08/02/2018
Еврокомиссия обнародовала планы расширения Евросоюза на Западных Балканах. Согласно документу, первыми в ЕС смогут вступить Черногория и Сербия, как достигшие наибольшего прогресса в приведении себя в соответствие с требованиями ЕС, с затем Албания, Македония, Косово, Босния и Герцеговина.
Комментарий Алексея Макаркина:
Турция безусловно отрицательно отреагирует на складывающуюся картину, а Европа может получить много проблем в связи с подобным расширением. Это, в свою очередь, может привести к дальнейшему росту евроскептицизма, который замедляет процессы расширения ЕС.
Турция понимает, что ее не возьмут в Евросоюз, потому что там требуется консенсус, а здесь консенсуса не будет. Кстати, будет непростая ситуация с обеспечением консенсуса и при приеме стран с Балкан, потому что будут протесты со стороны евроскептиков. Мол, зачем нам брать к себе еще несколько стран со слабыми экономиками, тянуть их? Кто будет за это платить?
Но Турция сейчас находится в таком положении... В ней все больше усиливается антиевропейская, исламистская риторика: турки все больше вспоминают про времена Османской империи. Там сейчас, надо сказать, идет очень интересная дискуссия на тему того, кто виноват в том, что Турция потеряла земли, которые входили в состав империи. И президент Эрдоган уже фактически обвиняет в этом правительство Ататюрка в том числе. Упрекает его в том, что они согласились с новыми границами в 1923 году.
Соответственно, если до этого в Турции был консенсус относительно того, что Ататюрк был великим и, в общем, безупречным правителем, то теперь уже Эрдоган говорит, что тут еще надо посмотреть, так ли это. И кто вообще виноват, и какие именно решения принимались, насколько они были выгодны для Турции. Усиливается риторика именно такого рода.
С другой стороны, Турция - член Североатлантического блока, НАТО. Выходить оттуда она не собирается. У нее исторически сложились отношения с Европой; там работает большое количество турок, которые присылают домой валюту. И Турция не хочет, чтобы все это пересмотрели. А если рвать с Европой, то может произойти много тектонических сдвигов.
Плюс не очень реализовались планы Эрдогана на доминирование в исламском мире, на возврат хотя бы с неформальной роли халифа, главы всех мусульман. Или, по крайней мере, всех мусульман-суннитов. Понятно, что формализовать это невозможно, но турецкий султан исторически одновременно считался и халифом, то есть имел не только светскую, но и духовную власть.
И, кстати, ликвидировав султанат, Ататюрк некоторое время терпел халифат. Он на какое-то время оставил за последним правителем из Османской династии духовные прерогативы. Потом он и их отобрал.
С этим у Турции сейчас не получилось. Потому что Эрдоган является сторонником политического ислама, а для политического ислама появился очень серьезный шанс во время «арабской весны». Но этот шанс использовать не удалось в связи с целым рядом факторов - и с настроением элит, и с настроением общества, и с противодействием со стороны, например, Саудовской Аравии, которая опасается просто исламизма. Она опасается, что это затронет ее самое и что ее религиозные проповедники скажут: «А к чему нам такое количество принцев, многие из которые ведут отнюдь не благочестивую жизнь? Зачем нам это надо, может, нам стоит тоже установить исламитский режим?»
Поэтому Эрдогану осуществить этот замысел не очень получилось. Мы видим, что египетский президент-исламист был свергнут - к огромному неудовольствию Эрдогана. В Тунисе исламисты являются лишь одной из политических сил, не более того. Они не доминируют. Если мы говорим про ситуацию в Сирии, то мы видим, с какими сложностями и там Эрдоган сталкивается. Они связаны и с курдами, и с Америкой, да и с Россией отношения на самом деле очень непростые. В каких-то вопросах там удается добиться договоренностей, в каких-то - нет.
Словом, какой-то доминирующей роли в исламском мире у Эрдогана тоже не получилось. А раз так, то надо маневрировать, надо с кем-то договариваться. Включая и то соображение, что нельзя рвать полностью с Европейским союзом. Поэтому в Турции, конечно, включение в ЕС балканских стран воспримут негативно. Но большого разрыва, думаю, не случится.
В настоящее время в Евросоюзе наряду с евроскептицизмом существует и стремление к расширению. Оно особенно отчетливо стало проявляться после того, как президент Франции Эмманюэль Макрон предложил концепцию «Европы на разных скоростях».
Эта идея парадоксальным образом ведет не к сокращению Евросоюза, а, напротив, к его увеличению. То есть Макрон предлагал использовать разные подходы к разным участникам ЕС, сделать их более дифференцированными. Чтобы подход, например, к Франции и Германии отличался от подхода к странам Центральной Европы уже на уровне критериев.
Пока в столе Госдумы лежит законопроект о приведении местного самоуправления (МСУ) к единой системе публичной власти, регионы уже реализовали почти все его ключевые постулаты. Например, буквально повсеместно прямые выборы глав муниципалитетов заменены отбором через конкурсные комиссии. Но и те становятся ненужными, скажем, в Саратове решили, что достаточно временной администрации. МСУ упрощают по вертикали: губернаторы, став чиновниками, хотят тех же мэров и назначать, и быстро менять.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что чиновничья вертикаль «все больше отстраивается и достраивается». И это следствие принятых четыре года назад поправок в Конституцию, реализация концепции единой системы публичной власти. Эксперт отметил, что выборы воспринимаются властью как риск, даже в последние годы бывали случаи, когда побеждал несанкционированный кандидат, последний, кстати, был в иркутском Братске. «Если на региональном уровне консолидация сохраняется и центром притяжения становится направленный президентом губернатор, то на муниципальном уровне действует политическая конкуренция, идут расколы элит, а для партий парламентской оппозиции кандидат в мэры от власти вовсе не центр притяжения. Иногда и вовсе двое лояльных власти кандидатов борются. Не говоря уже о том, что выбрать могут несогласованного кандидата или даже оппозиционера. Вот и есть желание достроить вертикаль власти до конца», – подчеркнул Макаркин. →
Коммунисты в последние дни стали выступать с жесткими высказываниями в сторону власти и инициативами, призванными подчеркнуть оппозиционность партии. Например, лидер КПРФ Геннадий Зюганов в обращении к молодежи обещал ей защиту от перегибов в борьбе за демографию. Усилилось внимание левых к острым ситуациям в ряде регионов, также они настойчивее требуют прекратить преследования партактивистов. Это выглядит попыткой вернуться к политике контрпозиционирования, то есть пересмотреть самоограничения в рамках СВО-консенсуса.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что в реальности коммунисты от своей оппозиционности стратегически никуда и не уходили. →
По словам главы ЦИК Памфиловой, выборы этого года прошли успешно, а новейшие разработки надо применять по всей стране
Комментарий Ростислава Туровского:
Большинство регионов пока не готовы к заявительному порядку голосования по бумажным бюллетеням, особенно в глубинке, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Но, говорит он, возможны отдельные точечные эксперименты в регионах с большими городами. Например, такую практику могут поддержать в Севастополе, где избиратель в основном городской или в Татарстане, предположил Туровский. Наименьшая же вероятность там, где много сельских районов и где местные элиты не вполне управляемы, заключил он. →
Депутаты «Справедливой России – За правду» (СРЗП) во главе с Сергеем Мироновым предложили ввести повсеместный императивный мандат. Если депутат любого уровня, избранный по спискам партии, из нее исключается, он должен сразу терять статус. Это ужесточение действующей диспозиции, когда вождям передается больше прав для контроля над активом. Эсэры ссылаются на Конституцию: власть принадлежит народу непосредственно и через представителей, что якобы и закрепляет монополию партий на услуги посредника. С помощью императивного мандата партлидеры хотели бы подстраховаться от утечки кадров к конкурентам, но деградацию политсистемы, похоже, уже не вылечить припарками.
Комментарий Алексея Макаркина:
На что первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил с иронией: «Оппозиционные партии хотят добиться стабильности собственных фракций посредством закрепления депутатов. Но крепостное право отменили еще в 1861 году». И, по его мнению, для СРЗП это более актуально, чем, к примеру, для КПРФ или ЛДПР, из которых пока выходить менее выгодно, чем из СРЗП. →
В преддверии саммита БРИКС, на котором планируется подписать договор о стратегическом партнерстве России и Ирана, наши лидеры встретились в Туркменистане. Им есть что обсудить не только в рамках двусторонних отношений наших стран, но и международного положения. Российский политолог, заместитель директора «Центра политических технологий», профессор ВШЭ Алексей Макаркин видит в Иране две разнонаправленные политические силы. И от их взаимодействия зависит, насколько всеобъемлющим будет партнерство наших стран.
Комментарий Алексея Макаркина:
- Для нашей страны отношения с Ираном важны. Так случилось, что самыми близкими нашими партнерами стали Северная Корея и Иран. В КНДР с 40-х годов правит династия Кимов, и даже при потеплении отношений с Южной Кореей они не обольщаются и не доверяют США. В Иране другая ситуация, там политическая элита более разнородна. Есть консерваторы, которых представлял погибший весной этого года в авиакатастрофе президент Эбрахим Раиси, есть реформаторы, которые пришли к власти в результате внеочередных выборов, выдвинув в президенты Масуда Пезешкиана. Стараниями убитого в 2020 году генерала КСИР (Корпуса стражей исламской революции) Касема Сулеймани началось сближение с Россией, которое продолжилось при Раиси. Они были уверены, что с Западом договорится невозможно. Сейчас президент Ирана принадлежит к той части элиты, которая надеется на возобновление сотрудничества с США. →
В пятницу, 11 октября, мы узнаем лауреата Нобелевской премии мира за 2024 год. Номинированы 286 кандидатов: от папы римского Франциска до бывшего генсека НАТО и экс-премьера Норвегии Йенса Столтенберга. Но российский политолог, заместитель директора «Центра политических технологий», профессор ВШЭ Алексей Макаркин уверен, что настоящую подоплеку выборов кандидата мы узнаем только через полвека, когда раскроют стенограммы обсуждений в комитете по присуждению премии. А директор некоммерческого фонда исследования проблем демократии, участник СВО Максим Григорьев вообще считает, что данная награда полностью дискредитирована своими прошлыми номинантами. Так что прогнозируют эксперты?
Комментарий Алексея Макаркина:
Российский политолог, заместитель директора «Центра политических технологий», профессор ВШЭ Алексей Макаркин считает, что правду о реальных кандидатах на получение премии и аргументацию их права на нее мы узнаем только, когда будут обнародованы протоколы обсуждений в комитете по присуждению Нобелевской премии мира, а именно через 50 лет. «Главная задача комитета: как бы не ошибиться». Потому что в практике его работы есть случаи, когда он попадал под критику правозащитных организаций за своих номинантов. Например, в 1994 году премия мира была вручена Ясиру Арафату за усилия по достижению мира на Ближнем Востоке, которую он полностью опроверг своей последующей политической деятельностью. Алексей Макаркин прогнозирует, что «скорее всего номинантом станет международная организация», потому что им давно не вручалась эта премия, а также из-за ситуации в мире, когда в кандидатуре политика можно ошибиться. →
В информационных ресурсах КПРФ появилось обращение к столичным властям члена президиума ЦК главы юрслужбы партии Георгия Камнева об установлении в Москве памятника Эрнесто Че Геваре. Причем как можно ближе к какому-либо диппредставительству США. Хотя Камнев пояснил «НГ», что это лишь его личная инициатива, похоже, что кампании по продвижению самого узнаваемого символа левого антиамериканизма быть. Эксперты подтвердили, что у инициативы есть неплохие шансы на реализацию в нынешних внешнеполитических условиях. Хотя в обмен, возможно, коммунистам придется немного сократить риторику о борьбе за сохранение всех памятников Ленину.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что хотя Че Гевара – это скорее герой для средневозрастных групп населения, действительно есть сегмент левой молодежи, для которых он свой. Кроме того, тут есть расчет партии на идеологический и ностальгический электорат. При этом он напомнил, что сейчас образ Че существенно коммерциализирован - и за счет этого узнаваем и популярен. И хотя «власть, наверное, не собирается помогать КПРФ рекламировать себя в обществе», но все-таки у этой инициативы есть шанс на реализацию, поскольку есть «немало памятников деятелям государств – союзников как СССР, так и нынешней России». Макаркин напомнил, что в Москве установлены монументы, например, основателю Венесуэлы Симону Боливару (в прошлом году), национальному герою Алжира эмиру Абд аль-Кадиру (тоже в прошлом году) и др. «Конечно, памятник именно революционеру никто ставить не будет, но в контексте международного сотрудничества с Кубой – вполне могут. Но для коммунистов будет непростой задачей привлечь к сотрудничеству по этой инициативе не только сторонников Че Гевары из числа представителей власти, но и кубинских деятелей», – заметил он. →
В Камчатском крае 7 октября прошло заседание конкурсной комиссии по выборам мэра региональной столицы. Кандидаты на пост главы Петропавловска-Камчатского должны представить документы до 25 октября, первый этап конкурса намечен на середину ноября. А в целом порядок работы таких комиссий буквально скопирован с процедуры прямых избирательных кампаний. Эксперты уточнили, что тут скорее имитация, чтобы граждане все-таки поверили в прописанное им электоральное плацебо.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отметил, что конкурсные комиссии – это очередной элемент имитационной демократии. «О процедуре назначения новых градоначальников пишут местные газеты, говорит местное телевидение. Но людям, конечно, важны выборы, схожей с прямыми выборами процедурой никого не обманешь. Избирателям нужно ощущение, что они сами что-то решают, от них что-то зависит. Процедура назначения, при всей возможной схожести, такого ощущения не дает», – подчеркнул эксперт. →
Официальные ресурсы КПРФ отчитались о том, что завершились очередные этапы обучения в двух образовательных учреждениях партии. Секретари низовых отделений из 27 регионов получили навыки идеологической и агитационно-пропагандистской работы. Они выслушали и лекцию о своеобразии международной и внутриполитической ситуации от самого Геннадия Зюганова. А профсоюзные активисты в Петербурге прошли курсы «активной борьбы» за трудовые права. Эксперты напомнили, что коммунисты сохраняют оба направления своей деятельности, стараясь укреплять отношения с властью и обществом отдельно.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что партийно-политическая работа с активом обязательна, а каков актив – такова и работа: «Любая партия, а тем более – идеологическая грешит тем, что у нее есть практическая деятельность, а есть риторика. Например, народные приемные ЛДПР сочетаются с брошюрами Жириновского «Последний вагон на Север», «Последний бросок на Юг», а центры защиты прав граждан СРЗП – с патриотической и советской риторикой. А у КПРФ ядро и актив еще более идеологизированые, она просто обязана вспоминать о своих корнях, говорить об СССР, буржуазии, угрозе Запада и т.д. Хотя при этом и ведет конкретную работу с профсоюзами и гражданами». →
До середины августа 2025 г. Центризбирком (ЦИК) должен представить нижней палате парламента новую схему одномандатных избирательных округов – вместо действующей с осени 2015 г. Депутаты должны будут внести и принять соответствующий закон на ближайшие 10 лет. При этом за последние 10 лет сильно изменились обстоятельства, которые влияют на нарезку 225 округов (их количество зафиксировано в законе о выборах депутатов Госдумы и не зависит от числа субъектов РФ). В частности, составление новой схемы будет проходить с учетом корректировки численности населения в регионах и появления четырех новых субъектов Федерации.
Комментарий Ростислава Туровского:
Если число округов на выборах в Госдуму не изменится, то какие-то регионы могут потерять по одному депутату, согласен вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Компенсации за потерю округа могут быть только неофициальными, полагает он: «Например, таким регионам дадут больше проходных мест в списке». Но для этого надо будет дать больший вклад в победу партии власти, допускает он. →