:
«Решение неожиданное, но смыслы у него, разумеется, есть. Хинштейн известен своим умением работать с общественным мнением, он активен и готов к диалогу с гражданами. Судя по всему, этих качеств очень не хватило прежнему губернатору Смирнову», – говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Также Хинштейн давно выстроил связи с силовыми структурами, напоминает он. «В условиях Курской области это крайне важно и поможет ему в работе. Понятно, что управленческую команду ему создать помогут. А сам он постарается продемонстрировать качества публичного лидера», – полагает Туровский. →
Во вторник президент Южной Кореи Юн Сок Ель объявил в стране военное положение «в связи с антиправительственной активностью». Дело было в желании оппозиционного большинства в парламенте объявить государственным чиновникам импичмент. В ответ их объявили пособниками Северной Кореи. Мы обратились к российским экспертам за разъяснением ситуации.
Комментарий Алексея Макаркина:
Российский политолог, заместитель директора «Центра политических технологий», профессор ВШЭ Алексей Макаркин считает, что «импичменты в Южной Корее обычное дело». И это не зависит от партийной принадлежности президента. В 2004 году была попытка импичмента левого Но Му Хена за агитацию своей партии перед парламентскими выборами, но Конституционный суд решил это недостаточным предлогом для отстранения президента. Правда, уже после он был обвинен во взятке в 30 тысяч долларов и сорвался со скалы, что многие посчитали самоубийством. А в 2016 году был объявлен импичмент правой Пак Кын Хе. Но там действительно была коррупционная история на миллионы долларов и разглашение государственных тайн третьим лицам. И даже Конституционный суд с импичментом согласился. А Пак Кын Хе посадили в тюрьму. →
Депутаты парламента Абхазии 3 декабря проголосовали против ратификации межправительственного соглашения об осуществлении российскими компаниями инвестиционных проектов на территории республики. На заседании присутствовали 23 из 35 депутатов.
Алексей Макаркин
«За 32 года независимости в республике сформировалась собственная модель развития, – объяснил Макаркин. – Одна из главных особенностей в том, что экономика – национальная прерогатива, это касается права на землю, другую собственность». →
В «Справедливой России» идут дискуссии о том, кто сменит 71-летнего Сергея Миронова на посту председателя партии. Трансфер, как уверяют источники URA.RU, произойдет уже до 2026 года. Одним из главных претендентов называют экс-губернатора Омской области, замгендиректора «Уралвагонзавода» Александра Буркова. Есть еще два кандидата с Урала – депутаты Госдумы Валерий Гартунг и Яна Лантратова. Сам Миронов противится этому и опасается своих потенциальных сменщиков – говорят инсайдеры, близкие к руководству партии.
Комментарий Алексея Макаркина:
«Образ Прилепина расходится с привычным для избирателя «Справедливой России» образом партии. Их традиционный образ – это партия, которая почти такая же, как партия власти, но более социально-окрашенная. Миронов этому образу соответствует, а будет ли соответствовать Прилепин? – вопрос риторический. Вызывает вопрос и то, насколько Прилепин консенсусная фигура для людей, глубоко вовлеченных в СВО. Есть те, кто его критикует. Нельзя утверждать, что он сможет повысить интерес к партии в этом направлении. Если посмотреть на избирателей, которые полностью поддерживают СВО, – они голосуют за «Единую Россию», – считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. →
Как стало известно «НГ», аналитики КПРФ уже довели до ЦК различные варианты тактической реакции на любые сценарии внутриполитических изменений. Выявлено четыре ключевых направления – и каждое будет следствием тех или иных международных событий в связи с конфликтом России и Запада вокруг Украины. В качестве стратегии партией принято решение «говорить народу правду» и пропагандировать «левый поворот». Причем и при сохранении нынешнего характера СВО, и при возможной заморозке боевых действий, и даже в условиях более тревожных ситуаций. Но коммунисты, по их признанию, как минимум в начале каждого сценария оказываются в роли объекта воздействия, а не его субъекта. Примерно как сейчас при инерционном продолжении спецоперации.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал «НГ», что все-таки у КПРФ осталась субъектность: «Проблема в том, что при любом сценарии КПРФ мало на что может повлиять, и тем более на внешнеполитические и внутриполитические процессы. И это трудно объяснить избирателю. Поэтому тактика по большей части будет различаться только в информационной работе. При каждом сценарии коммунисты будут объяснять своим сторонникам, что происходит, а места для других маневров особо и не остается. Потому что более вовлеченное занятие оппозиционной деятельностью – это ставка с повышенным риском, к которому партия не готова». Так что, например, при развертывании четвертого сценария КПРФ воскликнет «Вставай, страна огромная!», а при третьем – заявит, что у партии есть решения по «черным лебедям». →
Эксперт Алексей Макаркин рассуждает о том, что Кремль назвал желаемый результат «Единой России» на выборах в Госдуму 2026 года
Комментарий Алексея Макаркина:
Базовые формулы желаемых результатов у нас появились давно – их определяют перед каждой избирательной кампанией. Поэтому неудивительно, что результаты, к которым следует стремиться на выборах в сентябре 2026 года, обозначили и на сей раз. Но здесь интересно, что речь идет о достаточно высокой явке: 55% на выборах в парламент – это явка немаленькая. Это значит, что существенное значение придается теме легитимности выборов, представительности будущего парламента. →
На семинаре для вице-губернаторов по внутренней политике в мастерской управления «Сенеж» с 28 по 30 ноября обсудили предстоящие в 2026 г. выборы в Госдуму. Об этом «Ведомостям» рассказали четверо собеседников, близких к администрации президента (АП). Традиционно, как бывает перед стартом каждой большой кампании, региональным чиновникам дали общие установки.
Комментарий Ростислава Туровского:
Установка 55% на 55% видится реалистичной, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «Ставить сверхзадачи в Кремле не торопятся». →
«Яблоко» организовало за несколько дней заседания двух высших партийных органов – политического комитета и федерального совета, показав при этом неплохую информационную активность. В итоге партия подтвердила, что ее стратегией остается «борьба за мир», а вот тактические акценты смещаются с политпросвещения на реальную выборную работу. «Яблоко» уже называет те регионы, где оно надеется на успех в 2025 году и анонсирует выход на кампанию в Госдуму-2026.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил, что радикально в позиции «Яблока» и ее подаче немногое изменилось. Просто любая партия, чтобы сохранить регистрацию Минюста, должна участвовать в выборах, а «позиция о вине Запада звучала в виде намеков у яблочников и раньше». Между тем, напомнил Макаркин, несмотря на скептическое отношение к выборам, все время СВО яблочники принимали в них участие: «Конечно, нынешняя активизация объясняется и желанием занять партактив, не только же историческими акциями ему заниматься, и приближающимися парламентскими выборами. Партии надо к этому времени понимать, как организовать кампанию, какую стратегию предъявить обществу и т.д.» По его мнению, «Яблоко» пытается возродить и затем – мобилизовать свой традиционный электорат. Это интеллигенция, врачи, учителя и др., которые стали отходить от партии еще в начале 2000-х годов, почему в 2003-м она и не попала в Госдуму. «Но беда «Яблока» в том, что там делают внимание на акценты, а избиратели в целом воспринимает те или иные идеи, не вдаваясь в детали. Например, в 90-е годы яблочники провозглашали, что они за гуманные, то есть «другие», реформы. У людей же отпечаталось в сознании, что «Яблоко» просто за реформы. То есть Явлинский был идейным противником Гайдара, а в глазах людей они стояли рядом. Вот и сейчас, выступая за мирные переговоры и виня обе стороны, партия рискует не попасть к своему избирателю. Потому что лоялисты увидят, что «Яблоко» не в консенсусе, а релоканты услышат, что виноват Запад. Для одних «Яблоко» будет слишком умеренно, для других – слишком оппозиционно», – пояснил «НГ» Макаркин. →
Генассамблея ООН приняла резолюцию о ситуации в Сирии. В предложенном членами Лиги арабских государств документе содержится призыв к официальному Дамаску прекратить кровопролитие и нарушения прав человека. «За» проголосовали 137 стран, 17 воздержались, «против» – 12. Россия в том числе.
Комментарий Алексея Макаркина:
Россия в нынешней ситуации не может прямо защищать Асада, но фактически защищает его, выступая за то, чтобы согласиться с предложениями сирийского президента по проведению в стране референдума, – считает зам. гендиректора Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН. – Есть два фактора, определяющих российскую позицию. Первый: Сирия – наш последний партнер на Ближнем Востоке, наш клиент, покупающий оружие и предоставляющий свои порты для захода российских кораблей. Вторая причина лежит за пределами Сирии: Россия не хочет, чтобы внутриполитические вопросы подлежали международному обсуждению. С точки зрения России, вопросы государственного суверенитета выше прав человека. Ливийская история укрепила эту позицию. Москва согласилась в свое время на Ливию, но, после того как выяснилось, что «ливийская резолюция» стала основанием для военного вмешательства, Россия резко ужесточила свою позицию. И в России не знают, кто будет следующим: Ливия, Сирия… И если российская власть, скажем, столкнется с оппозицией, не окажется ли она под ударом? Или события на Северном Кавказе – не станут ли они основанием для вмешательства? В результате мы получаем, что Запад и арабы будут действовать в обход ООН. Скорее всего, признают сирийскую оппозицию легитимной стороной конфликта, после этого ей можно будет открыто направлять оружие, военных советников. Может, попытаются создать «свободную зону» на севере Сирии, где оппозиционеры могли бы находиться под защитой арабского контингента. Все это будет еще более усложнять отношения между Россией и Западом, равно как между Россией и значительной частью арабского мира. →
Процесс замены управленцев в госаппарате на участников специальной военной операции (СВО) начался. Около десяти боевых командиров получили посты на госслужбе или в госкомпаниях: назначение главы батальона «Спарта» Артема Жоги полпредом президента в Уральском федеральном округе пока стало самым ярким переходом. Все они прошли через новую программу обучения «Время героев», на которую делают ставку в Кремле. «Эксперт» искал пределы смены элит и разбирался, как выпускники «Времени героев» будут конкурировать с участниками аналогичных программ довоенного времени.
Комментарий Ростислава Туровского:
Новые кадровые программы стали одним из инструментов замены элиты и ее обновления в глазах общества еще с 2000-х годов, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. По его мнению, они позволили создать мотивацию к продвижению в политике и органах власти для регионов и для молодых поколений, демонстрируя, что элита не закрылась и что шанс есть у каждого. →