17/01/2018
Верховная Рада Украины отложила окончание рассмотрения закона «О реинтеграции Донбасса» во втором чтении. Обсуждение вызвало бурную реакцию как самих депутатов, так и обычных избирателей. В Москве также отреагировали на документ. В то же время президент Украины Петр Порошенко рассчитывает, что закон будет принят не позднее 18 января
Комментарий Георгия Чижова:
Дебаты вокруг этого закона в Раде отражают болезненность и многоплановость темы. Про этот закон говорили раньше: он предполагает некое изменение правового статуса того, что сейчас происходит на Донбассе; переподчинение тех силовых структур, которые там сейчас даже трудно сказать, что делают - воюют, охраняют порядок, поддерживают статус-кво или что-то еще в этом духе. И он встречает очень разное восприятие в украинском обществе - что отражает разницу мнений в нем.
В украинском обществе есть мысли о том, что надо вообще отказаться от этих территорий, которые сейчас не контролируются Киевом, забыть про них; это один полюс. Другой - что надо воевать до победного конца. Все это действительно отражается на ситуации, плюс политическая борьба - потому что это происходит накануне выборного 2019 года. Собственно, предвыборная кампания уже стартовала. И те же оппозиционные депутаты, которые возмущались, когда закон не был принят в декабре, что это саботаж, теперь не хотят принимать его в январе и оттягивают принятие, ориентируясь на какие-то свои интересы.
Что касается Минских соглашений, надо сказать, что они - речь о вторых Минских соглашениях - остаются незыблемыми уже три года, а реальность здорово меняется. И формально уже принято нормативных актов и практических решений, которые не вполне соответствуют букве и духу Минских соглашений. Тем не менее, соглашения не отменяются. Думаю, то же самое будет и в случае принятия закона, то есть закон законом, а соглашения -соглашениями. Как мы говорили уже не раз, соглашения остаются некоей невыполнимой «дорожной картой», которая, тем не менее, позволяет как-то ограничивать насилие на востоке Украины.
В этом смысле их знание сохранится: оно не зависит от принимаемой нормативной базы, а зависит от политической воли сторон. Как мы видим, в соответствии с политической волей обстрелы могут сводиться практически к нулю или опять возобновляться с новой силой. Словом, все это регулируется вовсе не документами.
Могут ли быть какие-то последствия в связи с заявлениями представителя МИД России об отношении закона о реинтеграции к Минским соглашениям? Надеюсь, что все-таки нет. Ну, мы же знаем, что происходит: когда вносятся законы, где упоминается особый порядок местного самоуправления в отдельных районах, с одной стороны, ДНР, ЛНР и Россия каждый раз делают грозные замечания о том, что это совсем не те законы, не согласованные с ними и вообще никуда не годящиеся; с другой стороны, на Украине очень многие возбуждаются и говорят, что «Порошенко нас предал, он идет навстречу ДНР и ЛНР».
Собственно, это та же история: какой закон ни прими, он обязательно кого-то не устраивает. И то, что кажется, допустим, со стороны радикальных украинских патриотов уступкой непризнанным республикам, в самих этих республиках воспринимается как недружественный шаг. Я думаю, то же самое происходит и с законом о реинтеграции.
Там же остается актуальным вопрос о внесении изменений в Конституцию - в 2015 году в нее не удалось внести изменения, которые предполагали, в том числе, ссылку на закон об особом порядке местного самоуправления. А это тормозит децентрализацию в Украине, которая сейчас проходит без конституционных изменений. Потому что если Украина примет изменения в Конституцию без упоминания «особого порядка», то вот тогда будет очень много шума - со стороны той же России - о радикальном отходе от принципов Минских соглашений. В результате получается, что эта тема блокирует принятие изменений в Конституцию - потому что конституционное большинство в Верховной Раде не набирается.
Что касается желания президента Украины, чтобы закон был принят до 18 января, то, думаю, в первую очередь это все-таки вопрос мобилизации депутатов. Я думаю, Порошенко опасается, что если этот закон не примут сегодня или завтра, то потом будет еще труднее собрать необходимое большинство голосов. Хотя здесь-то не нужно большинство конституционное - президент пока идет путем создания нормативной базы без внесения изменений в Конституцию.
Возможно, он делает это в надежде, что если вся нормативная база будет приведена в соответствие, то уже не так болезненно будет внести и в Конституцию нечто на эту тему, раз законы и так уже действуют. Принципиальная разница тут в том, что для принятия закона нужно 226 голосов в Верховной Раде, а для принятия изменений в Конституции во втором чтении - 300.
Я не думаю, что в случае принятия закона «О реинтеграции» что-то на востоке Украины немедленно изменится. Это закон медленного действия, это - один шаг в цепочке урегулирования. И достаточно вероятно, что 17 или 18 января этот закон все же будет принят. Правда, говоря о вероятности, я бы вспомнил анекдот про блондинку, которая на вопрос о том, какова вероятность того, что на улице она встретит динозавра, отвечает: «Как какова? 50%! Или встречу, или не встречу». Тут я могу ответить примерно так же. То есть вероятность достаточно высокая, но чтобы ее оценить точнее, надо анализировать расклад буквально по каждому депутату, чтобы понять, набираются ли 226 голосов.
Есть ли у президента Украины способы воздействовать на тех депутатов, кто еще не определился с мнением по этому поводу? Наверняка есть. Собственно, президентская администрация имеет опыт сбора голосов за нужные президенту законопроекты, поскольку все депутаты имеют свои интересы. Но это, конечно, процедуры, мягко скажем, не европейские - из постсоветского арсенала. В целом мы видели, что когда президенту что-то очень нужно, и это не внесение изменений в Конституцию, а, например, назначение генерального прокурора, то откуда-то необходимое ситуативное большинство собирается. Хотя бы и случаи, когда президент хотел провести какие-то решения, но ничего не мог поделать.
К слову сказать, то же изменение в Конституцию в 2015 году в первом чтении было принято: было собрано примерно 260 голосов и казалось, что до конституционного большинства во втором чтении не хватает совсем чуть-чуть. Но вот это «совсем чуть-чуть» было непреодолимо.
И, возвращаясь к теме закона о реинтеграции территорий: в случае его принятия я бы не ждал каких-то немедленных последствий. И те своего рода угрозы со стороны России, о которых говорил Григорий Карасин, я бы все же не воспринимал слишком буквально. Здесь пока нет речи о том, что на следующий же день там начнутся полномасштабные боевые действия.
Россия предотвратит диверсии наподобие подрыва «Северных потоков». Премьер-министр Михаил Мишустин показал делегациям из стран СНГ новейшие разработки МГТУ им. Баумана с применением искусственного интеллекта (ИИ). Как объяснили эксперты URA.RU, российские технологии ИИ обезопасят энергетические коммуникации на постсоветском пространстве.
Комментарий Алексея Макаркина:
Россия однажды столкнулась с диверсией на «Северных потоках», поэтому технологии, которые разрабатываются в передовых вузах, можно использовать как для экономических целей, так и для обеспечения энергобезопасности на постсоветском пространстве, объяснил первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его словам, выгоды от применения суперкомпьютеров могут заинтересовать иностранные делегации в закупке отечественных технологий. →
«Яблоко» опубликовало решение о деятельности партии на ближайшие годы, которое выглядит неоднозначно двойственным. С одной стороны, предполагается бросить все ресурсы для того, чтобы показать на выборах пацифистскую идеологию, с другой – занять такую позицию, чтобы не сломаться под жесткими политическим давлением, а лишь «как ива, согнуться на ветру». Именно за это выступает молодежь из числа партфункционеров, тем самым демонстрируя большую прагматичность. Основатель «Яблока» Григорий Явлинский, в свою очередь, периодически склоняется то к одному, то к другому подходу. И от этого пока не происходит какого-то явного движения вперед.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что яблочники дали понять: они будут активнее заниматься выборами, но для них это не основная форма деятельности, а только один из ее видов. «Им на самом деле мало что светит, но важно продемонстрировать свою идеологическую позицию. При этом есть надежда где-то что-то взять. Да и если не участвовать, то Минюст может ликвидировать партию», – сказал «НГ» эксперт. По мнению Макаркина, поколенческий разрыв в «Яблоке» в принципе отражает поколенческий разрыв в обществе. Так, старшие поколения воспринимают нынешние реалии как возврат к практикам времен СССР, они считаю аномалией скорее свободу самовыражения 90-х. Только у людей либеральных взглядов – это со знаком плюс, а у патриотически настроенных граждан – со знаком минус. Молодежь же принципиально иного мнения, для нее СССР – это далекая история, она уже стала частью глобального мира. Хотя бы потому, что активно пользуется интернетом, слушает ту же музыку и смотрит те же фильмы, что и молодежь других стран. И для молодых аномалия – это как раз нынешние политические реалии. «Отсюда выходят и стремление Явлинского продемонстрировать свою позицию, самовыразиться на думских выборах, и предпочтение партийной молодежи переждать до других, лучших, времен. У Явлинского 2026 год – это реперная точка, а у молодежи горизонт планирования гораздо дальше. Это и 2030-й, а если тогда не выйдет, то даже 2036-й и т.д.», – полагает Макаркин. →
Бывший губернатор Республики Алтай Олег Хорохордин стал заместителем начальника управления президента по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи (ИКТ). Об этом «Ведомостям» рассказали два собеседника, близких к администрации президента (АП). По словам одного из источников, в управлении Хорохордин будет курировать направление, которое занимается развитием ИИ.
Комментарий Ростислава Туровского:
Хорохордин и прежде был сотрудником АП, так что место работы после отставки для него подходящее, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. «Новая должность некрупная, но сейчас губернаторы должны быть благодарны и за такую. А по сенаторам Турчак ранее принял более востребованное решение (представителем в СФ стал Герой России Амыр Аргамаков. – «Ведомости»)», – считает эксперт. Если Хорохордин реально возьмется за вопросы ИИ, то может закрепиться на важной аппаратной позиции или перейти в бизнес. →
Поддержка КПРФ, если она обновится и будет более активна в защите граждан, может достигнуть даже 55%. Это следует из закрытой части соцопроса компании Russian Field, которая была проведена по заказу партии. «Определенно допускают» голосование за КПРФ 15% респондентов, 40% – «скорее допускают». А электоральное ядро продолжает оставаться размером в 5-7%. Противников КПРФ в совокупности 40%, из которых 22% «определенно не допускают» возможности голосования. Конечно, результаты опроса можно интерпретировать по-разному – стакан полон наполовину или же настолько пуст, но пока активизации коммунистов не видно. И непонятно также, что это такое – обновление КПРФ.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что во время президентских выборов КПРФ сократила результат до ядерного электората, но на парламентских выборах ситуация иная – и результат будет заведомо выше. «На президентских выборах люди голосуют за главу государства, а не представителя партии, потому что уверены, что решают судьбу страны и свое будущее. К думским выборам отношение проще, они голосуют за партию, которая, по их мнению, должна иметь фракцию в парламенте», – отметил он. Что же касается опроса, то, по мнению Макаркина, он говорит не столько о реальных предпочтениях людей на данный момент, сколько о теоретическом потенциале партии и способности его расширения. →
КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) в остающийся до выборов в Госдуму-2026 период надеются расширить электорат через патриотическую тематику. Сдвинуть с этого поля «Единую Россию» вряд ли получится, так что упорно соревноваться им придется друг с другом. Помощью СВО и прифронтовым регионам, заботой о семьях военных и раненых занимаются все три партии. Эксперты сомневаются, что оппозиция на этом существенно поднимется. Пока речь идет лишь об удержании остатков избирателей, а те уже почти и не различают прежних уникальных черт каждой из этих системных политструктур.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что с патриотической повесткой у думской оппозиции проблемы, ведь ее в основном аккумулировала ЕР как партия, отождествляемая с государством. →
Во Франции парламент впервые с 1962 года выразил недоверие правительству. Оппозиция требует отставки президента Эмманюэля Макрона. Но тот уходить не собирается, о чем заявил в обращении к населению 5 декабря. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что добиться ухода президента депутаты не смогут
Комментарий Алексея Макаркина:
Уволить президента Франции можно посредством импичмента, хотя он, согласно конституции, «может быть отстранен от должности только в случае нарушения обязанностей, явно несовместимого с осуществлением его мандата». Причем для этого нужно пройти довольно длительную процедуру с голосованиями квалифицированного большинства депутатов и сенаторов. Летом 2024 года левая партия «Непокоренная Франция» уже пыталась отправить Макрона в отставку, апеллируя к тому, что он не назначил предложенного левыми силами кандидата в премьеры. При этом по конституции он не был обязан этого делать – так что основание было весьма натянутым и инициатива даже не дошла до голосования. И вообще французский политический класс очень осторожен в вопросе создания прецедента импичмента – неизвестно, чем он может отозваться в дальнейшем, а по стабильности может в любом случае ударить. →
Президент России Владимир Путин назначил председателя комитета Госдумы по информполитике Александра Хинштейна временно исполняющим обязанности губернатора Курской области, сообщили в Кремле. Согласно указу, президент принял отставку недавно избранного Алексея Смирнова с поста губернатора региона, которую тот подал по собственному желанию.
Комментарий Ростислава Туровского:
«Решение неожиданное, но смыслы у него, разумеется, есть. Хинштейн известен своим умением работать с общественным мнением, он активен и готов к диалогу с гражданами. Судя по всему, этих качеств очень не хватило прежнему губернатору Смирнову», – говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Также Хинштейн давно выстроил связи с силовыми структурами, напоминает он. «В условиях Курской области это крайне важно и поможет ему в работе. Понятно, что управленческую команду ему создать помогут. А сам он постарается продемонстрировать качества публичного лидера», – полагает Туровский. →
Во вторник президент Южной Кореи Юн Сок Ель объявил в стране военное положение «в связи с антиправительственной активностью». Дело было в желании оппозиционного большинства в парламенте объявить государственным чиновникам импичмент. В ответ их объявили пособниками Северной Кореи. Мы обратились к российским экспертам за разъяснением ситуации.
Комментарий Алексея Макаркина:
Российский политолог, заместитель директора «Центра политических технологий», профессор ВШЭ Алексей Макаркин считает, что «импичменты в Южной Корее обычное дело». И это не зависит от партийной принадлежности президента. В 2004 году была попытка импичмента левого Но Му Хена за агитацию своей партии перед парламентскими выборами, но Конституционный суд решил это недостаточным предлогом для отстранения президента. Правда, уже после он был обвинен во взятке в 30 тысяч долларов и сорвался со скалы, что многие посчитали самоубийством. А в 2016 году был объявлен импичмент правой Пак Кын Хе. Но там действительно была коррупционная история на миллионы долларов и разглашение государственных тайн третьим лицам. И даже Конституционный суд с импичментом согласился. А Пак Кын Хе посадили в тюрьму. →
Депутаты парламента Абхазии 3 декабря проголосовали против ратификации межправительственного соглашения об осуществлении российскими компаниями инвестиционных проектов на территории республики. На заседании присутствовали 23 из 35 депутатов.
Алексей Макаркин
«За 32 года независимости в республике сформировалась собственная модель развития, – объяснил Макаркин. – Одна из главных особенностей в том, что экономика – национальная прерогатива, это касается права на землю, другую собственность». →
В «Справедливой России» идут дискуссии о том, кто сменит 71-летнего Сергея Миронова на посту председателя партии. Трансфер, как уверяют источники URA.RU, произойдет уже до 2026 года. Одним из главных претендентов называют экс-губернатора Омской области, замгендиректора «Уралвагонзавода» Александра Буркова. Есть еще два кандидата с Урала – депутаты Госдумы Валерий Гартунг и Яна Лантратова. Сам Миронов противится этому и опасается своих потенциальных сменщиков – говорят инсайдеры, близкие к руководству партии.
Комментарий Алексея Макаркина:
«Образ Прилепина расходится с привычным для избирателя «Справедливой России» образом партии. Их традиционный образ – это партия, которая почти такая же, как партия власти, но более социально-окрашенная. Миронов этому образу соответствует, а будет ли соответствовать Прилепин? – вопрос риторический. Вызывает вопрос и то, насколько Прилепин консенсусная фигура для людей, глубоко вовлеченных в СВО. Есть те, кто его критикует. Нельзя утверждать, что он сможет повысить интерес к партии в этом направлении. Если посмотреть на избирателей, которые полностью поддерживают СВО, – они голосуют за «Единую Россию», – считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. →