19/06/2017
Решать вопрос Донбасса не военным, а мирным путем, прекратив силовую операцию в регионе и стараясь сделать Украину привлекательной для жителей ДНР и ЛНР намерен Киев. Как утверждают СМИ, именно такой план украинские власти выдвинули незадолго до поездки президента Украины Виктора Порошенко в США.
Комментарий Георгия Чижова:
Прежде всего, надо понимать, что есть «красные линии», которые украинская сторона не может перейти в этом вопросе. Первая из них (за которую, может, в принципе и могла бы зайти высшая украинская власть), - это признание особого статуса территорий, которые ей неподконтрольны. Но провести это в виде изменений в Конституцию, а по большому счету это - изменения именно такого уровня, будет очень трудно, если не невозможно. Потому что в Верховной Раде не получится собрать нужно количество голосов в поддержку этой идеи. Другое дело - изменение правового статуса АТО, антитеррористической операции. Действительно, можно прекратить АТО, которая с самого начала называлась достаточно странно (это была, похоже, калька с российских политических реалий, где любую силовую операцию уже довольно давно стало принято стало называть контртеррористической или антитеррористической), если придать вооруженный борьбе, которая идет на востоке Украины против сепаратистов, какой-то другой статус. Ну, в частности, тогда можно было бы ввести и военное положение, о котором пишут СМИ.
Конечно, Украине еще предстоит определиться, воюет она с сепаратистами или с Россией. Это все тоже довольно сложно, и тоже может вызвать очень большие дебаты и очень серьезные конфликты.
Что значит «реинтеграция» в этом ключе? Если исходить из Минских соглашений, то, как мы помним, требовалась известная последовательность действий. Это - прекращение огня, разведение враждующих сторон, проведение выборов, амнистия и установление контроля над границей. Российская сторона и непризнанные республики считают, что именно в таком порядке все и должно происходить, тогда как украинская сторона говорит, что сначала нужно восстановление контроля над границей, разоружение незаконных вооруженных формирований, а затем уже проводить выборы. Ну, в нагрузку еще - хорошо бы возможность для украинских политических партий вести агитацию, но это уже мелочи. Словом, тут стороны зашли в тупик, и мы это уже обсуждали.
Так вот, сейчас европейцы, насколько мне известно, предлагают Украине другой порядок действий. Украина, со своей стороны, по их мнению, должна объявить о проведении выборов, но сами выборы не состоятся до того момента, пока Киеву не будет возвращен контроль над границей, обеспечена безопасность избирательных участков, возможность проведения избирательных кампаний, и так далее. То есть от Украины требуется как бы символических шаг: само назначение выборов и все-таки признание какого-то особого статуса за этими территориями.
На этот символический шаг Украина, если бы она управлялась одним человеком, теоретически могла бы пойти - под гарантии европейцев, что дальше те будут давить уже на Россию, требуя от нее вывести каких-то военных (пусть даже Россия всегда говорит, что их там нет), соблюдать контроль над границей. Словом, я думаю, президент Порошенко мог бы на такой шаг пойти, если бы для этого не требовалось парламентское большинство. А вот его получение, как мы уже говорили, представляется малореальным.
В этом и есть суть тупика, который мы с этой ситуации имеем, и будут идеи, как можно из этого тупика выйти, это может стать началом определенного прорыва. Но хотелось бы увидеть, насколько революционны готовящиеся, как пишут газеты, предложения.
Что касается смены статуса с АТО на военное положение, то это, по-моему, просто логично. Единственное, что тут надо внимательно читать законодательные акты про военное положение: может ли оно действовать на части страны и не затрагивать все остальное? Потому что, конечно, переходить полностью на военное положение Украине сейчас не имеет никакого смысла: в стране в целом идет экономический рост, появляются какие-то инвестиции. Собственно, Украина сейчас может быть достаточно успешной, продолжая развиваться как мирная демократическая страна, а не как воюющая.
Что же до идеи ввести для жителей ДНР и ЛНР ряд льгот и послаблений, а также упростить порядок получения ими украинских пенсий, и идеи наладить торговлю между этими территориями и подконтрольными Киеву частями Украины, о которых говорят источники СМИ, то это, думаю, было бы очень неплохо. Это было бы и правильно, и справедливо. Другой вопрос - что прежде Украина называла условием для возобновления торговли отказ от введения внешнего управления на украинских предприятиях, которые существуют в Донбассе - и на которых это управление, как вы помните, все же было введено. Но, возможно, теперь к этой идее прислушаются.
Очень важным фактором для того, чтобы повысить привлекательность Украины для жителей неподконтрольных Киеву территорий, главным образом, думаю, стала бы возможность просто рассказывать им, что происходит на Украине. Потому что экономически сейчас хотя и украинцы живут не блестяще, но жители неподконтрольных Киеву территорий живут еще хуже. Однако их удерживает от возврата к Украине то, что им рассказывают про бандеровцев, еще про какие-то страшные вещи.
Если бы украинские СМИ хотя бы получили возможность доступа к этой аудитории, это могло бы помочь. Но второй вопрос - это что там должны бы действовать очень профессиональные журналисты и государственные пропагандисты, они должны быть убедительными, чтобы их слушали и воспринимали. А государственная пропаганда на Украине пока не очень сильна. Ну, в одной стороны в стране практически все значимые СМИ находятся в частных руках, а Министерство государственной пропаганды, созданное несколько лет назад до сих пор оставляет желать лучшего.
Но думаю, пришел момент, когда украинская сторона должна сделать какие-то шаги по выполнению Минских соглашений, потому что этого требует Запад. И, думаю, украинская сторона попытается это сделать как-то разумно, чтобы «мяч перешел на российскую сторону» и Запада давил уже на Россию.
Возмущение студентов они назвали работой ЦИПсО В РГГУ связали нападки на философа Ивана Ильина с деятельностью Запада. Таким образом вуз ответил на запрос «Ведомостей» по поводу недовольства студентов назначением консервативного философа Александра Дугина директором учебно-научного центра РГГУ «Высшая политическая школа (ВПШ) им. Ивана Ильина».
Комментарий Алексея Макаркина:
Протест в РГГУ связан не столько с именем Ильина, сколько с Александром Дугиным, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Он добавил, что творчество Ильина «настолько обширно», что из его работ можно взять цитаты на любой вкус: из 1920-х гг., где он одобрительно отзывается о фашизме, и послевоенные, где он говорит о нем негативно. «Правые считают плюсом, что он не нашел общего языка с немецкими фашистами, а его взгляды близки к немецким консерваторам. Они считают временными его попытки договориться с немецкими и итальянскими фашистами, а сам он не был ни фашистом, ни нацистом. Левые же считают неприемлемым любое сближение с фашистами», – пояснил Макаркин. →
На вакантный депутатский мандат Госдумы может претендовать «Справедливая Россия – За правду» Как стало известно «НГ», один из лидеров «Справедливой России – За правду» (СРЗП), депутат Госдумы Геннадий Семигин был награжден орденом «За заслуги перед Хакасией» лично главой республики коммунистом Валентином Коноваловым. В этом году на осенних выборах будет разыгрываться мандат депутата Госдумы от региона. Теоретически Семигин мог бы стать электоральным «паровозом» для одного из эсэров, с тем чтобы в 2026 году избираться в Госдуму уже по одномандатному округу. Эксперты отмечают, что такой вариант вполне возможен.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ»: «В целом по стране в СРЗП наиболее известен Сергей Миронов, а также Захар Прилепин. Семигин же известен в Хакасии, но волна его популярности прошла давно. Он избирался по одномандатному округу в Хакасии в 2003 году, когда его поддержали почти 50% избирателей. Сейчас во многом другие времена, Семигин избирался по списку и возможности серьезно влиять на электоральные процессы Хакасии у Семигина нет. Да и самой партии более интересны Верховный совет и горсовет Абакана, нежели довыборы в Госдуму. Поэтому электоральным «паровозом» для другого эсэра он вряд ли станет. Хотя нельзя исключать предварительную работу СРЗП в регионе перед основными думскими выборами, которые не так далеко. Зато для Валентина Коновалова, в свою очередь, это неплохой резерв поддержки, и коммунистический глава стремится максимизировать свои ресурсы. Потому что на довыборах теоретически если СРЗП не выставит своего кандидата, то может поддержать коммуниста, а для главы от КПРФ любой политический ресурс и союзники полезны». →
Экзотическая политструктура в бюллетене станет аналогом графы «Против всех» Как стало известно «НГ», 22 апреля соберется оргкомитет возрождаемой Партии любителей пива (ПЛП) под председательством политолога и политтехнолога Константина Калачева, после этого документы на регистрацию партии подадут в Минюст РФ. Организаторы проекта рассчитывают, что новая структура заработает к выборам 2025 года. По опросу социологического центра Russian Field, 36% граждан считают, что в России нужна новая партия, еще 9% заявили, что допускают для себя возможность проголосовать за ПЛП. По мнению экспертов, вероятность регистрации партии небольшая, а электорат у нее будет составной: избиратели колеблющиеся, протестные и ностальгические.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что шансы на регистрацию ПЛП небольшие, а электоральный рейтинг и реальное количество людей, готовых проголосовать за партию, – не одно и то же. Макаркин напомнил, как в начале 2000-х годов социологи подсчитывали, что за различные новые партии готовы проголосовать по 15-16%, но на выборах политструктуры получали в разы меньше. →
Доклад Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР) подтвердил факт бегства ядерного электората КПРФ по итогам выборов президента. При этом результат ее кандидата – это не столько следствие СВО, сколько продолжение долгого тренда. Число сторонников КПРФ сократилось почти во всех категориях населения. Возможно, и потому, что она преимущественно мужская партия. Этот избиратель оказался ненадежным, а женщинам левый уклон просто не нравится. Но ответить за кризис, очевидно, должно прежде всего руководство политструктуры.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что по итогам президентских выборов ядерный электорат КПРФ практически снизился до проходного барьера на думских выборах. Потому что главный признак – это готовность проголосовать за партию при любой ситуации и в любых условиях. Так что электоральные изменения выглядят опасными для КПРФ. Эксперт напомнил, что прежняя сборка ее сторонников лишилась двух главных частей: лояльных к власти избирателей и протестного электората. Причем если последний уже и не вернуть, он либо уходит «во внутренюю эмиграцию», либо перетекает к другим силам, вроде «Новых людей», то лоялистскую часть попробовать вернуть еще можно. «Но проблема с патриотическим электоратом в том, что сейчас власть действует в русле его требований», – напомнил он. →
Выборы пройдут с большей явкой, чем в 2019 году, а недостатка в претендентах не будет, считают эксперты.
Комментарий Алексея Макаркина:
Он получил 53,12% голосов, тогда как его соперник, либерал Иван Корчок - 46,88%. В первом туре вперед неожиданно вырвался Корчок, но ему практически не удалось улучшить (в процентах) свой результат, тогда как Пеллегрини смог заручиться поддержкой сторонников консерватора Штефана Харабина, занявшего третье место. Пеллегрини и поддерживавший его Фицо успешно акцентировали внимание на двух дихотомиях. →
Выборы пройдут с большей явкой, чем в 2019 году, а недостатка в претендентах не будет, считают эксперты.
Комментарий Алексея Макаркина:
На этот раз партиям удастся закрыть каждый округ, небольшое поле для политических маневров не отталкивает потенциальных кандидатов в депутаты, считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Желающими пойти на выборы могут быть люди из партийного аппарата, которые хотят обратить на себя внимание руководства, а также муниципальные депутаты, рассуждает он. →
3 апреля пятый раз Михаил Мишустин отчитывался о деятельности Правительства в Государственной думе. В пятом отчете – и в дискуссии, развернувшейся после доклада премьера - многое прозвучало не в первый раз – и о том, насколько эффективно это правительство управляло противодействием пандемии Ковида, и как успешно правительство справилось с адаптацией экономики и, шире, всей жизни страны к беспрецедентному санкционному давлению. Резюмировал эти повторы – в последнем на этом заседании выступлении - многоопытный депутат Андрей Макаров: «отчет Правительства позволил увидеть, как много сделано».
Комментарий Бориса Макаренко:
Было ли в отчете что-то принципиально новое – кроме, разумеется, актуальных цифр и фактов функционирования экономики страны и работы исполнительной власти: высокие – 3,6% темпы роста ВВП, еще более впечатляющие – в обрабатывающей промышленности, выход на объем внешней торговли не ниже, чем четыре года назад (естественно, при изменившейся географии товарных потоков), многочисленные и работающие механизмы социальной поддержки граждан, семей с детьми и многое другое? Осмелюсь выделить в качестве нового то, что ключевым в работе Правительства становится повышение качества государственного управления. Дело не только в том, что премьер в начале своего выступления обозначил это в качестве одной из двух главных задач в работе кабинета – наряду с выполнением программы социально-экономического развития. Проблема гораздо шире. →
Весной 2023 года в своем предыдущем отчете перед депутатами, председатель правительства РФ Михаил Мишустин охарактеризовал шесть задач, сформулированных президентом России Владимиром Путиным для кабмина в послании Федеральному собранию в конце 2022-го. Нынешний отчет премьер-министра был основан на том, что сделано по каждому из этих направлений. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин констатирует: таким образом между этими документами существует прямая связь. По мнению политолога, сделано уже много.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первая задача - благосостояние граждан. →
«Левый фронт» (ЛФ) все-таки опубликовал полное решение исполкома от 31 марта. Там, с одной стороны, говорится о неизбежности идеологической чистки, а с другой – делается явная попытка не дать ее провести руками старших товарищей из КПРФ. Документ подтверждает ведущую роль в движении депутата Госдумы Анастасии Удальцовой. Она и состоит в рядах думской фракции коммунистов, но, похоже, намерена сохранить контроль над ЛФ за собой на политическую перспективу. Эксперты согласны, что как для нее, так и для КПРФ движение представляет собой активистский, кадровый и уличный ресурс. ЛФ укрепляет шансы Удальцовой на переизбрание в Госдуму-2026, а партии он позволяет расширить долю протестного электората. Но прежде ЛФ предстоит очистить от несистемных элементов.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ»: «Удальцова встроена в работу КПРФ, но ЛФ – это и ее личный ресурс влияния на партию, хотя и для КПРФ – это тоже ресурс. ЛФ – это и активисты на митингах, и волонтеры, и кандидаты на выборах, и часть муниципальных и региональных депутатов. Да и демонстрация союзнических организаций, коих, по словам коммунистов, у них полсотни, тоже нужна для укрепления собственных позиций на левом фланге». Однако, по его словам, стоит задача не просто сохранить ЛФ в союзниках, а сделать так, чтобы он не противоречил партии, не устраивал несогласованных инициатив, вроде тех же праймериз для отбора левых кандидатов в президенты. Так что для КПРФ действительно важен ленинский подход, когда союзники действуют под руководством партии, а не самостоятельно. «В ЛФ привыкли за годы существования сами принимать решения, вести свою линию, так что теперь с неохотой принимают необходимость все согласовывать с КПРФ. Но реалии таковы, что если незарегистрированная организация не прикроется системной партией, то могут быстро возникнуть проблемы с государством. Для КПРФ и до СВО ЛФ был безусловно своим ресурсом, но после начала спецоперации стал еще и риском. А Удальцова хочет сохранить этот актив, чтобы действительно усилить свои позиции в глазах руководства партии», – подчеркнул Макаркин. →
Комментарий Бориса Макаренко:
Такое большинство образовалось, потому что Путин контролирует практически все значимые общественные повестки, полагает председатель правления «Центр политических технологий» Борис Макаренко. «Социально-экономическая в самых максимальных трактовках, это и патриотическая повестка, прогрессистская повестка», - добавил он. →