05/04/2017
Международный валютный фонд выделил Украине очередной транш кредита в размере 1 миллиард долларов. Соответствующее решение принял Совет директоров организации.
Комментарий Георгия Чижова:
Финансовое положение Украины действительно улучшилось. В то же время само по себе наличие проблем в экономике не является для Фонда поводом для отказа от работы с государством, поскольку эта структура и была создана для помощи странам с финансовыми проблемами.
Что касается финансового положения Украины, то оно сейчас совсем не так критично, как два или два с половиной года назад. Выросли золотовалютные резервы страны - конечно, в сравнении с российскими этими суммы звучат достаточно смешно, это порядка 20 с небольшим миллиарда долларов. Но определенную стабильность это обеспечивает, резких скачков курса национальной валюты нет, бюджет исполняется, и так далее.
Даже переход украинских предприятий в неконтролируемой Киевом части Донбасса под контроль неясно кого именно пока явным образом не сказался на украинской экономике и финансовой системе. И хотя негативные последствия еще будут, по оценкам всех экспертов они окажутся ограниченными, предсказуемыми и наступят постепенно.
На этом фоне выделение 1 миллиарда долларов кредита от МВФ - не настолько принципиальное явление. Тут важнее, что принятое накануне решение обозначило, что сотрудничество МВФ с Киевом продолжается.
До конца года Украина рассчитывает получить еще 5,5 миллиарда долларов. Думаю, как обычно, всю сумму она не получит, будет определенная задержка. Но все же сотрудничество идет, и МВФ подталкивает украинское руководство к принятию непопулярных решений в финансово-экономической сфере. На мой взгляд, это хорошо, потому что без внешнего давления политикам, которые находятся в состоянии перманентной предвыборной мобилизации, было бы очень трудно такие решения принимать.
В общем, короткое резюме будет таким: финансовое положение Украины, ее состояние сейчас достаточно стабильно, несмотря на то, что боевые действия на Донбассе продолжаются и говорить о стабильности в полном смысле этого слова пока не приходится.
Что касается вопроса, зачем МВФ эти проблемы, надо отметить, что в России вообще не очень адекватное представление об МВФ. Вот уже, наверное, полтора десятилетия россиян убеждают, что МВФ - вредительская организация. На самом деле ровно наоборот: МВФ создан для помощи странам, попавшим в сложное финансовое положение. Другое дело, что по статистике, если брать разные серьезные программы помощи МВФ проблемным странам, удач и неудач у них бывает где-то 50 на 50.
Россия сама очень активно участвует в работе Международного валютного фонда, вкладывает туда деньги. Так что негативное представление об МВФ - это, скорее, продукт для российского субпотребителя информации. МВФ не приносит проблемы - МВФ, собственно, и занимается помощью там, где проблемы уже есть. Да, эта организация ставит странам некоторые условия, за что ее некоторые и не любят. Но условия эти ставятся, опять-таки, не потому, что организация хочет эти страны подчинить себе или кому-то еще, а потому что есть у нее достаточно твердое убеждение, что если выделенные средства будут расходоваться нерационально, то лекарством для экономики они не станут.
В частности, с этим было связано давление, которое МВФ оказывает на Украину по поводу приведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги к рыночному уровню. Украинские власти буквально с 1990-х годов не хотели на себя брать ответственность за повышение тарифов, понимая, что это негативно скажется на результатах ближайших выборов (а выборы на Украине бывают часто). Соответственно, ежегодно из государственного бюджета уходили большие деньги на дотации производителям и поставщикам коммунальных услуг.
То, что МВФ требует приведения этих тарифов к рыночным нормам, происходит не потому, что это вредная организация и она хочет уморить бедных украинцев, а просто потому, что Фонд считает: бессмысленно давать стране деньги, если они будут расходоваться таким образом.
Что касается фактического запрета перевода средств, то он впрямую отношения к финансовому положению Украины не имеет. Но это затруднит жизнь украинских граждан, которые работают в России. Таких граждан по-прежнему немало, хотя и значительно меньше, чем в предыдущие годы. Их перечисления не влияют на украинский ВВП так принципиально, как, скажем, в случае с Киргизией. Но, тем не менее, какая-то доля этих доходов, перечисляемых в ВВП в них есть.
Действия России в этот раз в самом деле можно назвать ответными: действительно, несколько месяцев назад в процессе углубления санкций в Украине было запрещено функционирование всех платежных систем, основанных на базе российских банков. После чего Россия и придумала такой ответ, как запрет перевода средств в Украину через платежные системы, созданные в третьих странах. Но я думаю, что это не станет очень уж критичным.
В конце концов, люди станут чаще ездить и вывозить деньги так, до 10 тысяч долларов из России можно вывозить без декларации. Существуют и более сложные схемы с открытием банковских счетов и перечислением средств через них - этого никто не запрещал. Да, это и впрямь сложнее, но осуществимо. Запрещены, фактически, только переводы без открытия счета, то есть, самые обыкновенные денежные переводы. Ожидать, что это на что-то повлияет, наверное, нельзя - просто усложнит жизнь украинским работникам, зарабатывающим в России.
Это никак не означает полного разрыва финансовых связей с трудностями при их восстановлении. Финансовые отношения между юридическими лицами, между банками сохраняются. Они тоже здорово сократились из-за довольно масштабных ограничений импорта из Украины в Российскую Федерацию - Украина сейчас не может в Россию поставлять практически ничего. Ну, и Украина тоже ввела ограничения в этой области - не такие масштабные, но по ряду товарных групп, в том числе по продовольствию, они есть.
Да, экономические отношения стали слабее, а торговля между странами сократилась в разы в сравнении с прошлым. Но, тем не менее, все механизмы работают, банки переводят средства клиентам, и так далее.
Генассамблея ООН приняла резолюцию о ситуации в Сирии. В предложенном членами Лиги арабских государств документе содержится призыв к официальному Дамаску прекратить кровопролитие и нарушения прав человека. «За» проголосовали 137 стран, 17 воздержались, «против» – 12. Россия в том числе.
Комментарий Алексея Макаркина:
Россия в нынешней ситуации не может прямо защищать Асада, но фактически защищает его, выступая за то, чтобы согласиться с предложениями сирийского президента по проведению в стране референдума, – считает зам. гендиректора Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН. – Есть два фактора, определяющих российскую позицию. Первый: Сирия – наш последний партнер на Ближнем Востоке, наш клиент, покупающий оружие и предоставляющий свои порты для захода российских кораблей. Вторая причина лежит за пределами Сирии: Россия не хочет, чтобы внутриполитические вопросы подлежали международному обсуждению. С точки зрения России, вопросы государственного суверенитета выше прав человека. Ливийская история укрепила эту позицию. Москва согласилась в свое время на Ливию, но, после того как выяснилось, что «ливийская резолюция» стала основанием для военного вмешательства, Россия резко ужесточила свою позицию. И в России не знают, кто будет следующим: Ливия, Сирия… И если российская власть, скажем, столкнется с оппозицией, не окажется ли она под ударом? Или события на Северном Кавказе – не станут ли они основанием для вмешательства? В результате мы получаем, что Запад и арабы будут действовать в обход ООН. Скорее всего, признают сирийскую оппозицию легитимной стороной конфликта, после этого ей можно будет открыто направлять оружие, военных советников. Может, попытаются создать «свободную зону» на севере Сирии, где оппозиционеры могли бы находиться под защитой арабского контингента. Все это будет еще более усложнять отношения между Россией и Западом, равно как между Россией и значительной частью арабского мира. →
Процесс замены управленцев в госаппарате на участников специальной военной операции (СВО) начался. Около десяти боевых командиров получили посты на госслужбе или в госкомпаниях: назначение главы батальона «Спарта» Артема Жоги полпредом президента в Уральском федеральном округе пока стало самым ярким переходом. Все они прошли через новую программу обучения «Время героев», на которую делают ставку в Кремле. «Эксперт» искал пределы смены элит и разбирался, как выпускники «Времени героев» будут конкурировать с участниками аналогичных программ довоенного времени.
Комментарий Ростислава Туровского:
Новые кадровые программы стали одним из инструментов замены элиты и ее обновления в глазах общества еще с 2000-х годов, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. По его мнению, они позволили создать мотивацию к продвижению в политике и органах власти для регионов и для молодых поколений, демонстрируя, что элита не закрылась и что шанс есть у каждого. →
Власти 27 ноября объявят о старте конкурса «Лидеры России. Политика», приуроченного к выборам в Госдуму 2026 г. Впервые такой проект проводился в 2020 г. перед парламентскими выборами 2021 г. О запуске проекта «Ведомостям» сказали три собеседника, близких к администрации президента. По словам одного из них, такой проект является «социальным лифтом», который дает возможности в том числе для будущих кандидатов в депутаты Госдумы 2026 г. Проект реализуется по поручению главы государства «с целью выявления перспективных общественно-политических лидеров, обладающих необходимыми знаниями, навыками и мотивацией к общественно-политической работе, для их дальнейшего обучения, развития в среде единомышленников и погружения в современную политическую среду».
Комментарий Ростислава Туровского:
Конкурс «Лидеры России» традиционно оказывает влияние на обновление и ротацию в элите, хотя в последнее время больше на слуху новые образовательные программы, такие как «Время героев», говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «Но прежний конкурс сохраняет свою нишу. Судя по таймингу, он задумывается в рамках подготовки к кампании 2026 г., чтобы повлиять на отбор кандидатов». →
За несколько дней Минюст отказал в регистрации уже двум новым партиям. Ошибки в документах были найдены у «Рассвета», который возглавляет Екатерина Дунцова (признана в РФ иноагентом). Ранее ту же претензию предъявили Партии любителей пива (ПЛП) Константина Калачева. Эти политструктуры между собой сильно различаются, но власть привела их к общему знаменателю. В кампаниях 2025 года они участвовать не смогут, а значит, теряют шанс выйти на выборы Госдумы – 2026. Минюст уже прореживает и ряды действующих партий, ликвидируя именно электоральных неудачников.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что «сейчас торжествуют и консервативный, и охранительский сценарий». Под последний как раз подпала партия «Рассвет», а жертвой консервативного стала ПЛП. →
Две партии объявили о том, что продолжают свою деятельность в сфере политического образования. В Федеральной партийной школе (ФПШ) «Яблока» прошел четвертый набор, в Центре политической учебы (ЦПУ) ЦК КПРФ собрался 57-й поток. Основные отличия этих образовательных структур в том, что яблочники предлагают как партактивистам, так и сочувствующим практические знания, а коммунисты проводят именно с членами партии занятия более идеологизированные.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ»: «Партшколы всегда имеют идеологический оттенок, даже если партия делает упор на деятельность в качестве электоральной машины. Потому что тогда проще проводить курсы политтехнологов для активистов, а не выстраивать партучебу». Эксперт подчеркнул, что есть партшколы, куда отбор происходит по идеологическому признаку, а есть и такие, где важнее признак просто лояльности к этой партии. «Хотя жесткого разделения сейчас нет, везде учитываются оба фактора, где-то побольше, где-то поменьше. Например, и КПРФ, и «Яблоко» – это партии, которые фактически одни на своем политическом фланге. Так что КПРФ не берет на учебу тех левых, которые критично к ней относятся, а в «Яблоке» отказывают по идеологическим основаниям. Но везде студентов отбирают по принципу «своих людей», – подчеркнул Макаркина. При этом говорить об эффективности тех или иных партшкол можно только из того, какие перед партией стоят задачи. Так что эффективными могут быть и идеологические, и электоральные проекты. →
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин - о предложении Дональда Трампа назначить министром финансов Скотта Бессента.
Комментарий Алексея Макаркина:
Важный момент – серьезность Трампа в выборе министра финансов. Обсуждения продолжались достаточно долго (по нынешним трамповским меркам) и выбор был сделан в пользу самого системного из реальных кандидатов. То есть Трамп может эпатировать элиты спорными кандидатурами, но когда речь идет о деньгах, он далек от всякого эпатажа. И в ходе своего первого срока активно тасовал министров, но не трогал Минфин, который все четыре года возглавлял Стивен Мнучин. →
На митинг 24 ноября в Якутске вышло не более 50 человек с протестом против решения отменить право граждан самим избирать мэра региональной столицы. Пока Республика Саха остается одним из четырех субъектов РФ в Сибири и на Дальнем Востоке, где такие выборы сохранялись. Но скоро данная аномалия, видимо, будет везде ликвидирована. Среди населения прямые выборы, похоже, уже не имеют поддержки, что показала и нынешняя акция. А федеральный Центр, очевидно, негативно воспринимает все то, что противоречит единой системе публичной власти.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ»: «Видимо, власти города заранее предполагали, что яблочный митинг будет с небольшим числом участников. В отличие, например, от митингов левых, куда часто приходит много пенсионеров и тех, кто ностальгирует по советским временам. Поэтому, с одной стороны, продемонстрирована демократичность, а с другой – показан маргинальный характер мероприятия». А когда затем еще задержали и лидера «Яблока», то, по его словам, «по советской традиции показали, что шаг влево или вправо от дозволенного места недопустим». →
Политический кризис в Абхазии подошел к концу. Однако, по мнению политолога Алексея Макаркина, новым властям снова придется столкнуться с трудностями
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин выразил свое мнение по поводу этой ситуации, сообщает РИА Новости. →
Кризис в Абхазии, разгоревшийся в конце прошлой недели, похоже, разрешился. Президент Аслан Бжания уходит в отставку. Протестующие покинули занятые ранее госучреждения. О том, что произойдет в закавказской республике в ближайшем будущем, – в материале РИА Новости.
Комментарий Алексея Макаркина:
До окончания мандата Бжании и так оставались считаные месяцы, отметил в беседе с РИА Новости вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Так что досрочные выборы – не такая уж острая проблема. →
Президент Республики Абхазия Аслан Бжания по итогам переговоров власти и оппозиции подал в отставку.
Комментарий Алексея Макаркина:
Нынешние протесты в Абхазии – это отголоски событий тридцатилетней давности времен грузино-абхазской войны 1991-92 годов. Такое мнение в беседе с «Сапой» высказал вице-президент Центра политических технологий, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Алексей Макаркин. →