04/09/2023
В чем особенность нынешней избирательной кампании, и как СВО изменила российские выборы.
Комментарий Алексея Макаркина:
Предстоящие в сентябре региональные выборы – уже вторые в условиях специальной военной операции. Первые были в прошлом году, и перед ними лидер «Справедливой России – За правду» Сергей Миронов даже предлагал отменить голосование, заявив, что «у нас должно быть единение, все как один». Но выборы не отменили, а единения стало больше. При этом тема СВО почти исчезла из агитации – кандидаты говорят с избирателями о самых простых и насущных проблемах. Глобальные вопросы оставят до следующей кампании – президентской.
Тихие выборы в регионах Партии парламентской оппозиции демонстрируют консенсусное одобрение СВО и стали еще более осторожны в своей критике власти. Они соглашаются на периферийную роль на губернаторских выборах, рассчитывая, что такой подход позволит им договориться с властью о местах в региональных и муниципальных представительных органах. И надеются, что им не станут мешать вести избирательные кампании, а то и прямо выделят свободный округ. Поэтому и кампании в основном идут спокойно. За пределами консенсуса находится партия «Яблоко» – примечательно, что в традиционно важной для нее Псковской области суды первой инстанции постановили удовлетворить иски конкурентов и снять «яблочные» списки на выборах в районные собрания.
Возможно ли, чтобы в таких условиях действующий губернатор, который к тому же считается «государевым человеком» – то есть прошедший через президентское назначение врио главы региона, а уже потом избравшийся на должность, – проиграл выборы? Опыт 2018 года показал, что для этого достаточно упустить первый тур, потому что во втором происходит мощная протестная мобилизация. Против губернатора объединяются электораты остальных кандидатов, даже если эти кандидаты призывают проголосовать «за власть и стабильность». Но пять лет назад сработало два фактора: неожиданное повышение пенсионного возраста и моральный износ некоторых глав регионов, которые пошли на выборы, несмотря на низкие рейтинги. Сейчас возможностей для этого не видно – в условиях, когда сохраняется эффект «сплочения вокруг флага», появившийся в начале СВО и приведший к росту рейтинга президента и других властных институтов. В лояльных регионах кампании парламентской оппозиции малозаметны – в Кемеровской области на теледебаты не пришел ни один участник. В более протестных областях на всякий случай минимизируют риски. Предполагалось, что конкурентный сценарий выборов может быть реализован в Алтайском крае, но там кандидат от КПРФ, депутат Госдумы Мария Прусакова не преодолела муниципальный фильтр. В Якутии бывший мэр Якутска, ныне депутат Госдумы от «Новых людей» Сардана Авксентьева даже не выдвигала свою кандидатуру. Трехдневное голосование позволяет легче мобилизовать лоялистский электорат. Раньше провластных избирателей было трудно выманить в воскресенье на избирательные участки с участков садовых, теперь же они могут проголосовать в пятницу и спокойно отправляться за город. Единственный реализуемый сейчас реально конкурентный сценарий выборов – в Хакасии, но это исключение, подтверждающее правило. Дело в том, что глава республики Валентин Коновалов – единственный руководитель региона, не являющийся «государевым человеком». Он был избран в 2018м как оппозиционер, кандидат от КПРФ, сумел победить тогдашнего главу региона.
«Единая Россия» не только не поддерживает его (как Андрея Клычкова в Орловской области, который до избрания прошел через назначение врио губернатора), но и выступила против своего кандидата.
Поэтому из Хакасии идут сообщения о битвах политтехнологов, а в других регионах тишь да гладь. Как в Москве, где кандидаты от парламентской оппозиции дебатируют в отсутствие Сергея Собянина, конкурируя между собой за второе место. Избиратель уверенно опознает из них только Зюганова, да и то в немалой степени путая внука Леонида с дедом Геннадием.
Не пробьются даже с боем Миронов в прошлом году высказывал еще одну мысль – что надо дождаться «настоящей позитивной русской элиты, которая куется сейчас на фронтах спецоперации», и уже потом проводить выборы.
Вопрос об участии в политике ветеранов СВО непростой. Во-первых, боевые действия продолжаются, и большинству сейчас не до избирательных кампаний. Во-вторых, участвовать они могут, выдвигаясь от действующих партий или баллотируясь в качестве самовыдвиженцев. Однако второй вариант нередко сложный и затратный, а у партий и верхние (проходные) части избирательных списков, и одномандатные округа в основном уже поделены, поэтому ветеранов там не очень ждут. Включение же в списки на заведомо непроходные места может иметь только имиджевый эффект, да и то ограниченный. Дело в том, что граждане на региональных и муниципальных выборах прежде всего голосуют за кандидатов, которые помогут им решить местные проблемы. Кандидаты могут содействовать непосредственно избирателям (починить в доме крышу или соорудить во дворе новую детскую площадку) или локальному сообществу (отремонтировать дорогу или обустроить парк). Сторонники власти голосуют за единороссов, рассчитывая на их лоббистские возможности, избиратели оппозиции – за своих кандидатов, надеясь на то, что те будут успешно «давить» на власть. Ветерану СВО надо будет доказать, что он способен решить местные проблемы каким-либо из двух перечисленных выше способов.
Так что пока смены элит за счет привлечения кандидатов с боевым опытом не происходит ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Участие ветеранов носит довольно редкий характер, и даже избирательные комиссии пытаются понять, как соответствовать новым реалиям. Практика еще только нарабатывается. Красноречивый пример: территориальный избирком в Мурманской области отказал кандидату от КПРФ в размещении информации о его участии в СВО и наградах. Вышестоящий региональный избирком поправил – решено добавить эти сведения на плакаты, которые будут размещены на участках для голосования (в избирательные бюллетени включить эти данные не позволяет закон). Поэтому на выборы в основном идут политики – их не очень любят, но все равно за них голосуют. Причем некоторые политики успели поучаствовать в СВО.? Самый известный пример – кандидат на пост главы Хакасии от «Единой России» Сергей Сокол.
Доминирование местной повестки означает также, что в ходе кампании и сама тема СВО в основном остается на заднем плане – она проявится в следующем году на президентских выборах, где речь будет идти уже не о ремонте или обустройстве, а о выборе судьбы.
Сейчас же тема боевых действий продвигается партиями и кандидатами преимущественно в контексте социальной поддержки участников СВО и членов их семей – тема, актуальная для регионов и одобряемая населением. А так большинство избирателей хотели бы жить привычной жизнью, и участники выборов им, разумеется, не мешают.
Выборный сезон-2025 можно считать открытым с того момента, как Президент России Владимир Путин начал принимать у себя региональных глав, у которых в этом году истекают сроки полномочий, обсуждая с ними перспективы дальнейшего, скажем так, трудоустройства.
Комментарий Ростислава Туровского:Фактически [встречи Путина с губернаторами] означают запуск активной подготовки к выборам. →
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин - об итогах парламентских выборов в Германии.
Комментарий Алексея Макаркина:Главный результат подсчета голосов – не прошел «Союз Сары Вагенкнехт», которому для преодоления 5%-ного барьера не хватило 0,028%. А раз так, то не надо ломать голову над тем, как совместить в правительстве промышленников из ХДС/ХСС с экологистами из Зеленых. При Ангеле Меркель, стороннице закрытия АЭС и либеральной миграционной политики, это было возможно (хотя на практике «черно-зеленая» коалиция так и не сложилась). При Фридрихе Мерце и нынешней экономической ситуации – уже крайне проблематично. Консервативный баварский ХСС еще до выборов исключал договоренности с Зелеными. →
Государственники разных цветов и оттенков в последнее время вошли в настоящий идеологический клинч. Представители КПРФ в соцсетях жестко дискутируют с группой, условно говоря, белых патриотов, а те не менее однозначно отвечают. Это уже напоминает как бы продолжение гражданской войны вековой давности другими методами, так что спустя три года СВО патриотический консенсус заканчивается. Причиной тому служат то ли приближающиеся федеральные выборы, то ли внешнее воздействие, направленное на маргинализацию любых радикальных, хотя бы и в потенциале, течений. У левых и правых, погрязших в интернет-борьбе, остается меньше сил для реального оппонирования властям.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что красно-белую тему никто не инспирировал извне, она существует исторически. Он напомнил, что каждая сторона считает патриотами себя, а противников – антипатриотами. И во время СВО дискуссия логичным образом обострилась: «Левые говорят про связь Белого движения с либералами и Западом, а правые – про Ленина в пломбированном вагоне и Брестский мир. Для идеологических сил идеологические споры органичны. И вряд ли власть приложила к этому руку. Красные сейчас для власти неопасны, КПРФ ведет себя крайне осторожно во взаимоотношениях с ней, а белые и вовсе напоминают не политическую силу, а клуб по интересам». По мнению Макаркина, «опасны для власти только этнические националисты, те самые черносотенцы, но их лучше не упоминать вообще, тогда как наведенные дискуссии как раз бы и провоцировали на их упоминание». Что же касается левых, то они, называя черносотенцами своих оппонентов, часто просто обзываются, сказал «НГ» эксперт. «Поэтому это не столько некий план по аннигиляции политических оппонентов власти в объятьях друг друга, сколько традиционные для России дискуссии о судьбах Родины», – полагает Макаркин. →
Выборы в бундестаг, по мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, показали одну из главных проблем современной политики – партиям не так просто сохранить свою идентичность, то есть остаться самими собой. Те, кому это удалось сделать, выступили на них успешно. И, наоборот, проблемы с идентичностью способствовали снижению рейтингов
Комментарий Алексея Макаркина:На выборах произошел сдвиг вправо. Первые два места заняли партии, выступающие за ужесточение миграционной политики – ХДС/ХСС и «Альтернатива для Германии» (АдГ). Суммарно они получили почти половину голосов, чего с запасом хватило бы для формирования правительственной коалиции. Но глава ХДС Фридрих Мерц еще до выборов заявил, что не будет договариваться об альянсе с АдГ, – поэтому сейчас наиболее вероятным сценарием является «большая коалиция» с участием ХДС/ХСС и СДПГ, привычная по трем кабинетам Ангелы Меркель. По репутации Мерца уже ударило совместное голосование с АДГ в бундестаге 29 января по резолюции об ужесточении миграционной политики. Тем самым был пробит «брандмауэр» – неформальный запрет для всех остальных представленных в бундестаге партий на любое взаимодействие с АдГ. Возможно, это стоило ХДС/ХСС пары процентных пунктов на этих выборах. →
Закон о местном самоуправлении (МСУ) Госдума планирует одобрить 26 февраля. Регионам разрешат сохранять двухуровневую систему, то есть не ликвидировать МСУ в поселениях. За это выступили «Единая Россия», ЛДПР, а также «Новые люди», которые стали активно выступать в защиту муниципалов. Давние противники муниципальной реформы – КПРФ и «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) пока нащупывают границы дозволенной оппозиционности. А в «Яблоке», похоже, уже поняли, что его не пускают на это новое поле для легальной политической борьбы.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что коммунисты были активными сторонниками сохранения двухуровневой системы, а эсэры не захотели казаться менее оппозиционными. Он пояснил, почему КПРФ выступает против закона даже с учетом поправки Володина: «Поправку внесла ЕР, а КПРФ как партия оппозиционная просто не может ее поддержать». Макаркин отметил, что на низовом уровне МСУ изначально было много недовольных реформой – и даже предложение отложить ее до 2035 года не ослабило этого недовольства. Сейчас ЕР как бы пошла навстречу чаяниям снизу, но поскольку каждый регион будет принимать решение сам, то для протестной борьбы у партий появится легальное поле. Также эксперт заметил, почему регионам дали возможность решать самим: просто потому, что обратить вспять ликвидацию нижнего уровня не представляется возможным, где-то уже провели такую реформу, где-то считают целесообразным это сделать. →
Финский депутат Европарламента раскрыл требование США е евросателлитам согласовать за три недели решение украинского кризиса. Президент Франции Эммануэль Макрон в течение недели проводил консультации с главами стран ЕС и НАТО по этому вопросу. В понедельник Макрон вместе с премьером Британии Стармером посетят Вашингтон. Ранее сообщалось, что они готовы отправить на Украину свои войска.
Комментарий Алексея Макаркина:– На Трампа трудно повлиять – это раз, – говорит политолог. – Второе: Трамп постоянно меняет сигналы, которые от него исходят. До выборов он говорил, что решит украинскую проблему за сутки, а теперь говорит, что за год. И если посмотреть на высказывания его команды, то они тоже очень разные. Вэнс троллил Европу в Мюнхене за отсутствие демократии. А потом приходит госсекретарь Рубио и Европу успокаивает: говорит, что с ней надо сотрудничать, что никаких шагов навстречу России не делается и санкции никто не отменит. →
Глава Белого дома резко критикует коллегу из Киева. 47news спросил экспертов про аналогии и какие у современников перспективы.
Комментарий Алексея Макаркина:- Образцы поведения Трампа похожи на президентов конца XIX века. В частности, Уильяма Мак-Кинли (тоже республиканец, 25-й президент США, годы правления 1897-1901 - Ред.). Не зря одним из первых указов Трамп вернул имя Мак-Кинли горе на Аляске и предложил выбить портрет на горе Рашмор (на скале размещены лица четырех главных отцов-основателей США), - проанализировал политолог и вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин. - Но в целом психология отношений с партнерами у США очень простая. Предполагается полное политическое подчинение и предоставление ресурсов. Если максимально обобщать, то видим американский империализм, который подробно описывала советская пропаганда. →
Парламентские партии наращивают интенсивность информационных поводов, то есть усиливают предвыборную агитацию. И подтверждают, что будут соединять две электоральные кампании в одну – и единый день голосования (ЕДГ) 2025 года, и избрание Госдумы-2026. Агитационную агрессию проявляет вся системная оппозиция – КПРФ, ЛДПР, «Справедливая России – За правду» (СРЗП) и «Новые люди», при этом не выходя за рамки патриотического консенсуса. И потому, что в будущий созыв смогут попасть только такие депутаты, и из-за запроса широкого круга избирателей. Но остается вопрос: сохранят ли оппозиционеры наработанный потенциал после того, как пропагандистская машина «Единой России» включится на полную мощь того же самого патриотизма?
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Сейчас партии просто напоминают избирателям о себе, чтобы весной следующего года не начинать кампанию с нуля. В XX веке партии могли позволить себе перерывы между выборами, но особенность информационного общества в том, что если о чем-то не говорят, то это быстро забывается. Поэтому партии и действуют строго по принципу, что новая кампания начинается на следующий день после предыдущей, создают информповоды, чтобы о них просто говорили». Эксперт отметил, что у партий есть разрешенные темы двух типов: такие, по которым они говорили много лет подряд, и оперативные реакции на новые проблемы. →
В середине марта Госдума будет принимать в первом чтении поправки в избирательное законодательство, предложенные группой парламентариев во главе с сенатором Андреем Клишасом. Лейтмотив инициативы – это введение всеобщего электронного голосования (ЭГ), как дистанционного (ДЭГ), так и на участках через терминалы. Оппозиция высказывает опасения о конце выборов как таковых: «предсказуемость» результата дает власти возможность добиваться от партий и выдвижения только «предсказуемых» кандидатов. Однако, например, КПРФ пока не отказывается от борьбы за сохранение выборов хотя бы в нынешнем референдумном виде. Впрочем, скорее всего эта борьба окажется не менее декларативной.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что опасения оппозиции во многом алармистские хотя бы потому, что к формированию списков ЭГДЭГ прямого отношения все-таки не имеют. «Просто оппозиционеры свалили все свои проблемы в одну кучу. После принятии законопроекта главными для них становятся две проблемы: активная мобилизация сторонников власти на ДЭГ и невозможность мобилизовать туда своих избирателей», – пояснил он. Однако он согласен, что возможности и для протестов, и для контрпозиционирования сократились. И сейчас как усиление протестной риторики, так и скандализация выборов становятся для партий делом более рискованным, чем раньше. «Так что ввиду возросших политических рисков и безнадежности ситуации протесты будут носить имитационный характер», – полагает Макаркин. →
Прошедшие в Эр-Рияде переговоры в Кремле назвали важным шагом к урегулированию конфликта между Москвой и Киевом. На встрече делегаций России и США не было представителей Европы или Киева. Могут ли Вашингтон и Москва согласовать мирный план без участия Киева? Мнение опрошенных «ФедералПрессом» политологов разделилось: одни не считают Украину субъектом международных отношений и политически независимой, другие убеждены, что без Европы и Киева не может быть полноценных переговоров. Читайте подробнее – на «ФедералПресс».
Комментарий Алексея Макаркина:Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин с осторожностью говорит про будущие переговоры. Он напоминает, что спецпредставитель США по Украине Кит Келлог говорил о том, что переговоры будут идти без участия Киева, а госсекретарь США Марко Рубио – что нужно подключить к переговорному треку европейские страны. →